Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)

Презентация по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)

Экспрессивная лексика Автор: Ефимова Светлана Вадимовна МОУ «Нижнепенская СОШ...
Цели: познавательные: а) расширить уже известные ученикам сведения об экспрес...
Подготовка к ОГЭ В1. Выпишите из предложений 1-6 слова с суффиксами субъектив...
Подготовка к ОГЭ В2. Замените словосочетание «бабушкино дыхание», построенное...
Ответы: В1. бабаня, платочек. В2. дыхание бабушки.
Эмоциональная лексика 1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков,...
Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила...
Экспрессивная лексика нижнепенцев Автор: Лифинцев Дмитрий, ученик 7 класса МО...
Задачи: 1. Провести анализ народно-разговорной речи села Нижние Пены. 2. Запи...
Экспрессивная лексика - это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эм...
Лексика, выражающая положительную оценку понятий Дитёнок – ребенок, Детащка –...
Лексика, выражающая отрицательную оценку понятий Нечистая сила. - хвитина (су...
1. Каростовая – в болячках, язвах, 2. Припадошная (ый) – больной, 3. Пара´лищ...
Змея: Ужака, [ɣ]ад ни[ɣ]одный, змей, змей подколодный (на мужчину), казюля, а...
1. Хрюла –лицо, 2. Хряпа –большое лицо, 3. Чухонка (от сущ. чушка), зачухонна...
Пестюль[ɣ]а-худая. Пестюмея –худая,длинная. Птица
Экспрессивная лексика в наши дни «Ты как змей в огороде работаешь». «Всё на д...
1. Экспрессивные слова с положительной оценкой образовались от существительны...
В составе эмоциональной лексики можно выделить две группы Слова с суффиксами ...
Упражнения 1. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите...
Лингвистическая разминка
Что написано на плакатах? К Й Г А И Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л У А Р Н О К...
Ответы: Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт. Любите наш могучий язык! ...
Исследовательская работа в группах: Найдите экспрессивные выражения в отрывка...
1 группа -- Это не наша, -- продолжает Прохор. -- Это генералова брата, что н...
Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а р...
2 группа - С нами крестная сила! - шепнул Илья. - Эх вы, вороны! - крикнул Па...
- Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали мен...
3 группа Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотре...
- Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я теб...
Вопросы: Почему писатели использовали в своих произведениях данные слова? Как...
Творческое задание Напиши письмо другу, используя экспрессивные слова, содерж...
Итоги урока
Рефлексия Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания вызвали затру...
Домашнее задание 1. Выпишите из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» предложения с эксп...
1 из 36

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Экспрессивная лексика Автор: Ефимова Светлана Вадимовна МОУ «Нижнепенская СОШ» Р
Описание слайда:

Экспрессивная лексика Автор: Ефимова Светлана Вадимовна МОУ «Нижнепенская СОШ» Ракитянского района

№ слайда 2 Цели: познавательные: а) расширить уже известные ученикам сведения об экспрессив
Описание слайда:

Цели: познавательные: а) расширить уже известные ученикам сведения об экспрессивной лексике;  б) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;  в) провести наблюдения над функциями экспрессивных выражений в художественной речи; г) на материале исследовательской работы ученика 7 класса. «Экспрессивная лексика» рассмотреть особенности эмоционально окрашенных слов жителей села. воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение. поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения. развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

№ слайда 3 Подготовка к ОГЭ В1. Выпишите из предложений 1-6 слова с суффиксами субъективной
Описание слайда:

Подготовка к ОГЭ В1. Выпишите из предложений 1-6 слова с суффиксами субъективной оценки. (1) Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (2) Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: (3) - Вот ваши карточки, бабаня… (4) В синем платочке, да? (5) Это ваши, вы обронили, а я поднял. (6) Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он.

№ слайда 4 Подготовка к ОГЭ В2. Замените словосочетание «бабушкино дыхание», построенное на
Описание слайда:

Подготовка к ОГЭ В2. Замените словосочетание «бабушкино дыхание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

№ слайда 5 Ответы: В1. бабаня, платочек. В2. дыхание бабушки.
Описание слайда:

Ответы: В1. бабаня, платочек. В2. дыхание бабушки.

№ слайда 6 Эмоциональная лексика 1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, да
Описание слайда:

Эмоциональная лексика 1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, первопроходец. 2. Многозначные, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении слова: слон, медведь, змея ( о человеке). 3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, бабуля, солнышко - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.

№ слайда 7 Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила пр
Описание слайда:

Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний.

№ слайда 8 Экспрессивная лексика нижнепенцев Автор: Лифинцев Дмитрий, ученик 7 класса МОУ «
Описание слайда:

Экспрессивная лексика нижнепенцев Автор: Лифинцев Дмитрий, ученик 7 класса МОУ «Нижнепенская СОШ» Ракитянского района, Белгородской области

№ слайда 9 Задачи: 1. Провести анализ народно-разговорной речи села Нижние Пены. 2. Записат
Описание слайда:

Задачи: 1. Провести анализ народно-разговорной речи села Нижние Пены. 2. Записать все эмоционально окрашенные слова, которые использовали раньше в речи наши дедушки и бабушки. 3. Дополнить существующий словарь диалектных слов села Нижние Пены.

№ слайда 10 Экспрессивная лексика - это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоци
Описание слайда:

Экспрессивная лексика - это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, которые обладают яркой эмоциональной окраской. (Д. И. Розенталь «Словарь-справочник»)

№ слайда 11 Лексика, выражающая положительную оценку понятий Дитёнок – ребенок, Детащка – де
Описание слайда:

Лексика, выражающая положительную оценку понятий Дитёнок – ребенок, Детащка – деточка, Кобелик - собака, Вутёнок, [ɣ]усёнок, курёнок – птенцы, Мясушко – мясо, Ровночко, чисточко - ровно, чисто, Бедола[ɣ]а, бедолажка – несчастный, Тютики, тютюлики – щенки, Щшанёнащик,шшанощик – щеночек. Например: «У ней весь о[ɣ]ород у бурьинах, а она, бедолага, сидить на лавочке – ничего не успевает».

№ слайда 12 Лексика, выражающая отрицательную оценку понятий Нечистая сила. - хвитина (сущ.)
Описание слайда:

Лексика, выражающая отрицательную оценку понятий Нечистая сила. - хвитина (сущ.) хвитинный (прил.) - нечистая сила, - нечисть, - бесяка, - три[ɣ]одний, - сатана.

№ слайда 13 1. Каростовая – в болячках, язвах, 2. Припадошная (ый) – больной, 3. Пара´лищная
Описание слайда:

1. Каростовая – в болячках, язвах, 2. Припадошная (ый) – больной, 3. Пара´лищная (ый)- параличная, 4. Язва сибирская- ехидный человек. Например:«Пара´личнай тибя взял», «Штоб ты вытинулси» (к собаке). Болезнь, смерть

№ слайда 14 Змея: Ужака, [ɣ]ад ни[ɣ]одный, змей, змей подколодный (на мужчину), казюля, аспи
Описание слайда:

Змея: Ужака, [ɣ]ад ни[ɣ]одный, змей, змей подколодный (на мужчину), казюля, аспит, змею[ɣ]ан. Например, «Все о[ɣ]урцы змеюг[ɣ]ан порвал и наскосы через о[ɣ]ороды убе[х]». Животные, птицы

№ слайда 15 1. Хрюла –лицо, 2. Хряпа –большое лицо, 3. Чухонка (от сущ. чушка), зачухонная –
Описание слайда:

1. Хрюла –лицо, 2. Хряпа –большое лицо, 3. Чухонка (от сущ. чушка), зачухонная –неопрятная. 4. Рылятник (от сущ. рыло) – большое лицо. Свинья

№ слайда 16 Пестюль[ɣ]а-худая. Пестюмея –худая,длинная. Птица
Описание слайда:

Пестюль[ɣ]а-худая. Пестюмея –худая,длинная. Птица

№ слайда 17 Экспрессивная лексика в наши дни «Ты как змей в огороде работаешь». «Всё на двор
Описание слайда:

Экспрессивная лексика в наши дни «Ты как змей в огороде работаешь». «Всё на дворе ровночко и чисточко».

№ слайда 18 1. Экспрессивные слова с положительной оценкой образовались от существительных п
Описание слайда:

1. Экспрессивные слова с положительной оценкой образовались от существительных при помощи суффиксов – ок,-к, -ик, -ушк; и наречий с помощью суффиксов – очк. 2. Экспрессивная лексика нижнепенцев состоит из существительных, прилагательных, причастий и наречий. Присутствует прямой порядок слов в предложении с выделением экспрессивного слова. 3. В диалектную речь нижнепенцев входят экспрессивные выражения, которые содержат положительную и отрицательную оценку понятий. В свою очередь, слов, содержащих отрицательную оценку понятий, в речи оказалось больше. 4. Экспрессивные слова с негативной окраской эмоциональны и очень обидны по своей сути. Особенности экспрессивной лексики:

№ слайда 19 В составе эмоциональной лексики можно выделить две группы Слова с суффиксами суб
Описание слайда:

В составе эмоциональной лексики можно выделить две группы Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: 1.положительные эмоции - сыночек, дочурка. 2. отрицательные эмоции – детина.

№ слайда 20 Упражнения 1. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, к
Описание слайда:

Упражнения 1. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают. Злюка, тихоня, лодырь, щедрый. 2. Составьте предложения со словами: Домишко и домик, старец и старичок; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов. 3. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов. Река-речка-речушка-реченька-речонка.

№ слайда 21 Лингвистическая разминка
Описание слайда:

Лингвистическая разминка

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Что написано на плакатах? К Й Г А И Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л У А Р Н О К М
Описание слайда:

Что написано на плакатах? К Й Г А И Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л У А Р Н О К М Г З Р И М Й О О Т А А Ш Х

№ слайда 24 Ответы: Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт. Любите наш могучий язык! Хор
Описание слайда:

Ответы: Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт. Любите наш могучий язык! Хорошо знай грамматику!

№ слайда 25 Исследовательская работа в группах: Найдите экспрессивные выражения в отрывках х
Описание слайда:

Исследовательская работа в группах: Найдите экспрессивные выражения в отрывках художественных текстов: 1 группа. А.П.Чехов «Хамелеон», И.С.Лесков «Левша». 2 группа. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 3 группа. В.М.Шукшин «Микроскоп», Д.И.Фонвизин «Недоросль».

№ слайда 26 1 группа -- Это не наша, -- продолжает Прохор. -- Это генералова брата, что наме
Описание слайда:

1 группа -- Это не наша, -- продолжает Прохор. -- Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч... -- Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? -- спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. -- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали? -- В гости... -- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий... Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным. -- Я еще доберусь до тебя! -- грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади. ( А.П.Чехов «Хамелеон»)

№ слайда 27 Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а роди
Описание слайда:

Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании. -- Вы,-- говорят,-- обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим. -- Этого,-- ответил левша,-- никогда быть не может. -- Почему так? -- Потому,-- отвечает,-- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы. -- Вы,-- говорят англичане,-- нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим. -- Евангелие,-- отвечает левша,-- действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее. (Н.С.Лесков «Левша»)

№ слайда 28 2 группа - С нами крестная сила! - шепнул Илья. - Эх вы, вороны! - крикнул Павел
Описание слайда:

2 группа - С нами крестная сила! - шепнул Илья. - Эх вы, вороны! - крикнул Павел. - Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились. (Все пододвинулись к котельчику и начали есть дымящийся картофель; один Ваня не шевельнулся.) Что же ты? - сказал Павел. Но он не вылез из-под своей рогожи. Котельчик скоро весь опорожнился. - А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то? - спросил Федя. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. (И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»)

№ слайда 29 - Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня с
Описание слайда:

- Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети. - Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда? - А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб. - Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? - обыкновенно спрашивал Иван ванович. - Как не хотеть! голодна, как собака. - Гм! - отвечал обыкновенно Иван Иванович. - Так тебе, может, и мяса хочется? - Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна. - Гм! разве мясо лучше хлеба? - Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо. При этом старуха обыкновенно протягивала руку. - Ну, ступай же с богом, - говорил Иван Иванович. - Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! - и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему. (Н.В.Гоголь. « Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

№ слайда 30 3 группа Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела
Описание слайда:

3 группа Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что -- правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом: -- Ох, да за што же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Ох, да лишний-то раз кусочка белого не ела-а!.. Ох, да и детушкам своим пряничка сладкого не поку-пала!.. Все берегла-то я, берегла, скважина ты кривоносая-а!.. Ох-х!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!.. -- Где это они у тебя рваные-то ходют? -- не вытерпел он. -- Замолчи, скважина! Замолчи. Съел ты эти денюжки от своих же детей! Съел и не подавился... Хоть бы ты подавился имя, нам бы маленько легче было. -- Спасибо на добром слове, -- ядовито прошептал он. -- М-хх, скважина!.. Где был-то? Может, вспомнишь?.. Может, на работе забыл где-нибудь? Может, под верстак по-ложил да забыл? (Шукшин В.М. «Микроскоп»)

№ слайда 31 - Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе,
Описание слайда:

- Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. - Скажи, болван, чем ты оправдаешься? - Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас. Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься. Митрофан. Да вот и батюшка. (Фонвизин Д.И. «Недоросль»)

№ слайда 32 Вопросы: Почему писатели использовали в своих произведениях данные слова? Какая
Описание слайда:

Вопросы: Почему писатели использовали в своих произведениях данные слова? Какая лексика преобладает в исследуемых текстах?

№ слайда 33 Творческое задание Напиши письмо другу, используя экспрессивные слова, содержащи
Описание слайда:

Творческое задание Напиши письмо другу, используя экспрессивные слова, содержащие положительную оценку понятий.

№ слайда 34 Итоги урока
Описание слайда:

Итоги урока

№ слайда 35 Рефлексия Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания вызвали затрудне
Описание слайда:

Рефлексия Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Какие задания показались интересными?

№ слайда 36 Домашнее задание 1. Выпишите из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» предложения с экспрес
Описание слайда:

Домашнее задание 1. Выпишите из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» предложения с экспрессивными выражениями. 1 вариант из 1,2 действий. 2 вариант из 3,4,5 действий. 2. Напишите сочинение-рассуждение: ««Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской в устной и письменной речи». «Экспрессивная лексика в моей речи».

Презентация по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Эмоциональная окраска слова может выражать не только положительную оценку, но и отрицательную оценку называемого понятия, например, бабка. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).   В то же время следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

  В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.

2. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

 Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. В русском языке немало слов, у которых к их номинативному значению добавляется элемент экспрессии. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.

Автор Ефимова Светлана Вадимовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 624
Номер материала 11221
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы