Инфоурок Начальные классы ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему "Употребление прилагательных в прямом и переносном значении" (3 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Употребление прилагательных в прямом и переносном значении" (3 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Употребление прилагательных в прямом и переносном значении" (3 класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Здравствуй , небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй , матушка-...

    1 слайд

    Здравствуй , небо голубое,
    Здравствуй, солнце золотое.
    Здравствуй , матушка- земля,
    Здравствуйте, мои друзья!

  • 
ПРИЁМ «ЗХУ»

    2 слайд


    ПРИЁМ «ЗХУ»



  • критерии оценивания 

1.Точность и ясность ответов
2. Слаженность в работе.
3...

    3 слайд

    критерии оценивания

    1.Точность и ясность ответов
    2. Слаженность в работе.
    3. Креативность.
    4. Регламент выступления



    Антонимы -это слова, противоположные по смыслу.

  • Повторение об имени прилагательном. 1. Что такое имя прилагательное?
2. На ка...

    4 слайд

    Повторение об имени прилагательном.
    1. Что такое имя прилагательное?
    2. На какие вопросы отвечает?
    3. Как оно изменяется?
    4.В каком числе изменяется по родам?
    5.С какой частью речи связано?
    6.Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

  • К.пуста,  в.р.бей,
 .рбуз,  м.дведь, 
п.льто,  ябл.ко.

    5 слайд

    К.пуста, в.р.бей,
    .рбуз, м.дведь,
    п.льто, ябл.ко.

  • К  .  ПУСТА А

    6 слайд

    К . ПУСТА
    А

  • В  .  Р .  БЕЙОО

    7 слайд

    В . Р . БЕЙ
    О
    О

  •    . РБУЗА

    8 слайд

    . РБУЗ
    А

  • М . ДВЕДЬЕ

    9 слайд

    М . ДВЕДЬ
    Е

  •  А П . ЛЬТО

    10 слайд

    А
    П . ЛЬТО

  • ябл …коАОоМолодцы!

    11 слайд

    ябл …ко
    А
    О
    о
    Молодцы!

  • Тема урока:«Употребление имён прилагательных в прямом и переносном значении»...

    12 слайд

    Тема урока:
    «Употребление имён прилагательных в прямом и переносном значении».





  • Посмотрите, правильно ли ученик понимает значения этих слов?

Какие он допуст...

    13 слайд

    Посмотрите, правильно ли ученик понимает значения этих слов?

    Какие он допустил ошибки и почему?

  • ПЫЛАЮЩИЕ ЩЕКИ
СВЕТЯЩАЯСЯ  УЛЫБКАЗАКОВАННАЯ ВОДА

    14 слайд

    ПЫЛАЮЩИЕ ЩЕКИ

    СВЕТЯЩАЯСЯ УЛЫБКА
    ЗАКОВАННАЯ ВОДА

  • Он перепутал прямое и переносное значение слова

    15 слайд



    Он перепутал прямое и переносное значение слова


  • ПРЯМОЕ

	прямо указывает на предмет,
	действие,
	явление 

седая голова
волч...

    16 слайд

    ПРЯМОЕ

    прямо указывает на предмет,
    действие,
    явление

    седая голова
    волчий хвост
    ПЕРЕНОСНОЕ
    переносит прямое значение слова на другой предмет

    седая зима
    волчий аппетит

    ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

  • Таким образом, перенос значения слова служит для создания образной и выразит...

    17 слайд



    Таким образом, перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются:
    ЭПИТЕТЫ (холодный взгляд)




  • Переносное значение:    Прямое значение:золотая зорька          золотая моне...

    18 слайд

    Переносное значение:    Прямое значение:
    золотая зорька          золотая монета
    горячее желание          горячая вода
    тяжелое чувство          тяжелая сумка
    сердитая зима         сердитая соседка
    сонные березки         сонная девочка
    шелковые косы         шелковые нити
    душистая весна          душистый мед

    Подберите заголовок к каждому столбику.
    Придумайте 2 предложения, используя словосочетания из каждого столбика.

  • СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАТЕМ ПРИДУМАЙТЕ ПРИМЕР С ПР...

    19 слайд








    СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАТЕМ ПРИДУМАЙТЕ ПРИМЕР С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ




  • Работа с учебникомстраница 199
 упражнение №410     упражнение № 411- письмен...

    20 слайд

    Работа с учебником
    страница 199
    упражнение №410 упражнение № 411- письменно


  • 
ИГРА
«Собери словосочетания»

    21 слайд


    ИГРА
    «Собери словосочетания»


  • 
ПРИЁМ «ЗХУ»

    22 слайд


    ПРИЁМ «ЗХУ»



  • 23 слайд

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Прямое и переносное значение имен прилагательных"

Краткосрочный план

 

Класс   3 «а»

Предмет

Русского языка

Дата

11.03.14

Урок 1

Тема урока:

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

Ссылки, ресурсы:

Мультимедийная  доска,  учебник, критерии оценивания, опорные таблицы,  презентация, раздаточный материал( карточки, полоски со словами), оценочные листы,  , таблица «ЗХУ» обратной связи, таблица правил по теме, коробочки с надписью: «прямое значение» и «переносное значение», светофоры

Цель:

Обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов и умение употреблять их в речи.

Задачи урока:

1.Формировать знания о прямом и переносном значении имён прилагательных; умение находить и различать их в тексте и правильно употреблять в речи.

 2. Развивать речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение доказывать правильность выбора своего  решения, используя изученные правила; навыки группового взаимодействия: взаимопроверка, ОдО

4.Воспитывать внимательность, культуру общения в группах, любознательность.

Результат  обучения: (А,Б,В)

А: умеют точно раскрывать смысл фразеологических оборотов, самостоятельно составлять предложения с именами прилагательными в прямом и переносном значении; сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог.

Б: могут распознать в тексте имена прилагательные в прямом и переносном значении; умеют  самостоятельно классифицировать их по группам, делают выводы

В: знают и понимают, как составить словосочетания на основе прямого значения в переносном значении по аналогии, умеют записывать, читать, сравнивать их между собой.

Вид деятельности  (краткий ход урока с указанием подходов и времени)

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть:  

 3 мин.

Использование ИКТ

Презентация -

(слайд№1)

 

 

 

 

 

1.Организует, активизирует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой

Учитель создаёт «Круг радости»

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мой друзья!

 

 

 

2.формирует на группы по признакам весны. Раздаёт индивидуальные карточки  с учётом качественных прилагательных из стихотворения. Учитывает  попадания в каждую группу учеников А,Б,В.

1.Дети читают стихотворение(слайд №1),

проверяют готовность к уроку,

настраиваются на продуктивную работу и групповое взаимодействие.

 

2.По строчкам из четверостишия

рассаживаются по основным приметам весны: 1гр – голубые облака ,2- солнышко,3- подснежник, 4- ласточки

Дети составляют правила в группах.

Основная часть

1.Погружение в тему. (5 мин)

  Коллективная работа.

 

 

 

 

Приём КМ «ЗХУ»

 

 

 

 

 

Использование ИКТ.

 

 

ОдО  Выработать критерии успешности.(2мин)

(слайд №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка знаний.

Задание №1 ОдО

ДО   «Поймай вопрос» работа в группах (слайд №4)

ОО по баллам (тесты)

(3 мин)

 

 

 

ВО Разноуровневые задания

ОдО приём «Сверь с образцом» (слайды № 5-11)

(5мин)

 

 

2.Работа по теме урока. (отработка практических навыков)

Работа с  рисункам

(слайд № 14-17)

 

ОДО«Светофор»

(5мин)

 

 

 

3. Проверка понимания.

Работа в тетрадях.

(4мин)

ВО приём «разноуровневые задания»

 

 

4.Закрепление пройденного.

НПО, КМ

Приём «Групповая дискуссия»

(слайд  № 18-19)

ОдО взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа с учебником.

(слайд № 20)

ОдО «Светофор»,

 

 

 

 

 

 

НПО, КМ

Приём «Групповая дискуссия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО, КМ

Приём «Групповая дискуссия»

ОдО «Светофор»,

взаимооценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО

Приём «Сформулируй, потом отвечай»

 

ОдО «Светофор»,

взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуализация знаний.

Формулировка темы, задач урока.

-Ребята, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

-Назовите прилагательные, которые есть в этом четверостишие.

- Что вы можете сказать о них?

-Вам понятен смысл двух прилагательных?

Представляет таблицу «ЗХУ».

 

 

 

А цель нашего путешествия научиться употреблять и различать имена прилагательные в прямом и переносном значении.(слайд №2)

 

Учитель предлагает учащимся выработать  критерии успешности.

Провести на всех этапах урока взаимооценку   групп. Используя рефлексивную таблицу с символами каждой группы (На постере клеют цветы.

Зелёный - хороший ответ

Желтый – неполный ответ

Красный – слабый ответ)

 

 

2.Фронтальный опрос по пройденной теме.

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-Как оно изменяется?

 -В каком числе изменяется по родам?

-С какой частью речи связано?

-Как определить число, род и падеж имени прилагательного?

«групповая дуэль»

 

3.Словарная работа

«Картинный  диктант»

 

 

 

 

 

4. Диалог учителя с учениками по проблемному вопросу:

-Посмотрите, правильно ли ученик понимает значения этих слов?

Какие он допустил ошибки и почему?

-Подберите  заголовок к каждому столбику.

-Придумайте 2 предложения, используя словосочетания из каждого столбика.

-Разберите по составу.

 

 

 

 

Писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут неожиданные и более точные переносные значения. Попробуйте найти их в тексте.

Работа в группах:

I группа

1.Упр. № 411 стр. 180

Составьте словосочетания со словами в переносном значении:

Волчий хвост – волчий……………….

Золотое перстень-………………..

Крепкий сон - крепкий……………..

2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?

 

3.Найдите в тексте прилагательные с переносным значением, которое передает чувство автора к изображаемому предмету и является образным определением. Подчеркните их.- Упр.410 стр.179

Вспомните, как они называются?

Побледневшие, нежно-стыдливые,

 Распустились в болотной глуши

 Белых лилий цветы молчаливые,

 И вокруг них шелестят камыши.

 (К. Бальмонт)____________________

II группа

1. Упр. № 411 стр. 180

Составьте словосочетания со словами в переносном значении:

Железная дверь - железная………

Холодный день- холодный…………

Медвежья шкура – медвежья ………

 

2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?

 

3. Найдите в тексте примеры, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью…

Вспомните, как они называются?

Упр.410 стр.179

Тропами потаенными, глухими,

 В лесные чащи сумерки идут.

 Засыпанные листьями сухими,

 Леса молчат - осенней ночи ждут.

 (И.Бунин)________________________

III группа

1. Упр. № 411 стр. 180

Составьте словосочетания в переносном значении:

Светлая кофта-…………

 Хрупкая ваза – хрупкая ……………

 

2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?

 

3.Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении. Это средство очень близко к скрытому сравнению. А знаете, как оно называется? Запишите.

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков.

Потом наладился встречный - в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.Шукшин)______________________

IV группа

Работа со словарём Ожегова.

Интересно, что некоторые слова имеют очень много значений, например:

Золотой- 7 значений

Как вы думаете, откуда же берется несколько значений у одного и того же слова?

_________________________________

 

Вывод: Таким образом, перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются:

- метафора (костер рябины красной)

 - олицетворение (запела капель)

 - эпитет (холодный взгляд)

1. Работа в тетради Записывают число, классная работа;

Прописывают  образцы букв и элементов.

 

Предполагаемые ответы:

-голубое, золотой

-цвет чистого неба, а вот почему «золотое», а не желтое?

Дети заполняют 1 и 2 колонки  «ЗХУ»: что вы знаете о прилагательном, и что хотите узнать.

 и читают тему урока.

 

 

Дети составляют критерии оценивания и заполняют таблицу:

1.Точность и ясность ответов

2. Слаженность в работе.

3. Креативность.

4. Регламент выступления

     

 

 

 

2.А: Не участвуют в опросе, выполняют индивидуальное задание по карточкам –тесты. (ОО)

Б и В:участвуют в устном опросе.

 

 

 

 

 

3.А: составляют предложения

Б: составляют словосочетания

и В:списывают, вставляют буквы, ставят ударение.

 

 

 

 

 

Групповая работа:

Б и В: разбор картинок, их  анализ.

А: синтезируют все ответы и делают вывод.

Все: на экране читают общее правило о правильном употреблении имён прилагательных.

 

А: выписывают прилагательные и разбирают по частям

Б: составляют предложения

В: подбирают заголовки к каждому столбику слов.

 

 

Ребята записывают словосочетания со словами в переносном значении: в той же последовательности что и на карточках, подают сигнал об окончании работы, коллективная проверка

В: могут воспользоваться помощью членов группы.

Учителя с помощью сигнала светофора.

А,Б: оказывают помощь. Взаимопроверку.

Ответы:

Волчий аппетит

Золотой характер

Крепкий орешек

 

 

 

 

 

Эпитеты

 

1.Самостоятельная работа

по учебнику.

В:могут воспользоваться помощью членов группы.учителя с помощью сигнала светофора.

Ответы:

Железная воля

Холодный взгляд

Медвежья услуга

 

2. Самостоятельная работа

по учебнику.

В: могут воспользоваться помощью членов группы, учителя с помощью сигнала светофора.

А.Б: Самостоятельно составляют вывод по теме

Ответ детей:

Олицетворение

 

 

 

Самостоятельная работа

по учебнику.

В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.

Светлая душа

Хрупкая девочка

 

 

2. Самостоятельная работа

по учебнику.

В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.

Б: Самостоятельно составляют вывод по теме

 

Ответы детей: метафора

 

 

 

 

А: работа со словарём Ожегова. Дети ищут и выписывают несколько значений в переносном значении, перечисляют, анализируют и соотносят эти выражения с прямым значением.

 

 

А,Б,В: читают все.

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть:

1)приём «Собери выражения»

2)ОдО «ЗХУ»

3)ОО

4)Рефлексия. Приём «Цветочная поляна»

1)- Распредели  полоски со словами по двум коробкам словосочетания в прямом и переносном значении

2)Заполнение третьей колонки таблицы.

3) Сумативное оценивание учителя (по ходу урока).

4) Красные цветы – очень уверен

    Желтые цветы -  немного уверен

   Зелёные цветы – не уверен.

 

Заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ»

 

 

Ресурсы:

 

§  Правила группы

§  Экран «Критерии успешности»

§  Мешочек с фасолью

§  Эмблемы с рисунками

§  карточки-со словами в прямом и переносном значении.

§  образцы для самопроверки, светофоры.

§  Презентация по теме

§  Таблица «ЗХУ»

§  Словарь Ожегова

§  цветные маркеры

§  тетради, учебники

§  рефлексия- плакат «Цветочная поляна»

§  коробочки со словами –прямое и переносное значение

Домашнее задание:

 

 

Стр181 упражнение 413

         

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 348 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 3072
    • PPTX 2.8 мбайт
    • 82 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куанышева Гульмира Касымовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куанышева Гульмира Касымовна
    Куанышева Гульмира Касымовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8589
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе