Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Учимся писать
сжатое изложение
2 слайд
Цели:
1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;
2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
3 слайд
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение
(т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
8 слайд
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
9 слайд
Запомни!!!
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
10 слайд
11 слайд
Три способа сжатия текста:
1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.
12 слайд
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.
13 слайд
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
14 слайд
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
15 слайд
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
16 слайд
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
17 слайд
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
18 слайд
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
19 слайд
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
20 слайд
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
21 слайд
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
22 слайд
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
23 слайд
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
24 слайд
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
25 слайд
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
26 слайд
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
27 слайд
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
28 слайд
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
29 слайд
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
30 слайд
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
31 слайд
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
32 слайд
Этапы
работы
с текстом
33 слайд
1 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
34 слайд
У хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
35 слайд
Типы планов:
Вопросный;
Назывной;
Тезисный.
36 слайд
2 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.
2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
37 слайд
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения - 90-100 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
38 слайд
Помни!!!
Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!
39 слайд
Желаю успеха!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация может быть полезна учителям русского языка, рабтающим в 8-9 классе.
Последовательно рассматриваются цели, задачи, этапы работы над сжатым изложением. Автор предлагает образное сравнение работы над сжатым изложением, которое нравится ученикам и позволяет запомнить суть работы.
Подробно изложены три способа сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. На каждый случай предложены примеры-задания с последующим вариантом правильного ответа.
В презентации рассмотрены этапы работы с текстом. Типы планов: вопросный, назывной, тезисный. Предложены условия работы над каждым этапом изложения.
6 661 760 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Щепинская Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.