Главная / Начальные классы / Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)

предлог приставка глагол корень
предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень...
Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: ...
Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: ...
Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель,...
водопад водолаз косогор высокогорье
Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а ...
забота, заезд, замена, запах
лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок ...
-ек- -ик-
- ищ -
основа
Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 предлог приставка глагол корень
Описание слайда:

предлог приставка глагол корень

№ слайда 5 предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень пр
Описание слайда:

предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень приставка суффикс окончание основа

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кт
Описание слайда:

Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?» теремок к теремку в теремке

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кт
Описание слайда:

Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?» теремок к теремку в теремке терем теремочек

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель, го
Описание слайда:

Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель, горе, горный, высокогорье, водица, горевать, водопад, горняк, водолаз, водить, гористый, горка.

№ слайда 12 водопад водолаз косогор высокогорье
Описание слайда:

водопад водолаз косогор высокогорье

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а кон
Описание слайда:

Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а конь цел будет. А кто вправо поедет – сам жив будет, а коню погибель.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 забота, заезд, замена, запах
Описание слайда:

забота, заезд, замена, запах

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок вор
Описание слайда:

лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок воронёнок

№ слайда 19 -ек- -ик-
Описание слайда:

-ек- -ик-

№ слайда 20 - ищ -
Описание слайда:

- ищ -

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 основа
Описание слайда:

основа

№ слайда 23 Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н
Описание слайда:

Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Состав слова.»

 

Цели и задачи урока:

·        закрепить знания детей о частях речи и частях слова;

·        обобщить и систематизировать знания учащихся о морфемах слова, их функциях;

·        закрепить умения разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова, с помощью приставок и суффиксов образовывать новые слова;

·        развивать навык написания орфограмм в разных частях слов;

·        воспитывать любовь к родному слову, интерес к чтению художественных произведений

 

Пособия: разработка мультимедийного урока,

                 книги со сказками,

                 плакаты.     

Ход урока 

--- Добро пожаловать на урок русского языка в 3 классе.

---  Ребята, все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капелек воды, лес – из деревьев, а из чего состоит речь? (Из предложений)

--- Из чего состоят предложения? (Предложения из слов).

--- А слова? Слова тоже можно поделить на части. Частям слов и посвящен наш сегодняшний урок. Вы сегодня покажете, что вы узнали по теме «Состав слова»  /слайд 1/

--- Сегодня на уроке ваши знания вы будете демонстрировать не только своим родителям, но и ещё некоторым гостям. Ваши знания хотят проверить герои сказок. (слайд 2)

--- Поднимите руки, кто любит читать сказки? На какие группы можно разделить сказки по их происхождению или написанию? (На народные и авторские).

А по сюжету? (На волшебные, бытовые и сказки о животных.)

---Какие сказки вы читали? Какие сказки являются вашими любимыми?

 

 ---Отгадайте, кто придет к нам в гости первым: эта героиня очень умна, у нее есть волшебная книга, она иногда летает по воздуху на золотой колеснице. (Это Елена Премудрая.)   (слайд 3)

Елена Премудрая приготовила для вас три испытания. Она любит во всем порядок и аккуратность.

Испытание 1

--- На какие группы можно разделить эти слова?   (слайд 4)

--- Какие слова относятся к группе «Части речи»?   (слайд5)

--- Какие ещё части речи вы знаете? Охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры.

/стихи читают наизусть дети/

(предлог)

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под.

Из леса, к лугу, на поляну,

у кустика, с тропинки, в яму,

от речки, около дороги –

Пиши отдельно все предлоги.

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под –

их ещё раз прочитай

и уже не забывай.

(имя существительное)

Сова, лиса, осёл, коза,

собака, кошка и оса,

петух, корова, бегемот,

рыбак, кузнец, река и плот.

Весна, черёмуха, листва,

кусты, грибы, роса, трава.

Дома, дороги и моря –

всё в мире названо, друзья!

(имя прилагательное)

Я смотрела из окна,

мне вся улица видна.

Деревянная скамья,

на скамье сидит семья:

старый дедушка седой,

внук – красивый, молодой, мама с папой, а у ног –

серый, м аленький щенок.

Если будете внимательными,

то найдёте прилагательные.

(местоимение)

Вместо имени предмета

говорим мы слово: ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

всем известные слова.

Это, без сомнения,

слова  - МЕСТОИМЕНИЯ.

--- Какие слова относятся к группе «Части слова»?

--- Какие ещё части слова вы знаете?

---Молодцы! (клоун)

--- Давайте вспомним, в каком порядке вы разбирали слова по составу. (слайд 6)

--- А теперь мы поподробнее остановимся на каждой части слова.

--- Прочитайте текст. /слайд 7/

 «Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?»

--- Из какой сказки эти слова? Кто автор этой сказки?

--- Какие слова часто повторяются в тексте? Чем отличаются эти слова? Назовите окончание в каждом слове.

--- Что вы знаете об окончании? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении ( для образования формы слова.)   (слайд 8)

--- Являются ли эти слова однокоренными? Почему?   /слайд 9/

--- Какие слова называются однокоренными?  (Слова с одним корнем, имеющие сходство в значении.)

/Стихотворение о корне/!!!

--- Назовите корень в этих словах.   /щелчок/

--- Назовите однокоренные слова.   ( терем, теремочек)   /щелчок/

--- А что такое корень? (Главная общая часть родственных слов)     /слайд 10/

Испытание 2

--- Второе испытание – навести порядок в волшебной книге Елены Премудрой.  (слайд 11)

--- Здесь все слова перепутались. Как вы думаете, как можно навести порядок? В какие две группы можно распределить слова? (В группы однокоренных слов)

Задание по вариантам 

I вариант – к слову вода, II вариант – к слову гора (после выполнения задания варианты проверяют друг друга: вода, водный, подводник, водяной, водица, водичка, водолаз, водопад; гора, горный, горка, пригорок, высокогорье, косогор, гористый, горняк)

--- Какие слова вы не взяли? Почему? (водить, водитель, горе, горевать – другое значение, не являются однокоренными)  (щелчок)

--- Что вы особенного заметили в словах водолаз, водопад, высокогорье, косогор? (сложные слова, два корня)  Как образуются сложные слова?   /слайд 12/

(Разобрать слова на доске, с объяснением их значения и образования) 

Испытание 3

--- Третье испытание – разгадать тайну имени Елены, почему она Премудрая? (очень мудрая)

--- Какая часть слова дает такое значение? (приставка ПРЕ)

--- В имени какой героини есть еще такая приставка? (Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная)

(Запись и разбор слов Премудрая, Прекрасная по составу (ученик у доски) 

--- А как обычно зовут главных героев в русских сказках? (Иван-царевич). Какие сказки вы знаете, где есть этот персонаж?   (слайд 13)

--- На пути Ивана-царевича каменный столб. Как вы думаете, что на нем написано? (Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а конь цел будет. А кто вправо поедет – сам жив будет, а коню погибель.)) (слайд 14)

 

--- В каких словах  есть приставка? Какое значение они здесь имеют? (Направление движения, начало действия)

(Запись слов в тетради, выделение приставки.) 

--- Что такое приставка, и какую роль она играет в словах? (часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов)

(слайд 15)

/Стихотворение о приставке/!!! 

--- Что вы знаете о правописании приставки на? (приставки на, за, над пишутся с гласной а)

--- Для вас задание от Ивана-царевича -  найти лишнее слово:

забота, заезд, замена, запах(слайд 16)

(Разобрать слова по составу по очереди.

Как образованы эти слова? ) 

--- Как вы думаете, почему Ивана-царевича так зовут? (сын царя) Как образовано слово царевич? (с помощью суффикса –евич)

--- Отгадайте, кто к нам еще пришел. Этот мальчик не послушал свою сестру и напился из копытца. Да, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка из одноименной сказки. (слайд 17)

--- Какими словами они называются в сказке? (ласковыми)

--- Да, их называют ласково, с любовью. Какая часть в слове придает ласковое значение?

(Запись слов, разбор по составу на доске: сестрица Алёнушка, братец Иванушка).

---  Какие еще вы знаете уменьшительно- ласкательные суффиксы? (Таблица: -к-, -ик-, -ек-, -еньк-, -оньк- и др.) 

--- В кого превратился Иванушка, когда попил водицы из копытца? Что обозначает слово козлёнок? С помощью какой части слова оно образовано?

--- С помощью суффиксов  -онок-, -ёнок- образуйте слова, называющие детенышей животных: (слайд 18)

(Устная работа.) 

лиса –

волк –

мышь –

медведь –

ворона -

--- Аленушка и Иванушка приготовили для вас интересное задание: уменьшить предметы. Как вы думаете, с помощью какой части слова это можно сделать? Учтите, что предметы будут уменьшаться только в том случае, если вы вставите нужный суффикс: -ек-, -ик-. (слайд 19)

(Комментированное письмо (работа по цепочке)

карандаш –

орех –

цветок –

ковер –

ключ –

платок –

гвоздь –

(По ходу образования слова записываются в тетради, выделяется суффикс.) 

--- А с помощью какого суффикса предметы можно увеличить? (-ищ-) (слайд 20)

--- Давайте попробуем. Я называю слова, а вы увеличьте их с помощью суффикса   -ищ-    (щелчок).

(Устная работа)

У волка -        ...

 не хвост, а   ...;

не лапы, а     ...;

не зубы, а     ...!

--- Какой же страшный получился волк! Но мы его не боимся, правда, ребята? Мы же его можем уменьшить в размерах. Давайте попробуем:

хвостище -   ... (хвостик)

лапища -   ...(лапки)

зубища - ... (зубки) (щелок)

 

--- Какие получились по значению пары слов? (противоположные) Как они называются? (антонимы) Какая часть слова помогала нам менять значение слова?

Что же вы можете сказать о суффиксе? Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

 (слайд 21)

Подведение итогов.

 

1.     --- Блицопрос.   / слайд 22/

--- Из каких частей состоит слово?

--- Может ли слово состоять из основы и нулевого окончания?

 ( привести примеры)

--- Может ли корень быть основой? (приведите примеры)

--- Может ли быть основа слова без корня? Почему?

--- Какие части слова могут входить в состав основы слова?

            --- Назовите общую главную часть всех однокоренных слов. (корень)

            --- Как называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)

            --- Назовите часть слова, которая служит для изменения формы слова (окончание)

            --- Части слова, которые служат для образования новых слов (приставки, суффиксы)

            --- Часть слова, которая находится перед корнем (приставка)

            --- Часть слова, которая находится после корня (суффикс)

            --- Назовите орфограммы корня, приставки, суффикса.

2.--- Небольшая самостоятельная работа. (слайд23) /объяснение работы и выполнение её учениками/ Проверяем устно, опрашиваем каждого ученика.

            3.---  И последнее задание: составьте слово по подсказкам.

1)    В слове есть окончание и основа.

2)    Основа состоит из трех частей.

3)    Корень тот же, что в словах  обмен, менять, изменить.

4)    Приставка такая же, как в слове переделать.

5)    Суффикс тот же, что в слове травка.

6)    Окончание – первая буква алфавита

 

(слайд 24 ПЕРЕМЕНКА)

Автор Шиманская Юлия Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1602
Номер материала 18967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓