Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку на тему "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3класс)

Презентация по русскому языку на тему "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные3 класс 43 урокУч...

    1 слайд

    Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные3 класс 43 урок
    Учитель: Игнатьева О.Д.

  • Каллиграфия12 ноября
Классная работа
Мм ЛлФ.И.О

    2 слайд

    Каллиграфия
    12 ноября
    Классная работа
    Мм Лл
    Ф.И.О

  • Вспоминаем то, что знаемСлова, у которых …, называются сложными. 
б) В слож...

    3 слайд


    Вспоминаем то, что знаем

    Слова, у которых …, называются сложными.
    б) В сложных словах есть буквы … гласных о, е.
    в) После букв … согласных пишется соединительная буква о.
    г) После букв … согласных пишется соединительная буква е.
    д) После букв ж и ш пишется ...

  • Вспоминаем то, что знаемСлова, у которых два корня, называются сложными.
б)...

    4 слайд


    Вспоминаем то, что знаем

    Слова, у которых два корня, называются сложными.
    б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных о, е
    в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква о.
    г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква е.
    д) После букв ж и ш пишется е.

  • Вспоминаем то, что знаем– Назовите лишние слова.
Бензовоз, привоз, лесовоз,...

    5 слайд


    Вспоминаем то, что знаем

    – Назовите лишние слова.
    Бензовоз, привоз, лесовоз, молоковоз.
    Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.
    Петропавловск, Борисоглебск, Москва, Каменогорск.
    Природоведение, математика, литература.
    – Выпишите только те «лишние» слова, которые являются сложными.

  • Определяем основной вопрос урока– Прочитайте слова в столбиках. Что их объеди...

    6 слайд

    Определяем основной вопрос урока
    – Прочитайте слова в столбиках. Что их объединяет? А что отличает?
    – Надпишите вопрос, на который они отвечают.
    тугодум высокомерный
    рифмоплёт любознательный
    книголюб жизнерадостный
    – О ком говорят, употребляя в речи эти слова?
    – Предположите, какой будет тема урока.
    – Составим план урока.
    План
    1. Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека.
    2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи.

  • Применяем знания, развиваем уменияУпр. 136
– Что общего у всех этих слов?...

    7 слайд


    Применяем знания, развиваем умения
    Упр. 136
    – Что общего у всех этих слов?
    – Объясните лексическое значение каждого слова.
    Упр. 137
    Записать:
    Вариант I. 2–3 слова, называющие положительные черты характера.
    Вариант II. 2–3 слова, называющие отрицательные черты характера.

  • Применяем знания, развиваем умения– Мы очень часто используем сложные слова,...

    8 слайд


    Применяем знания, развиваем умения
    – Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова.
    (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицый ...)
    Это интересно:
    – А знаете ли вы, что означает слово курносый? Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить; корноухий – короткоухий). Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.
    – Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова.

  • Самооценка– Что тебе нужно было сделать? 
– Удалось тебе выполнить задание?
–...

    9 слайд

    Самооценка
    – Что тебе нужно было сделать?
    – Удалось тебе выполнить задание?
    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?
    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
    – Какой был уровень задания?
    – Какие умения формировались при выполнении этого задания?
    – Какую отметку ты бы себе поставил?
    – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.

  • Итог урока




 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали...

    10 слайд

    Итог урока





    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
    – В чём испытали затруднения?
    – Кто сегодня получил отметку в дневник?
    – За что?
    Д/з Упр. 6 с. 117

  • Спасибо!

    11 слайд

    Спасибо!

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Русский язык "Школа 2100" 3класс 43урок

Ι. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 Языковая разминка.

1.Рассказ учителя о происхождении слов.

– Знаете ли вы, ребята, что некоторые привычные слова раньше были сложными?

– Что такое шиворот? Вот история этого слова. Слово шиввначале означало «шея». Возникло сложное слово шивоворот– «шейный ворот», затем одно вовыпало, и образовался современный шиворот.

Слово скатерть образовалось от сложного дъскотерть, т.е. кусок полотна для вытирания стола (дъск, или доска, первоначально обозначало стол).

– А что может рассказать вам географическая карта? (На ней много названий, некоторые из них – сложные слова.)

– Почему города получили такие названия: Волгоград, Магнитогорск, Целиноград, Петрозаводск, Новосибирск, Владивостоки т.д.?

– Прочитайте (либо читает учитель) об истории названия города Волоколамск в упр. 86 («Дидактический материал»).

Ученики записывают 2–3 названия городов, которые являются сложными словами.

 

2.– Назовите лишние слова.

Бензовоз, привоз, лесовоз, молоковоз.

Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.

Петропавловск, Борисоглебск, Москва, Каменогорск.

Природоведение, математика, литература.

– Выпишите только те «лишние» слова, которые являются сложными. Есть ли в них что-нибудь общее? (2-й корень.)

– Подчеркните орфограммы.

– Какие виды орфограмм вы выделили?

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Прочитайте слова в столбиках. Что их объединяет? А что отличает?

– Надпишите вопрос, на который они отвечают.

тугодум                    высокомерный

рифмоплёт               любознательный

книголюб                   жизнерадостный

– О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке, о его чертах характера.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)

 

– Составим план урока.

План (примерный)

1. Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека.

2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи.

 

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

ΙV. Развитие умений – применение знания

Работа в учебнике.

1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней.

– Что общего у всех этих слов? (Они сложные; характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи.)

– Объясните лексическое значение каждого слова. (Лежебока– лентяй, буквально – тот, кто много лежит на боку; водохлёб– тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду, и т.д.)

– Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.)

– Как называются такие слова? (Синонимы.)

Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы.

(В слове сладкоежка– 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежкаи наблюдают за чередованием согласных в корняхед-, еж-.

2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.

Коллективная работа над значениями слов.

Запись по вариантам.

Вариант I. 2–3 слова, называющие положительные черты характера.

Вариант II. 2–3 слова, называющие отрицательные черты характера.

3. Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека.

– Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицыйи т.д.)

Это интересно:

– А знаете ли вы, что означает слово курносый? Слово курносыйпервоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. короткий(сравните: обкорнатьобрезать, укоротить; корноухийкороткоухий). Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог новыпал, после чего стали говорить корносыйи, наконец, курносый.

– Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока

– Выполните задание № 7, тема 3 в рабочей тетради. Сравните свой ответ с ключами в приложении.

– Почему лишним оказалось слово заботливый? (Это не сложное слово, в нём один корень забот-.)

– Возможны ли другие варианты ответа? Своё мнение обоснуйте. (Слово слабовольныйназывает отрицательную черту человека, а все остальные – положительные.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание

1. Упр. 6, с. 117.

2. Н.Задание № 8, тема 3 в рабочей тетради.

П.Задание № 9, тема 3 в рабочей тетради.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 375 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 717
    • PPTX 679.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатьева Ольга Дмитриевна
    Игнатьева Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 339357
    • Всего материалов: 127

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 43 регионов