Разработка
урока по теме: «Порядковые числительные»
с
презентацией
Тип урока:
- комбинированный
Задачи урока:
Образовательная:
- совершенствовать умения отличать числительные от других
частей речи, связанных с понятием числа;
- формировать умения различать порядковые числительные по
вопросам, значению, синтаксической роли в предложении;
- научить правильно склонять порядковые числительные.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, делать общие выводы;
- научить применять полученные знания в работе с
лингвистическими текстами.
Воспитательная:
- развивать культуру общения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска,
таблица
« Порядковые числительные», компьютерная презентация,
учебник Русский язык.
Этапы урока
1.Организационный момент.
1 мин.
2. Актуализация знаний, проверка
домашнего задания.
8 мин.
3. Изучение нового материала.(презентация) 17
мин.
4. Закрепление изученного материала.
10 мин.
5.Физкультминутка.
3 мин.
6.Рефлексия.
3 мин.
7.
Инструктаж по домашнему заданию. 3 мин.
Ход
урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос-беседа и
работа у доски по карточкам с заданием: Сделать синтаксический разбор
предложения: 1.Семеро одного не ждут. 2.Интересная передача начинается в семь
часов.
3. - Пока ребята работают у доски,
давайте вспомним правила, которые пригодятся нам в дальнейшем. Для этого трое
ребят приготовили нам
«тонкие
и толстые вопросы» (Слайд).
-
Сколько тебе лет?
- На
каком этаже ты живешь?
- В
каком году ты поступил в школу?
- На
какие разряды делятся числительные?
- Как
называются числительные, состоящие из двух корней?
- Как
изменяются количественные числительные?
- Какие
числительные имеют всего две формы?
- Дайте
объяснение, почему количественные числительные так называются?
- В чём
различие количественных и порядковых числительных?
-
Согласны ли вы с утверждением, что пятерка – имя числительное?
-
Предположите, что будет, если исчезнут все числительные?
- Для
чего нам нужно изучать имена числительные?
Два
сильных ученика проверяют работы у доски и оценивают.
3.Проверка домашнего задания упр.372 проводится «по
цепочке».
- Что еще мы знаем о количественных числительных? (
Количественные числительные бывают простые, сложные и составные; обозначают
целые числа, дробные и собирательные; числительные 40,90,100, полтора,
полутораста имеют только две формы; у числительных от 50 до 80 и от 200 до 900
склоняются обе части; в составных числительных склоняются все слова.
- Какие имена числительные называются порядковыми? (
Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов
при счете).Они образованы от количественных числительных.
Выполним несколько заданий(слайды № 6,7,8)
4. Изучение нового материала.
Коллективная работа. Работа над правилом
§66.
- На проекторе записаны числа 50, 287,
1945, 11, 5. Ребята, запишите эти числа как порядковые числительные в сочетании
с существительными размер, страница, год, класс, сутки.(слайд №11)
-Просклонять порядковые числительные
6,1,5.9,12(слайд13)
– Какой вывод можно сделать из этого? (
Порядковые числительные изменяются по числам и родам, обозначают порядок
предметов при счете и отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? )
- А теперь откройте тетради для правил и
запишите несколько особенностей порядковых числительных:
а) Порядковые числительные также бывают
простые, сложные и составные (слайд
№15);
б) В составных порядковых числительных
склоняется только последнее слово. (слайд №16)
в) Сложные порядковые числительные
пишутся слитно (-сотый,-тысячный,-миллионный) (слайд №17)
г) При склонении сложных числительных
первая часть всегда имеет форму Р.п., а вторая зависит от рода, числа и падежа
порядкового числительного.(слайд №18)
д) Окончания в порядковых числительных
такие же, как и в прилагательных. (слайд №20)
е) Порядковое числительное в названиях
событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном
падеже.(слайд №23)
6.Морфологическая разминка.
– Какая ещё часть речи отвечает на эти
вопросы? ( Имя прилагательное).
– Посмотрите внимательно на доску! Здесь
записаны три группы слов. Вам нужно из каждой группы убрать одно лишнее слово.
Игра «Третий лишний»
1. Первый, другой, второй.
2. пятый, сотый, новый.
3. Третий, лисий, седьмой.
– Почему эти слова лишние? (Это
прилагательные).
– А как вы узнали? Ведь они тоже
отвечают на вопрос какой? (Прилагательное обозначает признак предметов, а
числительное - порядок предметов при счете)
7.Работа у доски.
( закрепление: отличие имён
прилагательных от имён числительных) Тронул
верхушки первый солнечный луч, и просветлел лес.
-Выделите грамматическую основу
предложения и объясните постановку запятой.
– Выпишите из предложения два
словосочетания, главным словом которых будет слово луч. Что между ними общего?
первый луч
солнечный луч
числ. + сущ.
прил. + сущ.
Числительное
первый отвечает на вопрос какой? И относится к слову луч так, что
числительное согласовано с сущ. в м. р., в ед. ч., в И. п.
|
Луч (какой?). Существительное луч стоит в м.р., в ед.
ч., в И. п., значит, прилагательное солнечный тоже - в м. р., в ед. ч.,
в И. п.
|
- Чем же
тогда отличается числительное от прилагательного? (Числительное можно заменить
цифрой (1 луч), прилагательное – нельзя).
Вывод. Порядковые числительные, как и
прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
- Каким членом предложения является
порядковое числительное? (Как и прилагательное в предложении выступает в роли
определения) (слайд №21)
8.Самостоятельная работа
(закрепление темы: склонение составного порядкового числительного)
Самостоятельно в тетрадях просклоняйте
порядковые числительные:1-й ряд-2000 год, 2-й ряд-2012 год. Выделите
окончания.
Два сильных ученика склоняют имена
числительные у доски
И.
|
двухтысячный год
|
две тысячи двенадцатый год
|
Р.
|
двухтысячного года
|
две тысячи двенадцатого года
|
Д.
|
двухтысячному году
|
две тысячи двенадцатому году
|
В.
|
двухтысячный год
|
две тысячи двенадцатый год
|
Т.
|
двухтысячным годом
|
две тысячи двенадцатым годом
|
П.
|
(о)двухтысячном годе
|
(о) две тысячи двенадцатом годе
|
9. Физкультминутка
– проверка.
Проверим,
кто самый внимательный.
-
Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – поднять обе
руки вверх, когда я назову числительное, и развести в стороны, когда назову
другую часть речи
Двойной,
тройка (лошадей), шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой,
десятичная (дробь), три, две седьмых, пятиклассник, сто, столетний, сотый (по
списку),пять, пятак, двойка, первые, двухтысячный, шестидесятилетний,
трехмиллионный.
10. «А знаете ли вы?»
В нашей жизни много знаменательных дат.
Они тоже являются порядковыми числительными. Есть два способа правописания
таких дат. (слайд № 23)
8 Марта , Восьмое марта, 9 Мая, Девятое
мая
11. Творческая работа.
Вы должны придумать поздравление с
наступающим Восьмым марта или другим календарным праздником, используя в этом
поздравлении порядковые числительные (спросить 2-3 человека, указать на ошибки,
исправить).
12.Подведение итогов урока
1.С какими числительными мы
познакомились подробнее?
2.На какие вопросы они отвечают?
3.Что обозначают?
4.Как изменяются?
Проверь себя (слайд №24)
«Рефлексивные
вопросы» Данные
вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в
группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания
другой:
1.
Что показалось вам сегодня трудным?
2.
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
3.
Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?
4.
Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны?
5.
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
6.
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли
вы свои успехи?
7.
Были ли моменты недовольства собой?
8.
Какую пользу вы извлекли из этого урока?
9.
О чем хотелось бы поговорить подробнее?
10.
Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?
На
стадии рефлексии как вариант можно предложить задание устно или письменно:
«Закончи
предложение».
Позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное
суждение. Например:
«Если
бы я раньше знал про…, то…»;
«На мой
взгляд, … – это…»;
«Самым
интересным для меня на занятии было…».
14.Оценки за
урок.
15.Домашнее задание
1.§66 , правила выучить, упр. 382
2.Найти и выписать из учебника по
литературе пять предложений с порядковыми числительными и дать им
характеристику.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.