Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова "Косцы" (Страдная пора)

Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова "Косцы" (Страдная пора)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова "Косцы" (Страдная пора)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка к сочинению по картинеУрок развития речи

    1 слайд

    Подготовка к сочинению по картине
    Урок развития речи

  • Г.Г.Мясоедов «Косцы»(Страдная пора)

    2 слайд

    Г.Г.Мясоедов
    «Косцы»(Страдная пора)

  • Лексическая работаСтрадная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне  б...

    3 слайд

    Лексическая работа
    Страдная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью – собрать и сохранить налившуюся рожь.

  • 4 слайд

  • Выполните задания:1. Опишите кратко пейзаж, изображённый на картине.
2.Какой...

    5 слайд

    Выполните задания:
    1. Опишите кратко пейзаж, изображённый на картине.
    2.Какой предстает природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её необозримый простор и мощь?
    3. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?

  • Опишите подробно:-ржаное поле
-небо
-облака
-косцов:
А) старший косарь
Б) кос...

    6 слайд

    Опишите подробно:
    -ржаное поле
    -небо
    -облака
    -косцов:
    А) старший косарь
    Б) косарь в белой рубахе
    В) юноши-косари
    Г) женщины-крестьянки

  • Подумай и ответьНасколько тяжел труд в страдную пору?
Стремился ли художник п...

    7 слайд

    Подумай и ответь
    Насколько тяжел труд в страдную пору?
    Стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне его красоту?
    Какое настроение создаёт картина Г.Г.Мясоедова? Как удалось художнику его передать?

  • Поэтические строкиЗреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит втер...

    8 слайд

    Поэтические строки
    Зреет рожь над жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит втер прихотливый
    Золотые переливы.

  • Поэтические строкиНад безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на ми...

    9 слайд

    Поэтические строки
    Над безбрежной жатвой хлеба
    Меж заката и востока
    Лишь на миг смежает небо
    Огнедышащее око.
    (А.А.Фет)

  • Поэтические строкиРаззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер...

    10 слайд

    Поэтические строки
    Раззудись, плечо!
    Размахнись, рука!
    Ты пахни в лицо,
    Ветер с полудня!
    (А.Кольцов)

  • Поэтические строкиВыше пояса
Рожь зернистая
Гремит колосом
Почти до земли....

    11 слайд

    Поэтические строки
    Выше пояса
    Рожь зернистая
    Гремит колосом
    Почти до земли.
    (А.Кольцов)

  • Объяснительный диктант.Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконе...

    12 слайд

    Объяснительный диктант.
    Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков, мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой, русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей, широкоплечий крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

(по Львовой)

Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы»

 

I. Рассмотрение картины Г. Мясоедова «Косцы» (упр. 412 (2), беседа по вопросам)

 

Выясним, понятно ли шестиклассникам название картины, и в случае необходимости дадим определение: страдная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь.

После этого попросим определить жанр картины (пейзаж) и кратко описать изображённое на полотне. Чтобы облегчить учащимся задачу, предложим вопросы.

-- Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине. (На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным  небесным пространством.)

-- Какой предстаёт природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её необозримый простор и мощь? (Природа изображена величественной, во всей своей мощи и торжествующей красоте. Ощущение её величия и простора, необозримости пространства создаёт высокое ясное небо, широко раскинувшееся над морем золотой ржи.)

-- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему? (На картине изображён жаркий полдень: пейзаж словно пропитан летним зноем, солнечный свет пронизывает всё пространство, и широкие его лучи горят золотом на жаркой ниве; небо светлое, ясное.)

-- Опишите подробнее ржаное поле. (Пространство полей простирается на первом плане картины. Высокие колосья выписаны на фоне ясного неба. Тонкие стебли сгибаются под тяжестью зёрен. Они колышутся ветром и сейчас упадут под мощными взмахами косарей. Среди золота ржи белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко возвышается репейник.)

-- Опишите небо. (Небо занимает большее пространство картины. Бескрайним шатром оно накрывает просторы полей. Небесный свод пронизан солнцем и сам излучает свет: светится над линией горизонта небесный простор, сияет розовая гряда облаков. Две птицы на заднем плане теряются в огромном пространстве, и это позволяет острее ощутить его бесконечность.)

-- Кто оказывается в центре внимания художника? Опишите косцов. (В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом коса они словно приближаются к нам, и мы представляем, как мерно и широко вздымаются плечи косарей, как золотистыми грудами падают срезанные колосья. Фигуры крестьян, плоть от плоти земли русской, величественно вырастают из золотого бескрайнего простора, как будто один за другим они выходят из самой земли.

Первым, как русский богатырь, выступает могучий старик с широкой седой бородой. Он ведёт за собой остальных, на него равняются, с ним сверяют свои силы более молодые косцы, стараясь не отстать. Сильными, свободными движениями  срезает он рожь. В его движениях нет тяжёлой усталости. Русые с сединой волосы крестьянина перехвачены венком из золотых колосьев – словно короной увенчал этого богатыря русского художник. С достоинством и удивительным благородством несёт эту корону крестьянин. Лицо его спокойно и сосредоточенно, он поглощён работой. Суровый взгляд из-под седых кустистых бровей прикован к земле.

За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверенно машет он косой. Его широкое лицо обрамлено русой бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстегнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится у старших крестьян.

Рядом с косцами, не отставая, сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины изображены на втором плане, но мы понимаем, что в этот знойный летний день они без устали трудятся наравне с мужчинами.

-- Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору? (Этот труд был очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму.)

-- Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне его красоту? (Мясоедов, несомненно, в полной мере понимал, насколько трудной для крестьян была страдная пора. Но художник стремился показать светлую сторону действительности. Живописец воспевает и поэтизирует крестьянский труд, передаёт на своём полотне всю его красоту и величие. Косцы одеты в светлую, яркую одежду: они выходят на уборку урожая как на праздник. Крестьяне работают слаженно, увлечённо. Мерно вздымаются их плечи, и движения эти рождают определённый ритм, как в музыке. Уборка урожая для изображённых на картине косцов не тяжкое бремя, а необходимый и радостный труд, и участие в общем труде определяет достоинство каждого из них. Лица их серьёзны и даже суровы, но это показывает убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание их собственной значимости в общем деле.)

-- Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова? Как удалось художнику его передать? (Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся величественным пейзажем -- необозримым пространством золотого поля ржи, ясным, высоким небом, пышными розовыми облаками. Художник сумел показать красоту и мощь русской природы.)

 

II. Выразительное чтение и анализ текстов и составление плана сочинения (упр. 412 (3))

 

                   План сочинения может быть таким.

 

                   I. Сюжет картины Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)».

                   II. Пейзаж.

                            1. Ржаное поле.

                            2. Небо, облака.

                   III. Косцы.

                            1. Описание косарей:

а) старший косарь;

                                      б) косарь в белой рубахе;

в) юноши-косари;

г) женщины-крестьянки.

         2. Отношение крестьян к труду.

IV. Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника.

 

III. Словарная работа

 

Предложим учащимся сильного класса послушать и записать стихотворные строки, в которых воспевается красота русской природы и красота крестьянского труда, и порекомендуем соотнести  эти строки с содержанием картины и использовать их в сочинении.

 

Зреет рожь под жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы. […]

 

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

(А. Фет)

 

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

(А. Кольцов)

Выше пояса

Рожь зернистая

Гремит колосом

Почти до земли.

(А Кольцов)

 

С целью подбора лексического материала для написания сочинения, а также для отработки орфографических умений проведём объяснительный диктант.

Задание. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку словосочетания, объясняя изученные орфограммы.

 

Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.

 

 

Домашнее задание: упр. 412 (4).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 178 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 489
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 654
    • PPTX 1.3 мбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Санькова Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Санькова Марина Александровна
    Санькова Марина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25772
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 11 регионов

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе