Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему: "Подготовка к ГИА. А3. Средства выразительности речи".

Презентация по русскому языку на тему: "Подготовка к ГИА. А3. Средства выразительности речи".

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразео...
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРА...
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ФРАЗЕОЛО...
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРА...
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРА...
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТ...
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРА...
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРА...
9. Укажите предложение, в котором средством художественной выразительности ре...
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФР...
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФР...
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СР...
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭП...
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФР...
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭП...
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИ...
17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТ...
18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СР...
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СР...
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СР...
21-30 (самостоятельно) Укажите предложение, в котором средством выразительнос...
22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕ...
23. В каком предложении средством выразительности является ЭПИТЕТ? 1. Этот ак...
24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕ...
25. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНИТ...
26. В каком предложении средством выразительности речи является ЭПИТЕТ? 1. Он...
27. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНЕН...
28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФР...
29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФР...
30. Укажите предложения, в которых языковым средством выразительности являетс...
Ответы: 1. 2 2. 1 3. 3 4. 4 5. 1 6. 2 7. 3 8. 2 9. 3 10. 1
1. В каком примере средством выразительности речи является фразеологизм? 1. Н...
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мет...
3.Укажите предложение с фразеологическим оборотом. 1. Хозяева маленького лесн...
4. Укажите предложение с метафорой. 1. Это было щуплое существо размером чуть...
5. Укажите предложение с фразеологизмом. 1. Когда ему было лет девять, он час...
6. Укажите предложение со сравнением. 1. Ты будешь для меня единственным в це...
7. Укажите предложение с метафорой. 1. Погасшее небо плотнее прижалось к сонн...
8. Укажите предложение с метафорой. 1. Однажды он принёс в класс несколько пр...
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1....
10. Найдите сравнения. 1. Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась впе...
Ответы: 1. 3 2. 4 3. 1 4. 4 5. 4 6. 2 7. 1 8. 2 9. 2 10. 2,4
11. Найдите сравнение. 1. Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гига...
12. Найдите фразеологизм. 1. – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – ...
13. Найдите фразеологизм. 1. Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо бо...
14. Найдите метафору. 1. Юноша решил добиться справедливости и возвратить пох...
15. Найдите фразеологизм. 1. И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешн...
16. Найдите фразеологизм. 1. Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересье...
17. Найдите метафору. 1. Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Г...
18. Найдите сравнение. 1. Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером,...
19. Найдите гиперболу. 1. Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь! 2. А вредная всё...
20. Найдите метафору. 1. Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньк...
Ответы: 11. 3 12. 2 13. 3 14. 2 15. 3 16. 4 17. 3 18. 3 19. 1 20. 1
21 - 36. (Самостоятельно) Найдите метафору. 1. Старичок с длинной седой бород...
22. Найдите метафору. 1. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно ра...
23. Найдите метафору. 1. И осторожно, говоря так ласково, как это можно было,...
24. Найдите олицетворение. 1. Одну рябину, росшую возле обочины современной б...
25. Укажите метафору. 1. У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2. Тетерев...
26. Найдите олицетворение. 1. Например, опишите вьющийся куст этих красных цв...
27. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубо...
28. Найдите метафору. 1. Много историй и сказок знал дед, но все сказы начина...
29. Найдите метафору. 1. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация ...
30. Найдите противопоставление. 1. Ученик, отступающий от правил школы, - не ...
31. Найдите фразеологизм. 1. Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла д...
32.Найдите метафору. 1. Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и гря...
33. Найдите метафору. 1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на...
34. Найдите фразеологизм. 1. Когда Юра начал вытаскивать из массивного письме...
35. Найдите метафору. 1.Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кров...
36. Найдите фразеологизм. 1. Если бы он родился человеком, то о нём обязатель...
Ответы: 21. 3 22. 4 23. 2 24. 3 25. 1 26. 1 27. 4 28. 4 29. 1 30. 3 31. 3 32....
1 из 70

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеолог
Описание слайда:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1. На фарфоровом блюдечке – пузатенькая, детская чашечка с мучным супом – зеленоватой жидкостью-болтанкой – и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. 2. Затеваю игру в дочки-матери со своим любимым мишкой, хотя он отнюдь не походит на «доченьку». 3. Мама больше не берёт меня с собой – в институте холодно, скучаю и путаюсь у всех под ногами. 4. Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. А 3

№ слайда 2 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕО
Описание слайда:

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Дверь распахнулась, и на пороге появился директор Михал Михалыч. 2. В мёртвой тишине директор прошёл по рядам и сел на последнюю парту. 3. Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. 4. Урок кончился, прошла перемена, снова затарабанил звонок, и теперь должна была начаться литература.

№ слайда 3 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ФРАЗЕОЛОГИЗ
Описание слайда:

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Через минуту, когда Толик пришёл в себя, вокруг никого не было. 2. Кто-то широкоплечий и складный стремительно настигал то одного, то другого, и парни падали, как кегли. 3. Пошатываясь, Толик приподнялся, побежал на помощь избавителю и застыл от удивления. 4. В зале было прохладно, тихо, лишь строгие команды тренера отдавались гулким эхом где-то под потолком.

№ слайда 4 4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕО
Описание слайда:

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Есть ли цена жестокости, коли она не от войны? 2. Согласен: есть на белом свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может, не должно его быть. 3. Есть необыкновенная радость, и кто станет спорить, что она дороже обыкновенного счастья, что она ценнее маленькой радости? 4. Случилось то, что выбрал сам конюх Мирон.

№ слайда 5 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕО
Описание слайда:

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. У него были маленькие чёрные глаза под лохматыми бровями. 2. Я помахал ей рукой: салют, мол, салют собаководам. 3. Лифт не работал, и это сильно охладило наш пыл. 4. В это время Кит увидел кошку и обнаружил дикую сноровку и скорость.

№ слайда 6 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФО
Описание слайда:

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. 1. Жизнь геолога – это долгие месяцы кропотливой обработки материалов. 2. Это результат огромного труда, и далеко не каждому дано её сделать. 3. Когда я собирался ехать к нему в депо и мне представлялась его работа, память сразу подсказала привычные слова: стальные магистрали, по ним мчатся день и ночь составы, машинист зоркими глазами смотрит вдаль… 4. Через рельсы то и дело норовили перебежать люди, сокращая себе путь. Мой новый знакомый всю жизнь проработал на этой дороге.

№ слайда 7 7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕ
Описание слайда:

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. Это случилось с ним в девятом классе школы: внезапно Володя охладел ко всему, даже к шахматному кружку, который тот час же без него развалился. 2. И работу свою он делал не так чтобы уж очень ловко – наверно, сердился на тех людей, которые снимали его для кино. 3. Он вообще умел вдруг отделяться от всех, начинал жить не болтовнёй, а размышлениями, словно забирался в какую-то нору. 4. Я очень хорошо помню, как ты собирался пойти в лётчики, а потом в сыщики.

№ слайда 8 8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕ
Описание слайда:

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика. 2. Предания рассказывают, как он развил силу голоса: заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, брал в рот камешки, чтобы научиться чисто произносить звук «р». 3. История жизни Демосфена поучительна и для нашего времени. 4. По обычаю того времени, он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк.

№ слайда 9 9. Укажите предложение, в котором средством художественной выразительности речи
Описание слайда:

9. Укажите предложение, в котором средством художественной выразительности речи является МЕТАФОРА. 1. Но только надо становиться и знатоком таких книг: уметь отличать лучшие от худших, выделять любимого автора, разбираться в книгах со знанием дела. 2. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! 3. Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. 4. Он разглядывал в них цветные фотографии – они были очень красивыми – и произносил слова, которые звучали замечательно.

№ слайда 10 10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕ
Описание слайда:

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Но это тоже оказалась книжка: она называлась «Палуба пахнет лесом». 2. Последним вошёл Юрка Селиверстов, который тащил что-то очень большое, очень тяжёлое, всё завёрнутое в бумагу и перевязанное верёвками. 3. День рождения прошёл на все сто: мы болтали, хохотали, танцевали! 4. А потом я заснула, и мне приснилось, как будто я уже бабушка и мне сто лет.

№ слайда 11 11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕ
Описание слайда:

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Глупый лай испуганно оборвался, и в трубке раздались короткие гудки отбоя. 2. Была какая-то неповторимая прелесть в редких Анютиных звонках. 3. Анюта схватила телефонную трубку и, думая лишь о том, как бы покрепче досадить зазнавшейся подружке, набрала знакомый номер. 4. – Ну ты даёшь, Митрофан! – придя в себя, произнесла Катя.

№ слайда 12 12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВН
Описание слайда:

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. Я ей ничего не сказал, быстренько позавтракал, надел кеды и спортивный костюм, пулей выскочил из квартиры и помчался по ступеням. 2. И вдруг, откуда ни возьмись, из-под мостика показалась взлохмаченная голова Наташки Цветковой. 3. Я хотела как лучше, а ты теперь, наверное, ненавидеть меня будешь. 4. И я от её радости на секундочку поверил, будто и правда мы были летающими людьми.

№ слайда 13 13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕ
Описание слайда:

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1. Скрипка маленькая, её на стенку повесить можно. 2. Обычно мы с ней подолгу разговариваем, потому что мы учимся в одном классе и живём в одном доме и нам есть что обсудить. 3. Я сняла со стены мою маленькую светло-коричневую скрипочку, раскрыла ноты и принялась водить смычком по струнам. 4. Берёшь ящичек, проводишь по нему палочкой, и вдруг ящичек начинает петь, и душа начинает трепетать от глубоких чувств.

№ слайда 14 14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕ
Описание слайда:

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Я страшно этим гордилась, потому что мне очень нравилось, когда ребята, живущие в нашем дворе, звали нас «Люська большая» и «Люська маленькая». 2. Все очень удивлялись, и говорили, что между нами чёрная кошка пробежала, и приставали к нам, почему мы поссорились, а никто из нас не мог толком этого объяснить. 3. После школы я теперь не выходила во двор: мне там нечего было делать. 4. Когда от Люськи наконец пришло письмо, я так обрадовалась, что у меня даже руки немножечко дрожали.

№ слайда 15 15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕ
Описание слайда:

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1. О собаке я мечтал всю свою жизнь, с самого рождения. 2. Но ведь не я же, втайне собирая деньги, которые родители дают на завтраки в школе и всякие пустяки, что так необходимы любому мальчишке, купил в конце концов великолепный ошейник из жёлтой кожи и с заклёпками. 3. Это по состоянию на сегодняшнее утро! 4. Мама подошла к шкафу, открыла его дверцу и, просунув руку в самую глубину, достала оттуда запрятанную там когда-то синюю собачью миску.

№ слайда 16 16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕР
Описание слайда:

16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА. 1. И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела, и в горле опять остановился горький комок. 2. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. 3. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке. 4. Далеко ли овраг перебежать.

№ слайда 17 17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФО
Описание слайда:

17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. 1. Пришлось зажечь подфарники, чтобы светило на те места, где выбирать землю лопатой. 2. До дороги, с которой я так легковерно свернул, карабкаться метра четыре, не меньше. 3. Выбирать землю из-под брюха автомобиля было неудобно: лопата соскальзывала, лязгала по металлу. 4. Это была вконец обветшалая, побывавшая, должно быть, не в одном капитальном ремонте, чуть ли не довоенного выпуска, полуторка.

№ слайда 18 18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВН
Описание слайда:

18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. 2. Как-то зимой нам выпало сразу два выходных дня, и я объявил ребятам, что пойду к себе в деревню и принесу большой каравай свежего домашнего хлеба. 3. Я добрёл до автомобиля, кое-как нашарил ногой железный выступ пониже кузова, кое-как перевалился через высокий борт и мешком упал на дно. 4. Мать испекла мне большой круглый каравай заварного хлеба.

№ слайда 19 19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВН
Описание слайда:

19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. Этот учитель, Захар Васильевич, мог удивительно тонко затачивать карандаши, у меня же никогда так не получалось. 2. И вдруг мой взгляд скользнул по тыльной обложке закрытого учебника, заметил что-то и вернулся назад: я увидел живую ветку сирени, листочки сердечком и свежую гроздь цветов. 3. С того дня я стал всюду собирать листки чистой бумаги, резать их под один размер и сшивать в крошечные альбомы. 4. Свою манеру рисования я приобрёл сразу и навсегда и без всяких усилий, школ и ученичества.

№ слайда 20 20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВН
Описание слайда:

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. 1. Я поссорилась с ребятами и сидела на балконе, поглядывая из-за цветочных горшков, как они теперь там развлекаются без меня. 2. И вдруг я увидела в самом углу такой огромный арбузище, что даже не поверила своим глазам: всё, что его окружало, казалось по сравнению с ним горохом. 3. И пока дошли до подъезда, вокруг нас образовалась толпа, похожая на праздничную демонстрацию. 4. Таращила глаза Наташка, переглядываясь со Светкой, а маленькой Лике мама положила на тарелку самый лучший кусочек – из серединки.

№ слайда 21 21-30 (самостоятельно) Укажите предложение, в котором средством выразительности
Описание слайда:

21-30 (самостоятельно) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! 2. Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался. 3. А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? 4. – Вот возьму я эту рейку, - тихо сказал он, - и сломаю о твой хребет.

№ слайда 22 22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФ
Описание слайда:

22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. 1. Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо зрительницы с первого ряда. 2. Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографический кружок. 3. Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. 4. Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость.

№ слайда 23 23. В каком предложении средством выразительности является ЭПИТЕТ? 1. Этот аквар
Описание слайда:

23. В каком предложении средством выразительности является ЭПИТЕТ? 1. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. 2. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. 3. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. 4. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

№ слайда 24 24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФ
Описание слайда:

24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. 1. На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. 2. Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… 3. Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе. 4. Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.

№ слайда 25 25. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНИТЕЛЬ
Описание слайда:

25. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ. 1. По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза… 2. Мы забрели в заросли ягоды пьяники, которой никогда здесь прежде не встречали. 3. Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище… 4. Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая.

№ слайда 26 26. В каком предложении средством выразительности речи является ЭПИТЕТ? 1. Он на
Описание слайда:

26. В каком предложении средством выразительности речи является ЭПИТЕТ? 1. Он на фронте, фашистов бьёт. 2. Посмотри, какая у нас удивительная тётя! 3. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. 4. Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев, что-то коченело в животе.

№ слайда 27 27. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНЕНИЕ.
Описание слайда:

27. Укажите предложение, в котором средством выразительности является СРАВНЕНИЕ. 1. Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, откуда оно берётся. 2. Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена. 3. Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. 4. Этот жест означал, что не всё потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может ещё пригодиться.

№ слайда 28 28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕ
Описание слайда:

28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Баба Настасья изумлённо посмотрела на ребят. 2. И от этого родного запаха щемит сердце. 3. У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом. 4. Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне…

№ слайда 29 29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕ
Описание слайда:

29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1. Ты заходил бы раза два в неделю. 2. – Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? 3. Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина. 4. И на уроках он был рассеянным и даже похудел.

№ слайда 30 30. Укажите предложения, в которых языковым средством выразительности является О
Описание слайда:

30. Укажите предложения, в которых языковым средством выразительности является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. 1. «Всё равно, море, я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! Иногда ты мне кажешься очень хитрым. А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». 2. – Эта змея – обыкновенный уж. Про гремучую я придумал для интереса. 3. Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо. 4. – А я слышал,- сказал второй мальчик,- как он разговаривал с морем.

№ слайда 31 Ответы: 1. 2 2. 1 3. 3 4. 4 5. 1 6. 2 7. 3 8. 2 9. 3 10. 1
Описание слайда:

Ответы: 1. 2 2. 1 3. 3 4. 4 5. 1 6. 2 7. 3 8. 2 9. 3 10. 1

№ слайда 32 1. В каком примере средством выразительности речи является фразеологизм? 1. Но э
Описание слайда:

1. В каком примере средством выразительности речи является фразеологизм? 1. Но эта дворняга честно служила своим хозяевам: она охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть. 2. Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. 3. Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят. 4. Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок.

№ слайда 33 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо
Описание слайда:

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1. Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. 2. Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда, была неумолима. 3. Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому. 4. Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под который по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся в сундучках волшебные сказки.

№ слайда 34 3.Укажите предложение с фразеологическим оборотом. 1. Хозяева маленького лесного
Описание слайда:

3.Укажите предложение с фразеологическим оборотом. 1. Хозяева маленького лесного домика в заброшенном посёлке, куда привёз его Борис и где он оставил его на произвол судьбы, приезжали нечасто. 2. Пчелиные домики были аккуратно накрыты каким-то тяжёлым и плотным материалом, Виконт ухватился за край покрытия и стащил его на снег. 3. А через маленькую щёлочку, из которой тянуло сладким запахом, ничего не было видно. 4. Когда все вещи были погружены в багажник и хозяйка убрала миску в дом, хозяин повернул ключом дверной замок и дружеским свистом позвал его в машину.

№ слайда 35 4. Укажите предложение с метафорой. 1. Это было щуплое существо размером чуть бо
Описание слайда:

4. Укажите предложение с метафорой. 1. Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. 2. Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. 3. И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать? 4. – Ну, не бойся, заходи, - сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери.

№ слайда 36 5. Укажите предложение с фразеологизмом. 1. Когда ему было лет девять, он часто
Описание слайда:

5. Укажите предложение с фразеологизмом. 1. Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. 2. Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей. 3. Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он с Машей, которую в зоопарке все знали. 4. Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

№ слайда 37 6. Укажите предложение со сравнением. 1. Ты будешь для меня единственным в целом
Описание слайда:

6. Укажите предложение со сравнением. 1. Ты будешь для меня единственным в целом свете. 2. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. 3. Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. 4. Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.

№ слайда 38 7. Укажите предложение с метафорой. 1. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным
Описание слайда:

7. Укажите предложение с метафорой. 1. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. 2. Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. 3. Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. 4. Собака глухо зарычала. Но не залаяла, не бросилась на неё.

№ слайда 39 8. Укажите предложение с метафорой. 1. Однажды он принёс в класс несколько прути
Описание слайда:

8. Укажите предложение с метафорой. 1. Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. 2. Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. 3. Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! 4. Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста – молчальник.

№ слайда 40 9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1. Но
Описание слайда:

9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 1. Но как-то Белогрудку выследили мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. 2. Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. 3. На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. 4. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё.

№ слайда 41 10. Найдите сравнения. 1. Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд
Описание слайда:

10. Найдите сравнения. 1. Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. 2. Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. 3. Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг. 4. Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

№ слайда 42 Ответы: 1. 3 2. 4 3. 1 4. 4 5. 4 6. 2 7. 1 8. 2 9. 2 10. 2,4
Описание слайда:

Ответы: 1. 3 2. 4 3. 1 4. 4 5. 4 6. 2 7. 1 8. 2 9. 2 10. 2,4

№ слайда 43 11. Найдите сравнение. 1. Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантс
Описание слайда:

11. Найдите сравнение. 1. Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого был «целый лес рогов на голове». 2. Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо… 3. Олень стоял, как изваяние. 4. Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.

№ слайда 44 12. Найдите фразеологизм. 1. – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – уст
Описание слайда:

12. Найдите фразеологизм. 1. – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он. 2. Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. 3. – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару. 4. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!»

№ слайда 45 13. Найдите фразеологизм. 1. Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больш
Описание слайда:

13. Найдите фразеологизм. 1. Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга. 2. Когда мальчику исполнилось 11 лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». 3. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. 4. С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.

№ слайда 46 14. Найдите метафору. 1. Юноша решил добиться справедливости и возвратить похище
Описание слайда:

14. Найдите метафору. 1. Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд. 2. С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии. 3. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. 4. Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

№ слайда 47 15. Найдите фразеологизм. 1. И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно о
Описание слайда:

15. Найдите фразеологизм. 1. И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал: «Не могу». 2. Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше. 3. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. 4. Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

№ слайда 48 16. Найдите фразеологизм. 1. Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с
Описание слайда:

16. Найдите фразеологизм. 1. Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. 2. Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке. 3. – Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, - бормотал Алексей. 4. Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.

№ слайда 49 17. Найдите метафору. 1. Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Горо
Описание слайда:

17. Найдите метафору. 1. Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». 2. За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. 3. А Николая била в висок ужасная мысль. 4. В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

№ слайда 50 18. Найдите сравнение. 1. Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в
Описание слайда:

18. Найдите сравнение. 1. Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. 2. И неграмотная старуха бродила вечерами между коек и приговаривала какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. 3. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, гладила его холодную, неживую руку и приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 4. Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

№ слайда 51 19. Найдите гиперболу. 1. Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь! 2. А вредная всё-та
Описание слайда:

19. Найдите гиперболу. 1. Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь! 2. А вредная всё-таки, - он покрутил головой. 3. Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка. 4. Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

№ слайда 52 20. Найдите метафору. 1. Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках,
Описание слайда:

20. Найдите метафору. 1. Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. 2. Но результат не заставил себя ждать. 3. Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. 4. На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

№ слайда 53 Ответы: 11. 3 12. 2 13. 3 14. 2 15. 3 16. 4 17. 3 18. 3 19. 1 20. 1
Описание слайда:

Ответы: 11. 3 12. 2 13. 3 14. 2 15. 3 16. 4 17. 3 18. 3 19. 1 20. 1

№ слайда 54 21 - 36. (Самостоятельно) Найдите метафору. 1. Старичок с длинной седой бородой
Описание слайда:

21 - 36. (Самостоятельно) Найдите метафору. 1. Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. 2. Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: «Какую тебе?» 3. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 4. – Горяченького захотел, голубчик мой! – радостно приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

№ слайда 55 22. Найдите метафору. 1. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расст
Описание слайда:

22. Найдите метафору. 1. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2. Наш вагон был относительно пуст – в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3. Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. 4. Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

№ слайда 56 23. Найдите метафору. 1. И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лё
Описание слайда:

23. Найдите метафору. 1. И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит. 2. Всею своею собачьей душою расцвела кусака, и это изменило её до неузнаваемости. 3. И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. 4. С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.

№ слайда 57 24. Найдите олицетворение. 1. Одну рябину, росшую возле обочины современной бето
Описание слайда:

24. Найдите олицетворение. 1. Одну рябину, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. 2. И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. 3. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. 4. Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

№ слайда 58 25. Укажите метафору. 1. У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2. Тетерева н
Описание слайда:

25. Укажите метафору. 1. У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2. Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. 3. По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. 4. Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

№ слайда 59 26. Найдите олицетворение. 1. Например, опишите вьющийся куст этих красных цвето
Описание слайда:

26. Найдите олицетворение. 1. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем. 2. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. 3. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. 4. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

№ слайда 60 27. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая
Описание слайда:

27. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной»? 1. сравнительный оборот 2. эпитеты 3. метафора 4. гипербола

№ слайда 61 28. Найдите метафору. 1. Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и
Описание слайда:

28. Найдите метафору. 1. Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. 2. Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, слушали, как сказку. 3. Старик командовал, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. 4. Потом садился, и с губ его текла песня, такая грустная, горькая, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

№ слайда 62 29. Найдите метафору. 1. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация все
Описание слайда:

29. Найдите метафору. 1. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. 2. Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы». 3. Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. 4. Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

№ слайда 63 30. Найдите противопоставление. 1. Ученик, отступающий от правил школы, - не лен
Описание слайда:

30. Найдите противопоставление. 1. Ученик, отступающий от правил школы, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. 2. «Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым. 3. – Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости… 4. Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.

№ слайда 64 31. Найдите фразеологизм. 1. Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла двер
Описание слайда:

31. Найдите фразеологизм. 1. Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс. 2. Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен. 3. – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать. 4. Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.

№ слайда 65 32.Найдите метафору. 1. Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь,
Описание слайда:

32.Найдите метафору. 1. Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады! 2. Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. 3. Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела. 4. Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом.

№ слайда 66 33. Найдите метафору. 1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цы
Описание слайда:

33. Найдите метафору. 1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: «Жучка, Жучка!» 3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли теснятся в его голове.

№ слайда 67 34. Найдите фразеологизм. 1. Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменно
Описание слайда:

34. Найдите фразеологизм. 1. Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой. 2. Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак. 3. Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. 4. Пришло время удивляться Валерке.

№ слайда 68 35. Найдите метафору. 1.Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати
Описание слайда:

35. Найдите метафору. 1.Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. 2. На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. 3. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 4. Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

№ слайда 69 36. Найдите фразеологизм. 1. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно
Описание слайда:

36. Найдите фразеологизм. 1. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». 2. А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. 3. Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. 4. Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

№ слайда 70 Ответы: 21. 3 22. 4 23. 2 24. 3 25. 1 26. 1 27. 4 28. 4 29. 1 30. 3 31. 3 32. 1
Описание слайда:

Ответы: 21. 3 22. 4 23. 2 24. 3 25. 1 26. 1 27. 4 28. 4 29. 1 30. 3 31. 3 32. 1 33. 4 34. 3 35. 3 36. 2

Презентация по русскому языку на тему: "Подготовка к ГИА. А3. Средства выразительности речи".
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация на тему:"Подготовка к ГИА. А3. Средства выразительности речи". Всего в презентации шестьдесят шесть заданий. Построена по принципу: с первого задания и по двадцатое решаем вместе с классом по цепочке (после того, как учащиеся повторили термины: гипербола, противопоставление, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение). Затем десять заданий для самостоятельной работы, даны ответы для самоконтроля. После каждых десяти последующих заданий даны ответы для самоконтроля. Последние шестнадцать заданий предлагается выполнить на оценку.

С презентацией удобно работать. Слова-термины выделены красным цветом.

Автор смирнова валентина степановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2672
Номер материала 32667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓