Главная / Русский язык и литература / презентация по русскому языку на тему "Паронимы"(9 класс)

презентация по русскому языку на тему "Паронимы"(9 класс)

Урок-исследование по русскому языку в 9 классе Подготовила учитель русского я...
Разделы лингвистки
Разделы лексики
“Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность”. Бернард Шоу
Таблица
Построение исследовательской деятельности: выявить проблему сформулировать во...
Паронимы Этимология слова (происхождение слова «пароним» ) Лексическое значен...
Таблица
Самостоятельная работа 10 минут
Примеры характерных ошибок 1. Граждане пассажиры, оплатите за проезд. – Ошибк...
Запомни! Горячка — сильное возбуждение, азарт, спешка в каком-нибудь деле. Го...
Запомни ! Неизмеримый (очень большой, огромный) — несоизмеримый (несравнимый ...
Запомни! Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление...
Паронимы как средство выразительности Е. Евтушенко воспользовался паронимами ...
Таблица
Парономазы От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para...
Возьмите на заметку Обычный человек – 3 тыс. слов. А.С. Пушкин – 24 тыс. слов...
Вставьте в пропуски подходящий синоним: старинный, старый, древний, ветхий. В...
Подберите антонимы широкий – твёрдый – старый – скучный – бесполезный – неряш...
Какое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой: «Все...
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паро...
Допущены ошибки в предложениях: 1. (Вместо слова иголочные следовало употреби...
Рефлексия Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданны...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок-исследование по русскому языку в 9 классе Подготовила учитель русского язык
Описание слайда:

Урок-исследование по русскому языку в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Справцева М.В., педагог 1 категории

№ слайда 2 Разделы лингвистки
Описание слайда:

Разделы лингвистки

№ слайда 3 Разделы лексики
Описание слайда:

Разделы лексики

№ слайда 4 “Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность”. Бернард Шоу
Описание слайда:

“Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность”. Бернард Шоу

№ слайда 5 Таблица
Описание слайда:

Таблица

№ слайда 6 Построение исследовательской деятельности: выявить проблему сформулировать вопро
Описание слайда:

Построение исследовательской деятельности: выявить проблему сформулировать вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти разработать гипотезу выбрать методы исследования сбор информации зафиксировать полученные знания подготовить сообщение по результатам исследования, защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

№ слайда 7 Паронимы Этимология слова (происхождение слова «пароним» ) Лексическое значение
Описание слайда:

Паронимы Этимология слова (происхождение слова «пароним» ) Лексическое значение Сфера употребления (стиль, тип речи) Культура речи (нормы языка по употреблению паронимов)

№ слайда 8 Таблица
Описание слайда:

Таблица

№ слайда 9 Самостоятельная работа 10 минут
Описание слайда:

Самостоятельная работа 10 минут

№ слайда 10 Примеры характерных ошибок 1. Граждане пассажиры, оплатите за проезд. – Ошибка в
Описание слайда:

Примеры характерных ошибок 1. Граждане пассажиры, оплатите за проезд. – Ошибка в управлении: оплатить что-либо, заплатить за что-то. Оплатите проезд – заплатите за проезд. 2. Автор расписывает Шаляпина. – Правильно – "описывает". Расписывать – 1) разукрашивать; 2) то же, что описывать (разг.). Описывать – рассказывать о чем - или ком-л., охарактеризовать. 3. Автор в действительности восхищается дарованием великого гения. – Правильно – "действительно". 4. Он покончил жизнь самоубийством. – Правильно – или "окончил жизнь самоубийством", или "покончил с собой". 5. Оба эти стихотворения относятся к символической лирике. – Правильно – "символистской". 6. Проблема достоинства сплывает в разговоре между Генкой и Наткой. – Правильно – "всплывает", хотя и в этом случае фраза построена стилистически неграмотно.

№ слайда 11 Запомни! Горячка — сильное возбуждение, азарт, спешка в каком-нибудь деле. Горяч
Описание слайда:

Запомни! Горячка — сильное возбуждение, азарт, спешка в каком-нибудь деле. Горячность — возбужденность, вспыльчивость, несдержанность. Жестокий — крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Жесткий — твердый, плотный не ощупь. Тема — предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Тематика — совокупность тем. Войти (вступить, проникнуть внутрь) — взойти (идя, подняться наверх), Вдохнуть (вобрать дыханием) — вздохнуть (сделать вздох), Деловой (знающий, толковый, дельный) — деловитый (серьезный, предприимчивый), Усвоить (сделать свойственным, привычным для себя) — освоить (вполне овладеть чем-то), Гармоничный (человек, общество, ансамбль, спектакль). Гармонический (ряд, колебание).

№ слайда 12 Запомни ! Неизмеримый (очень большой, огромный) — несоизмеримый (несравнимый ни 
Описание слайда:

Запомни ! Неизмеримый (очень большой, огромный) — несоизмеримый (несравнимый ни с чем), Эффектный (производящий эффект) — эффективный (дающий эффект, действенный), Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) — искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного), Одеть (покрыть кого-то одеждой) — надеть (покрыть себя одеждой), Главный (самый важный, основной) — заглавный (относящийся к заглавию, содержащий заглавие), Командированный (находящийся в командировке) — командировочный (относящийся к командировке), Сшить (соединить посредством шитья) — пошить (провести некоторое время за шитьем). Гарантийный (паспорт, ремонт, срок). Гарантированный (работа, мастерская). Генеральный (сражение, план, директор, уборка квартиры). Генеральский (чин, погоны, план).

№ слайда 13 Запомни! Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (п
Описание слайда:

Запомни! Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай). Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление). Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

№ слайда 14 Паронимы как средство выразительности Е. Евтушенко воспользовался паронимами пра
Описание слайда:

Паронимы как средство выразительности Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность: Меня тревожит встреч напрасность, Что и ни сердцу, ни уму, И та не праздничность, а праздность, В моем гостящая дому. В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: «Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила» В «Тихом Доне» М. Шолохов: « Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха». Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.

№ слайда 15 Таблица
Описание слайда:

Таблица

№ слайда 16 Парономазы От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «в
Описание слайда:

Парономазы От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю») – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет, подпись- роспись и др.

№ слайда 17 Возьмите на заметку Обычный человек – 3 тыс. слов. А.С. Пушкин – 24 тыс. слов. У
Описание слайда:

Возьмите на заметку Обычный человек – 3 тыс. слов. А.С. Пушкин – 24 тыс. слов. Учёный-филолог – 11 тыс. слов.

№ слайда 18 Вставьте в пропуски подходящий синоним: старинный, старый, древний, ветхий. В му
Описание слайда:

Вставьте в пропуски подходящий синоним: старинный, старый, древний, ветхий. В музее посетители с любопытством рассматривали … римские монеты. Грустно звенел в полутемном зале … вальс. На опушке леса путники заметили сильно покривившуюся … лачужку. Мы расстались с ним много лет тому назад, и я рад был встретиться вновь со … приятелем.

№ слайда 19 Подберите антонимы широкий – твёрдый – старый – скучный – бесполезный – неряшлив
Описание слайда:

Подберите антонимы широкий – твёрдый – старый – скучный – бесполезный – неряшливый – узкий мягкий новый интересный ценный аккуратный

№ слайда 20 Какое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой: «Все пе
Описание слайда:

Какое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой: «Все перемелется, будет мукой!» Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской? Нет, лучше мукой! 1)синонимы 2)омонимы 3) антонимы

№ слайда 21 Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением пароним
Описание слайда:

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов, исправьте их: 1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие. 4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту. 5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. 7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

№ слайда 22 Допущены ошибки в предложениях: 1. (Вместо слова иголочные следовало употребить
Описание слайда:

Допущены ошибки в предложениях: 1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые). 2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному). 3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное). 5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый). 7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

№ слайда 23 Рефлексия Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным…
Описание слайда:

Рефлексия Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… Было сложно…

презентация по русскому языку на тему "Паронимы"(9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по теме "Паронимы" в 9 классе даётся в разделе "Повторение. Лексика". Урок построен на одном из приёмов технологии развития критического мышления: заполнения таблицы: знаю, хочу изнать, узнал, что помогает вспомнить ребятам материал по теме "Лексика", её основные разделы, а также ставиться проблема, которую ребята разрешают через исследовательскую деятельность: учитель даёт план построения исследования. Выполняя самостоятельную работу, в том числе и с помощью интернета, ребята решают проблему. задание в конце урока помогают закрепить данную тему и подготовиться к экзамену.

Автор Справцева Марина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 34533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓