Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Презентация по русскому языку на тему "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Открытый урок Предложения с однородными членами и знаки препинания в них   	...
Цели урока: 1) активизировать знания обучающихся об однородных членах пред...
 Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинан...
 Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между ...
Какие члены предложения могут быть однородными?
Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее сказуемое определен...
Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их. 1. И дети, и вз...
Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на тр...
Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая ставится: ЗАПОМНИ!
Запомни! Запятая ставится: Между двумя или более однородными членами, не сое...
Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными повторяющ...
Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными противител...
Запомни! Запятая ставится: Перед второй частью двойного союза, соединяющего ...
Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая не ставится: ЗАПОМ...
Запомни! Запятая не ставится: Между однородными членами, связанными одиночным...
Запомни! Запятая не ставится: Внутри групп однородных членов, соединённых поп...
Запомни! Запятая не ставится: В цельных выражениях с повторяющимися союзами: ...
Работа в группах Успеха в работе!
Отчёты групп Успеха в работе!
Отчёт 1 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мы...
Письмо с фронта 15/III 42 года. Привет с фронта. Здравствуйте, дорогая Панна,...
Отчёт 2 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мы...
На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях н...
В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотн...
Отчёт 3 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мы...
Газетная статья наших дней
Газетная статья «Боевые наши земляки» Мария Васильевна Степанова родилась в ...
Отчёт 4 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мы...
Из воспоминаний Степановой Марии Васильевны Иван Журба и Володя Фёдоров получ...
Домашнее задание: подготовьте сочинение-миниатюру по теме урока.
1 из 32

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Открытый урок Предложения с однородными членами и знаки препинания в них   	 Пр
Описание слайда:

Открытый урок Предложения с однородными членами и знаки препинания в них   Провела: Баранова Екатерина Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», филиал в г. Лабытнанги, К 70-ЛЕТИЮ со Дня Победы в Великой Отечественной войне

№ слайда 2 Цели урока: 1) активизировать знания обучающихся об однородных членах предлож
Описание слайда:

Цели урока: 1) активизировать знания обучающихся об однородных членах предложения, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится; 2) развивать навыки разбора простого предложения; 3) воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания.

№ слайда 3  Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания
Описание слайда:

 Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Наша  Победа  в  войне  с  фашизмом, говоря возвышенным языком, -               звездный  час  в  жизни советского народа. В те годы мы еще больше               закалились  и  скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь               назад,  мы всегда  будем  помнить тех,  кто не щадил себя для Победы               над врагом нашей Родины.               Главный удар немецко-фашистских захватчиков  во второй мировой               войне принял  на себя СССР. Советский Союз выдержал этот удар, а               затем  разгромил гитлеровскую военную машину. Эта Победа стоила               советскому народу многих миллионов человеческих жизней, поэтому               советские люди хорошо помнят жертвы минувшей войны и особенно                хорошо знают цену Миру.                       НЕТ ГРАНИЦ ВЕЛИЧИЮ ПОДВИГА ВО ИМЯ РОДИНЫ !                                                                       Г.К.Жуков, Маршал Советского Союза,                                                                     четырежды  Герой   Советского  Союза.  

№ слайда 4  Что такое однородные члены предложения?
Описание слайда:

Что такое однородные члены предложения?

№ слайда 5 Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между соб
Описание слайда:

Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью. Они могут быть связаны сочинительными союзами или только интонацией. Обычно выражаются словами одной части речи. Относятся к одному члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Сопровождаются перечислительной интонацией.

№ слайда 6 Какие члены предложения могут быть однородными?
Описание слайда:

Какие члены предложения могут быть однородными?

№ слайда 7 Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее сказуемое определение
Описание слайда:

Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее сказуемое определение дополнение обстоятельство

№ слайда 8 Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их. 1. И дети, и взрос
Описание слайда:

Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их. 1. И дети, и взрослые в нашей стране всегда хранят в благодарной памяти знаменательную дату – 9 мая 1945 года. 2. День Победы отмечают и любят в каждой семье. 3. В этот день люди идут к памятникам и обелискам героев Великой Отечественной войны, чтобы почтить память погибших за Родину. 4. Они приносят гирлянды и букеты цветов к подножию гранитных монументов. 5. Майское небо взрывают красные, синие, жёлтые огни фейерверков.

№ слайда 9 Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.
Описание слайда:

Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.

№ слайда 10 Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три г
Описание слайда:

Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы: 1) соединительные (и, да (в значении и); ни-ни (повторяющийся союз), двойные союзы не только…но и…; как…так и…; 2) разделительные (или (иль), либо, то – то, не то – не то); 3) противительные (а, но, да (в значении но), зато, однако. ЗАПОМНИ!

№ слайда 11 Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая ставится: ЗАПОМНИ!
Описание слайда:

Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая ставится: ЗАПОМНИ!

№ слайда 12 Запомни! Запятая ставится: Между двумя или более однородными членами, не соедин
Описание слайда:

Запомни! Запятая ставится: Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: 18 апреля 1981 года, когда был организован Лабытнангский Городской Совет ветеранов, в городе Семи лиственниц проживало более трёхсот бывших фронтовиков, нуждавшихся в защите собственных прав, законных интересов. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

№ слайда 13 Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными повторяющими
Описание слайда:

Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то): И клуб «Ветеран», и клуб «Интернационалист», и другие клубы появились в нашем городе после I Учредительной городской конференции 22 марта 1987 года. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

№ слайда 14 Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными противительны
Описание слайда:

Запомни! Запятая ставится: Между однородными членами, соединёнными противительными союзами (а, но, да (= но): Участники той страшной и уже далёкой войны были совсем не молоды, но энергичны и трудолюбивы. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

№ слайда 15 Запомни! Запятая ставится: Перед второй частью двойного союза, соединяющего одн
Описание слайда:

Запомни! Запятая ставится: Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как – так и, не только, – но и ): Они не только высадили более двухсот пятидесяти деревьев на центральной площади города, но и обновляли аллею ветеранов ежегодно. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют

№ слайда 16 Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая не ставится: ЗАПОМНИ!
Описание слайда:

Знаки препинания при однородных членах предложения Запятая не ставится: ЗАПОМНИ!

№ слайда 17 Запомни! Запятая не ставится: Между однородными членами, связанными одиночным со
Описание слайда:

Запомни! Запятая не ставится: Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом: Работа по созданию Совета ветеранов на предприятиях и в организациях города Лабытнанги была возложена на Николая Заяша и Леонида Савченко. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

№ слайда 18 Запомни! Запятая не ставится: Внутри групп однородных членов, соединённых попарн
Описание слайда:

Запомни! Запятая не ставится: Внутри групп однородных членов, соединённых попарно: Иногда их называли неугомонными и строптивыми, сверхактивными и напористыми, но никогда они не оставались равнодушными. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

№ слайда 19 Запомни! Запятая не ставится: В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и т
Описание слайда:

Запомни! Запятая не ставится: В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.д. Ни днём ни ночью они не знали покоя. Судите сами: обследование жилищных условий ветеранов, посещение больных на дому и в больнице, чествование юбиляров, организация отдыха и (увы!) похорон, встречи с учащимися школ и профессионального училища №21… Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют

№ слайда 20 Работа в группах Успеха в работе!
Описание слайда:

Работа в группах Успеха в работе!

№ слайда 21 Отчёты групп Успеха в работе!
Описание слайда:

Отчёты групп Успеха в работе!

№ слайда 22 Отчёт 1 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль
Описание слайда:

Отчёт 1 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.

№ слайда 23 Письмо с фронта 15/III 42 года. Привет с фронта. Здравствуйте, дорогая Панна, до
Описание слайда:

Письмо с фронта 15/III 42 года. Привет с фронта. Здравствуйте, дорогая Панна, дочь Лиза и сын Федя. Шлю свой привет мужа и отца с желанием всего лучшего в вашей жизни, а главное – здоровья. О себе сообщаю, что пока жив и здоров, нахожусь на передней линии фронта в землянках. Близких, знакомых, товарищей нет. Но здесь все товарищи, у всех одна обстановка. Прошу передать привет папе, маме, а также всем родным и знакомым. Привет Ефиму Яковлевичу. Панна, если будет нужда в деньгах или продовольствии, то продавай мою одежду, обувь. Буду жив и здоров, наживём. Пока, писать больше нечего. До свидания. Целую тебя и детей.

№ слайда 24 Отчёт 2 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль
Описание слайда:

Отчёт 2 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.

№ слайда 25 На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях нагр
Описание слайда:

На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях награждён орденами Красного знамени и Славы IIIстепени. Газетный очерк времён Великой Отечественной войны «Путь героя»

№ слайда 26 В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотника
Описание слайда:

В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотника-ханты Ивана Роскаламова рос бойкий коренастый мальчик Миша. С 7-8 летнего возраста он уже помогал ловить рыбу, ставить ловушки на зверей и птиц. А когда Мише исполнилось 9 лет, отец купил ему собственное ружьё. И маленький следопыт по нескольку дней подряд пропадал в тундре с ружьём за плечами. Он рос сильным и смекалистым. Редко кто из сверстников мог состязаться с ним в меткости стрельбы, умении ходить на лыжах или в искусстве рыбной ловли. В июне 1941 года фашистские орды, вооружённые до зубов, ринулись на Советский Союз. Началась великая битва за свободу и независимость нашего народа. И молодой патриот с сентября 1941 года мужественно сражался в первых рядах. В августе 1943 года он участвует в великих наступательных боях под Смоленском и за проявленный героизм награждается орденом Красного Знамени. Вот что он рассказал по этому поводу. «Мы прервали оборону немцев и пошли в наступление. Отступив километров на двадцать, немцы заняли оборону в селе Н. У них были большие силы. Нам было приказано занять село. Четыре станковых пулемёта били из окон, а один из дзота, что на краю села. С наступлением темноты я взял гранаты и подполз к дзоту. Несмотря на бешеный огонь , я сумел подползти к дзоту сзади и бросил в амбразуру две гранаты – пулемёт замолк. Затем я подполз к дому, откуда строчили пулемёты, и бросил в окна несколько гранат. Все огневые точки были уничтожены.».

№ слайда 27 Отчёт 3 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль
Описание слайда:

Отчёт 3 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.

№ слайда 28 Газетная статья наших дней
Описание слайда:

Газетная статья наших дней

№ слайда 29 Газетная статья «Боевые наши земляки» Мария Васильевна Степанова родилась в 191
Описание слайда:

Газетная статья «Боевые наши земляки» Мария Васильевна Степанова родилась в 1918 году. Участник войны. Призывалась из Калининской области. С августа 1941 по ноябрь 1945 года служила в армии. Была связистом в 127-ом отдельном батальоне связи 11-го стрелкового корпуса на Третьем Украинском фронте. С боями прошла от Кавказа до Австрии, обеспечивая бесперебойную связь. Освобождала города Кубани, Украины, Румынии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. В 1942 году получила контузию, пролежала в госпитале 6 месяцев. Имеет награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За Будапешт» и другие, фронтовые благодарности и грамоты от Верховного главнокомандующего маршала Сталина, Галабухина, Малиновского. С 1950 года Мария Васильевна работала на предприятиях города Лабытнанги. В 1983 году ушла на пенсию. Принимает активное участие в общественной жизни города.

№ слайда 30 Отчёт 4 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль
Описание слайда:

Отчёт 4 группы Задание: Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.

№ слайда 31 Из воспоминаний Степановой Марии Васильевны Иван Журба и Володя Фёдоров получили
Описание слайда:

Из воспоминаний Степановой Марии Васильевны Иван Журба и Володя Фёдоров получили приказ срочно восстановить связь с соседним подразделением. Ночью вошли в село, услышали в сарае стоны, крики женщин и детей. Фашисты не успели поджечь сарай и дом. Они (Иван и Володя) освободили измученных , голодных женщин, детей. В доме был замучен старик с отрезанным языком. Он истекал кровью. Сын его был командиром партизанского отряда. Ребята не смогли спасти старика, они подорвались на мине. При форсировании озера Балатон и реки Дунай мы потеряли тысячи товарищей. Подорвались на мине Люся Орлова и Нюра Новожилова. Фашисты сильно обстреливали переправы, минировали берега. Кругом рвались снаряды, бомбы, горели дома, заводы. Всё взлетало в воздух. Трудно приходилось. Не хватало боеприпасов, одежды, питания.

№ слайда 32 Домашнее задание: подготовьте сочинение-миниатюру по теме урока.
Описание слайда:

Домашнее задание: подготовьте сочинение-миниатюру по теме урока.

Презентация по русскому языку на тему "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
  • Русский язык и литература
Описание:

       Урок «Однородные члены предложения и знаки препинания при них проведён как открытый в программе декабрьской Недели гуманитарных наук в 221 группе (специальность «Повар, кондитер»). Особенностью урока является интеграция грамматического и краеведческого материала. Урок посвящён знаменательной дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и построен на материалах из архивов Совета ветеранов  и краеведческого музея в  городе Лабытнанги. Это письмо с фронта, газетные статьи времён войны и послевоенного времени, воспоминания ветеранов города.

 Цели урока:

 

1) активизировать знания обучающихся об однородных членах предложения, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится;

2) развивать навыки разбора простого предложения;

3) воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания.

Оборудование урока: оформление кабинета с учётом возможности работы в группах 4-6 человек, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, экран, мультимедийный проектор, презентация по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», распечатки заданий для индивидуальной работы и работы в группах, распечатки для приглашённых – жюри для оценивания работы в группах.

Методические приёмы: слово учителя, комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации, беседа, работа в группах, приём соревнования «Кто быстрее? Кто лучше?».

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

I.                   Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Преподаватель

 

сообщает о том, что урок посвящается знаменательной дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, поэтому тексты  заданий необычны, это материалы краеведческого музея о земляках, ветеранах войны, письмо с фронта и т.п. Преподаватель также сообщает о том, что необычна и форма урока, это урок-соревнование. Работу на уроке будет оценивать не только преподаватель, но и жюри (приглашённые на открытый урок), им предложены таблицы с указаниями критериев оценки работы. Студенты выполняют индивидуальные задания в специальных распечатках «План-задание» и задание для группы. Всего групп 4. В группах назначены командиры, задача которых координировать работу группы.

I.                   Актуализация знаний по теме урока. Повторение изученного об однородных членах предложения.

Практическое задание:

Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них.

 Наша  Победа  в  войне  с  фашизмом, говоря возвышенным языком, - звездный  час  в  жизни советского народа. В те годы мы еще больше закалились  и  скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад,  мы всегда  будем  помнить тех,  кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины. Главный удар немецко-фашистских захватчиков  во второй мировой войне принял  на себя СССР. Советский Союз выдержал этот удар, а затем  разгромил гитлеровскую военную машину. Эта Победа стоила советскому народу многих миллионов человеческих жизней, поэтому советские люди хорошо помнят жертвы минувшей войны и особенно хорошо знают цену Миру. Нет границ величию подвига во имя Родины!

(Г.К. Жуков, Маршал Советского Союза, четырежды  Герой   Советского  Союза).

Беседа:

1.Что такое однородные члены предложения?

(Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью. Они могут быть связаны сочинительными союзами или  только интонацией. Обычно выражаются словами одной части речи. Относятся к одному члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос).

2. Какие члены предложения могут быть однородными?

 

(Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Практическое задание:

Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их.

1. И дети, и взрослые в нашей стране всегда хранят в благодарной памяти знаменательную дату – 9 мая 1945 года. (Подлежащие: и дети, и взрослые)

2. День Победы отмечают и любят в каждой семье. (Сказуемые: отмечают и любят)

3. В этот день люди идут к памятникам и обелискам героев Великой Отечественной войны, чтобы почтить память погибших за Родину. (Обстоятельства: к памятникам и обелискам).

4. Они приносят гирлянды и букеты цветов к подножию гранитных монументов. (Дополнения: гирлянды и букеты).

 

5. Майское небо взрывают красные, синие, жёлтые огни фейерверков. (Определения: красные, синие, жёлтые).

Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.

(Сочинительные  союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы:

1) соединительные (и, да (в значении и); ни-ни (повторяющийся союз), двойные союзы не только…но и…; как…так и…;

2) разделительные(или (иль), либо, то – то, не то – не то);

 

3) противительные (а, но, да (в значении но), зато, однако.)

I.                   Изучение нового материала. Работа по теме урока на основе примеров на каждый случай постановки знаков препинания. Приметы иллюстрируются на слайдах. В Планах-заданиях обучающиеся подчёркивают однородные члены предложения и строят схемы.

Запятая ставится:

1.             Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами:

18 апреля 1981 года, когда был организован Лабытнангский Городской Совет ветеранов, в городе Семи лиственниц проживало более трёхсот бывших фронтовиков, нуждавшихся в защите собственных прав, законных интересов.

2.                  Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и – и,ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то –  не то):

И клуб «Ветеран», и клуб «Интернационалист», и другие клубы появились в нашем городе после I Учредительной городской конференции 22 марта 1987 года.

3.                  Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Между однородными членами, соединёнными противительными союзами (а, но, да (= но):

Участники той страшной и уже далёкой войны были совсем не молоды, но энергичны и трудолюбивы.

4.                  Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены  (как – так и, не только, – но и ):

 

Они не только высадили более двухсот пятидесяти деревьев на центральной площади города, но и обновляли аллею ветеранов ежегодно.

Запятая  не ставится:

1.      Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом:

Работа по созданию Совета ветеранов на предприятиях и в организациях города Лабытнанги была возложена на Николая Заяша и Леонида Савченко.

2.      Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

Внутри групп однородных членов, соединённых попарно:

Иногда их называли неугомонными и строптивыми, сверхактивными и напористыми, но никогда они не оставались равнодушными.

3.      Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.

В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.д.

 

Ни днём ни ночью они не знали покоя. Судите сами: обследование жилищных условий ветеранов, посещение больных на дому и в больнице, чествование юбиляров, организация отдыха и (увы!) похорон, встречи с учащимися школ и профессионального училища №21…

I.                   Закрепление изученного. Работа в группах.

 

II.                Отчёты групп.

Отчёт 1 группы.

Задание:

Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами.Расставьте  знаки препинания в этих предложениях  и объясните  их постановку.

15/III 42 года. Привет с фронта.

           Здравствуйте, дорогая Панна, дочь Лиза и сын Федя. Шлю свой привет мужа и отца с желанием всего лучшего в вашей жизни, а главное – здоровья.

            О себе сообщаю, что пока жив и здоров, нахожусь на передней линии фронта в землянках. Близких, знакомых, товарищей нет. Но здесь все товарищи, у всех одна обстановка.

              Прошу передать привет папе, маме, а также всем родным и знакомым. Привет Ефиму Яковлевичу.

             Панна, если будет нужда в деньгах или продовольствии, то продавай мою одежду, обувь. Буду жив и здоров, наживём.  Пока, писать больше нечего. До свидания.

 

             Целую тебя и детей.

Отчёт 2 группы.

Задание:

Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте  знаки препинания в этих предложениях  и объясните  их постановку. (Газетный очерк времён  Великой Отечественной войны «Путь героя». На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях награждён орденами Красного знамени и Славы IIIстепени).

 

         В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотника-ханты Ивана Роскаламова  рос бойкий коренастый мальчик Миша. С 7-8 летнего возраста он уже помогал ловить рыбу, ставить ловушки на зверей и птиц. А когда Мише исполнилось 9 лет, отец купил ему собственное ружьё. И маленький следопыт по нескольку дней подряд пропадал в тундре с ружьём за плечами. Он рос сильным и смекалистым. Редко кто из сверстников  мог состязаться с ним в меткости стрельбы, умении ходить на лыжах или в искусстве рыбной ловли.
        В июне 1941 года фашистские орды, вооружённые до зубов, ринулись на Советский Союз. Началась великая битва за свободу и независимость нашего народа. И молодой патриот с сентября 1941 года мужественно сражался в первых рядах. В августе 1943 года он участвует в великих наступательных боях под Смоленском и за проявленный героизм награждается орденом Красного Знамени.
       Вот что он рассказал по этому поводу.
  «Мы прервали оборону немцев и пошли в наступление. Отступив километров на двадцать, немцы заняли оборону в селе  Н.  У них были большие силы. Нам было приказано занять село. Четыре станковых пулемёта били из окон, а один из дзота, что на краю села. С наступлением темноты я взял гранаты и подполз к дзоту. Несмотря на бешеный  огонь , я сумел подползти к дзоту сзади и бросил в амбразуру две гранаты – пулемёт замолк. Затем я подполз к дому, откуда строчили пулемёты, и бросил в окна несколько гранат. Все огневые точки были уничтожены».

Отчёт 3 группы.

Задание:

Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте  знаки препинания в этих предложениях  и объясните  их постановку. (Газетная статья наших дней).

 

Мария Васильевна Степанова родилась в 1918 году. Участник войны. Призывалась из Калининской области. С августа 1941 по ноябрь 1945 года служила в армии. Была связистом в 127-ом отдельном батальоне связи 11-го стрелкового корпуса на Третьем Украинском фронте. С боями прошла от Кавказа до Австрии, обеспечивая бесперебойную связь. Освобождала города Кубани, Украины, Румынии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. В 1942 году получила контузию, пролежала в госпитале 6 месяцев. Имеет награды: ордена  Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За Будапешт» и другие, фронтовые благодарности и грамоты от Верховного главнокомандующего  маршала Сталина, Галабухина, Малиновского. С 1950 года Мария  Васильевна работала на предприятиях города Лабытнанги. В 1983 году ушла на пенсию. Принимает активное участие в общественной жизни города.

Отчёт 4 группы.

Задание:

Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте  знаки препинания в этих предложениях  и объясните  их постановку. (Воспоминания участника войны. Музейный экспонат).

Иван Журба и Володя Фёдоров получили приказ срочно восстановить связь с соседним подразделением.  Ночью вошли в село, услышали в сарае стоны, крики женщин и детей. Фашисты не успели поджечь сарай и дом. Они (Иван и Володя) освободили измученных , голодных женщин, детей. В доме был замучен старик с отрезанным языком. Он истекал кровью. Сын его был командиром партизанского отряда. Ребята не смогли спасти старика, они подорвались на мине.

При форсировании озера Балатон и реки Дунай мы потеряли тысячи товарищей. Подорвались на мине Люся Орлова и Нюра Новожилова. Фашисты сильно обстреливали переправы, минировали берега. Кругом рвались снаряды, бомбы, горели дома, заводы. Всё взлетало в воздух. Трудно приходилось. Не хватало боеприпасов, одежды, питания

I.                   Домашнее задание.

1.      Подготовьте  сочинение-миниатюру по теме урока.

2.      По желанию:

·         Подготовьте презентацию, сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы.

·         Напишите статью, очерк о земляках, участниках Великой Отечественной войны.

·         Напишите стихи. Посвятите их тем, кто отстоял нашу свободу.

 

 

Автор Баранова Екатерина Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 29489
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓