Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Открытый урок
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них
Провела:
Баранова Екатерина Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный
колледж», филиал в г. Лабытнанги,
К 70-ЛЕТИЮ со Дня Победы
в Великой Отечественной войне
2 слайд
Цели урока:
1) активизировать знания обучающихся об однородных членах предложения, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится;
2) развивать навыки разборапростого предложения;
3) воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания.
3 слайд
Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них.
Наша Победа в войне с фашизмом, говоря возвышенным языком, -
звездный час в жизни советского народа. В те годы мы еще больше
закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь
назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для Победы
над врагом нашей Родины.
Главный удар немецко-фашистских захватчиков во второй мировой
войне принял на себя СССР. Советский Союз выдержал этот удар, а
затем разгромил гитлеровскую военную машину. Эта Победа стоила
советскому народу многих миллионов человеческих жизней, поэтому
советские люди хорошо помнят жертвы минувшей войны и особенно
хорошо знают цену Миру.
НЕТ ГРАНИЦ ВЕЛИЧИЮ ПОДВИГА ВО ИМЯ РОДИНЫ !
Г.К.Жуков, Маршал Советского Союза,
четырежды Герой Советского Союза.
4 слайд
Что такое однородные члены предложения?
5 слайд
Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью.
Они могут быть связаны сочинительными союзами или только интонацией.
Обычно выражаются словами одной части речи.
Относятся к одному члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.
Сопровождаются перечислительной интонацией.
6 слайд
Какие члены предложения могут быть однородными?
7 слайд
Однородными могут быть все члены предложения:
подлежащее
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
8 слайд
Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их.
1. И дети, и взрослые в нашей стране всегда хранят в благодарной памяти знаменательную дату – 9 мая 1945 года.
2. День Победы отмечают и любят в каждой семье.
3. В этот день люди идут к памятникам и обелискам героев Великой Отечественной войны, чтобы почтить память погибших за Родину.
4. Они приносят гирлянды и букеты цветов к подножию гранитных монументов.
5. Майское небо взрывают красные, синие, жёлтые огни фейерверков.
9 слайд
Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.
10 слайд
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы:
1) соединительные (и, да (в значении и); ни-ни (повторяющийся союз), двойные союзы не только…но и…; как…так и…;
2) разделительные (или (иль), либо, то – то, не то – не то);
3) противительные (а, но, да (в значении но), зато, однако.
ЗАПОМНИ!
11 слайд
Знаки препинания при
однородных членах предложения
Запятая ставится:
ЗАПОМНИ!
12 слайд
Запомни!
Запятая ставится:
Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами:
18 апреля 1981 года, когда был организован Лабытнангский Городской Совет ветеранов, в городе Семи лиственниц проживало более трёхсот бывших фронтовиков, нуждавшихся в защите собственных прав, законных интересов.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
13 слайд
Запомни!
Запятая ставится:
Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то):
И клуб «Ветеран», и клуб «Интернационалист», и другие клубы появились в нашем городе после I Учредительной городской конференции 22 марта 1987 года.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
14 слайд
Запомни!
Запятая ставится:
Между однородными членами, соединёнными противительными союзами (а, но, да (= но):
Участники той страшной и уже далёкой войны были совсем не молоды, но энергичны и трудолюбивы.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
15 слайд
Запомни!
Запятая ставится:
Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены
(как – так и, не только, – но и ):
Они не только высадили более двухсот пятидесяти деревьев на центральной площади города, но и обновляли аллею ветеранов ежегодно.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют
16 слайд
Знаки препинания при
однородных членах предложения
Запятая
не ставится:
ЗАПОМНИ!
17 слайд
Запомни!
Запятая не ставится:
Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом:
Работа по созданию Совета ветеранов на предприятиях и в организациях города Лабытнанги была возложена на Николая Заяша и Леонида Савченко.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
18 слайд
Запомни!
Запятая не ставится:
Внутри групп однородных членов, соединённых попарно:
Иногда их называли неугомонными и строптивыми, сверхактивными и напористыми, но никогда они не оставались равнодушными.
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
19 слайд
Запомни!
Запятая не ставится:
В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.д.
Ни днём ни ночью они не знали покоя. Судите сами: обследование жилищных условий ветеранов, посещение больных на дому и в больнице, чествование юбиляров, организация отдыха и (увы!) похорон, встречи с учащимися школ и профессионального училища №21…
Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют
20 слайд
Работа в группах
Успеха в работе!
21 слайд
Отчёты групп
Успеха в работе!
22 слайд
Отчёт 1 группы
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Выпишите предложения с однородными членами.
Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.
23 слайд
Письмо с фронта
15/III 42 года. Привет с фронта.
Здравствуйте, дорогая Панна, дочь Лиза и сын Федя. Шлю свой привет мужа и отца с желанием всего лучшего в вашей жизни, а главное – здоровья.
О себе сообщаю, что пока жив и здоров, нахожусь на передней линии фронта в землянках. Близких, знакомых, товарищей нет. Но здесь все товарищи, у всех одна обстановка.
Прошу передать привет папе, маме, а также всем родным и знакомым. Привет Ефиму Яковлевичу.
Панна, если будет нужда в деньгах или продовольствии, то продавай мою одежду, обувь. Буду жив и здоров, наживём. Пока, писать больше нечего. До свидания.
Целую тебя и детей.
24 слайд
Отчёт 2 группы
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Выпишите предложения с однородными членами.
Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.
25 слайд
На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях награждён орденами Красного знамени и Славы IIIстепени.
Газетный очерк времён
Великой Отечественной войны
«Путь героя»
26 слайд
В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотника-ханты Ивана Роскаламова рос бойкий коренастый мальчик Миша. С 7-8 летнего возраста он уже помогал ловить рыбу, ставить ловушки на зверей и птиц. А когда Мише исполнилось 9 лет, отец купил ему собственное ружьё. И маленький следопыт по нескольку дней подряд пропадал в тундре с ружьём за плечами. Он рос сильным и смекалистым. Редко кто из сверстников мог состязаться с ним в меткости стрельбы, умении ходить на лыжах или в искусстве рыбной ловли.
В июне 1941 года фашистские орды, вооружённые до зубов, ринулись на Советский Союз. Началась великая битва за свободу и независимость нашего народа. И молодой патриот с сентября 1941 года мужественно сражался в первых рядах. В августе 1943 года он участвует в великих наступательных боях под Смоленском и за проявленный героизм награждается орденом Красного Знамени.
Вот что он рассказал по этому поводу.
«Мы прервали оборону немцев и пошли в наступление. Отступив километров на двадцать, немцы заняли оборону в селе Н. У них были большие силы. Нам было приказано занять село. Четыре станковых пулемёта били из окон, а один из дзота, что на краю села. С наступлением темноты я взял гранаты и подполз к дзоту. Несмотря на бешеный огонь , я сумел подползти к дзоту сзади и бросил в амбразуру две гранаты – пулемёт замолк. Затем я подполз к дому, откуда строчили пулемёты, и бросил в окна несколько гранат. Все огневые точки были уничтожены.».
27 слайд
Отчёт 3 группы
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Выпишите предложения с однородными членами.
Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.
28 слайд
Газетная статья наших дней
29 слайд
Газетная статья «Боевые наши земляки»
Мария Васильевна Степанова родилась в 1918 году. Участник войны. Призывалась из Калининской области. С августа 1941 по ноябрь 1945 года служила в армии. Была связистом в 127-ом отдельном батальоне связи 11-го стрелкового корпуса на Третьем Украинском фронте. С боями прошла от Кавказа до Австрии, обеспечивая бесперебойную связь. Освобождала города Кубани, Украины, Румынии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. В 1942 году получила контузию, пролежала в госпитале 6 месяцев. Имеет награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За Будапешт» и другие, фронтовые благодарности и грамоты от Верховного главнокомандующего маршала Сталина, Галабухина, Малиновского. С 1950 года Мария Васильевна работала на предприятиях города Лабытнанги. В 1983 году ушла на пенсию. Принимает активное участие в общественной жизни города.
30 слайд
Отчёт 4 группы
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Выпишите предложения с однородными членами.
Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.
31 слайд
Из воспоминаний Степановой Марии Васильевны
Иван Журба и Володя Фёдоров получили приказ срочно восстановить связь с соседним подразделением. Ночью вошли в село, услышали в сарае стоны, крики женщин и детей. Фашисты не успели поджечь сарай и дом. Они (Иван и Володя) освободили измученных , голодных женщин, детей. В доме был замучен старик с отрезанным языком. Он истекал кровью. Сын его был командиром партизанского отряда. Ребята не смогли спасти старика, они подорвались на мине.
При форсировании озера Балатон и реки Дунай мы потеряли тысячи товарищей. Подорвались на мине Люся Орлова и Нюра Новожилова. Фашисты сильно обстреливали переправы, минировали берега. Кругом рвались снаряды, бомбы, горели дома, заводы. Всё взлетало в воздух. Трудно приходилось. Не хватало боеприпасов, одежды, питания.
32 слайд
Домашнее задание:
подготовьте сочинение-миниатюру
по теме урока.
Подготовьте презентацию, сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы.
Напишите статью, очерк о земляках, участниках Великой Отечественной войны.
Напишите стихи. Посвятите их тем, кто отстоял нашу свободу.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок «Однородные члены предложения и знаки препинания при них проведён как открытый в программе декабрьской Недели гуманитарных наук в 221 группе (специальность «Повар, кондитер»). Особенностью урока является интеграция грамматического и краеведческого материала. Урок посвящён знаменательной дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и построен на материалах из архивов Совета ветеранов и краеведческого музея в городе Лабытнанги. Это письмо с фронта, газетные статьи времён войны и послевоенного времени, воспоминания ветеранов города.
Цели урока:
1) активизировать знания обучающихся об однородных членах предложения, расширить знания о случаях постановки запятых: при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда запятая не ставится;
2) развивать навыки разбора простого предложения;
3) воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания.
Оборудование урока: оформление кабинета с учётом возможности работы в группах 4-6 человек, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, экран, мультимедийный проектор, презентация по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», распечатки заданий для индивидуальной работы и работы в группах, распечатки для приглашённых – жюри для оценивания работы в группах.
Методические приёмы: слово учителя, комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации, беседа, работа в группах, приём соревнования «Кто быстрее? Кто лучше?».
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Преподаватель
сообщает о том, что урок посвящается знаменательной дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, поэтому тексты заданий необычны, это материалы краеведческого музея о земляках, ветеранах войны, письмо с фронта и т.п. Преподаватель также сообщает о том, что необычна и форма урока, это урок-соревнование. Работу на уроке будет оценивать не только преподаватель, но и жюри (приглашённые на открытый урок), им предложены таблицы с указаниями критериев оценки работы. Студенты выполняют индивидуальные задания в специальных распечатках «План-задание» и задание для группы. Всего групп 4. В группах назначены командиры, задача которых координировать работу группы.
I. Актуализация знаний по теме урока. Повторение изученного об однородных членах предложения.
Практическое задание:
Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них.
Наша Победа в войне с фашизмом, говоря возвышенным языком, - звездный час в жизни советского народа. В те годы мы еще больше закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для Победы над врагом нашей Родины. Главный удар немецко-фашистских захватчиков во второй мировой войне принял на себя СССР. Советский Союз выдержал этот удар, а затем разгромил гитлеровскую военную машину. Эта Победа стоила советскому народу многих миллионов человеческих жизней, поэтому советские люди хорошо помнят жертвы минувшей войны и особенно хорошо знают цену Миру. Нет границ величию подвига во имя Родины!
(Г.К. Жуков, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза).
Беседа:
1.Что такое однородные члены предложения?
(Однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью. Они могут быть связаны сочинительными союзами или только интонацией. Обычно выражаются словами одной части речи. Относятся к одному члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос).
2. Какие члены предложения могут быть однородными?
(Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).
Практическое задание:
Найдите однородные члены в данных предложениях. Назовите их.
1. И дети, и взрослые в нашей стране всегда хранят в благодарной памяти знаменательную дату – 9 мая 1945 года. (Подлежащие: и дети, и взрослые)
2. День Победы отмечают и любят в каждой семье. (Сказуемые: отмечают и любят)
3. В этот день люди идут к памятникам и обелискам героев Великой Отечественной войны, чтобы почтить память погибших за Родину. (Обстоятельства: к памятникам и обелискам).
4. Они приносят гирлянды и букеты цветов к подножию гранитных монументов. (Дополнения: гирлянды и букеты).
5. Майское небо взрывают красные, синие, жёлтые огни фейерверков. (Определения: красные, синие, жёлтые).
Назовите сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.
(Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы:
1) соединительные (и, да (в значении и); ни-ни (повторяющийся союз), двойные союзы не только…но и…; как…так и…;
2) разделительные(или (иль), либо, то – то, не то – не то);
3) противительные (а, но, да (в значении но), зато, однако.)
I. Изучение нового материала. Работа по теме урока на основе примеров на каждый случай постановки знаков препинания. Приметы иллюстрируются на слайдах. В Планах-заданиях обучающиеся подчёркивают однородные члены предложения и строят схемы.
Запятая ставится:
1. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами:
18 апреля 1981 года, когда был организован Лабытнангский Городской Совет ветеранов, в городе Семи лиственниц проживало более трёхсот бывших фронтовиков, нуждавшихся в защите собственных прав, законных интересов.
2. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и – и,ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то):
И клуб «Ветеран», и клуб «Интернационалист», и другие клубы появились в нашем городе после I Учредительной городской конференции 22 марта 1987 года.
3. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Между однородными членами, соединёнными противительными союзами (а, но, да (= но):
Участники той страшной и уже далёкой войны были совсем не молоды, но энергичны и трудолюбивы.
4. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как – так и, не только, – но и ):
Они не только высадили более двухсот пятидесяти деревьев на центральной площади города, но и обновляли аллею ветеранов ежегодно.
Запятая не ставится:
1. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом:
Работа по созданию Совета ветеранов на предприятиях и в организациях города Лабытнанги была возложена на Николая Заяша и Леонида Савченко.
2. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
Внутри групп однородных членов, соединённых попарно:
Иногда их называли неугомонными и строптивыми, сверхактивными и напористыми, но никогда они не оставались равнодушными.
3. Задание: Назовите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют.
В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.д.
Ни днём ни ночью они не знали покоя. Судите сами: обследование жилищных условий ветеранов, посещение больных на дому и в больнице, чествование юбиляров, организация отдыха и (увы!) похорон, встречи с учащимися школ и профессионального училища №21…
I. Закрепление изученного. Работа в группах.
II. Отчёты групп.
Отчёт 1 группы.
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами.Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку.
15/III 42 года. Привет с фронта.
Здравствуйте, дорогая Панна, дочь Лиза и сын Федя. Шлю свой привет мужа и отца с желанием всего лучшего в вашей жизни, а главное – здоровья.
О себе сообщаю, что пока жив и здоров, нахожусь на передней линии фронта в землянках. Близких, знакомых, товарищей нет. Но здесь все товарищи, у всех одна обстановка.
Прошу передать привет папе, маме, а также всем родным и знакомым. Привет Ефиму Яковлевичу.
Панна, если будет нужда в деньгах или продовольствии, то продавай мою одежду, обувь. Буду жив и здоров, наживём. Пока, писать больше нечего. До свидания.
Целую тебя и детей.
Отчёт 2 группы.
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку. (Газетный очерк времён Великой Отечественной войны «Путь героя». На снимке старший сержант Михаил Роскаламов. За проявленное мужество в боях награждён орденами Красного знамени и Славы IIIстепени).
В бескрайних просторах Заполярья, в небольшом селе Лабытнанги, в семье охотника-ханты Ивана Роскаламова рос бойкий коренастый мальчик Миша. С 7-8 летнего возраста он уже помогал ловить рыбу, ставить ловушки на зверей и птиц. А когда Мише исполнилось 9 лет, отец купил ему собственное ружьё. И маленький следопыт по нескольку дней подряд пропадал в тундре с ружьём за плечами. Он рос сильным и смекалистым. Редко кто из сверстников мог состязаться с ним в меткости стрельбы, умении ходить на лыжах или в искусстве рыбной ловли.
В июне 1941 года фашистские орды, вооружённые до зубов, ринулись на Советский Союз. Началась великая битва за свободу и независимость нашего народа. И молодой патриот с сентября 1941 года мужественно сражался в первых рядах. В августе 1943 года он участвует в великих наступательных боях под Смоленском и за проявленный героизм награждается орденом Красного Знамени.
Вот что он рассказал по этому поводу.
«Мы прервали оборону немцев и пошли в наступление. Отступив километров на двадцать, немцы заняли оборону в селе Н. У них были большие силы. Нам было приказано занять село. Четыре станковых пулемёта били из окон, а один из дзота, что на краю села. С наступлением темноты я взял гранаты и подполз к дзоту. Несмотря на бешеный огонь , я сумел подползти к дзоту сзади и бросил в амбразуру две гранаты – пулемёт замолк. Затем я подполз к дому, откуда строчили пулемёты, и бросил в окна несколько гранат. Все огневые точки были уничтожены».
Отчёт 3 группы.
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку. (Газетная статья наших дней).
Мария Васильевна Степанова родилась в 1918 году. Участник войны. Призывалась из Калининской области. С августа 1941 по ноябрь 1945 года служила в армии. Была связистом в 127-ом отдельном батальоне связи 11-го стрелкового корпуса на Третьем Украинском фронте. С боями прошла от Кавказа до Австрии, обеспечивая бесперебойную связь. Освобождала города Кубани, Украины, Румынии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. В 1942 году получила контузию, пролежала в госпитале 6 месяцев. Имеет награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За Будапешт» и другие, фронтовые благодарности и грамоты от Верховного главнокомандующего маршала Сталина, Галабухина, Малиновского. С 1950 года Мария Васильевна работала на предприятиях города Лабытнанги. В 1983 году ушла на пенсию. Принимает активное участие в общественной жизни города.
Отчёт 4 группы.
Задание:
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания в этих предложениях и объясните их постановку. (Воспоминания участника войны. Музейный экспонат).
Иван Журба и Володя Фёдоров получили приказ срочно восстановить связь с соседним подразделением. Ночью вошли в село, услышали в сарае стоны, крики женщин и детей. Фашисты не успели поджечь сарай и дом. Они (Иван и Володя) освободили измученных , голодных женщин, детей. В доме был замучен старик с отрезанным языком. Он истекал кровью. Сын его был командиром партизанского отряда. Ребята не смогли спасти старика, они подорвались на мине.
При форсировании озера Балатон и реки Дунай мы потеряли тысячи товарищей. Подорвались на мине Люся Орлова и Нюра Новожилова. Фашисты сильно обстреливали переправы, минировали берега. Кругом рвались снаряды, бомбы, горели дома, заводы. Всё взлетало в воздух. Трудно приходилось. Не хватало боеприпасов, одежды, питания
I. Домашнее задание.
1. Подготовьте сочинение-миниатюру по теме урока.
2. По желанию:
· Подготовьте презентацию, сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы.
· Напишите статью, очерк о земляках, участниках Великой Отечественной войны.
· Напишите стихи. Посвятите их тем, кто отстоял нашу свободу.
6 664 189 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Баранова Екатерина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.