Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку на тему "Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне" (3класс)

Презентация по русскому языку на тему "Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне" (3класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне" (3класс)"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
3 класс 14 урок...

    1 слайд

    Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
    3 класс 14 урок
    Учитель: Игнатьева О.Д.

  • КаллиграфияФ.И.О

    2 слайд

    Каллиграфия
    Ф.И.О

  • Определяем основной вопрос урокаЗапишите слово снег
Подберите к нему однокоре...

    3 слайд

    Определяем основной вопрос урока
    Запишите слово снег
    Подберите к нему однокоренные слова
    Запишите слово друг
    Подберите к нему однокоренные слова
    Снег, снежок, снежинка, снеговик, снежный.
    Друг, дружок, подруга, дружный, дружить, друзья.
    – Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
    – Какой звук был исходным, основным?
    – А каким он заменился?
    [г//ж] [г//ж//з]

  • Работа над определением– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

– Что т...

    4 слайд

    Работа над определением
    – Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

    – Что такое закон языка?
    – Что такое чередование согласных звуков?
    – Какие новые чередования вы узнали из определения?
    – Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение.
    – Сколько звуков могут чередоваться в корне?

  • Применяем знания, развиваем уменияУпр. 42
Прочитай. Спиши, выдели корень. •...

    5 слайд


    Применяем знания, развиваем умения
    Упр. 42
    Прочитай. Спиши, выдели корень. • Однокоренные
    ли это слова? Почему? • Допиши однокоренные слова в
    последнюю группу.
    Книга, книжечка, книжный.
    Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка.
    Круги, кругом, кружок, кружились.
    Пух, пуховый,
    • Подчеркни в каждом слове последнюю согласную
    корня.
    пушок, пуховой.

  • Применяем знания, развиваем уменияс. 43–44
– Прочитайте слова парами рядом с...

    6 слайд


    Применяем знания, развиваем умения
    с. 43–44
    – Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43.
    – Какие согласные чередуются в корне?
    – Запишите эти чередования в тетрадях.
    – Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.
    – Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы.
    – Запишите в тетрадях эти чередования звуков.
    к//ч, с//ш, д//ж.

  • Применяем знания, развиваем уменияУпр. 43
Прочитай. Все ли слова в каждой гр...

    7 слайд


    Применяем знания, развиваем умения
    Упр. 43
    Прочитай. Все ли слова в каждой группе однокоренные? Почему? • Спиши только однокоренные слова, выдели корень. Подчеркни последнюю согласную корня.
    Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
    Река, речка, речушка, речь, реченька.
    Рука, ручка, ручей, ручной, ручонка, ручьи.
    Просить, просо, попрошайка, прошу.

  • Вывод– Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

Корни в словах могут бы...

    8 слайд

    Вывод
    – Какие звуки чередуются в однокоренных словах?

    Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным.

  • Итог урока– Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

 
–...

    9 слайд

    Итог урока
    – Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?

     
    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
    – В чём испытали затруднения?
    – Кто сегодня получил отметку в дневник?
    – За что?
    Д/з д/м упр.17, 20

  • Спасибо!

    10 слайд

    Спасибо!

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Русский язык "Школа 2100" 3класс 13урок

 

Ι. Актуализация знаний

1. Словарный диктант (слова на с. 35).

2. Повторение изученного о корне слова.

Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

(С. Бондаренко)

– Запишите отгадку.

Ученики записывают:корень.

– О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.)

– О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень.

Ученики делают графическое обозначение корня.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний

1. Постановка учебной проблемы.

Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39).

Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:

Свет, свеча, освещение.

Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.

Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)

Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)

 

 

– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

2. Открытие нового знания.

Поиск решения.

Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)

– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.

– Какой звук был исходным, основным? ([г])

– А каким он заменился? ([ж//з])

На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных ги ж//звыделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:

 

                                                     

 Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж].

                                                               

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг– [г//ж//з].

 

3. Работа над определением.

– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

Вопросы после чтения:

– Что такое закон языка?

– Что такое чередование согласных звуков?

– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])

– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])

– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания

Работа по учебнику.

Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока

– Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)

– Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить).   4

 

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание

1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.

2. ПНайти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1498
    • PPTX 662.7 кбайт
    • 67 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатьева Ольга Дмитриевна
    Игнатьева Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 341028
    • Всего материалов: 127

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 410 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек