Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Образование сложных имен существительных"

Презентация по русскому языку на тему "Образование сложных имен существительных"

Образование имен существительных путем сложения.
Разминка Определите способ словообразования, произведите морфемный разбор сло...
Образуйте сложные существительные: 1 основа (корень)	2 основа (корень)	Сложно...
Проверь себя! 1 основа (корень)	2 основа (корень)	Сложное слово море	ходить	 ...
Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? Светомузык...
Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? Сложные слов...
Сложносокращённое слово – это такое слово, которое получилось в результате… ...
 Типы сложносокращённых слов :
Исправь ошибки! Запиши правильно. Спорт товары МХАт сбер-банк стеннгазета тюз...
Орфоэпические нормы Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими по...
Что означают эти сложносокращённые существительные? Правильно их прочитайте....
Найдите в данных предложениях аббревиатуры, правильно прочитайте и «расшифру...
Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения...
Проверь себя! Часть слова + слово	Часть сл. + часть сл.	Аббревиатура замдирек...
«Подведём итог» Сложными называются слова, образованные из ______ целых слов...
Знаете ли вы, что… …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До соб...
Сложносокращённые слова создаются и в наши дни. Лавсан – название волокна и ...
1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые ...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Образование имен существительных путем сложения.
Описание слайда:

Образование имен существительных путем сложения.

№ слайда 2 Разминка Определите способ словообразования, произведите морфемный разбор слов:
Описание слайда:

Разминка Определите способ словообразования, произведите морфемный разбор слов: Краснота Выстрел Подпол Нахлебник Сладкоежка Шестиклассник

№ слайда 3 Образуйте сложные существительные: 1 основа (корень)	2 основа (корень)	Сложное с
Описание слайда:

Образуйте сложные существительные: 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить   кость править   труба чистить   сталь варить   сам сваливать   воздух плавать   кофе молоть   полк водить  

№ слайда 4 Проверь себя! 1 основа (корень)	2 основа (корень)	Сложное слово море	ходить	 мор
Описание слайда:

Проверь себя! 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить  мореход кость править  костоправ труба чистить  трубочист сталь варить  сталевар сам сваливать  самосвал воздух плавать  воздухоплаватель кофе молоть  кофемолка полк водить  полководец

№ слайда 5 Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? Светомузыка З
Описание слайда:

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? Светомузыка Землекоп Бензобак Овощехранилище Снегопад ? Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

№ слайда 6 Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? Сложные слова:
Описание слайда:

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? Сложные слова: Светомузыка Землекоп Бензобак Овощехранилище Снегопад Сложносокращённые: Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

№ слайда 7 Сложносокращённое слово – это такое слово, которое получилось в результате… От
Описание слайда:

Сложносокращённое слово – это такое слово, которое получилось в результате… От данных словосочетаний образуйте сложносокращённые слова по образцу: заведующий учебной частью – завуч; специальный корреспондент – спецкор: Стенная газета - …, спортивный клуб -… , детский сад-…, зоологический парк-…, лесное хозяйство - …. Приведите свои подобные примеры.

№ слайда 8  Типы сложносокращённых слов :
Описание слайда:

Типы сложносокращённых слов :

№ слайда 9 Исправь ошибки! Запиши правильно. Спорт товары МХАт сбер-банк стеннгазета тюз ли
Описание слайда:

Исправь ошибки! Запиши правильно. Спорт товары МХАт сбер-банк стеннгазета тюз лит.кружок ЦКСА Спорттовары МХАТ сбербанк стенгазета ТЮЗ литкружок ЦСКА

№ слайда 10 Орфоэпические нормы Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими помет
Описание слайда:

Орфоэпические нормы Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова: [эр] [эф] – РФ; [о] [эр] [тэ] – ОРТ; [эф] [эр] [гэ] – ФРГ; [эм] [че] [эс] – МЧС [ги] [бэ] [дэ] [дэ] – ГИБДД; [эм] [гэ] [у] –МГУ Но: ГЭС; ООН; СМИ; МХАТ; ТЮЗ.

№ слайда 11 Что означают эти сложносокращённые существительные? Правильно их прочитайте. На
Описание слайда:

Что означают эти сложносокращённые существительные? Правильно их прочитайте. Найдите соответствия: США Комдив НИИ Управдом АлтГТУ ПК НЛО 1. Научно-исследовательский институт 2. Неопознанный летающий объект 3. Алтайский государственный технический университет 4. Персональный компьютер 5. Соединённые Штаты Америки 6. Управляющий домом 7. Командир дивизии

№ слайда 12 Найдите в данных предложениях аббревиатуры, правильно прочитайте и «расшифруйте
Описание слайда:

Найдите в данных предложениях аббревиатуры, правильно прочитайте и «расшифруйте» их: В ЕГЭ по русскому языку приняли участие более 18 000 учащихся. Сегодня в РФ проживает значительное число иностранных граждан. Для остановки ТС у сотрудника ДПС были основания: нарушение ПДД.

№ слайда 13 Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения сл
Описание слайда:

Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов. Замдиректора, универмаг, канцтовары, БГПА, химчистка, Сбербанк, ЖКХ, военкомат, ПТУ , совхоз , КЗЦ, юнкор.

№ слайда 14 Проверь себя! Часть слова + слово	Часть сл. + часть сл.	Аббревиатура замдиректор
Описание слайда:

Проверь себя! Часть слова + слово Часть сл. + часть сл. Аббревиатура замдиректора универмаг БГПА канцтовары военкомат ЖКХ химчистка совхоз ПТУ сбербанк юнкор КЗЦ

№ слайда 15 «Подведём итог» Сложными называются слова, образованные из ______ целых слов и
Описание слайда:

«Подведём итог» Сложными называются слова, образованные из ______ целых слов и состоящие из двух (реже трёх) ______. Соединительными могут быть гласные __ , __ , реже - __. Например, _______. Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых ______, начальных ______ или ______. Аббревиатура – это _______________.

№ слайда 16 Знаете ли вы, что… …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событи
Описание слайда:

Знаете ли вы, что… …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ “ВЦИК” и т. п.

№ слайда 17 Сложносокращённые слова создаются и в наши дни. Лавсан – название волокна и тка
Описание слайда:

Сложносокращённые слова создаются и в наши дни. Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук. УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations ЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть)

№ слайда 18 1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тар
Описание слайда:

1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тарифы на оплату услуг связи. 2) ГАИ (проверил, проверила, проверило) состояние городского пассажирского транспорта. 3) КВН (открыл, открыла, открыло) сезон игр 2007 года. 4) ООН (сообщил, сообщила, сообщило) о своём намерении участвовать в миротворческой миссии. 5) НИИ (разработал, разработала, разработало) образцы препаратов для использования в области медицины. 6) ЕГЭ (проверил, проверила, проверило) знания и умения выпускников по русскому языку.

Презентация по русскому языку на тему "Образование сложных имен существительных"
  • Русский язык и литература
Описание:

(по Львовой)

Образование имён существительных путём сложения

Цели урока: 1) углубить представление о способе сложения и о его видах;

2) дать представление о сложносокращённых словах и тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи.

 

I. Основные способы образования существительных (проверка домашнего задания)

 

         Попросим ребят перечислить основные способы образования имён существительных, сопровождая свой ответ примерами из упражнения 294. После того как один из учеников расскажет о бессуфиксном способе образования существительных, можем предложить следующее задание.

 

         Задание. Запишите под диктовку прилагательные и глаголы, образуя от них бессуфиксным способом соответствующие существительные.

 

         Помешать, вывихнуть, сухой, разговаривать, синий, поливать, тихий, заливать, бегать.

        

При проверке упражнения 293 ребята определяют лексические значения слов, объяснения которых даны с помощью рисунков, путём толкования. Проследим, чтобы при толковании значений ученики использовали слова соответствующих частей речи, например: паводок – «поднятие уровня воды в рек в результате быстрого таяния снега, от ливней»; поводок – «ремень, на котором водят собак».

 

Учебная игра. По своему усмотрению учитель может провести игру «Аукцион», предложив ребятам назвать однокоренные слова к существительным паводок и поводок, а затем определить автора самого интересного в отношении формы и содержания предложения, составленного с этими словами.

 

После этого выслушаем сообщения учеников, работавших дома с индивидуальными заданиями.

 

II.  Образование имён существительных путём сложения (текст на с. 132 -- 133); упр. 297, 302)

 

         После внимательного чтения текста на с. 132 -- 133 учащиеся выполняют задания на с. 134, далее проводится совместная или индивидуальная работа со словообразовательным словариком по упражнению 297.

         Предложим ребятам проверить свою работу с упражнением 302 по словообразовательному словарику (раздел «Словообразовательные пары однокоренных слов»).

 

         Готовя учеников слабого класса к выполнению упражнения 302, обратим их внимание на то, что в словах словосочетаний выделены буквы, которые должны составить сложносокращённое слово, и все эти буквы в сложносокращённом существительном будут прописными. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться словами для справок, записав их на доске в случайном порядке, например: КВН, ДПС, ТЮЗ, НИИ, МИД, АТС, УЗИ, РФ, СМИ, ЕГЭ. Другой вариант работы – учащиеся записывают под диктовку учителя аббревиатуру и самостоятельно указывают сочетание производящих слов, используя материалы упражнения.

 

III. Сложносокращённые существительные в составе словосочетаний (текст на с. 135, упр. 303)

   

 

 

         В слабом классе организуем работу с упражнением 303 в форме объяснительного диктанта.

         Задание. Запишите под диктовку предложения, согласуя прилагательные и глаголы со сложносокращёнными существительными.

 

         1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тарифы на оплату услуг связи. 2) ГАИ (проверил, проверила, проверило) состояние городского пассажирского транспорта. 3) КВН (открыл, открыла, открыло) сезон игр 2007 года. 4) ООН (сообщил, сообщила, сообщило) о своём намерении участвовать в миротворческой миссии. 5) НИИ (разработал, разработала, разработало) образцы препаратов для использования в области медицины. 6) ЕГЭ (проверил, проверила, проверило) знания и умения выпускников по русскому языку.

 

IV. Как образуются имена существительные в русском языке (упр. 306 (частично), 304, 301 (1))

 

         Познакомим учащимся с планом сообщения об образовании существительных в русском языке (упражнение 306), а затем распределим слова, данные в упражнении 304, в соответствии с пунктами этого плана.

         В ходе обсуждения текста упражнения 301 (1) ребята называют те слова, по образцу которых автор составил своё новообразование (аэроплан, дельтаплан, моноплан, биплан, триплан). Обратим внимание на то, что эти слова, с одной стороны, и авторское новообразование – с другой образованы разными видами сложения.

 

         Домашнее задание: 1) упр. 306 (полностью); 2) упр. 305 (1, 2); 3) на выбор: упр. 301 (2) или 305 (3).

 

         Резерв – упр. 300.

 

 

Автор Санькова Марина Александровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 773
Номер материала 12362
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓