Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Морфемика"

Презентация по русскому языку на тему "Морфемика"

МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар Яковлева Елена Ивановна, учитель русского языка и л...
Задачи 1)формировать речевые умения и навыки; 2)стимулировать умственную деят...
В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), разв...
Слова жир и пир образовались от глаголов жити и пити с помощью древнего суфф...
В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые сущ...
Морфемика –  это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) ...
Части слова: Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее лекс...
горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель
Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой - слова с одинаковой при...
Однокоренные слова отводить предводитель Слова с одинаковой приставкой подбе...
1) С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово? 2) На уро...
1)С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ 2)В приведенных терминах нет значения уменьш...
Ус-меш-к-а Без-грамот-н-ая Пре-крас-н-ый По-втор-ени-е Подо-бр-а-ть Подо-кон-...
У-смеш-к-а Слез-инк-а Под-окон-ник
1) работа Легоцкой Веры Сергеевны,учителя русского языка и литературы МОУ «Ги...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар Яковлева Елена Ивановна, учитель русского языка и лите
Описание слайда:

МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар Яковлева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

№ слайда 2 Задачи 1)формировать речевые умения и навыки; 2)стимулировать умственную деятель
Описание слайда:

Задачи 1)формировать речевые умения и навыки; 2)стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать внимание; 3)воспитывать познавательный интерес к предмету. Цель расширить знания учащихся о морфемике

№ слайда 3 В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), развито
Описание слайда:

В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), развито образование слов с помощью приставок. Вот самые распространенные (некоторые из них имеют варианты): без-(бес), в-(во), вз-(вс-), вне-, до-, за-, из-(ис-), меж-, между-, на-, над-, наи-, не-, недо-, о-(об-, обо-), обез-, от-(ото-), пре-, по-, под-(подо-), пред-, при-, про-, противо-, раз-(рас-), с-(со-), сверх-, у-, чрез-.

№ слайда 4 Слова жир и пир образовались от глаголов жити и пити с помощью древнего суффикс
Описание слайда:

Слова жир и пир образовались от глаголов жити и пити с помощью древнего суффикса –р-. При помощи старинного суффикса –ог- от слова пир образовалось пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать»)-творог. Стали частью корня и другие древние суффиксы:-х- в словах дух, смех, успех; -ц- в слове кольцо (кольцо от коло-круг); -н- в слове окно.

№ слайда 5 В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые сущест
Описание слайда:

В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые существуют только вместе с приставками и суффиксами: исказить, искаженный, отвергать, опровержение. В русском языке существует полнозначное слово без корня: глагол вынуть. Первоначально в нем был корень –я- с призвуком н: вы -ня-ть, (ср.: об-ня-ть, при–ня-ть). Затем этот звук был вытеснен суффиксом –ну-, обозначающим законченность действия,- вы-ну-ть

№ слайда 6 Морфемика –  это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) сло
Описание слайда:

Морфемика –  это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение. Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

№ слайда 7 Части слова: Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее лексиче
Описание слайда:

Части слова: Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает грамматические значения рода, числа, падежа, лица. Может быть нулевым. Основа – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования

№ слайда 8 горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель
Описание слайда:

горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель

№ слайда 9 Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой - слова с одинаковой приста
Описание слайда:

Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой - слова с одинаковой приставкой. ПОДБЕРЕЗОВИК, ПОДСТАВКА, ОТВОДИТЬ, ПОДУЧИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ПОДУШКА, ПОДВОДНИК

№ слайда 10 Однокоренные слова отводить предводитель Слова с одинаковой приставкой подберез
Описание слайда:

Однокоренные слова отводить предводитель Слова с одинаковой приставкой подберезовик подставка подучить подводник

№ слайда 11 1) С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово? 2) На уроках
Описание слайда:

1) С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово? 2) На уроках биологии вы встретились с терминами тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик. Следует ли в них выделять суффиксы? Докажите свою мысль.

№ слайда 12 1)С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ 2)В приведенных терминах нет значения уменьшите
Описание слайда:

1)С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ 2)В приведенных терминах нет значения уменьшительности. Без суффиксов –ИК и –ОК они не употребляются. Значит, суффиксы в них выделять не следует

№ слайда 13 Ус-меш-к-а Без-грамот-н-ая Пре-крас-н-ый По-втор-ени-е Подо-бр-а-ть Подо-кон-ник
Описание слайда:

Ус-меш-к-а Без-грамот-н-ая Пре-крас-н-ый По-втор-ени-е Подо-бр-а-ть Подо-кон-ник С-лез-инк-а

№ слайда 14 У-смеш-к-а Слез-инк-а Под-окон-ник
Описание слайда:

У-смеш-к-а Слез-инк-а Под-окон-ник

№ слайда 15 1) работа Легоцкой Веры Сергеевны,учителя русского языка и литературы МОУ «Гимна
Описание слайда:

1) работа Легоцкой Веры Сергеевны,учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Брянска 2).Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение, 1995. 3) Задачи конкурса «Русский медвежонок»-2006. 4).Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы.-М.: ВАКО, 2010. 5).Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку.-М.: Просвещение, 1989

Презентация по русскому языку на тему "Морфемика"
  • Русский язык и литература
Описание:

Морфемика –

 это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

 В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение. Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

 

Автор Яковлева Елена Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 33024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓