Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Культура речи. Надо ли говорить грамотно"

Презентация по русскому языку на тему "Культура речи. Надо ли говорить грамотно"

Результаты опроса «Грамотно ли мы говорим?» Участвовало человек: учителя, уча...
Нужно ли говорить грамотно? Культура речи. Подготовка к ЕГЭ
М.В.Ломоносов Аристотель Л.Н.Толстой А.П.Чехов А.Н. Толстой В.Г. Белинский Я....
Фонетические нормы Для того чтобы легче запомнить правильное произношение сло...
Задания А1 № 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас...
Из истории слова «КОФЕ» Coffie (англ.) – в 18 веке в России произносили «кофи...
Лексические нормы Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (...
Лексические нормы 		Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы оп...
1. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) П...
Проверь себя Ф.И. Задания А1 Задания А2 1 2 3 4 1 2 3 1 Х Х Х 2 Х Х Х 3 4 Х К...
Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но ...
Синквейн Название (одно существительное: кто? что?) 2. Описание (два прилагат...
Домашнее задание Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?» 2. Написат...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Результаты опроса «Грамотно ли мы говорим?» Участвовало человек: учителя, учащие
Описание слайда:

Результаты опроса «Грамотно ли мы говорим?» Участвовало человек: учителя, учащиеся 9-11 классов Нужно ли уметь говорить грамотно на родном языке? Почему? 100% - да, нужно, потому что: 40% - «образованный человек просто обязан говорить грамотно и правильно»; 25% - неприлично разговаривать неграмотно; 15% - « речь человека показывает его отношение к людям»; 10% - «необходимо сохранить культуру языка и всего народа», « грамотная речь – это показатель образованности всего государства», «грамотность речи человека может решить его судьбу». 2. Станете ли Вы исправлять ошибки в речи другого человека? 10% - нет 90% - да, но считают, что: 60% - «исправлять надо в зависимости от ситуации»; 35% - «надо, но неудобно делать замечания»; 10% - « если человеку указать на ошибку, то повторно эту ошибку человек уже не допустит»; 5% - «мне безразлично, как говорят окружающие» Какая же тема сегодняшнего урока?

№ слайда 2 Нужно ли говорить грамотно? Культура речи. Подготовка к ЕГЭ
Описание слайда:

Нужно ли говорить грамотно? Культура речи. Подготовка к ЕГЭ

№ слайда 3 М.В.Ломоносов Аристотель Л.Н.Толстой А.П.Чехов А.Н. Толстой В.Г. Белинский Я. Га
Описание слайда:

М.В.Ломоносов Аристотель Л.Н.Толстой А.П.Чехов А.Н. Толстой В.Г. Белинский Я. Гашек А.С. Пушкин А.А. Шахматов Н.В. Гоголь Л.В. Щерба

№ слайда 4 Фонетические нормы Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов,
Описание слайда:

Фонетические нормы Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо У Иры – крапИва. У Фёклы – свЁкла. Где ель- там щавЕль. Рота прошла через ворОта. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. Рынок оптОвый, фруктовый. Съев тОрты, не влез в шорты. Его то целУю, то баУую .   Не надо целовАть, не надо баловАть. Кричат «Ура!»  профессорА и докторА,  директорА и поварА,  увидев церковные куполА. Молчишь и не звонИшь.       Простит и позвонИт. Кис-кис пиши через дефИс. Здесь каждая буква на месте стоит,     И называется всё алфавИт. Вор заключил договОр. ВОры заключили договОры ХозЯева из ГулЯева. Сэр, вам надо в диспансЕр Не юли, а закрой жалюзИ. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть.  Можно принУдить, пристрУнить. Как он смог проверить каталОг ? Будешь с нами - будешь с деньгАми.      А если «Ах!» -     Забудь о деньгАх.

№ слайда 5 Задания А1 № 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
Описание слайда:

Задания А1 № 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) зАгнутый 2) звОнит 3) снЯла 4) красивЕе № 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) (просторные) складЫ 2) балУясь 3) прИняв 4) квАртал № 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) созвонИмся 2) намерЕние 3) мОлодежь 4) тортЫ № 10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) катАлог 2) щавЕль 3) докУмент 4) отогнАла

№ слайда 6 Из истории слова «КОФЕ» Coffie (англ.) – в 18 веке в России произносили «кофий»;
Описание слайда:

Из истории слова «КОФЕ» Coffie (англ.) – в 18 веке в России произносили «кофий»; кофий – сущ. , м.р., 2 скл. Вольтер выпивал по 50 чашек кофе в день и дожил до весьма почтенного возраста — 83 года. Горячим поклонником кофе был Людвиг ван Бетховен, который всегда варил его из 60 зёрен.

№ слайда 7 Лексические нормы Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чащ
Описание слайда:

Лексические нормы Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить -заплатитьза что-нибудь Представить -предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Предоставить -отдатького-что-либов распоряжение, пользованиекому-чему-либо. Встряхнуть -приподняв, потрясти с силой. Стряхнуть -тряхнув, скинуть, сбросить. Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Нестерпимый -превышающийтерпение, с трудом переносимый. Описка -ошибкав написании чего-н. по рассеянности. Отписка -формальныйответ, не затрагивающий сущности дела.

№ слайда 8 Лексические нормы 		Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы опред
Описание слайда:

Лексические нормы Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы определить значения слов. Поэтому при подготовке к ЕГЭ почаще открывай «Толковый словарь». Старайся запоминать лексическое значение незнакомых тебе слов. Алгоритм действий. 1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы. 2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами. 3.Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах! 4.Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом . 5.  Если возможно, вспомни отличия в значении.

№ слайда 9 1. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) Посл
Описание слайда:

1. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы. 2. В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан. 3. В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ? 1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал. 3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику. Задания А2

№ слайда 10 Проверь себя Ф.И. Задания А1 Задания А2 1 2 3 4 1 2 3 1 Х Х Х 2 Х Х Х 3 4 Х Коли
Описание слайда:

Проверь себя Ф.И. Задания А1 Задания А2 1 2 3 4 1 2 3 1 Х Х Х 2 Х Х Х 3 4 Х Количество правильных ответов7 Отметка«5» 6«4» 5-4«3»

№ слайда 11 Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но бед
Описание слайда:

Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни.

№ слайда 12 Синквейн Название (одно существительное: кто? что?) 2. Описание (два прилагатель
Описание слайда:

Синквейн Название (одно существительное: кто? что?) 2. Описание (два прилагательных : какой? чей?) 3. Действие (три глагола: что делать? что сделать?) 4. Повторение сути (синоним названия, фраза из 4-5 слов) 5. Чувство (одним словом опишите свое чувство, состояние отношение)

№ слайда 13 Домашнее задание Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?» 2. Написать р
Описание слайда:

Домашнее задание Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?» 2. Написать рассказ, использовав одну из пословиц. Речисты у милого глаза. Наговорили, что наварили, глядь – ан нет ничего. Каковы свойства, таковы и речи. Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит. Красна речь слушаньем. 3. Доказать или опровергнуть высказывание (одно на выбор) Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Антон Павлович Чехов – писатель, драматург Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург

Презентация по русскому языку на тему "Культура речи. Надо ли говорить грамотно"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок является естественным продолжением темы «Подготовка к ЕГЭ. Нормы русского языка». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.

Данный урок был посвящен как изучению нового, так и обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний обучающихся, и включен в систему уроков по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

Цель урока:

совершенствование речевой культуры обучающихся при подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

 

Автор Иванченко Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 29086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓