Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему ". Сложное предложение" (9 класс)

Презентация по русскому языку на тему ". Сложное предложение" (9 класс)

Где начинается сознание, там начинается диалог.

Н.Н.Бахтин


Урок по изучению видов сложного предложения. Знаки препинания. Интонация в сложном предложении

Речевая тема. Образ «любви» в представлении русского языка и культуры

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

"Мы почти не учим говорить", - выразил своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. При организации и проведении уроков русского языка я использую выработанную мной методическую систему комплексной работы с текстом с применением элементов лингвоконцептологии, которая позволяет учащимся свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддерживает их стремление к самовыражению, помогает «открыть уста детей».

В свете модернизации современного образования применяются различные подходы к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе. В России сложилось и функционирует новое направление в методике русского языка - лингвоконцептология как особая инновационная отрасль в изучении русского языка.

На уроке русского языка ученики формулируют две темы: языковую и речевую. Этот инновационный метод позволяет совершенствовать и развивать в учащихся работу с книгой, применять различные формы (составить словосочетание, ввести его в предложение, написать мини-текст). Эта методика, базируясь на фонетическом, лексическом и грамматическом материале, призвана углубить знания школьников, раскрыть их навыки, способность выражать свои мысли и чувства. Обучение на уроках русского языка начинается с конструирования предложений. Дальнейший шаг в этом направлении – показ жизни слова в контексте, в совокупности предложений, объединённых единой задачей. Только в контексте можно увидеть различные функции слова, словосочетания, синтаксической конструкции, что и рассматривается с помощью лингвоконцептологии.

При изучении сложных предложений в 9 классе школ с украинским языком обучения (Программа по русскому языку для школ с украинским языком обучения, 2005г.) необходимо учесть значение и строение сложного предложения, особое внимание обратить на характер и средства связи между частями сложного предложения. Углубляя знания учащихся о сложном предложении и его видах, научить распознавать сложное предложение в тексте и осмыслить его роль. Перед обучением школьников распознавать в тексте и употреблять сложные предложения в собственных высказываниях следует напомнить, что эти сложные синтаксические конструкции широко используются во всех стилях речи литературного языка, хотя чаще всего встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы при описании природы, действий, событий, обстановки, характеристике действующих лиц.

Примерное распределение материала по урокам может быть следующим: на первом углубляются знания учащихся о простом и сложном предложении, на втором – сведения о видах сложного предложения (союзные и бессоюзные) и расстановке знаков препинания в сложных предложениях, на третьем – рассматриваются особенности употребления изучаемых синтаксических конструкций в текстах различных стилей речи, проводится работа над овладением употреблять их при построении собственных высказываний, акцентируется внимание на умение пользоваться интонационным богатством русского языка.

В 9 классе при изучении темы: «Виды сложных предложений. Знаки препинания. Интонация в сложном предложении», совершенствуя языковые и речевые знания, выполняем комплексную работу с текстом с элементами лингвоконцептологии, которая способствует развитию связной речи, улучшению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, воспитанию чувства национального достоинства. На предтекстовом этапе ученики определяют речевой образ «любви» в представлении русского языка и культуры.

На текстовом и послетекстовом этапах школьники, выполняя задания лингвистического характера на закрепление изученной темы, работая со словарями разных видов, определяют составляющие концепта: словарное значение, этимологию, краткую историю изменения, ассоциации и оценки.

Предлагаем разработку урока, посвященного изучению структуры сложного предложения и его видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, смысловых отношений между его частями и средств их связи. Основными видами учебной деятельности могут быть: комплексная работа с текстом, синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг, комплекс заданий на повторение изученных орфограмм, работа с учебником.


Цели урока: углубить навыки учащихся распознавать простые и сложные предложения, их строение и значение в тексте; расширить знания учащихся о признаках сложного предложения и познакомить с видами сложных предложений: союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные; совершенствовать умение распознавать сложные предложения в тексте и анализировать их на основе полученных знаний, правильно расставлять знаки препинания; соблюдать правильную интонацию при их произнесении вслух и уметь пользоваться интонационным богатством русского языка; развивать все компоненты речевой компетентности (слушание, говорение, письмо); воспитывать любовь к природе, к искусству.


Эпиграф к уроку: Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти.


Вергилий

Оборудование: учебник по русскому языку в 9 классе под редакцией

Н.Ф.Баландиной, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины

И. И. Левитана «Березовая роща», текст, презентационный материал.


ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный период.

1. Организационный этап. Выразительно прочитать эпиграф к уроку, объяснить его смысл. Записать в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Определить языковую и речевую темы урока.

Ученики вдумчиво читают высказывание Вергилия о любви. Затем делают вывод о том, что любовь – это огромное чувство, во власти которого находятся все люди. Переписывают в тетрадь данное высказывание, подчеркивают грамматическую основу и делают вывод о том, что предложение имеет две грамматические основы: 1-я ГО: любовь побеждает; 2-я ГО: мы покоримся. Таким образом, данное предложение есть сложным.

Делается вывод: на уроке ученики будут углублять навыки распознавать простые и сложные предложения, их строение и значение в тексте; расширять знания о признаках сложного предложения и знакомиться с его видами, а речевой темой станет образ «любви» в представлении русского языка и культуры.

2. Актуализация опорных знаний.

Некоторые сведения о сложных предложениях известны учащимся из курса из предыдущего урока. Они знают, что конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, называется сложным предложением.

Для актуализации опорных знаний учитель проводит беседу-игру «Поставь вопрос своему другу». Эта работа проводится в группах по нарастающей сложности.

1-я группа: – Что вы знаете о сложном предложении?

( Предложение, состоящее из двух и более простых предложений, называется сложным.)

2-я группа: – Подберите к слову любовь синонимы. (Ученики при выполнении данного задания пользуются со словарем синонимов.)

(Влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость, страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благосклонность, доброжелательство, предрасположение; амур.) 

3-я группа: - Составить словосочетания со словом-концептом «любовь».

(Горячая любовь, беззаветная любовь, бескорыстная любовь, страстная любовь, благодарная любовь.)

4-я группа: записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, определить структуру предложения.

- Беззаветной любовью пылаем мы к Отечеству,

Она нам и поддержка и опора на века!..

( 1-я ГО: мы пылаем; 2-я ГО: она поддержка и опора; сложное)

Таким образом, ученики группы делают вывод, что второе предложение есть сложным, потому что имеет две грамматические основы.

- Как связаны между собой части простых предложений во втором предложении?

( Между ними стоит запятая, союз отсутствует.)

Учитель: Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объединенного дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько про­стых, но и объединяет их в одно целое.

И так, мы видим, что в сложном предложении есть общая «крыша» - это смысловая и интонационная законченность и присутствуют общие «стены» - члены предложения, по наличию которых мы определяем структуру предложения – простое оно или сложное.

II. Операционно-познавательный период.

1. Постановка целей и задач урока.

Учитель говорит, что на данном уроке, опираясь на знания, полученные о сложном предложении на предыдущем уроке, девятиклассники углубят и расширят представление о признаках сложного предложения и познакомятся с новыми видами сложных предложений, рассмотрят основные способы, с помощью которых могут соединяться части сложного предложения (союзные сложные предложения – при помощи интонации и союзов или союзных слов; бессоюзные – только при помощи интонации), будут совершенствовать умение распознавать сложные предложения в тексте и анализировать их на основе полученных знаний, расставлять знаки препинания, овладевать умением строить сложные предложения; соблюдать правильную интонацию при их произнесении.

2. Изучение нового материала. Расширение и углубление знаний о видах сложных предложений.

Учитель: Вам уже известны признаки сложного предложения. Основная задача нашего урока – познакомиться с видами сложных предложений, средствами связи между частями сложного предложения, умением распознавать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.

- Проанализируйте данные примеры и обратите внимание на средства связи между частями сложного предложения. Рассмотрите схемы и определите, к какому типу предложения соответствует каждый рисунок.


1. Я иду на прогулку, и Верньй гуляет со мной.

- Известно, что в сложносочиненных предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведет собаку, а они гуляют как равные. Символ сложносочиненного предложения - равенство простых предложений.


2. Если Верный не хочет гулять, я его все-таки веду.

- В сложноподчиненных предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На втором рисунке в поводок включен подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. Символом сложноподчиненного предложения есть подчинение одного простого предложения другому простому.


3. Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной.

- Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На третьем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бессоюзного предложения.

hello_html_m6c722281.pnghello_html_m3983eb6b.pnghello_html_maddbf4e.png







Завершить работу на данном этапе можно составлением и записью в тетради опорного конспекта с последующим комментарием:

  • Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

    1. При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.

    2. При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

  • Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:

    1. Сложносочиненные предложения – предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.

    2. Сложноподчиненные предложения – предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.



hello_html_m15bce4a6.gif


3.Работа с учебником. На этом этапе целесообразно предложить учащимся дополнительный теоретический материал из учебника.

Учитель предлагает внимательно прочитать теоретический материал учебника на стр.61, теория В, в котором представлены виды и признаки сложного предложения. Они читают его, объясняют и сравнивают с информацией, полученной на уроке. Для сравнения видов сложного предложения ученики зачитывают примеры из данной теории. Для закрепления теоретического материала учитель предлагает выполнить упр.87 (выписывают предложения в такой последовательности: а) сложносочиненные,

б) сложноподчиненные, в) бессоюзные; обмениваются с соседом по парте для взаимопроверки, затем объясняют условия выбора орфограмм.

4. Лексическое определение слова «любовь» из различных словарей. Работа в группах.

Учитель говорит, что на уроке красной нитью проходит «образ любви», с которым ученики творили чудеса: подбирали к нему синонимы, составляли словосочетания, вводили в предложение. Эти задания способствуют формированию общих знаний учащихся, их активной деятельности и развитию мировоззрения. Используя различные словари, школьники презентуют материал об этимологии, значении и оценке «образа любви», заранее подготовленного.

а) Слайд «Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова»


ЛЮБОВЬ любви, твор. любовью, ж. 1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе. Любовь к природе.


б) Слайд «Даль В. И. - Толковый словарь живого великорусского языка»


Любить - любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно. Парень любит девку; говорят о страсти половой; и она любит, влюблена. Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем. Я люблю сахар, а меду не люблю. Мотылек любит солнышко.


в) Слайд «Этимология слова (первоначальное значение)»


Любо́вь чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *l'uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry«кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему, перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав. *l'ubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

5. Творческая работа. Школьникам предлагается использовать прослушанный материал об образе «любви» для составления мини-текста о значении любви в вашей семье, используя сложные предложения различных видов.

Примерный вариант текста.

Любовь-это чувство, которое свойственно только человеку.(сложноподчиненное) Именно человек способен быть привязанным к другому человеку, чувствовать к нему глубокие симпатии.

В нашей семье царит любовь: родители с уважением и заботой относятся к детям.(бессоюзное) Их отношения есть для нас примером, потому что они вежливы, нежны и внимательны.(сложноподчиненное)

Один из лучших вариантов текста записывается в тетрадь. Ученики выразительно читают текст, определяют сложные предложения и их виды.

6. Комплексная работа с текстом. Работа над развитием связной речи учащихся. Распознавание сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений в тексте.

Школьникам предлагается просмотреть текст с целью выяснения его структуры (он демонстрируется на слайде). Затем они должны вдумчиво прочитать заголовок текста и прогнозировать его содержание по названию. После выразительного чтения текста учителем или сильным учеником школьники находят и выписывают сложные предложения, (выделены курсивом), определяют тип и средство связи. Выполнение этой работы способствует совершенствованию умения учащихся распознавать в тексте сложные предложения.

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» И. И. ЛЕВИТАНА

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много со…нца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яр­кая. Главное в картине — игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радос…ный свет. Бегают по стволам бе­рез, в кружеве листвы, в траве веселые солнечные зайчики.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берез и горячее небо над ними. (По Т. Ржевусской)


  1. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. (Школьники делают вывод, что это предложение сложноподчиненное, потому что главным его признаком есть подчинение одного простого другому (главное и подчинительное) и подчинительный союз где.


  1. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яр­кая. (Данное предложение сложносочиненное, потому что части простых предложений равноправны и связаны сочинительным союзом и.)


  1. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. ( Это предложение бессоюзное, потому что части простого связаны интонационно и по смыслу, но без союза.)


7. Словарно-семантическая работа. Объясните значение слова «пейзаж». Работа со словарем.

- Подумайте и скажите, к какому типу текста относится данный текст? Ответ обоснуйте и запишите в тетради, используя один из видов сложных предложений.

(Данный текст относится к типу описания, потому что в нем описывается красота, величие, божество природы.)

- Это предложение сложноподчиненное, потому что главным его признаком есть подчинение одного простого другому и наличие подчинительного союза потому что.


8. Работа по совершенствованию культуры речи учеников.

- Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными. Запишите их в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Произнесите вслух другу по парте.

( Для того чтобы проверить непроизносимую согласную в слове, нужно изменить так слово, чтобы эта согласная четко произносилась:

Солнце - солнечный; радостный – радость.)


III. Корреционно-оценивающий период.

1. Задание на закрепление изученной темы.

а) Конструирование предложений. Работа в микрогруппах.

Учитель предлагает по схемам из данных частей построить и записать предложения, выделить в них грамматические основы, определить вид сложного предложения.

Родители любят детей своих. Они желают им добра, болеют за них сердцем.

1. [ ], и [ ].

2. [ ], [так как….].

3. [ ], [ ].

Учитель, комментируя выполнение задания, акцентирует внимание учащихся на преимущество наличия и употребления в речи разных видов сложных предложений. На первый план выступают причинно-следственные отношения между частями сложного предложения. В сложносочиненном предложении они более размыты, заметна какая-то последовательность – Родители любят детей своих, и они желают им добра, болеют за них сердцем.

В сложном бессоюзном предложении чувствуется противопоставление, но оно выражено нечетко, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в сложносочиненном предложении. Наиболее «говорящие» значения имеют сложноподчиненные предложения, они обусловлены их строением (в частности, наличием союзов потому что и так как); в наименьшей степени смысловые отношения различаются в бессоюзном сложном предложении, а вот сложносочиненные предложения занимают между ними как бы промежуточное положение.

Делается вывод: части сложного предложения, взаимодействуя друг с другом, формируют более сложную мысль, чем отдельное простое предложение.


б) Комментированное письмо.

Ученики переписывают текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Затем предложения читают вслух, объясняют написание слов с пропущенными буквами и отсутствующие знаки препинания. Называют сложные предложения в тексте и определяют их виды. Подбирают заголовок к тексту. Проводится взаимопроверка в парах. Данное задание совершенствует навыки школьников грамотному письму и определению орфограмм, умению распознавать в тексте сложные предложения и определять их виды, развивает связную речь учащихся.


(Не,ни)когда (не,ни)согласие (не)должно порождать (не)уважительности. Опр..вергая мнение своего о(п, пп)онента следить за тем чтобы (не)взначай (не)обид..ть человека. Уместно заметить: обид..ть человека просто изв..нит(?)ся труднее получить искр..ннее пр..щение еще труднее. Может быть проще и целесообразнее вообще (не)об..жать, а любить и уважать?

Спорите – контролируйте свое пов..дение выб..райте слова (не повышайте голоса). Сверхмерная горяч..ность к добру (не) приводит. Спор довольно опасная вещь он часто ведет к охлаждению отношений и (не)доразумениям. (Из журнала)


в). Определение видов сложных предложений.

Выполняется упр. 88. После чтения текста по А.Белому, учащиеся определяют вид каждого из предложений: а) союзное (указать союз) или бессоюзное, б) если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное.

2. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель проводит фронтальный опрос с использованием интерактивного приема «Микрофон».

В чем основное отличие сложного предложения от простого?

(Наличием ГО. В простом предложении одна ГО, а в сложном их две и более.)

Какими двумя основными способами могут соединяться части сложного предложения? (Союзные сложные предложения – при помощи интонации и союзов или союзных слов; бессоюзные – только при помощи интонации.)

Обладает ли каждая из частей сложного предложения интонацией законченности? (Нет. Интонация законченности свойственна только сложному предложению в целом.)

- Достиг ли мы воспитательной цели?

(На уроке мы воспитывали любовь к природе, к семье, уважение друг к другу. Исследуя образ «любви», мы убедились, что это чувство, которое характерно только человеку, и все мы находимся в его власти.)


3. Домашнее задание.

Учитель предлагает дифференцированное письменное домашнее задание по выбору учащихся.

1. Выучить теоретический материал по теме урока на стр.61, теория В. Повторить теорию А, Б на стр.58, 60.

2.Выписать из художественной литературы сложные предложения (два бессоюзных и два союзных предложения), подчеркнуть ГО и союзы.

3.Выполнить упражнение № 89. ( предварительно это упражнение выполняется в классе устно)

4. Выразительное чтение и анализ текста на стр. 65-67.

4. Подведение итогов урока.

На этом этапе урока учитель оценивает активность и результаты творческой работы школьников, подводит итоги урока: что удалось, а на что следует обратить особое внимание при подготовке к следующему уроку.


Презентация по русскому языку на тему ". Сложное предложение" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Где начинается сознание, там начинается диалог.

 

                      Н.Н.Бахтин

 

 

 

Урок по изучению видов сложного предложения. Знаки препинания.  Интонация в сложном предложении

 

Речевая тема. Образ «любви» в представлении русского языка и культуры

 

 Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

 

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

 

"Мы почти не учим говорить", - выразил своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. При организации и проведении уроков русского языка я использую выработанную мной методическую систему комплексной работы с текстом с применением элементов лингвоконцептологии, которая позволяет учащимся свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддерживает их стремление к самовыражению, помогает «открыть уста детей».

 

В свете модернизации современного образования применяются  различные подходы к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе. В России сложилось и функционирует новое направление в методике русского языка - лингвоконцептология как особая инновационная отрасль в изучении русского языка.

 

На уроке русского языка ученики формулируют две темы: языковую и речевую. Этот инновационный метод позволяет совершенствовать и развивать в учащихся работу с книгой, применять различные формы (составить словосочетание, ввести его в предложение, написать мини-текст). Эта методика, базируясь на фонетическом, лексическом и грамматическом материале, призвана углубить знания школьников, раскрыть их навыки, способность выражать свои мысли и чувства. Обучение на уроках русского языка начинается с конструирования предложений. Дальнейший шаг в этом направлении – показ жизни слова в контексте, в совокупности предложений, объединённых единой задачей. Только в контексте можно увидеть различные функции слова, словосочетания, синтаксической конструкции, что и рассматривается с помощью лингвоконцептологии.

 

    При изучении сложных  предложений в 9 классе школ с украинским языком обучения (Программа по русскому языку для школ с украинским языком обучения, 2005г.) необходимо учесть значение и строение сложного предложения, особое внимание обратить на характер и средства связи между частями сложного предложения. Углубляя знания учащихся о сложном предложении и его видах, научить распознавать сложное предложение в тексте и осмыслить его роль. Перед обучением школьников распознавать в тексте и употреблять сложные предложения в собственных высказываниях следует напомнить, что эти сложные синтаксические конструкции широко используются во всех стилях речи литературного языка, хотя чаще всего встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы при описании природы, действий, событий, обстановки, характеристике действующих лиц.

 

Примерное распределение материала по урокам может быть следующим: на первом углубляются знания учащихся о простом и сложном предложении, на втором – сведения о видах сложного предложения (союзные и бессоюзные) и расстановке знаков препинания в сложных предложениях, на третьем – рассматриваются особенности употребления изучаемых синтаксических конструкций в текстах различных стилей речи, проводится работа над овладением употреблять их при построении собственных высказываний, акцентируется внимание на умение пользоваться интонационным богатством русского языка.

 

В 9 классе при изучении темы: «Виды сложных предложений.Знаки препинания.  Интонация в сложном предложении», совершенствуя языковые и речевые знания, выполняем комплексную работу с текстом с элементами лингвоконцептологии, которая способствует развитию связной речи, улучшению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, воспитанию чувства национального достоинства. На  предтекстовом этапе ученики определяют речевой образ «любви»  в представлении русского языка и культуры.

 

   На текстовом и послетекстовом этапах школьники, выполняя задания лингвистического характера на закрепление изученной темы, работая со словарями разных видов, определяют составляющие концепта: словарное значение, этимологию, краткую историю изменения, ассоциации и оценки.

 

Предлагаем разработку урока, посвященного изучению структуры сложного предложения и его видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, смысловых отношений между его частями и средств их связи. Основными видами учебной деятельности могут быть: комплексная работа с текстом, синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг, комплекс заданий на повторение изученных орфограмм, работа с учебником.

 

Цели урока: углубить навыки учащихся распознавать  простые и сложные предложения, их строение и значение в тексте; расширить знания учащихся о признаках сложного предложения и познакомить с  видами  сложных предложений: союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные; совершенствовать умение  распознавать сложные предложения в тексте и анализировать их на основе полученных знаний, правильно расставлять знаки препинания; соблюдать правильную интонацию при их произнесении вслух и уметь пользоваться интонационным богатством русского языка; развивать все компоненты речевой компетентности (слушание, говорение, письмо); воспитывать любовь к природе, к искусству.

 

Эпиграф к уроку:             Все побеждает любовь,                                                                 покоримся ж и мы ее власти.

                                                                  Вергилий

 

Оборудование: учебник по русскому языку в 9 классе под редакцией Н.Ф.Баландиной, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. И. Левитана «Березовая роща», текст, презентационный материал.

 

ХОД УРОКА

 

I. Вводно-мотивационный период.

 

1. Организационный этап. Выразительно прочитать эпиграф к уроку, объяснить его смысл. Записать в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Определить языковую и речевую темы урока.  

 

Ученики вдумчиво читают высказывание Вергилия о любви. Затем делают вывод о том, что любовь – это огромное чувство, во власти которого находятся все люди. Переписывают в тетрадь данное высказывание, подчеркивают грамматическую основу и делают вывод о том, что предложение имеет две грамматические основы: 1-я ГО: любовь побеждает; 2-я ГО: мы покоримся. Таким образом, данное предложение есть сложным.

 

Делается вывод: на уроке ученики будут углублять навыки распознавать  простые и сложные предложения, их строение и значение в тексте; расширять знания о признаках сложного предложения и знакомиться с его видами, а речевой  темой  станет образ «любви» в представлении русского языка и культуры.

 

2. Актуализация опорных знаний.

 

Некоторые сведения о сложных предложениях известны учащимся из курса из предыдущего урока. Они знают, что конструкция, состоящая  из двух и более простых предложений, называется сложным предложением.

 

Для актуализации опорных знаний учитель проводит беседу-игру «Поставь вопрос своему другу». Эта работа проводится в группах по нарастающей сложности.

 

1-я группа: – Что вы знаете о сложном предложении?

 

( Предложение, состоящее из двух и более простых предложений, называется сложным.)

 

2-я группа: – Подберите к слову любовь синонимы. (Ученики при выполнении данного задания пользуются со словарем синонимов.)  

 

(Влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость, страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания,симпатия, верность,благоволение,благорасположение, благосклонность, доброжелательство,предрасположение;амур.) 

 

3-я группа: - Составить словосочетания со словом-концептом «любовь».

 

(Горячая любовь, беззаветная любовь, бескорыстная любовь, страстная любовь, благодарная любовь.)

 

4-я группа: записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, определить структуру предложения.

 

- Беззаветной любовью пылаем мы к Отечеству,

 

  Она нам и поддержка и опора на века!..

 

( 1-я ГО: мы пылаем; 2-я ГО: она поддержка и опора; сложное)

 

 Таким образом, ученики группы делают вывод, что второе  предложение есть сложным, потому что имеет две грамматические основы.

 

- Как связаны между собой части простых предложений во втором предложении?

 

( Между ними стоит запятая, союз отсутствует.)

 

Учитель: Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объединенного дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько про­стых, но и объединяет их в одно целое.

 

            И так, мы видим, что в сложном предложении есть общая «крыша» - это смысловая и интонационная законченность и присутствуют общие «стены» - члены предложения, по наличию которых мы определяем структуру предложения – простое оно или сложное.

 

II. Операционно-познавательный период.

 

1. Постановка целей и задач урока.

 

Учитель говорит, что на данном уроке, опираясь на знания, полученные о сложном предложении на предыдущем уроке, девятиклассники углубят и расширят представление о признаках сложного предложения и познакомятся с новыми видами  сложных предложений, рассмотрят основные способы, с помощью которых могут соединяться части сложного предложения (союзные сложные предложения – при помощи интонации и союзов или союзных слов; бессоюзные – только при помощи интонации), будут совершенствовать умение  распознавать сложные предложения в тексте и анализировать  их на основе полученных знаний, расставлять знаки препинания, овладевать умением строить сложные предложения; соблюдать правильную интонацию при их произнесении.

 

2. Изучение нового материала. Расширение и углубление знаний о видах сложных предложений.

 

Учитель: Вам уже известны признаки сложного предложения. Основная задача нашего урока – познакомиться с видами сложных предложений, средствами связи между частями сложного предложения, умением распознавать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.

 

- Проанализируйте данные примеры и обратите внимание на средства связи между частями сложного предложения. Рассмотрите схемы и определите, к какому типу предложения соответствует каждый рисунок.

 

 

1. Я иду на прогулку, и Верньй гуляет со мной.

- Известно, что в сложносочиненныхпредложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведет собаку, а они гуляют как равные. Символ сложносочиненного предложения - равенство простых предложений.

 

2. Если Верный не хочет гулять, я его все-таки веду.

- В сложноподчиненныхпредложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На втором рисунке в поводок включен подчинительный союз если,а собака вынуждена подчиняться хозяину. Символом сложноподчиненного предложения есть подчинение одного простого предложения другому простому.

3. Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной.

 

- Бессоюзныепредложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На третьем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бессоюзного предложения.

Завершить работу на данном этапе можно составлением и записью в тетради опорного конспекта с последующим комментарием:

v     Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

1.      При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.

2.      При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

v     Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:

1.      Сложносочиненные предложения – предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.

2.      Сложноподчиненные предложения – предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

 

3.Работа с учебником.  На этом этапе целесообразно предложить учащимся дополнительный теоретический материал из учебника.  

 

 Учитель предлагает внимательно прочитать теоретический материал учебника на стр.61, теория В, в котором представлены виды и признаки сложного предложения. Они читают его, объясняют и сравнивают с информацией, полученной на уроке.Для сравнения видов сложного предложения ученики зачитывают примеры из данной теории. Для закрепления теоретического материала учитель предлагает выполнить упр.87 (выписывают предложения в такой последовательности: а) сложносочиненные,

 

б) сложноподчиненные, в) бессоюзные; обмениваются с соседом по парте для взаимопроверки, затем объясняют условия выбора орфограмм.

 

4. Лексическое определение слова «любовь» из различных словарей. Работа в группах.

 

Учитель говорит, что на уроке красной нитью  проходит «образ любви», с которым ученики  творили чудеса: подбирали к нему синонимы, составляли словосочетания, вводили в предложение. Эти задания способствуют формированию общих знаний учащихся, их активной деятельности и развитию мировоззрения.  Используя различные словари, школьники презентуют материал об этимологии, значении и оценке «образа любви», заранее подготовленного.

 

а) Слайд «Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова»

 

ЛЮБОВЬ любви, твор. любовью, ж. 1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе. Любовь к природе. 

 

б) Слайд «Даль В. И. - Толковый словарь живого великорусского языка»

 

Любить - любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно. Парень любит девку; говорят о страсти половой; и она любит, влюблена. Родители любят детей своих, желают им добра, болеют за них сердцем. Я люблю сахар, а меду не люблю. Мотылек любит солнышко.

 

в) Слайд «Этимология слова (первоначальное значение)»

 

Любо́вьчувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

 

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *l'uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry«кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему, перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежалюбовь(праслав. *l'ubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

 

5. Творческая работа. Школьникам предлагается использовать прослушанный материал об образе «любви» для составления мини-текста о значении любви в вашей семье, используя сложные предложения различных видов.

 

Примерный вариант текста.

 

Любовь-это чувство, которое свойственно только человеку.(сложноподчиненное) Именно человек способен быть привязанным к другому человеку, чувствовать к нему глубокие симпатии.

 

В нашей семье царит любовь: родители с уважением и заботой относятся к детям.(бессоюзное) Их отношения есть для нас примером, потому что они вежливы, нежны и внимательны.(сложноподчиненное)

 

Один из лучших вариантов текста записывается в тетрадь. Ученики выразительно читают текст, определяют сложные предложения и их виды.

 

6. Комплексная работа с текстом. Работа над развитием связной речи учащихся. Распознавание сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений в тексте.

 

Школьникам предлагается просмотреть текст с целью выяснения его структуры (он демонстрируется на слайде). Затем они должны вдумчиво прочитать заголовок текста и прогнозировать его содержание по  названию. После выразительного чтения текста учителем или сильным учеником школьники находят и выписывают сложные предложения, (выделены курсивом), определяют тип и средство связи. Выполнение этой работы способствует совершенствованию умения учащихся распознавать в тексте сложные предложения.

 

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» И. И. ЛЕВИТАНА

 

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много со…нца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми.  Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яр­кая. Главное в картине — игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радос…ный свет. Бегают по стволам бе­рез, в кружеве листвы, в траве веселые солнечные зайчики.

 

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берез и горячее небо над ними. (По Т. Ржевусской)

 

 

 

1.                          Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи.(Школьники делают вывод, что это предложение сложноподчиненное,потому что главным его признаком есть подчинение одного простого другому (главное и подчинительное) и подчинительный союз где.

 

 

 

2.                          Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яр­кая. (Данное предложение сложносочиненное, потому что части простых предложений равноправны и связаны сочинительным союзом и.)

 

 

 

3.                          Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. ( Это предложение бессоюзное, потому что части простого связаны интонационно  и по смыслу, но без союза.)

 

 

 

7. Словарно-семантическая работа. Объясните значение слова «пейзаж». Работа со словарем.

 

- Подумайте и скажите, к какому типу текста относится данный текст? Ответ обоснуйте и запишите в тетради, используя один из видов сложных предложений.

 

(Данный текст относится к типу описания, потому что в нем описывается красота, величие, божество природы.)

 

- Это предложение сложноподчиненное, потому что главным его признаком есть подчинение одного простого другому и наличие подчинительного союза потому что.

 

 

 

8. Работа по совершенствованию культуры  речи учеников.

 

- Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными. Запишите их в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Произнесите вслух другу по парте.

 

( Для того чтобы проверить непроизносимую согласную в слове, нужно изменить так слово, чтобы эта согласная четко произносилась:

 

Солнце -  солнечный; радостный – радость.)

 

 

 

III. Корреционно-оценивающий период.

 

1. Задание на закрепление изученной темы.

 

а) Конструирование предложений. Работа в микрогруппах.

 

 Учитель предлагает по схемам из данных частей построить и записать предложения, выделить в них грамматические основы, определить вид сложного предложения.

 

Родители любят детей своих. Они желают им добра, болеют за них сердцем.

 

1. [   ], и [   ].

 

2.  [   ],  [так как….].

 

3.  [   ],  [   ].

 

Учитель, комментируя выполнение задания, акцентирует внимание учащихся на преимущество наличия и употребления в речи разных видов сложных предложений. На первый план выступают причинно-следственные отношения между частями сложного предложения. В сложносочиненном предложении они более размыты, заметна какая-то последовательность – Родители любят детей своих, и они  желают им добра, болеют за них сердцем.

 

В сложном бессоюзном предложении чувствуется противопоставление, но оно выражено нечетко, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в сложносочиненном предложении. Наиболее «говорящие» значения имеют сложноподчиненные предложения, они обусловлены их строением (в частности, наличием союзов потому что и так как); в наименьшей степени смысловые отношения различаются в бессоюзном сложном предложении, а вот сложносочиненные предложения занимают между ними как бы промежуточное положение.

 

Делается вывод: части сложного предложения, взаимодействуя друг с другом, формируют более сложную мысль, чем отдельное простое предложение.

 

б) Комментированное письмо.

 

Ученики переписывают текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Затем предложения читают вслух, объясняют написание слов с пропущенными буквами и отсутствующие знаки препинания. Называют сложные предложения в тексте и определяют их виды. Подбирают заголовок к тексту. Проводится взаимопроверка в парах. Данное задание совершенствует навыки школьников грамотному письму и определению орфограмм, умению распознавать в тексте сложные предложения и определять  их виды, развивает связную речь учащихся.

 

 

 

(Не,ни)когда (не,ни)согласие (не)должно порождать (не)уважительности. Опр..вергая мнение своего о(п, пп)онента следить за тем чтобы (не)взначай (не)обид..ть человека. Уместно заметить: обид..ть человека просто изв..нит(?)ся труднее получить искр..ннее пр..щение еще труднее. Может быть проще и целесообразнее вообще (не)об..жать, а любить и уважать?

 

Спорите – контролируйте свое пов..дение выб..райте слова (не повышайте голоса). Сверхмерная горяч..ность к добру (не) приводит. Спор довольно опасная вещь он часто ведет к охлаждению отношений и (не)доразумениям. (Из журнала)

 

 

 

в).  Определение видов сложных предложений.

 

 Выполняется упр. 88. После чтения текста по А.Белому, учащиеся определяют вид каждого из предложений: а) союзное (указать союз) или бессоюзное, б) если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное.

 

2. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

 Учитель проводит фронтальный опрос с использованием интерактивного приема «Микрофон».

 

– В чем основное отличие сложного предложения от простого?

 

(Наличием ГО. В простом предложении одна ГО, а в сложном их две и более.)

 

– Какими двумя основными способами могут соединяться части сложного предложения? (Союзные сложные предложения – при помощи интонации и союзов или союзных слов; бессоюзные – только при помощи интонации.)

 

– Обладает ли каждая из частей сложного предложения интонацией законченности? (Нет. Интонация законченности свойственна только сложному предложению в целом.)

 

- Достиг ли мы воспитательной цели?

 

(На уроке мы воспитывали любовь к природе, к семье, уважение друг к другу. Исследуя образ «любви», мы убедились, что это чувство, которое характерно только человеку, и все мы находимся в его власти.)

 

3. Домашнее задание.

 

Учитель предлагает дифференцированное письменное домашнее задание по выбору учащихся.

 

1. Выучить теоретический материал по теме урока на стр.61, теория В. Повторить теорию А, Б на стр.58, 60.

 

2.Выписать из художественной литературы сложные предложения (два бессоюзных и два союзных предложения), подчеркнуть ГО и союзы.

 

3.Выполнить упражнение № 89. ( предварительно это упражнение выполняется в классе устно)

 

4. Выразительное чтение и анализ текста на стр. 65-67.

 

4. Подведение итогов урока.

 

На этом этапе урока учитель оценивает активность и результаты творческой работы школьников, подводит итоги урока: что удалось, а на что следует обратить особое внимание при подготовке к следующему уроку.

 

 

 

Автор Ткачук-Гамарская Светлана Владиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1832
Номер материала 26774
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓