Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Не с существительными" (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Не с существительными" (6 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоубеевская основная ...
Познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительным...
СобЕру, постЕлить, разбИраю, блЕстеть, заблИстали, убЕру, выбЕрет, расстИлает...
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках. Определите ...
Есть ли в записанном предложении слово или слова с НЕ? Какой частью речи оно ...
орфограмма
пишется слитно: Если не употребляется без НЕ; Если можно заменить синонимом с...
Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к слов...
Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ. Невнимание, неве...
Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе. Недостатки переним...
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доум...
С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчас...
Итоги урока: Что новое узнали на уроке? Как пишется НЕ с существительными? От...
Домашнее задание: Выучить орфограмму № 32 Упражнение № 216 или выписать из ху...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоубеевская основная общ
Описание слайда:

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Саландаева Е.В.

№ слайда 2 Познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными У
Описание слайда:

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу Повторить сведения об однородных членах

№ слайда 3 СобЕру, постЕлить, разбИраю, блЕстеть, заблИстали, убЕру, выбЕрет, расстИлает, н
Описание слайда:

СобЕру, постЕлить, разбИраю, блЕстеть, заблИстали, убЕру, выбЕрет, расстИлает, натИрает, прибЕрёт, замЕр, избИрает, растЕреть.

№ слайда 4 Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках. Определите вид
Описание слайда:

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках. Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное? Обоснуйте ответ. - Составьте схему предложения.

№ слайда 5 Есть ли в записанном предложении слово или слова с НЕ? Какой частью речи оно явл
Описание слайда:

Есть ли в записанном предложении слово или слова с НЕ? Какой частью речи оно является? Что называется именем существительным? Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

№ слайда 6 орфограмма
Описание слайда:

орфограмма

№ слайда 7 пишется слитно: Если не употребляется без НЕ; Если можно заменить синонимом с НЕ
Описание слайда:

пишется слитно: Если не употребляется без НЕ; Если можно заменить синонимом с НЕ пишется раздельно: Если нельзя заменить синонимом; Если есть противопоставление с союзом а

№ слайда 8 Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю
Описание слайда:

Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

№ слайда 9 Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ. Невнимание, невежа,
Описание слайда:

Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ. Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.

№ слайда 10 Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе. Недостатки перенимать
Описание слайда:

Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе. Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно. Объясните, как вы понимаете значение данных поговорок?

№ слайда 11 Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумени
Описание слайда:

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

№ слайда 12 С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастна
Описание слайда:

С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, Несмеяна. прилаг. прилаг. прилаг. прилаг. нареч. прилаг. прилаг.

№ слайда 13 Итоги урока: Что новое узнали на уроке? Как пишется НЕ с существительными? От че
Описание слайда:

Итоги урока: Что новое узнали на уроке? Как пишется НЕ с существительными? От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными? Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

№ слайда 14 Домашнее задание: Выучить орфограмму № 32 Упражнение № 216 или выписать из худож
Описание слайда:

Домашнее задание: Выучить орфограмму № 32 Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.

№ слайда 15
Описание слайда:

Презентация по русскому языку на тему "Не с существительными" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Не с существительными

Тип урока:    Изучение нового материала

Форма урока:  комбинированный

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными;

Задачи урока: изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их; развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно; воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к  учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу)

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.

Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте  появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.

 

                    Ход урока

I Орг. момент

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради, запишите дату и классную работу. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.

 

II Повторение   

1.      Устный диктант. Слайд № 3.

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

 

- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.

- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).

 

 

 

III  Новый материал. Слайд № 5.

 

1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

    - Какой частью речи оно является?

    - Что называется именем существительным?

    - Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

    - О чем мы сегодня будем говорить?

 

2.      Запись темы урока.

 

3.      – Откроем учебники  на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

  - Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

  - Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).

5. Слово учителя.

- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8.         Запишите их.

 ( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

IV. Закрепление.

1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.

- Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

 Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

3. Запись предложений под диктовку.

Невежа – враг самому себе.

Видно неряху по грязной рубахе.

Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.

Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.

- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.

 

              Слайд № 11.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

 

- О чём данное стихотворение?

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )

- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.

- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких -  приставкой.

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными?  Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )

 

V. Итоги урока. Слайд № 13.

 

  • Что новое узнали на уроке?
  •  Как пишется НЕ с существительными?
  •  От чего зависит слитное и раздельное       написание НЕ с существительными?
  •  Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
  • Оценка работы учащихся.

 

VI. Домашнее задание: слайд № 14.

1. Выучить орфограмму № 32

 

  1. Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
Автор Саландаева Екатерина Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 2162
Номер материала 2669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓