Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка".

Презентация по русскому языку на тему "Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка".

Проект программы «Формирование читательской компетентности у обучающихся с О...
Цель проекта: обеспечение формирования читательской компетентности средствами...
Задачи проекта: 1. изучить и отобрать литературу по данной проблеме 2. разраб...
Гипотеза: Если с обучающимися с ОВЗ в 7 классе использовать средства развития...
Ребята, оцените уровень овладения общеучебными умениями и навыками. Каждое из...
Учебно-тематический план Система ожидаемых умений и навыков Тема урока 	Позна...
Цель урока: подготовка обучающихся к изложению текста Т.А. Сухотиной с исполь...
Стратегии (приемы) технологии «Развитие критического мышления через чтение и ...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Проект программы «Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ
Описание слайда:

Проект программы «Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс) Автор Н.В. Ивлиева, учитель русского языка и литературы высшей кв. категории Проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Формированию читательской компетентности обучающихся, учебно-информационных умений и навыков способствуют уроки русского языка по развитию устной и письменной речи.

№ слайда 2 Цель проекта: обеспечение формирования читательской компетентности средствами св
Описание слайда:

Цель проекта: обеспечение формирования читательской компетентности средствами связной устной и письменной речи, обеспечение формирования учебно-информационных и рефлексивных умений и навыков; формирование общеучебных умений, направленных на развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

№ слайда 3 Задачи проекта: 1. изучить и отобрать литературу по данной проблеме 2. разработа
Описание слайда:

Задачи проекта: 1. изучить и отобрать литературу по данной проблеме 2. разработать входную диагностику для определения уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков 3. определить общеучебные умения и навыки, необходимые для формирования читательской компетентности 4. разработать систему развивающих заданий для формирования учебно-информационных умений и навыков 5. разработать инструментарий контроля уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков 6. определить комплекс педагогических приемов и техник, необходимый для реализации проекта

№ слайда 4 Гипотеза: Если с обучающимися с ОВЗ в 7 классе использовать средства развития св
Описание слайда:

Гипотеза: Если с обучающимися с ОВЗ в 7 классе использовать средства развития связной устной и письменной речи на уроках русского языка, у них сформируется читательская компетентность.

№ слайда 5 Ребята, оцените уровень овладения общеучебными умениями и навыками. Каждое из пе
Описание слайда:

Ребята, оцените уровень овладения общеучебными умениями и навыками. Каждое из перечисленных умений оценивается в баллах: 1- очень плохо владею; 2 – немного владею; 3- хорошо владею № Умения 1 2 3 1 Составлять план ответа 2 Готовить пересказ текста 3 Выделять главную мысль прочитанного 4 Составлять вопросы к прочитанному 5 Воспроизводить услышанное 6 Запоминать услышанное 7 Давать оценку своей деятельности 8 Находить ответы на вопросы

№ слайда 6 Учебно-тематический план Система ожидаемых умений и навыков Тема урока 	Познават
Описание слайда:

Учебно-тематический план Система ожидаемых умений и навыков Тема урока Познавательная деятельность Информационно-коммуникационная деятельность Рефлексивная деятельность Пед. приемы, техники Повторение изученного в 5-6 классах. Комплексная работа с текстом М.М. Пришвина. Упр. 22, с. 12. 1. Умение аргументировать утверждение о том, что упр. представляет собою текст 2. Умение подобрать заголовок к тексту 1. Умение составлять план текста 2. Умение определять лексическое значение слов. Умение совершенствовать навыки беглого, безошибочного чтения 1. Формирование навыка оценки своей деятельности, деятельности товарища Чтение с остановками – осмысление содержания текста

№ слайда 7 Цель урока: подготовка обучающихся к изложению текста Т.А. Сухотиной с использов
Описание слайда:

Цель урока: подготовка обучающихся к изложению текста Т.А. Сухотиной с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо. Закрепление знания по теме «Причастие» Упр 100, с. 48 Задачи урока: 1) Учебно-интеллектуальные -формировать умение определять и формулировать главную мысль текста - формировать умение находить в тексте причастия, которые являются ключевыми словами 2) Учебно-информационные: - формировать умение читать, используя прием чтения с остановками, и составлять вопросный план - формировать потребность работать с информационным источником – краткой биографической справкой о Л.Н. Толстом из электронного учебника «Библиотека школьника». Выпуск 2, издательство «АСУ-Импульс» 3) Учебно-коммуникативные: - формировать умение читать и пересказывать от 3 лица 4) Воспитательная. - Формировать навыки оценки своей деятельности, деятельности товарища

№ слайда 8 Стратегии (приемы) технологии «Развитие критического мышления через чтение и пис
Описание слайда:

Стратегии (приемы) технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», используемые на уроках развития речи детей с ОВЗ в 7 классе 1. Прием «Двойной дневник»; по ходу чтения заполняется таблица из 2 граф; в 1 выписываются фразы, которые произвели наибольшее впечатление, согласие; во 2 дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли они вызвали 2. Стратегия «Чтение с остановками» (Использована при разработке конспекта урока) 3. Прием «Лови ошибку» (развивает критический подход к получаемой информации)

Презентация по русскому языку на тему "Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка".
  • Русский язык и литература
Описание:

Проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека.

               Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Особенно нелегко это сделать в классе, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – с  ОВЗ).

Дети с ОВЗ испытывают трудности при организации своей умственной деятельности, часто не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, речь этих детей недостаточно развита, снижены навыки выразительного, беглого, безошибочного чтения. (Слабые, неуверенные читатели). Им трудно вникать в смысл текста, пересказывать текст. У них беден словарь, они не всегда воспринимают переносное значение слов, метафору, не всегда чувствуют подтекст.  У них недостаточно высок уровень познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Для проведения занятий с такими детьми имеется примерная программа компенсирующего обучения  «Русский язык»  (5-9 классы) и учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., но нет методических пособий. Необходимую информацию приходится выбирать из разных источников.

Особенности читательской компетентности у детей с ОВЗ говорят о том, что работу по ее развитию проводить нужно.

                              Проект учебной программы «Формирование читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ средствами  связной устной и письменной речи на уроках русского языка. 7 класс» поможет сформировать читательскую компетентность обучающихся, учебно-информационные умения и навыки на  уроках русского языка по развитию устной и письменной речи.

            Для развития  связной письменной и устной речи в 7 классе предлагаются разные формы работы. Это может быть выборочное изложение текста с целью составления описания внешности человека, изложение с изменением текста (замена одного из глаголов-сказуемых деепричастием), изложение повествовательного характера с элементами рассуждения, сочинения повествовательного характера с элементами описания и рассуждения, комплексную работу с текстами, имеющими помету «Р» (развитие устной и письменной речи).

             Детям с ОВЗ помогают понять содержание текста, авторский замысел, прийти к выводу такие педагогические приемы и техники как «Чтение с остановками», «Лови ошибку», стратегия ИНСЕРТ, «Двойной дневник» и другие. В процессе общения с автором художественного текста обучающиеся испытывают радость, если содержание и проблема текста им постепенно становятся понятны. 

           Проектом данной учебной программы отведено 10 часов на формирование читательской компетентности обучающихся.

Цель проекта: обеспечение формирования читательской компетентности средствами связной устной и письменной речи, обеспечение формирования учебно-информационных и рефлексивных умений и навыков; формирование общеучебных умений, направленных на развитие познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Задачи проекта:

1. изучить и отобрать литературу по данной проблеме

2. разработать входную диагностику для определения уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков

3. определить общеучебные умения и навыки, необходимые для формирования читательской компетентности

4. разработать систему развивающих заданий для формирования учебно-информационных умений и навыков

5. разработать инструментарий контроля уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков

6. определить комплекс педагогических приемов и техник, необходимый для реализации проекта

                              Презентация, сопровождающая проект программы, отражает  основные направления проекта.

Автор Ивлиева Надежда Валентиновна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 954
Номер материала 5395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓