Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Буквы и, у, а после шипящих.
( 5класс)
Автор: Курсакова Людмила Ивановна ,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
п. Бытошь Дятьковского района Брянской области.
2 слайд
Лингвистическая сказка
Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какойто слог. Лисенок дописал ЖЫ, Лыжи ни с места, Зайчонок крикнул: «Лыже!». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи. Получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали.
А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО, а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.
3 слайд
Теория.
ЖИ-ШИ –пиши с И.
(мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи).
ЧА-ЩА - пиши с А.
(роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча).
ЧУ-ЩУ - пиши с У.
(Щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун).
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
4 слайд
Вставьте И, У, А после шипящих
1. Ч..жой, щ..ка, ш..рокий, ч..десный, сч..стливый, ж..знь, прож..ть, ж..вой, нич..ть, ищ.., товарищ.., выдающ..яся, уч..стники, изуч..ть, ч..дный, ч..вствовать, брош..ра, ч..ткий, ч..до, пощ..да, тиш..на, ж..ри, ш..повник, рощ...
2. Душ..стые, ч..жик, , ш..пы, щ..пать, щ..вель, ж..лище, ж..вотное, ч..чело, ч..лок, ш..нель, площ..дка, ч..сы, коч..н, ч..йник, пиш.., ч..стный, параш..т, случ..й, воплощ..ть, прищ..риться, ш..рь, ш..рма, ч..жой, щ..пальце, овч..рка, ж..вотное.
5 слайд
Проверь себя!
1. Чужой, щека, широкий, чудесный, счастливый, жизнь, прожить, живой, ничуть, ищу, товарищу, выдающаяся, участники, изучать, чудный, чувствовать, брошюра, чуткий, чудо, пощада, тишина, жюри, шиповник, рощи.
2. Душистые, чижик, шипы, щипать, щавель, жилище, животное, чучело, чулок, шинель, площадка, часы, кочан, чайник, пишу, частный, парашют, случай, воплощать, прищуриться, ширь, ширма, чужой, щупальце, овчарка, животное.
6 слайд
Выпишите слова с гласными и, у, а после шипящих в три столбика:
1) u после шипящих;
2 )у после шипящих;
3) а после шипящих.
Всегда щ..дить, бедное ж..вотное, убежать в рощ.., красивая овч..рка, уютное ж..лище, неоглядная ш..рь, ч..ткий человек, ч..сто навещ..ет, лучший ж..вописец, строгое ж..ри, четыре товарищ.., ноч..ют в шалаше, попробовать ч..ть-ч..ть, нельзя щ..пать, нераскрытый параш..т, прощ..льные гастроли.
7 слайд
Проверь себя!
Всегда щадить, бедное животное, убежать в рощу, красивая овчарка, уютное жилище, неоглядная ширь, чуткий человек, часто навещает, лучший живописец, строгое жюри, четыре товарища, ночуют в шалаше, попробовать чуть-чуть, нельзя щипать, нераскрытый парашют, прощальные гастроли.
8 слайд
Найди слова с орфограммой «Правописание букв и, у, а после шипящих»:
1.Там чудеса: там леший бродит,..
2.В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит ...
3.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
4.Мать с младенцем спасена,
Землю чувствует она.
5.К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон ...
6.Ветер весело шумит,
Судно весело бежит ...
7.Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
у Гвидона погощу».
8.Жил старик со своею старухой,
у самого синего моря ...
9.Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо ...
10. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
11.Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
12.Держит Балда за уши одного зайку. ..
13.Условия сам назначу,
Задам тебе, вражёнок, задачу.
9 слайд
14.«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи ...
15.В ворота вошла она -
На подворье тишина.
16.Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице ...
17.Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
18.Что качаешь головою?
19.В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
20.Что и жизнь в такой тревоге!
10 слайд
И, У, А
Без труда не может быть чистой и радостной ж..зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч..десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ..стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош.. в любом виде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш..рованы. 5. Самый первый Проект параш..та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи.(Л.)
11 слайд
Проверь себя!
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается чудесный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душистая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хороши в любом виде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброшюрованы. 5. Самый первый Проект парашюта разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)
12 слайд
Расскажите о правописании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу и проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.
Ты думаешь, машины есть только на улице или на заводе? Нет, и дома есть машины. Легко шить на швейной машине. Откинь крышку и загляни внутрь. Сколько там всяких рычагов! Когда крутишь ручку, они движутся. А вот пылесос. Он ходит по ковру на колесах и сосёт пыль. Пыль остается в пылесосе. А вот пишущая машинка. Когда пишешь на машинке, то строчки ложатся ровно. Нужная вещь в доме - это часы. На улице, на заводе, в море, в воздухе машинами командуют часы.
(Из «Календаря школьника»).
13 слайд
Итог урока
1.Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ч, ш, щ?
После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а.
2.Какие буквы нельзя писать после этих шипящих?
Нельзя писать ы, ю, я.
3.Существуют ли какие-либо исключения из этого правила?
Да, это слова брошюра, жюри, парашют
14 слайд
Объясните опорную запись.
Ж ,Ч,Ш ,Щ
И
У
А
Не пишутся буквы Ы,Ю,Я.
Исключения : брошюра, жюри, парашют.
15 слайд
Домашнее задание.
Параграф 10.
Упражнение 53. (письменно).
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация предназначена для изучения темы «Буквы и, у, а после шипящих» в 5 классе. Поможет учителям- предметникам в подготовке к уроку. Всего слайдов 15.Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какойто слог. Лисенок дописал ЖЫ, Лыжи ни с места, Зайчонок крикнул: «Лыже!». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи. Получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали. А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО, а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.
6 625 539 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Курсакова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.