Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Закатина Ирина Владимировна,
преподаватель русского языка
ГБОУ СПО МО
«Московский областной гуманитарный колледж» г.Серпухов
ГБОУ СПО МО «Московский областной гуманитарный колледж»
Тема: «Лексика и фразеология»
2 слайд
Выборочный диктант
Задание: выпишите фразеологизмы, распределяя их на три группы в зависимости от значения.
«Бездельничать»
«Хорошо работать»
«Болтать, сплетничать»
3 слайд
Ключи к заданию «Выборочный диктант»
Значение фразеологизма «Бездельничать»
Бить баклуши
Валять дурака
Палец о палец не ударить
Переливать из пустого в порожнее
Сидеть сложа руки
Считать ворон
4 слайд
Ключи к заданию «Выборочный диктант»
Значение фразеологизма «Хорошо работать»
Брать быка за рога
Горит в руках
Засучив рукава
Своротить гору
5 слайд
Ключи к заданию «Выборочный диктант»
Значение фразеологизма «Болтать, сплетничать»
Длинный язык
Переливать из пустого в порожнее
Перемывать косточки
Точить лясы
Чесать язык
6 слайд
Задания к творческой работе
1. Объясните значения следующих фразеологизмов:
по горячим следам;
не из робкого десятка;
связать по рукам и ногам;
висеть на волоске;
как белка в колесе;
ломать голову.
2. Используя данные фразеологизмы, составьте небольшой текст на тему «Сообщение о происшествии в СМИ»
7 слайд
Мини-семинар
Дайте определение лексики.
Перечислите понятия, входящие в состав лексики.
Дайте определение многозначных слов. Приведите примеры.
Дайте определение омонимов. Назовите виды частичный омонимов.
Назовите отличия многозначных слов от омонимов.
Дайте определение синонимов. Назовите виды синонимов.
Дайте определение паронимов. Приведите примеры.
Расскажите о русской лексике с точки зрения ее происхождения.
Расскажите о лексике с точки зрения ее употребления.
8 слайд
Игра «Лексический марафон»
Продолжите название
«Война и …»
«Отцы и …»
«Волки и …»
«Живые и …»
«Толстый и …»
Какой литературный прием лежит в основе данных произведений?
9 слайд
Игра «Лексический марафон»
Анекдоты. На каких лексических явлениях они основаны?
В парикмахерской:
- Вы можете меня побрить?
- Да, но только «Невой».
- Да я и не вою.
10 слайд
Игра «Лексический марафон»
Анекдоты. На каких лексических явлениях они основаны?
- Как сделать заливное из осетрины?
- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.
11 слайд
Какое лингвистическое понятие иллюстрируют пары слов:
гуманный и гуманитарный,
водный и водянистый,
вечный и вековой?
Игра «Лексический марафон»
12 слайд
Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
Игра «Лексический марафон»
13 слайд
Прочитайте предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов.
Это был умный, красивый, горделивый человек.
Ты совершил поступок и должен ответить за это.
Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.
Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
Игра «Лексический марафон»
14 слайд
Найдите пары фразеологизмов-антонимов:
в двух шагах;
вставлять палки в колеса;
хоть пруд пруди;
кот наплакал;
за тридевять земель;
дать зеленый свет.
Укажите значения фразеологизмов, определите их сферу употребления.
Игра «Лексический марафон»
15 слайд
СПАСИБО!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация - сопровождение урока по теме "Лексика и фразеология".
Данный урок проводится для студентов 1 курса Московского областного гуманитарного колледжа, обучающихся по специальности "Право и организация социального обеспечения".
Данный урок позволяет студентам обобщать и систематизировать знания по лексике и фразеологии, а также повышать интерес к выбранной профессии.
В ходе проведения урока преподавателем используются различные виды работы: мини-семинар, творческая работа, выборочный диктант, работа в малых группах.
На уроке применяются продуктивные педагогические технологии: педагогика сотрудничества, групповая технология, информационно-коммуникационные технологии.
6 664 158 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Закатина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.