Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему

Изобразительно-выразительные средства
Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-...
Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитет Мет...
Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного пред...
Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-мен...
Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Лито...
СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами ...
Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксиче...
Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выр...
Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либ...
Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысло...
Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам...
Оксюморон Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий С...
Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке ...
Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, х...
Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.
Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форм...
Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопроситель...
Потренируемся!
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из...
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою сч...
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бр...
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины встава...
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то г...
Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах е...
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады ...
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: Полюби...
Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает...
B8 «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понят...
1 из 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Изобразительно-выразительные средства
Описание слайда:

Изобразительно-выразительные средства

№ слайда 2 Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выр
Описание слайда:

Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах Уметь находить их в тексте Уметь пользоваться этими средствами в речи Подготовиться к выполнению задания В8 (ЕГЭ)

№ слайда 3 Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитет Метафо
Описание слайда:

Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраза Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис

№ слайда 4 Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного предмет
Описание слайда:

Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее. Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума. Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.

№ слайда 5 Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньше
Описание слайда:

Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее». Розы в хрустале Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.

№ слайда 6 Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Литота
Описание слайда:

Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Литота – наоборот, преуменьшение

№ слайда 7 СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «ка
Описание слайда:

СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто». ___________________ Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.

№ слайда 8 Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксически
Описание слайда:

Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса. Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.

№ слайда 9 Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей вырази
Описание слайда:

Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

№ слайда 10 Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо с
Описание слайда:

Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото». (В. Войнович)

№ слайда 11 Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые
Описание слайда:

Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)

№ слайда 12 Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам са
Описание слайда:

Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

№ слайда 13 Оксюморон Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий Слад
Описание слайда:

Оксюморон Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

№ слайда 14 Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке под
Описание слайда:

Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст- вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М. Неверов)

№ слайда 15 Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, хара
Описание слайда:

Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

№ слайда 16 Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.
Описание слайда:

Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

№ слайда 17 Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме о
Описание слайда:

Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)

№ слайда 18 Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной
Описание слайда:

Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

№ слайда 19 Потренируемся!
Описание слайда:

Потренируемся!

№ слайда 20 Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из ли
Описание слайда:

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Сравнение Метафора Литота Эпитет

№ слайда 21 Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счаст
Описание слайда:

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Умолчание Градация Инверсия Оксюморон

№ слайда 22 Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая броди
Описание слайда:

Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Эпитет Метафора Сравнение Метонимия

№ слайда 23 Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали
Описание слайда:

Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

№ слайда 24 Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то гото
Описание слайда:

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Эпитет Метафора Гипербола Метонимия

№ слайда 25 Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его
Описание слайда:

Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин) Эпитет Метафора Метонимия Сравнение

№ слайда 26 Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в
Описание слайда:

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис

№ слайда 27 Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: Полюбил б
Описание слайда:

Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. Антитеза Градация Инверсия Лексический повтор

№ слайда 28 Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает ша
Описание слайда:

Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос

№ слайда 29 B8 «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях
Описание слайда:

B8 «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий». Список терминов: 1) фразеологизм 2) литота 3) ряды однородных членов 4) ирония 5) метафора 6) антонимы 7) синтаксический параллелизм 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения

№ слайда 30
Описание слайда:

Презентация по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная презентация помогает подготовить учащихся 10 и 11 классов к сдаче Единого Государственного экзамена. В презентации содержатся как теоретические сведения, так и практический материал в виде тестов и заданий. Наглядно представлены тропы и стилистические фигуры речи, которые использованы в тестах ЕГЭ по русскому языку и литературе. Последний слайд содержит материал, отсканированный с контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2013 года. 

Презентацию можно использовать на уроках русского языка в целях повторения и закрепления материала, а также для подготовки к ЕГЭ (задание В8).

Автор Киршинцева Оксана Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 475
Номер материала 37656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓