Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание
3 класс 49 урок
Учитель: Игнатьева О.Д.
2 слайд
Каллиграфия
Ф.И.О
3 слайд
Словарная работа
– Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а?
На к_фтане к_рман, а в к_рмане – б_нан.
и или е?
Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор
И заодно охранял кор_дор.
– Найдите в словаре слова с пропущенными буквами.
– Каким словарём вы воспользуетесь?
Запомните написание этих слов.
– Спишите предложения.
– В каких словах надо запомнить написание двух букв гласных?
4 слайд
Вспоминаем то, что знаем
5 слайд
Вспоминаем то, что знаем
– Прочитайте отрывок из сказки Л. Петрушевской. В чём его особенность?
– Поняли ли вы что-то из этого отрывка?
– Что вам помогало?
– Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему?
– Как вы отличали предлоги от приставок, ведь смысл слов непонятен?
– Прочитайте слова с предлогами. Что они называют?
– В каких словах есть приставки? Что называют эти слова?
6 слайд
Определяем основной вопрос урока
В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про- и пра-.
– Какая приставка встречается чаще?
– Приведите примеры слов с приставкой про-.
– А теперь послушайте слова: прабабушка, прадедушка, правнучка.
– Какую букву гласного нужно написать в приставке – о или а?
– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии.
– На этот вопрос будем искать ответ на уроке.
– Запишите проблемный вопрос:
Как различать приставку про- и пра-?
7 слайд
Поиск решения
Упр. 154.
– Найдите слова пробежка и прабабушка.
– В каких группах слов они встречаются?
– Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках?
– Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-?
– Можно ли среди этих слов найти проверочные для каждого вида приставок – про- и пра-? Какие это слова? Назовите их.
Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-?
Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-.
8 слайд
Поиск решения
Упр.155
– Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить?
– В каких словах встречается приставка па-?
– Какое она имеет значение?
– В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-)?
Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке?
– Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па- в списке правила?
Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-?
Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная.
9 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 157.
Самодиктант. Упр. 156.
10 слайд
Самооценка
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
11 слайд
Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что помогает отличить приставку пра- и па- от сходных с ними про- и по-?
– Что вам помогло в выборе правильного варианта?
– Какую букву вы напишете в слове 3-го варианта? Почему оно не подходит для ответа?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Д/з Упр. 4, с. 131.
12 слайд
Спасибо!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Русский язык "Школа 2100" 3класс 49урок
Ι. Актуализация знаний
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1.Словарная работа с опорой на «Школьный орфографический словарь».
– Прочитайте предложения, записанные на доске: оили а?
На к_фтане к_рман, а в к_рмане – б_нан.
иили е?
Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор
И заодно охранял кор_дор.
(Л. Парамонова)
– Найдите в словаре слова с пропущенными буквами.
– Каким словарём вы воспользуетесь? (Орфографическим.)
Запомните написание этих слов.
– Спишите предложения. (Проверка сигнальными карточками.)
– В каких словах надо запомнить написание двух букв гласных?
2. П. Выборочная проверка задания № 9 (рабочая тетрадь).
– Прочитайте отрывок из сказки Л. Петрушевской. В чём его особенность?
– Поняли ли вы что-то из этого отрывка?
– Что вам помогало? (Сходство с существующими словами, вопросы, предлоги и приставки.)
– Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему? (Есть такие приставки и предлоги: по, на, от, за, про.)
– Как вы отличали предлоги от приставок, ведь смысл слов непонятен?
– Какая есть подсказка перед текстом? (Предлоги никогда не встречаются перед словами-названиями действий.)
– Прочитайте слова с предлогами. С какими словами (названиями) они употребляются? (С названиями предметов/существительными.)
– В каких словах есть приставки? Что называют эти слова? (Действия.)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний
В правиле среди приставок с буквами ои аесть приставки про-и пра-.
– Какая приставка встречается чаще? (про-)
– Приведите примеры слов с приставкой про-. (Прочитал, промолчал, проезди т.д.)
– А теперь послушайте слова: прабабушка, прадедушка, правнучка.
– Какую букву гласного нужно написать в приставке – оили а?
– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии. (Подобрать проверочное слово / посмотреть в словарь / вывести новое правило.)
– На этот вопрос будем искать ответ на уроке.
– Запишите проблемный вопрос: Как различать приставку про- и пра-?
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Поиск решения.
1. Наблюдение над словами с приставками пра- и про-; по- и па-.
а) Упр. 154. Выполняется под руководством учителя.
– Найдите слова пробежка и прабабушка.
– В каких группах слов они встречаются? (Пробежка во 2-й группе с приставками про-, прабабушка в 3-й группе с приставками пра-.)
– Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.)
– Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний».)
– Можно ли среди этих слов найти проверочные для каждого вида приставок – про- и пра-? Какие это слова? (С ударным гласным в приставке.) Назовите их.
Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-?
Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-.
б) Упр. 155 – организуется наблюдение над словами с приставками по- и па-.
– Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить? (Как различать приставки па- и по-?)
Ученики с комментированием записывают слова и выделяют приставки.
– В каких словах встречается приставка па-?
– Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.)
– В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-)?
Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке? (Гласный под ударением.)
– Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па- в списке правила?
Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-?
Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная.
Слова пасынок, паводок разбирают по составу.
– Что означает слово паводок?
ΙII. Развитие умений – применение знания
Работа в учебнике.
1. Упр. 157. Выполняется в следующей последовательности:
а) Чтение текста и беседа по вопросу в конце текста (проситель– устаревшее слово, означает «человек, который обращается с просьбой, прошением куда-либо или к кому-либо»; попрошайка– употребляется в современной разговорной речи, означает «тот, кто назойливо выпрашивает, надоедает просьбами»).
б) Запись однокоренных слов, наблюдение за чередованием согласных в корне.
Запись:просьба, прошение, проситель, попрошайка. В старину, устарели.
в) В тексте только одно слово с приставкой про- (прошло; сравним: ушло, пришло, перешлои т.д.).
2. Самодиктант. Упр. 156. Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что помогает отличить приставку пра- и па- от сходных с ними про- и по-? (Значение, ударение.)
– Выполните задание № 4, тема 4 в рабочей тетради.
– Сравните свой ответ с ключом в приложении (4). Что вам помогло в выборе правильного варианта? (Значение приставки пра-.)
– Какую букву вы напишете в слове 3-го варианта? Почему оно не подходит для ответа? (Здесь нет приставки.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание
1. Упр. 4, с. 131.
2. Задание № 7, тема 4 из рабочей тетради.
6 654 969 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.