Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
)
Сложносочинённое предложение
2 слайд
3 слайд
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.
Росы холодные, и свежий ветер умеряет летний жар.
Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело.
4 слайд
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
5 слайд
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Соединительные союзы:
и
да (=и)
ни…ни
тоже
также
В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б) последовательность
В) причина
В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. (да(=и))
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простоту нет. (ни…ни)
6 слайд
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы:
то…то
или (иль)
либо…либо
не то…не то
то ли…то ли
В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (то…то)
Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. (либо…либо)
7 слайд
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
Противительные союзы:
а
не только… но и
но
да (=но)
однако
зато
В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому
Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. (не только…но и)
Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (зато)
8 слайд
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.
Например:
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.
ЗАДАНИЕ!!!! Выполните цифровой диктант.
9 слайд
Запись предложений.
Берег постепенно и…чезал за кормой и на востоке р…сла стена темноты.
Ярко светило солнце и на лёгком морозце дышалось легко.
Берёзовый лесок закончился и перед нами снов… возникли острова и (полу)острова заросшие камыш…м.
Отдохни и мы пойдём дальше.
Стало свеж… и резко пропали все запахи.
Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушк… и т…рялась в т…нистой чащобе леса.
Ветер шевелил листву над головой и шум моря сл…вался с последними нотами затихающ…й песни.
10 слайд
Укажите предложения с пунктуационной ошибкой. Выпишите эти предложения. Объясните постановку знаков препинания в нём.
а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
б) Ни о чём не хочется думать или бродят мысли и воспоминания смутные, неясные, как сон.
В) Филипп вошёл в хату, и в лицо ему пахнуло теплом.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
Д) А когда наступил вечер, то месяц повис за окнами и не стало видно ни полей, ни дорог.
Е)А на дворе трубит рог, и завывает на разные голоса собака.
Ж)Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
З) Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.
И) Продрогший до костей я мечтал только о тёплом ночлеге.
К) Конец мая и в поле ещё прохладно.
Л) Сходите в зоопарк, и вы увидите африканского слона.
11 слайд
А) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
Б) Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.
В) Филипп вошёл в хату, и в лицо ему пахнуло теплом.
Г) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
Д) А когда наступил вечер, то месяц повис за окнами и не стало видно ни полей, ни дорог.
Е) А на дворе трубит рог и завывает на разные голоса собака.
Ж)Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
З) Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.
И) Продрогший до костей, я мечтал только о тёплом ночлеге.
К) Конец мая, и в поле ещё прохладно.
Л) Сходите в зоопарк, и вы увидите африканского слона.
12 слайд
Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.
Например:
Раздался звонок – и ребята с шумом выбежали из класса.
Он знак подаст – и все хохочут.
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней.
13 слайд
[ ]
[ ].
Общий второстепенный
член предложения
и
Снова ударила молния и прогремел гром.
Сложносочинённые предложения
14 слайд
В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.
Например:
Ночью долго бушевала гроза и сильно лил дождь.
Кажется, сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.
Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.
НО! ЕСЛИ союз повторяется, то запятая ставится.
По утрам светило яркое солнце, и весело журчала горная речка, и щебетали птицы.
НО! ЕСЛИ второстепенный член, стоящий в начале предложения относится только к одной части, то запятая ставится.
Далеко в разрыве мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела.
15 слайд
Определите, в каких сложносочиненных предложениях есть общий второстепенный член.
1. Когда закончилась гроза все блестело и сверкало и дышалось легко (Г.Федосеев).
2. Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь (М.Пришвин).
3. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины (Соколов-Микитов).
4. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна (К.Т.Паустовский).
5. Было уже часов десять и над садом светила полная луна.
6. Возможно, они сегодня не приедут и мы будем одни встречать Новый год.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 6
16 слайд
Для
подготовки
к экзаменам
Тетрадь
Выполним
тест
Русский язык
ОГЭ
17 слайд
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
12
1. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
2
18 слайд
12
2. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
5,6
19 слайд
12
3. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
1
Отец был на фронте,(1) а мы с мамой,(3) оставив квартиру на проспекте Науки,(3) бывшем проспекте Бенуа,(4) и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи,(5) перебрались к деду Куприяну Алексеевичу,(6) в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии.
20 слайд
12
4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
3
От пушечных ударов дрожала набережная,(1) высокие эвкалипты,(2) дома,(3) и казалось,(4) что горы дрожали тоже.
21 слайд
12
5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
7
Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещенных золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своем лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.
22 слайд
6. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые между частями сложносочинённого предложения.
12
1
23 слайд
8. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
12
1
24 слайд
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
12
2
25 слайд
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
12
2
26 слайд
11. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
12
1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией. Росы холодные, и свежий ветер умеряет летний жар. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело. В сложносочиненном предложении запятая не ставится: Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением. Например: Ночью долго бушевала гроза и сильно лил дождь. Кажется, сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь. НО! ЕСЛИ союз повторяется, то запятая ставится. По утрам светило яркое солнце, и весело журчала горная речка, и щебетали птицы. НО! ЕСЛИ второстепенный член, стоящий в начале предложения относится только к одной части, то запятая ставится. Далеко в разрыве мягких туч светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и блестела.
6 677 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.