Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему

Односоставные предложения Выполнена учителем русского языка и литературы Нико...
Цели урока: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односост...
Односоставные предложения Главный член- подлежащее Главный член- сказуемое Оп...
Способ выражения главного члена Определённо-личное предложение Сказуемое выра...
Способ выражения главного члена Неопределённо-личные предложения Сказуемое вы...
Способ выражения главного члена Безличные предложения Простое глагольное сказ...
Способ выражения главного члена Назывные предложения Подлежащее выражено имен...
Выводы: Мы убедились, что многие поэты и прозаики широко используют в своих ...
Задание №1 Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы, знаки препинан...
Проверим! 1. Непогода, и не хочется выходить на улицу. 2. Утро, и кончился на...
Задание №2 Составьте по схемам предложения. [назывное],и [безличное]. [двусос...
Задание №3 Произведите синтаксический разбор предложения(знаки препинания не ...
Проверим!!! Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.(Запятую ст...
Задание №4. Диктант «Проверь себя» Спишите текст, расставьте пропущенные букв...
Проверим!!! 1. Н/Л 2. двусоставное 3. двусоставное 4. Н/Л 5. Н/Л 6. Н/Л 7. Б/...
Задание №5. Проверочный тест.
А1. Какое из предложений является односоставным? 1. Всё это было чрезвычайно ...
А2. Какое из предложений не является односоставным? 1. Делать было нечего. 2....
А3. Укажите номер определённо-личного предложения. Я бы сделал уроки пораньше...
А4. Укажите номер неопределённо-личного предложения. 1. Нужны песок, лопата. ...
А5. Укажите номер назывного предложения. 1. Не уходи, побудь со мною! 2. Недв...
А6. Укажите номер безличного предложения. 1. Мне и доныне Хочется грызть Жарк...
А7. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено пр...
А8. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено пр...
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все односоставные предложения? ...
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения? А. ...
Домашнее задание 1. Индивидуальные карточки (2 варианта) – раздаются каждому...
Домашнее задание 2. Подготовиться к практической работе №3 «Односоставные пре...
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Односоставные предложения Выполнена учителем русского языка и литературы Николае
Описание слайда:

Односоставные предложения Выполнена учителем русского языка и литературы Николаевой Е.А.

№ слайда 2 Цели урока: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставн
Описание слайда:

Цели урока: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. 2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать в собственно речи; 3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

№ слайда 3 Односоставные предложения Главный член- подлежащее Главный член- сказуемое Опред
Описание слайда:

Односоставные предложения Главный член- подлежащее Главный член- сказуемое Определённо- личные Неопределённо- личные Безличные Назывные Обобщённо- личные

№ слайда 4 Способ выражения главного члена Определённо-личное предложение Сказуемое выражен
Описание слайда:

Способ выражения главного члена Определённо-личное предложение Сказуемое выражено глаголом 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. «Люблю грозу в начале мая» (Ф.И.Тютчев)

№ слайда 5 Способ выражения главного члена Неопределённо-личные предложения Сказуемое выраж
Описание слайда:

Способ выражения главного члена Неопределённо-личные предложения Сказуемое выражено глаголом 3-го лица множественного числа настоящего, будущего, прошедшего времени «Дни поздней осени бранят обыкновенно» (А.С. Пушкин)

№ слайда 6 Способ выражения главного члена Безличные предложения Простое глагольное сказуем
Описание слайда:

Способ выражения главного члена Безличные предложения Простое глагольное сказуемое: 1. Смеркалось. (безличный глагол) 2. «Пахнет сеном над лугами». (Майков) (безличная форма глагола) 3. «Нет конца лесным тропинкам». (А.Блок) ( Слово НЕТ) 4. «Вам не видать таких сражений»(М.Ю.Лермонтов)(инфинитив) Составное именное сказуемое: 5. «На улице было холодно» (М.Шолохов) (глагол БЫТЬ + краткое причастие или категория состояния)

№ слайда 7 Способ выражения главного члена Назывные предложения Подлежащее выражено именем
Описание слайда:

Способ выражения главного члена Назывные предложения Подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже. «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья» А. Фет

№ слайда 8 Выводы: Мы убедились, что многие поэты и прозаики широко используют в своих про
Описание слайда:

Выводы: Мы убедились, что многие поэты и прозаики широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции, которые: Оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты. Живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел. Помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

№ слайда 9 Задание №1 Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Описание слайда:

Задание №1 Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите вид односоставных предложений. 1. (Не)погода и (не)хочет…ся выходить на улицу. 2. Утро и кончился наш пр…вал. 3. Сидим дома (по)тому что сильная м…тель. 4. (Н…)кого дома нет. 5. Из мысл… пустой мысли (не)извлечёш… . 6. Соб…раются прий…ти раньше.

№ слайда 10 Проверим! 1. Непогода, и не хочется выходить на улицу. 2. Утро, и кончился наш п
Описание слайда:

Проверим! 1. Непогода, и не хочется выходить на улицу. 2. Утро, и кончился наш привал. 3. Сидим дома, потому что сильная метель. 4. Никого дома нет. 5. Из мысли пустой мысли не извлечёшь . 6. Собираются прийти раньше. Назывное, безличное. Назывное, двусоставное. Определённо-личное, назывное. Безличное. Обобщённо – личное. Неопределённо-личное.

№ слайда 11 Задание №2 Составьте по схемам предложения. [назывное],и [безличное]. [двусостав
Описание слайда:

Задание №2 Составьте по схемам предложения. [назывное],и [безличное]. [двусоставное], и [безличное]. [определённо-личное], и [назывное]. [неопределённо-личное].

№ слайда 12 Задание №3 Произведите синтаксический разбор предложения(знаки препинания не рас
Описание слайда:

Задание №3 Произведите синтаксический разбор предложения(знаки препинания не расставлены). Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся.

№ слайда 13 Проверим!!! Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.(Запятую стави
Описание слайда:

Проверим!!! Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.(Запятую ставим перед союзом И, т.к. это сложносочинённое предложение). Разберём по членам предложения и определим часть речи: Увидишь – сказуемое, выраженное глаголом, ПГС. В багрец – дополнение (косвенное), выраженное существительным с предлогом.. Одетую - согласованное определение, выраженное причастием. И –союз, не является никаким членом предложения. Сердце – подлежащее, выраженное существительным. Встрепенётся – сказуемое, выраженное глаголом, ПГС. Осину – прямое дополнение, выраженное существительным в В.П. Характеристика предложения: (Повествовательное, невосклицательное, сложное: односоставное, определённо-личное, распространенное, не осложнено, полное; двусоставное, нераспространенное, не осложнено, полное).

№ слайда 14 Задание №4. Диктант «Проверь себя» Спишите текст, расставьте пропущенные буквы.О
Описание слайда:

Задание №4. Диктант «Проверь себя» Спишите текст, расставьте пропущенные буквы.Объясните их постановку. Найдите односоставные предложения. Определите их тип. (1)В России традиционно едят много хлеба. (2)Для народа исстари основой стола был ч…рный хлеб из ржа(н,нн)ой муки. (3)Качестве(н,нн)ый белый хлеб был символом благосостояния. (4)Белого хлеба вып…кали огромное ко(л,лл)ичество сортов. (5)Качестве(н,нн)ый хлеб вып...кали из крупчатки – белой муки особого помола. (6)Секреты изготовления хлеба перед..вали из поколения в поколение. (7)Хлеб можно пр..готовить и дома. (8)Вот простой рецепт ситника. (9)Берём шестьсот гра(м,мм)ов муки, двадцать пять граммов дрожжей, (пол)стакана воды, одну чайную ложку соли. (10)Муку просе…ть, дро(ж,жж)и замочить с солью. (11)Досыпать муку и хорошо вымесить. (12)Сформируйте продолговатые хлебцы, ул…жите на противень и дайте поднят…ся. (13)Потом постав…те в печ…. (14)Пеките долго.

№ слайда 15 Проверим!!! 1. Н/Л 2. двусоставное 3. двусоставное 4. Н/Л 5. Н/Л 6. Н/Л 7. Б/Л 8
Описание слайда:

Проверим!!! 1. Н/Л 2. двусоставное 3. двусоставное 4. Н/Л 5. Н/Л 6. Н/Л 7. Б/Л 8. назывное 9. О/Л 10. Б/Л 11. Б/Л 12. О/Л 13. О/Л 14. О/Л

№ слайда 16 Задание №5. Проверочный тест.
Описание слайда:

Задание №5. Проверочный тест.

№ слайда 17 А1. Какое из предложений является односоставным? 1. Всё это было чрезвычайно нов
Описание слайда:

А1. Какое из предложений является односоставным? 1. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. 2. Сырая земля упруга под ногами. 3. Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость. 4. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства. ОТВЕТ: 3

№ слайда 18 А2. Какое из предложений не является односоставным? 1. Делать было нечего. 2. Вд
Описание слайда:

А2. Какое из предложений не является односоставным? 1. Делать было нечего. 2. Вдруг мелькнула ей мысль. 3. Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться. 4. Не до смеху было чопорной англичанке. Ответ: 2

№ слайда 19 А3. Укажите номер определённо-личного предложения. Я бы сделал уроки пораньше. 2
Описание слайда:

А3. Укажите номер определённо-личного предложения. Я бы сделал уроки пораньше. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? 3. После драки кулаками не машут. 4. Мне холодно. Ответ: 2

№ слайда 20 А4. Укажите номер неопределённо-личного предложения. 1. Нужны песок, лопата. 2.
Описание слайда:

А4. Укажите номер неопределённо-личного предложения. 1. Нужны песок, лопата. 2. Смелому всюду почёт. 3. Любишь кататься - люби и саночки возить. 4. …И на обломках самовластья Напишут наши имена! Ответ: 4

№ слайда 21 А5. Укажите номер назывного предложения. 1. Не уходи, побудь со мною! 2. Недвижн
Описание слайда:

А5. Укажите номер назывного предложения. 1. Не уходи, побудь со мною! 2. Недвижный камыш. 3. И сердцу так грустно. 4. Вечер свеж. ОТВЕТ: 2

№ слайда 22 А6. Укажите номер безличного предложения. 1. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой
Описание слайда:

А6. Укажите номер безличного предложения. 1. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (М. Цветаева) 2.Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин) 3. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок) 4. Шуми, шуми, послушное ветрило. (А.С. Пушкин) ОТВЕТ: 1

№ слайда 23 А7. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено прави
Описание слайда:

А7. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено правильно? А. двусоставное Б. односоставное безличное В. односоставное определённо-личное Г. односоставное неопределённо-личное 1. Наконец встали из-за стола. 2. Прошло несколько лет. 3. Ваше сиятельство, не должно пренебрегать этим упражнением. 4. Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение. ОТВЕТ: 3 1. А – 2, Б - 4, В – 3, Г – 1 2. А – 4, Б – 3, В – 2, Г – 1 3. А – 2, Б – 3, В – 4, Г – 1 4. А – 1, Б – 3, В – 4, Г - 2

№ слайда 24 А8. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено прави
Описание слайда:

А8. В каком случае соответствие между предложением и его типом установлено правильно? А. двусоставное Б. односоставное назывное В. односоставное неопределённо-личное Г. односоставное безличное 1. Что удерживало его? 2. Ямщику вздумалось ехать рекою. 3. Кто не проклинал станционных смотрителей? 4. Время славы и восторга. ОТВЕТ: 2 А – 4, Б -3, В – 2, Г – 1 2. А – 1, 3, Б – 4, Г – 2 3. А – 1, Б – 4, В – 3, Г – 2 4. А – 1,2,3, Б – 4.

№ слайда 25 А9. В каком варианте ответа правильно указаны все односоставные предложения? А.
Описание слайда:

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все односоставные предложения? А. Сделалось смятение. Б. К вечеру ему стало легче. В. На другой день повезли его в Кистенёвку, почти уже ему не принадлежащую. Г. Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце. Б,В,Г А,Б,В,Г 3. Б,В 4. А,Б,В. Ответ: 3

№ слайда 26 А10. В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения? А. У н
Описание слайда:

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения? А. У него своим плохо приходится. Б. Старика отнесли в спальню. В. В передней никого не было. Г. Небось у нас всего довольно. 1. А,В,Г 2. В,Г 3. А,Б,В,Г 4. А,Б,Г ОТВЕТ: 1

№ слайда 27 Домашнее задание 1. Индивидуальные карточки (2 варианта) – раздаются каждому уч
Описание слайда:

Домашнее задание 1. Индивидуальные карточки (2 варианта) – раздаются каждому ученику. Вариант №1 1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип односоставных предложений. 1) Брожу по набережной (с)нов(а,о). 2) Изба лесничего. Медвежье царство. 3) Тихо. 4) В Сибири (не)любят горячку и спешку. 5) Снегу намело много, почти до крыш(ь). 6) Нет конца уходящим за гор…зонт сосновым и еловым лесам. 7) Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг. 8) Закрой глаза, пр…слуш…йся. 9) Тишина. 10) Не пером пиш…т, а умом. 11) Свете было стыдно перед подругами за своё опоздание. 12) Нам надо было пересеч(ь) парк и выйти на главную улицу. 13) Сегодня будем соб…рать спелую земл…нику. 14) Ш…пот. Робкое дыханье. Трели соловья. 15) Зимой свет заж…гают рано. 2. Сделайте синтаксический разбор предложения. Мне всегда жутко и страшно в холодном и сыром осе(н,нн)ем лесу. Вариант №2 1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип односоставных предложений. 1)Вхожу в родную квартиру по лес…нице ледя…ой. 2) Его везли из крепост…, из Бреста. 3) Хлестало в окно дождиком косым. 4) У одержимых нет дороги вспять. 5) Черёмуху ломают ветками огромными. 6) Спряч(ь)тесь в камыш…вых зар…слях. 7) Ветер. 8)Алёше очень захотелось скомкать холодный снеж…к и кинут(ь)ся в бой. 9) Хорошо в жаркий летний день раст…нут(ь)ся на злёной травке у ручья и отдохнуть. 10) После затянувш…йся лыжной прогулки ему немного (не)здоровилось. 11) Ветре(н,нн)о. 12) Тянет холодом зимних дней. 13) Хотим слушать тихую музыку. 14) Песча(н,нн)ая насыпь. Овраги. 15) Чужим умом умён (не)буд…ш(ь). 2. Сделайте синтаксический разбор предложения. В окружающей их осе(н,нн)ей природе было скучно и грустно в этот поздний час.

№ слайда 28 Домашнее задание 2. Подготовиться к практической работе №3 «Односоставные предло
Описание слайда:

Домашнее задание 2. Подготовиться к практической работе №3 «Односоставные предложения»(&30 - &38, повторить теорию).

Презентация по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация по русскому языку на тему "Односотавное предложение".

Цели урока:

1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. 2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать  в собственно речи; 3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
Автор Николаева Елена Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 541
Номер материала 22147
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓