Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему :"Знаки препинания в БСП" (9 класс)

Презентация по русскому языку на тему :"Знаки препинания в БСП" (9 класс)

- повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; - формирова...
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются со...
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются со...
1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря....
Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор. 1.Редел на небе...
Схемы	 Примеры что 1. [ ] : [ дополнение ] интонация предупреждающая	Я тебе ...
Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи ...
Она взглянула вверх и увидела : совсем низко над ней летели красные лучи сол...
Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать. Трус не любит жизни он тол...
Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по...
Схемы	Примеры и 1. [ ] -- [ быстрая смена событий ] неожиданный результат	 Сы...
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Для рыбы нужна чистая...
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Мир строит- война раз...
Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога ви...
Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога ви...
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 	А. Пояснение. 	...
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. 	А. Условие	 	Б. ...
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 	А. Пояснение. 	...
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. 	А. Пояснение. 	Б. Последо...
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. 	Б. Последовательн...
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. 	А. Последовательность. 	Б....
5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение 	Б. Условие 	В. Последовательнос...
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. 	А. Условие	 	Б. ...
7. Мы в трауре-балу дать нельзя. 	А. Условие. 	Б. Сравнение 	В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опусти...
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глаза...
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. 	А. Пояснение. 	Б. После...
приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»:...
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 - повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; - формирование
Описание слайда:

- повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; - формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного предложения; - закрепление пунктуационных умений учащихся.  

№ слайда 3 – это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы
Описание слайда:

– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение. Бессоюзное сложное предложение

№ слайда 4 – это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы
Описание слайда:

– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение.  Пример Комментарий 1.Потоки воды журчат по мостовым, осел рыхлый снег, звенит капель.     1.Предложение состоит из трех частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2.Части предложения связаны по смыслу, так как в них перечисляются явления природы (между ними можно поставить союз и). 3.Между частями предложения нужно поставить запятые. 2.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли об лед. 1.Предложение состоит из двух частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная. 2.Обе части предложения связаны по смыслу (между ними можно поставить союз и) и осложнены обособленными членами предложения. 3.Между частями предложения нужно поставить точку с запятой.

№ слайда 5 1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А
Описание слайда:

1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин) 2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. (М.Е. Салтыков-Щедрин) 3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)

№ слайда 6 Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор. 1.Редел на небе мр
Описание слайда:

Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор. 1.Редел на небе мрак глубокий ,ложился день на темный дол ,взошла заря. (А.С.Пушкин) 2.Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце. (М.Е. Салтыков-Щедрин) 3. Одето небо черной мглою , в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)

№ слайда 7 Схемы	 Примеры что 1. [ ] : [ дополнение ] интонация предупреждающая	Я тебе опр
Описание слайда:

Схемы Примеры что 1. [ ] : [ дополнение ] интонация предупреждающая Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. Внимание! Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Между частями сл. предл. можно вставить глаголы: и увидел, и понял, что… и др.) а именно 2. [ ] : [ пояснение ] интонация объяснительная Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. потому что 3. [ ] : [ причина ] интонация предупреждающая Мы вернулись домой: начинался дождь.

№ слайда 8 Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи сол
Описание слайда:

Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца. Любите книгу, потому что она поможет в жизни. Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.

№ слайда 9 Она взглянула вверх и увидела : совсем низко над ней летели красные лучи солнца
Описание слайда:

Она взглянула вверх и увидела : совсем низко над ней летели красные лучи солнца. Любите книгу : она поможет в жизни. Ночью я слышала : свистел непрестанно.

№ слайда 10 Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать. Трус не любит жизни он только
Описание слайда:

Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать. Трус не любит жизни он только боится ее потерять. Дорога адская ручьи снег грязь.

№ слайда 11 Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по см
Описание слайда:

Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по смыслу союзы. Я остановил его : лекарь запретил ему разговаривать.(Причина) Трус не любит жизни: он только боится ее потерять.(Дополнение) Дорога адская: ручьи снег грязь. (Пояснение)

№ слайда 12 Схемы	Примеры и 1. [ ] -- [ быстрая смена событий ] неожиданный результат	 Сыр в
Описание слайда:

Схемы Примеры и 1. [ ] -- [ быстрая смена событий ] неожиданный результат Сыр выпал – с ним была плутовка такова. а, но 2. [ ] -- [ ] резкое противопоставление Он гость – я хозяин. Когда, если то 3. [ время, условие] -- [ ] Ехал сюда – рожь начинала колоситься. поэтому, так что 4. [ ] -- [ вывод, следствие ] Ласточки летают низко над землей – жди дождя. будто, словно 5. [ ] -- [ ] сравнение Молвит слово – соловей поет.

№ слайда 13 Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Для рыбы нужна чистая во
Описание слайда:

Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы. Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку. Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.

№ слайда 14 Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Мир строит- война разруш
Описание слайда:

Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор. Мир строит- война разрушает.(Противопоставление) Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Время) Стояла она долго - устали ноги и глаза. (Следствие)

№ слайда 15 Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога вилас
Описание слайда:

Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов) Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов) Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица) Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. (Н.А.Некрасов) Лето припасает зима поедает. (Пословица) Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. (А.Фет) . , ; : _

№ слайда 16 Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога вилас
Описание слайда:

Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов) Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов) Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица) Лето припасает зима поедает. (Пословица) Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. (А.Фет) . , ; : _ 5 1 2 4,3

№ слайда 17 1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 	А. Пояснение. 	Б.
Описание слайда:

1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие. 4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. А. Последовательность. Б. Сопоставление. В. Условие. 5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение Б. Условие В. Последовательность.

№ слайда 18 6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. 	А. Условие	 	Б. Пос
Описание слайда:

6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. А. Условие Б. Последовательность. В. Сопоставление. 7. Мы в трауре, так балу дать нельзя. А. Условие. Б. Сравнение В. Следствие. 8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие. 9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие. 10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

№ слайда 19 1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 	А. Пояснение. 	Б.
Описание слайда:

1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

№ слайда 20 2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. 	А. Пояснение. 	Б. Последоват
Описание слайда:

2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

№ слайда 21 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. 	Б. Последовательност
Описание слайда:

3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

№ слайда 22 4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. 	А. Последовательность. 	Б. Со
Описание слайда:

4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. А. Последовательность. Б. Сопоставление. В. Условие.

№ слайда 23 5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение 	Б. Условие 	В. Последовательность.
Описание слайда:

5. Молвит слово – соловей поет. А. Сравнение Б. Условие В. Последовательность.

№ слайда 24 6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. 	А. Условие	 	Б. Пос
Описание слайда:

6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. А. Условие Б. Последовательность. В. Сопоставление.

№ слайда 25 7. Мы в трауре-балу дать нельзя. 	А. Условие. 	Б. Сравнение 	В. Следствие.
Описание слайда:

7. Мы в трауре-балу дать нельзя. А. Условие. Б. Сравнение В. Следствие.

№ слайда 26 8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилас
Описание слайда:

8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие.

№ слайда 27 9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
Описание слайда:

9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. А. Следствие. Б. Причина. В. Условие.

№ слайда 28 10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. 	А. Пояснение. 	Б. Последов
Описание слайда:

10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась. А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

№ слайда 29 приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»: а)
Описание слайда:

приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»: а) Виды СПП( определительные, изъяснительные, обстоятельственные). б)Знаки препинания в СПП.

Презентация по русскому языку на тему :"Знаки препинания в БСП" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания в БСП" (9 класс)

  • Цели урока:

      1. повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении;

                  2.формирование  навыков структурирования и анализа  бессоюзного сложного

                    предложения; закрепление пунктуационных умений учащихся.

                 3.Воспитывать чувство осознанной ответственности за качество получаемых значий.

    Оборудование:

    проектор, ноутбук, экран, тетради для практических и теоретических работ,      электронная презентация по теме урока.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2.Слово учителя :

    А.Ребята, сегодняшнее наше занятие будет построено в виде лингвистического коучинга,в ходе которого мы  с вами повторим сведения о БСП и знаках препинания в них.

    В.Работа будет вестись в двух группах ,за каждой из которых закреплен свои коучеры, в обязанности которых входит ознакомление с теоретическим материалом ,помощь товарищам  в выполнении практических заданий , а также выполнение своих заданий повышенной сложности по этой теме.

    3.Краткое слово учителя о БСП.

    4. Слово Байгереева.И

    «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

    5.Упражнения на закрепление:Упражнение 1
     Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор.

    1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин)

    2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце.

     (М.Е. Салтыков-Щедрин)

    3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит.  (М.Ю.Лермонтов) 

    6 .  Слово Пушко.А «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

    7. Упражнения на закрепление:Упражнение 2
    В последних пробных тестах нам попадались похожие сложноподчиненные предложения. Опуская союзы, переделайте данные предложения в бессоюзные сложные, объясните расстановку знаков препинания.


                  Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.

              Любите книгу, потому что она поможет в жизни.

              Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.

    Упражнение 3
    Расставьте знаки препинания. Поясните значения выражаемые интонацией.

              Я остановил его   лекарь запретил ему разговаривать.

                Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

              Дорога адская   ручьи снег грязь.

    7 .  Слово Есентаевой.А «Тире в бессоюзном сложном предложении».

    8. Упражнения на закрепление:Упражнение 4

    Расставьте знаки препинания.  Аргументируйте свой выбор.

              Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы.

              Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку.

              Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.

    8.Слово учителя:

    -А теперь проверим ,как вы усвоили материал: выполним тест.

    Определите характер связи между частями в следующих бессоюзных сложных предложениях.


    1.  Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

                           А.  Пояснение.

                           Б.  Последовательность.

                           В.  Условие.

    2.  Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.

                           А.  Пояснение.

                           Б.  Последовательность.

                           В.  Условие.

    3.  Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.

             А.  Пояснение.

                           Б.  Последовательность.

                           В.  Условие.

    4.  Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.

                           А. Последовательность.

                           Б.  Сопоставление.

                           В.  Условие.

    5.  Молвит слово – соловей поет.

             А.  Сравнение

                           Б.   Условие

                           В.   Последовательность.

    6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.

                           А.  Условие                   

                           Б.  Последовательность.

                           В.  Сопоставление.

    7.  Мы в трауре, так балу дать нельзя.

                           А.  Условие.

                           Б.  Сравнение

                           В.  Следствие.

    8.  Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.

                           А.  Следствие.

                           Б.  Причина.

                           В.  Условие.

    9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

                           А.  Следствие.

                           Б.  Причина.

                           В.  Условие.

    10.  Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.

                           А.  Пояснение.

                           Б.  Последовательность.

                           В.  Условие.

     

     

     

     

     

     

     

     


    9.( В ходеобщей работы коучеры выполняют и свои специальные задания.)


    Многочленные бессоюзные сложные предложения

    Бессоюзные сложные предложения могут быть многочленными, то есть состоять из трёх и (реже) более частей (простых предложений).

    По своей структуре и выражаемым в них отношениям многочленные предложения делятся на две группы: 1) предложения, в которых выражается один вид смысловых отношений между частями, и 2) предложения, в которых выражаются не менее двух видов отношений между частями.

     [Жилин приуныл]: [видит[дело плохое] (Л. Толстой) -[]:[] –ЧТ

     Тренировочный материал

    1.У нас прин­цип такой сделал своё задание  помоги товарищу.

    2. По все­му чувствуется скоро теплу конец начнутся дожди.

    3.В справочной мне сказали сегодня самолёта на Ташкент не будет придётся подождать до завтра.

    4.Вот первые капли зашуршали в траве  пешеходы раскрыли зонтики  неуютно на улице в такую погоду.

     1.И маршалы зова не слышат иные погибли в бою другие ему изменили и продали шпагу свою.

    2.Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столом  внизу виднелась речка поля и заросшие лесом холмы.

    3.Гроза приближалась величественно издали доносился глухой рокот гром пыль неслась столбом.

    4.Это было поразительное зрелище ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.

    1.Прислушаешься  пти­цы поют, приглядишься — сонные капли росы на траве и цветах.

         2.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела со всех сторон   натянуло линю­чих туч.

         3.Письмо дрожало в руках его он не хотел распечатывать при ней ему хотелось остаться наедине с этим письмом.

         4.Гаснет вечер  даль синеет, солнышко садится степь да степь кругом  и всюду нива ко­лосится!

    10.Итог урока.

           11. Домашнее задание:приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»:
    а) Виды СПП( определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
    б)Знаки препинания в СПП.

Автор Беккаева Марьям Исмаиловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1096
Номер материала 18440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓