Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку на тему "МОРФОЛОГИЯ"

Презентация по русскому языку на тему "МОРФОЛОГИЯ"

«МОРФОЛОГИЯ» МКОУ СОШ №3 г. Михайловска Учитель русского языка и литературы С...
Запишите предложение для синтаксического разбора, над словами напишите части ...
Словарная работа Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, г...
Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый...
Как называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи?
МОРФОЛОГИЯ!!! Самостоятельные части речи Существительное Глагол Прилагательно...
 Морфология. Части речи в русском языке.
Стол		 Мурлыкать		 Голубой		 Небо 		 Под		 Высоко		 Он		 Произносить 		 Трудн...
Морфология Ложно или истинно?
Ложно или истинно? Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, чей? Имя су...
Имя существительное с ь Имя прилагательное без ь	 Глагол С ь	 Распределите сл...
Тест 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в)...
Взаимопроверка по ключу: 1 – а 5 – а 2 – б 6 – б 3 – в 7 – а 4 – в 8 - б Выс...
Поработаем с учебником!
О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Как определить, какой частью речи явл...
http://aida.ucoz.ru Самооценка Оцените свои знания «5» - Я всё понял(а) и мог...
Встретимся на следующем уроке!
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «МОРФОЛОГИЯ» МКОУ СОШ №3 г. Михайловска Учитель русского языка и литературы Сань
Описание слайда:

«МОРФОЛОГИЯ» МКОУ СОШ №3 г. Михайловска Учитель русского языка и литературы Санькова М.А.

№ слайда 2 Запишите предложение для синтаксического разбора, над словами напишите части реч
Описание слайда:

Запишите предложение для синтаксического разбора, над словами напишите части речи Утром шёл дождь, а ближе к полудню выглянуло ласковое солнышко. http://aida.ucoz.ru

№ слайда 3 Словарная работа Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глаг
Описание слайда:

Словарная работа Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз, частица.

№ слайда 4 Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый шк
Описание слайда:

Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем … Части речи

№ слайда 5 Как называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи?
Описание слайда:

Как называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи?

№ слайда 6 МОРФОЛОГИЯ!!! Самостоятельные части речи Существительное Глагол Прилагательное М
Описание слайда:

МОРФОЛОГИЯ!!! Самостоятельные части речи Существительное Глагол Прилагательное Местоимение Числительное Наречие Служебные части речи Предлог Союз Частица

№ слайда 7  Морфология. Части речи в русском языке.
Описание слайда:

Морфология. Части речи в русском языке.

№ слайда 8 Стол		 Мурлыкать		 Голубой		 Небо 		 Под		 Высоко		 Он		 Произносить 		 Трудный
Описание слайда:

Стол Мурлыкать Голубой Небо Под Высоко Он Произносить Трудный Пять И

№ слайда 9 Морфология Ложно или истинно?
Описание слайда:

Морфология Ложно или истинно?

№ слайда 10 Ложно или истинно? Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, чей? Имя сущес
Описание слайда:

Ложно или истинно? Имя прилагательное отвечает на вопросы какой, чей? Имя существительное обозначает признак предмета. Глагол обозначает действие предмета Наречие отвечает на вопросы кто? что? Имя числительное обозначает количество или количественный признак Имя существительное отвечает на вопросы что делать? что сделать? Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А Если утверждение истинно , вы остаётесь на месте, если утверждение ложно - встаёте ?

№ слайда 11 Имя существительное с ь Имя прилагательное без ь	 Глагол С ь	 Распределите слова
Описание слайда:

Имя существительное с ь Имя прилагательное без ь Глагол С ь Распределите слова по трём корзинкам: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Богач(?), доч(?), кипуч(?), много задач(?), печ(?) пироги, прилеч(?), трескуч(?), меч(?), развлеч(?)ся, могуч(?), едеш(?), ряд неудач(?), липуч(?), замаж(?), русская печ(?).

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Тест 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) де
Описание слайда:

Тест 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

№ слайда 14 Взаимопроверка по ключу: 1 – а 5 – а 2 – б 6 – б 3 – в 7 – а 4 – в 8 - б Выстав
Описание слайда:

Взаимопроверка по ключу: 1 – а 5 – а 2 – б 6 – б 3 – в 7 – а 4 – в 8 - б Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

№ слайда 15 Поработаем с учебником!
Описание слайда:

Поработаем с учебником!

№ слайда 16 О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Как определить, какой частью речи являет
Описание слайда:

О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Как определить, какой частью речи является слово?

№ слайда 17 http://aida.ucoz.ru Самооценка Оцените свои знания «5» - Я всё понял(а) и могу о
Описание слайда:

http://aida.ucoz.ru Самооценка Оцените свои знания «5» - Я всё понял(а) и могу объяснить другому «4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому «3» - Я не понял(а) ничего http://aida.ucoz.ru

№ слайда 18 Встретимся на следующем уроке!
Описание слайда:

Встретимся на следующем уроке!

Презентация по русскому языку на тему "МОРФОЛОГИЯ"
  • Русский язык и литература
Описание:

(по Львовой)

Тема: Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

 

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке; 2) повторить сведения о морфологических признаках имени существительного и совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор слов этой части речи.

 

I. Морфология как раздел лингвистики (первое задание на с. 123)    

                                                                                

Предложим шестиклассникам назвать те разделы лингвистики, которые они изучали в первой четверти, и затем напомним, что до конца этого учебного года им предстоит изучать морфологию, а в рамках этого раздела лингвистики – самостоятельные части речи.

Попросим ребят открыть оглавление и сравнить планы изучения существительного и прилагательного. Учащиеся придут к выводу, что эти самостоятельные части речи им предстоит изучить в соответствии с единым планом: отличительные признаки слов каждой части речи; способы их образования; особенности правописания и употребления в речи; правила использования в составе словосочетания, предложения, текста. После этого предложим подумать, как помогут изученные разделы (орфография, синтаксис и пунктуация, текстоведение) в овладении новым материалом, и дать ответ, опираясь на оглавление.

 

II. Части речи в русском языке (второе задание на с. 123, задания на с. 124)

 

 

         Учащиеся сильного класса рассматривают схему на с. 123 и, закрыв книги, восстанавливают её по памяти в тетради. Затем организуем само- или взаимопроверку.

         Другой вариант работы – совместное составление схемы, отражающей классификацию частей речи в русском языке. Учитель последовательно выстраивает её на доске, получая необходимую информацию из ответов учеников на следующие вопросы.

• На какие группы делятся части речи в русском языке? Каковы отличия самостоятельных частей речи от служебных?

• Перечислите служебные части речи.

• На какие группы делятся самостоятельные части речи? Назовите неизменяемую самостоятельную часть речи.

• На какие группы можно разделить изменяемые самостоятельные части речи в зависимости от особенностей их формообразования?

• Назовите спрягаемую часть речи. Почему глагол является спрягаемой частью речи?

• Перечислите склоняемые части речи. Как они изменяются?

После этой работы учащиеся сопоставляют составленную в совместной работе схему с данной в учебнике.

 

В слабом классе в процессе рассмотрения схемы на с. 123 попросим учащихся ответить на следующие вопросы.

• Какие сведения даны в схеме на сиреневом фоне? Как мы отличаем самостоятельные части речи от служебных? Почему междометия и звукоподражательные слова отделены в схеме от остальных частей речи белой линией?

• Рассмотрите внимательно правую часть схемы и, закрыв книги, перечислите служебные части речи. В прямоугольники какого цвета заключены названия этих частей речи?

• Рассмотрите левую часть схемы. В прямоугольники какого цвета заключены названия самостоятельных частей речи? В течение минуты перечитайте про себя эти названия и перечислите их по памяти соседу по парте.

• Какие сведения заключены в голубые прямоугольники? Назовите неизменяемую часть речи.

• Какая информация дана на зелёном фоне? Что называется склонением? Что такое спряжение? Назовите спрягаемую часть речи. Перечислите склоняемые части речи.

После проведённой беседы ученики выполняют задание перед схемой.

 

         Чтобы облегчить работу учащимся слабого класса с заданиями на с. 124, учитель по своему усмотрению может предложить использовать в ответе части речи из записанных на доске предложений, например: Прямо передо мной, по дорожке, полз большой чёрный муравей и тащил что-то белое в лапках или зубах. Не знаю, есть ли у него зубы? (И. Дегтярёва)

 

III. Имя существительное как часть речи (работа с таблицей на с. 124, упр. 278 (1))

 

         Предоставим учащимся на уроке время для повторения постоянных и непостоянных признаков имён существительных, а также перечня разносклоняемых существительных, а затем организуем взаимопроверку в парах.

 

         Домашнее задание: 1) научиться восстанавливать схему на с. 123 по памяти и произносить по ней устное высказывание; 2) упр. 278 (2).

 

 

 

Урок 48. Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи

 

Цели урока:  1) совершенствовать умение проводить морфологический разбор имён существительных; 2) углубить и расширить представление о непостоянных признаках имён существительных.

 

I. Части речи в русском языке. Порядок морфологического разбора (повторение)

 

         В зависимости от уровня подготовки класса учитель выбирает один из видов проверки знания классификации частей речи в русском языке:

1) воспроизведение схемы на с. 123 по памяти в тетради или на отдельном листке с последующей взаимопроверкой или проверкой учителем; 2) устное высказывание по схеме, воспроизведённой на доске, или без использования зрительной опоры; 3) взаимоопрос учащихся по содержанию схемы; 4) фронтальный опрос по теме «Части речи».

         После этого организуем проверку выполнения упр. 278 (2).

 

II. Число и род имён существительных (упр. 276 (1, 2), 277, 280, 282, 279)

 

         В процессе обсуждения задания 1 упражнения 276 подведём учащихся к выводу, что поэту удалось создать яркую картину пробудившейся от зимнего сна природы, выразить весеннее, радостное, светлое настроение благодаря использованию существительных, которые называют приметы весны, передают  её краски, звуки.

Прокомментируем в случае необходимости ответы учащихся на вопрос упр. 277 (1): выделенные слова являются омонимами грамматическими, а не лексическими, так как существительное очко совпадает в звучании и написании с существительным очки, а существительное час -- с существительным часы только в падежных формах множественного числа.

Напомним, что определить род существительного (упр. 279) помогает приём согласования с ним прилагательного или местоимения-прилагательного, например, мой. Понять, к какому роду относится существительное, помогает также форма родительного падежа единственного числа: у существительных мужского и среднего рода в этой форме окончания -а, -я, у существительных женского рода -- -и, -ы: тюль – тюля, мозоль – мозоли, шампунь – шампуня.

По своему усмотрению учитель может дополнить задание 1 упражнения 279, предложив учащимся записать существительные мужского и женского рода в составе словосочетаний прилагательное + существительное (главное слово).

 

Домашнее задание: 1) упр. 284 (1); 2) индивидуальные задания – упр. 284 (2) (см. примечание 1); 3) по желанию – упр. 276 (3) (см. примечание 2).

 

Примечания. 1. Распределим задание 2 упр. 284 между несколькими учениками. 2. Предупредим учащихся, которые пожелают подготовить письмо по памяти (упр. 276 (3)), о форме проверки этого задания (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем в специально отведённое время и т. п.).

 

Резерв – упр. 283, 285.

Автор Санькова Марина Александровна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 865
Номер материала 12320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓