Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку "Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С)"

Презентация по русскому языку "Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С)"

Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-...
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ...
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема – (от г...
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет ...
Шаблоны:  автором проблема может быть: поставлена изложена рассмотрена выдвин...
Возможные проблемы: Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему,...
Возможные проблемы: Проблема оценки такого периода жизни человека, как детств...
Возможные проблемы: Проблеме влияния человека на природу (какова степень влия...
Возможные проблемы: Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (...
3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, в...
3. Комментируем проблему. Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой...
3. Комментируем проблему. Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказ...
Проблема может быть: социальная общественно-политическая идеологическая морал...
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься рассуждать вместе с авт...
В комментарии не должно быть: Пересказа исходного текста или его части. Рассу...
4. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о ...
4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Авторская позиция в публицисти...
4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Если текст художественный, то ...
Автор может: Посвящать свою статью Решать заявленную проблему Эмоционально во...
Автор может: Образно представлять суть проблемы, которая его волнует Усиливат...
Автор может: Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей) Показ...
Автор может: Видеть глубину и актуальность проблемы Обращаться к традициям ру...
Автор может: Заставить сделать переоценку отношений. Ставить ряд нравственных...
Автор может: Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопрос...
Автор может: Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни. Убедит...
Автор может: Показывать образец поведения, отношения к жизни Говорить с трево...
Автор стремится реализовать цели: Поделиться с вами своими размышлениями, пер...
Клише: Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убеждён, что…, и подо...
Клише: Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему,...
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Доказывая, приводим 2 ...
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Покопайтесь в памяти, ...
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Важно доказать, почему...
Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Нельзя не согласиться с автором в т...
Шаблоны: С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… Следует отмет...
Шаблоны: Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точн...
Аргументы  Аргументы должны быть точными.  Аргументы должны быть развёрнутыми...
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосо...
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью вводных...
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью союзов ...
6. Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 п...
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Вступление. Проблемы, над которыми р...
Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логик...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ!
1 из 45

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й к
Описание слайда:

Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс Медовкина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ № 4 г. Маркса, Саратовской области

№ слайда 2 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем клю
Описание слайда:

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения). … –  вот тема, к которой обращается автор текста .. Этот текст (статья) о …Автор обращается к актуальной теме – теме…  Этот текст о … Автор посвящает статью…

№ слайда 3 2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема – (от греч
Описание слайда:

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему. Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Проблем может быть несколько. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

№ слайда 4 Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет бол
Описание слайда:

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

№ слайда 5 Шаблоны:  автором проблема может быть: поставлена изложена рассмотрена выдвинута
Описание слайда:

Шаблоны:  автором проблема может быть: поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута поднята сформулирована исследована проанализирована

№ слайда 6 Возможные проблемы: Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, по
Описание слайда:

Возможные проблемы: Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?); Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7); Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);

№ слайда 7 Возможные проблемы: Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (
Описание слайда:

Возможные проблемы: Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?); Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

№ слайда 8 Возможные проблемы: Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния
Описание слайда:

Возможные проблемы: Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния); Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?); Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);

№ слайда 9 Возможные проблемы: Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (мог
Описание слайда:

Возможные проблемы: Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?); Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?); Проблеме коммерциализации культуры.

№ слайда 10 3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пе
Описание слайда:

3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? 

№ слайда 11 3. Комментируем проблему. Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой ка
Описание слайда:

3. Комментируем проблему. Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? ? Кто из авторов касался ее?

№ слайда 12 3. Комментируем проблему. Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказыва
Описание слайда:

3. Комментируем проблему. Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание? Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это  глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

№ слайда 13 Проблема может быть: социальная общественно-политическая идеологическая морально
Описание слайда:

Проблема может быть: социальная общественно-политическая идеологическая морально-этическая философская психологическая нравственная эстетическая

№ слайда 14 Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Описание слайда:

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

№ слайда 15 Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься рассуждать вместе с авторо
Описание слайда:

Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься рассуждать вместе с автором лучше понять себя и окружающих лучше понять трагизм происходящего

№ слайда 16 В комментарии не должно быть: Пересказа исходного текста или его части. Рассужде
Описание слайда:

В комментарии не должно быть: Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста. Избегать повторов слова «проблема» Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».

№ слайда 17 4. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о том
Описание слайда:

4. Определяем авторскую позицию (идея текста). При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

№ слайда 18 4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Авторская позиция в публицистичес
Описание слайда:

4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

№ слайда 19 4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Если текст художественный, то авт
Описание слайда:

4. Определяем авторскую позицию (идея текста). Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

№ слайда 20 Автор может: Посвящать свою статью Решать заявленную проблему Эмоционально возде
Описание слайда:

Автор может: Посвящать свою статью Решать заявленную проблему Эмоционально воздействовать на читателя Делать читателя своим союзником Образно воссоздавать картину происходящего Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)

№ слайда 21 Автор может: Образно представлять суть проблемы, которая его волнует Усиливать п
Описание слайда:

Автор может: Образно представлять суть проблемы, которая его волнует Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений) Раскрывать сущность поставленных проблеем Точно формулировать (выражать)мысль

№ слайда 22 Автор может: Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей) Показать
Описание слайда:

Автор может: Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей) Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы) Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений Подчёркивать остроту поставленной проблемы

№ слайда 23 Автор может: Видеть глубину и актуальность проблемы Обращаться к традициям русск
Описание слайда:

Автор может: Видеть глубину и актуальность проблемы Обращаться к традициям русской жизни, литературы…. Выражать мнение большинства Пытаться понять, почему Использовать ряд убедительных аргументов Побуждать искать истину Стараться объяснить, почему Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной

№ слайда 24 Автор может: Заставить сделать переоценку отношений. Ставить ряд нравственных во
Описание слайда:

Автор может: Заставить сделать переоценку отношений. Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому Утверждать, что… Уточнять некоторые моменты Писать интересно и ново о старых проблемах

№ слайда 25 Автор может: Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов.
Описание слайда:

Автор может: Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов. Привести в качестве примера цитату. Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни. Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор).

№ слайда 26 Автор может: Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни. Убедитель
Описание слайда:

Автор может: Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни. Убедительно доказывать, используя конкретные примеры. Дать новую жизнь старой теме. Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам. Подчеркнуть истинное положение вещей. Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях.

№ слайда 27 Автор может: Показывать образец поведения, отношения к жизни Говорить с тревогой
Описание слайда:

Автор может: Показывать образец поведения, отношения к жизни Говорить с тревогой о наболевших проблемах Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к… Призывать нас к … Представлять истинную картину происходящего

№ слайда 28 Автор стремится реализовать цели: Поделиться с вами своими размышлениями, переда
Описание слайда:

Автор стремится реализовать цели: Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой Эмоционально воздействовать на вас Найти в вас единомышленника                            

№ слайда 29 Клише: Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убеждён, что…, и подобна
Описание слайда:

Клише: Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что…

№ слайда 30 Клише: Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, ав
Описание слайда:

Клише: Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: … … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста. … – это высказывание точно отражает мысль автора. Позиция автора очевидна:…

№ слайда 31 5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Доказывая, приводим 2 арг
Описание слайда:

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного  опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

№ слайда 32 5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Покопайтесь в памяти, всп
Описание слайда:

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

№ слайда 33 5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Важно доказать, почему вы
Описание слайда:

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме. Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю… Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:   тезис - аргументация  (1,2) - вывод

№ слайда 34 Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Нельзя не согласиться с автором в том,
Описание слайда:

Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Нельзя не согласиться с автором в том, что… С автором можно поспорить … Автор прав в том, что… Однако его мысль о … вызывает сомнение С автором трудно (не) согласиться Позиция автора близка (понятна ) мне Я (не) разделяю точку зрения автора Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) Мое мнение подтверждает  и такой факт…

№ слайда 35 Шаблоны: С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… Следует отметить
Описание слайда:

Шаблоны: С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений… Автор убедительно доказывает, что… Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…

№ слайда 36 Шаблоны: Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точны.
Описание слайда:

Шаблоны: Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения. На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что… Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.  Во-первых,… Во-вторых,… Таким образом,

№ слайда 37 Аргументы  Аргументы должны быть точными.  Аргументы должны быть развёрнутыми и
Описание слайда:

Аргументы  Аргументы должны быть точными.  Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.  Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

№ слайда 38 Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосочет
Описание слайда:

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью словосочетаний: Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…) Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующим образом.. Подтверждением сказанному может служит следующий факт… Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. В этом легко убедиться, обратившись к…

№ слайда 39 Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью вводных сл
Описание слайда:

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью вводных слов и словосочетаний: Например,…  Допустим… По свидетельству кого-либо,… Предположим… Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

№ слайда 40 Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью союзов и п
Описание слайда:

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью союзов и придаточной части: Так как… Потому что… Оттого что… Благодаря тому что… В связи с тем что…

№ слайда 41 6. Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
Описание слайда:

6. Как заканчивать сочинение? 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

№ слайда 42 7. Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 пред
Описание слайда:

7. Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) На вечные темы можно начать так:  Любовь…Сколько о ней сказано!

№ слайда 43 Алгоритм написания сочинения-рассуждения Вступление. Проблемы, над которыми разм
Описание слайда:

Алгоритм написания сочинения-рассуждения Вступление. Проблемы, над которыми размышляет автор. Комментарий. Выявление позиции автора. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

№ слайда 44 Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику п
Описание слайда:

Советы: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

№ слайда 45 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ!

Презентация по русскому языку "Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С)"
  • Русский язык и литература
Описание:

            В данной презентации показан алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) для выпускников 11 класса.

           Предлагается пошаговая инструкция для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 11 классе. Материал будет полезен учителям, учащимся и их родителям.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

·          Вступление.

·          Проблемы, над которыми размышляет автор.

·          Комментарий.

·          Выявление позиции автора.

·          Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

·          Первый аргумент.

·          Второй аргумент.

·          Вывод (заключение).

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

3. Комментируем проблему.

4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

8. Как начать сочинение?

 

7. Как заканчивать сочинение?

Автор Медовкина Татьяна Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1556
Номер материала 1702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓