Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку

Презентация по русскому языку

Титаренко Марина Юрьевна
Пятое декабря. Классная работа. «Без березы не мыслю России» Сочинение – опис...
* Генрих Ужегов * Белоснежным символом России вдоль дорог стоят ряды берёз, д...
* * Без березы не мыслю России, Так светла по-славянски она, Что, быть может,...
, Что такое пейзаж? С каким цветом у вас ассоциируется зима?
Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой. А февраль мороз...
Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная му...
Работа с терминами Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста?...
Речевая подготовка – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, ...
Этимологическая страничка Что же такое лазурь? Лазурь (др. русск. – из греч.)...
, Слово о художнике .   - Ребята, а давайте вспомним определение, кто такой п...
Третьяковская галерея, Москва. Автопортрет с палитрой, 1934 Игорь Эммануилови...
* Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художник...
– Понравилась ли вам эта музыка? – Что представляете вы, когда слышите эту му...
А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда го...
В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побр...
Воспоминания И.Грабаря * * А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и о...
Репродукция картины Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной л...
Беседа по содержанию картины. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой ...
«Февральская лазурь» Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина?...
«Февральская лазурь» * А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что м...
«Февральская лазурь» Закроем нижнюю часть картины. -Что напоминает нам оставш...
«Февральская лазурь» * Рассмотрим нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: мно...
«Февральская лазурь» * – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонк...
«Февральская лазурь» * - Какие краски использует художник, рисуя берёзы? (жёл...
«Февральская лазурь» * - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, ...
«Февральская лазурь» * -Что виднеется на горизонте? (кустарник). - Когда-то И...
«Февральская лазурь» * Как расположена картина? (Вертикально.  Чтобы увидеть ...
«Февральская лазурь» * – Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, х...
«Февральская лазурь» * Нравится ли вам построение (композиция) картины? Каков...
Вывод: На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. О...
* * Опорный план к сочинению. 1. Слово о художнике. 2. Описание художественно...
И радоваться, что февраль Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом...
Прочитайте выразительно И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в зо...
С. Есенин «Белая береза» * Не только художники воспевали образ символа Росси...
* Титаренко Марина Юрьевна * Образ березы нередко связан с образом стройной р...
Домашнее задание 1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине...
. Вывод : Береза – символ России, образ белоствольной березки воспевали худож...
Блонский П. П. Один из основоположников педагогической и психологической наук...
1 из 39

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Титаренко Марина Юрьевна
Описание слайда:

Титаренко Марина Юрьевна

№ слайда 2 Пятое декабря. Классная работа. «Без березы не мыслю России» Сочинение – описани
Описание слайда:

Пятое декабря. Классная работа. «Без березы не мыслю России» Сочинение – описание по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». *

№ слайда 3 * Генрих Ужегов * Белоснежным символом России вдоль дорог стоят ряды берёз, днём
Описание слайда:

* Генрих Ужегов * Белоснежным символом России вдоль дорог стоят ряды берёз, днём над ними купол неба синий, ночью – трепетанье ярких звезд. Лёгкие берёзовые тени с детства на судьбу мою легли, как ложится легкий лист осенний на ладони тёплые земли. И когда в чужом холодном море наплывёт о Родине печаль, вижу я ромашки в чистом поле и лесов березовую даль. В этот миг мне хочется невольно, чтобы ветерок сюда принёс песню величавости спокойной белоствольных ласковых берез. Генрих Ужегов

№ слайда 4 * * Без березы не мыслю России, Так светла по-славянски она, Что, быть может, в
Описание слайда:

* * Без березы не мыслю России, Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский) Наша задача урока- не только подготовиться к сочинению, но и рассмотреть образ символа России в литературе, музыке, живописи!!!

№ слайда 5 , Что такое пейзаж? С каким цветом у вас ассоциируется зима?
Описание слайда:

, Что такое пейзаж? С каким цветом у вас ассоциируется зима?

№ слайда 6 Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой. А февраль морозным
Описание слайда:

Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой. А февраль морозным и снежным. Давайте вспомним пословицы, поговорки, приметы Февраля.

№ слайда 7 Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудро
Описание слайда:

Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Поговорка, образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок. В отличие от пословицы— целого суждения, поговорка всегда часть его.

№ слайда 8 Работа с терминами Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? Ка
Описание слайда:

Работа с терминами Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? Какие типы речи вам известны? * *

№ слайда 9 Речевая подготовка – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но
Описание слайда:

Речевая подготовка – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.   -Что такое синонимы??? Подберите синонимы к словам: Художник – Картина – Картина чудесная – Художник создаёт – .

№ слайда 10 Этимологическая страничка Что же такое лазурь? Лазурь (др. русск. – из греч.) 1)
Описание слайда:

Этимологическая страничка Что же такое лазурь? Лазурь (др. русск. – из греч.) 1) Светло-синий цвет, голубизна ; 2) Краска светло-синего цвета ; Синонимы: Лазурный – лазоревый – голубой Коралловый (цвет) – (перен.) ярко-красный * *

№ слайда 11 , Слово о художнике .   - Ребята, а давайте вспомним определение, кто такой пейз
Описание слайда:

, Слово о художнике .   - Ребята, а давайте вспомним определение, кто такой пейзажист – Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

№ слайда 12 Третьяковская галерея, Москва. Автопортрет с палитрой, 1934 Игорь Эммануилович Г
Описание слайда:

Третьяковская галерея, Москва. Автопортрет с палитрой, 1934 Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией. Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством. * *

№ слайда 13 * Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художника И
Описание слайда:

* Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского Времена года – это альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес. Это «Февраль. Масленица». Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Времена года

№ слайда 14 – Понравилась ли вам эта музыка? – Что представляете вы, когда слышите эту музык
Описание слайда:

– Понравилась ли вам эта музыка? – Что представляете вы, когда слышите эту музыку? – Что общего между картинами Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского? ВЫВОД: Чайковский передал в звуках то же, что Грабарь красками – радостное, праздничное настроение, весёлое оживление. * *

№ слайда 15 А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гости
Описание слайда:

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. * * Титаренко Марина Юрьевна

№ слайда 16 В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, поброди
Описание слайда:

В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. * *

№ слайда 17 Воспоминания И.Грабаря * * А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и откр
Описание слайда:

Воспоминания И.Грабаря * * А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

№ слайда 18 Репродукция картины Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любо
Описание слайда:

Репродукция картины Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. (Н. Рыленков).

№ слайда 19 Беседа по содержанию картины. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам
Описание слайда:

Беседа по содержанию картины. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? - Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. *

№ слайда 20 «Февральская лазурь» Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? По
Описание слайда:

«Февральская лазурь» Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему названа "Февральская лазурь"? Что можно сказать о других берёзках? Какой день изобразил художник? Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине? *

№ слайда 21 «Февральская лазурь» * А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можн
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза? Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? А почему именно берёзу выбрал художник?

№ слайда 22 «Февральская лазурь» Закроем нижнюю часть картины. -Что напоминает нам оставшаяс
Описание слайда:

«Февральская лазурь» Закроем нижнюю часть картины. -Что напоминает нам оставшаяся часть? -Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? *

№ слайда 23 «Февральская лазурь» * Рассмотрим нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * Рассмотрим нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

№ слайда 24 «Февральская лазурь» * – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие,
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.) Рассмотрите берёзы, как они расположены? Можем ли мы сказать , что художник поет «гимн берёзам»?

№ слайда 25 «Февральская лазурь» * - Какие краски использует художник, рисуя берёзы? (жёлтые
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * - Какие краски использует художник, рисуя берёзы? (жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона).

№ слайда 26 «Февральская лазурь» * - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, сер
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.) - Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. -Есть ли на нём облака? -Какого оно цвета вверху и на горизонте? - Когда бывает такое небо?

№ слайда 27 «Февральская лазурь» * -Что виднеется на горизонте? (кустарник). - Когда-то И.Э.
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * -Что виднеется на горизонте? (кустарник). - Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?

№ слайда 28 «Февральская лазурь» * Как расположена картина? (Вертикально.  Чтобы увидеть кру
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * Как расположена картина? (Вертикально.  Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое).

№ слайда 29 «Февральская лазурь» * – Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холо
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * – Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона) – Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.)

№ слайда 30 «Февральская лазурь» * Нравится ли вам построение (композиция) картины? Какова о
Описание слайда:

«Февральская лазурь» * Нравится ли вам построение (композиция) картины? Какова основная мысль этого пейзажа? Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина?

№ слайда 31 Вывод: На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Осле
Описание слайда:

Вывод: На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь». * *

№ слайда 32 * * Опорный план к сочинению. 1. Слово о художнике. 2. Описание художественного
Описание слайда:

* * Опорный план к сочинению. 1. Слово о художнике. 2. Описание художественного полотна: а) февральский день ; б) небо ; в) снег ; г) береза – красавица ; д) другие березки ; е) кустарник на горизонте. ; 3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? 4. Объяснить название картины. 5. Какое настроение вызывает пейзаж?

№ слайда 33 И радоваться, что февраль Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, п
Описание слайда:

И радоваться, что февраль Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.

№ слайда 34 Прочитайте выразительно И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золот
Описание слайда:

Прочитайте выразительно И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин) Новый, новый у берёз наряд, Искры, искры, серебром горят. Ветер, ветер заметает след, Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский) Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.  * *

№ слайда 35 С. Есенин «Белая береза» * Не только художники воспевали образ символа России –
Описание слайда:

С. Есенин «Белая береза» * Не только художники воспевали образ символа России – березы, береза стала символом красоты, музой для многих поэтов, композиторов. Нам с детства знакомы, Есенинские строки, посвященные «Березе»     - Сергей Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими, обнять свою Белоствольную красавицу березу, которая величественно и горделиво украшала его отчий дом и всегда жала его.

№ слайда 36 * Титаренко Марина Юрьевна * Образ березы нередко связан с образом стройной русс
Описание слайда:

* Титаренко Марина Юрьевна * Образ березы нередко связан с образом стройной русской девушки. Недаром, говоря об этом  поэты используют эпитеты, сравнения, олицетворения: «стройная», «тиха», «светла», «бела», «смущенная», у нее зеленая прическа, кудри, лунный гребешок, косы, стан. Доказательство тому суждению, мы сейчас представим!!! Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна Эти слова как нельзя лучше подошли бы и к описанию девушки, которой нельзя не любоваться. Титаренко Марина Юрьевна

№ слайда 37 Домашнее задание 1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине И.
Описание слайда:

Домашнее задание 1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» * *

№ слайда 38 . Вывод : Береза – символ России, образ белоствольной березки воспевали художник
Описание слайда:

. Вывод : Береза – символ России, образ белоствольной березки воспевали художники, авторы лирических песен, художественных произведений. Желаю успехов в написании сочинения!!! * *

№ слайда 39 Блонский П. П. Один из основоположников педагогической и психологической науки П
Описание слайда:

Блонский П. П. Один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: «Лишь живая душа оживит души… Учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление…». * Титаренко Марина Юрьевна * Титаренко Марина Юрьевна

Презентация по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация«Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь:

Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

5 класс

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая— развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая— воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

 

Автор Ряховская Надежда Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 426
Номер материала 36423
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓