Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Индивидуально-психологические особенности личности
Раздел 2.
«Основы психологии личности»
2 слайд
Дайте определения понятиям «индивид», «личность», индивидуальность».
Может ли существовать индивид, не являющийся личностью?
Может ли существовать личность, которая не будет являться индивидом?
В чём проявляется индивидуальность личности?
Ответьте на вопросы:
3 слайд
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент
4 слайд
Понятие о темпераменте
Теории темперамента
Физиологические основы темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента
План работы на уроке
5 слайд
«Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную; другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несёт свои воды, у неё нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несётся, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…»
В.С.Мерлин
6 слайд
Temperamentum (лат.) - соразмерность, правильная мера.
Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
Психологический словарь
1. Понятие о темпераменте
7 слайд
От темперамента
ЗАВИСЯТ:
НЕ ЗАВИСЯТ:
скорость возникновения психических процессов и их устойчивость;
темп и ритм деятельности и поведения;
интенсивность психических процессов.
интересы;
увлечения;
социальные установки;
моральная воспитанность личности.
8 слайд
Гуморальные
Конституциональные
Физиологические
2. Теории темперамента
9 слайд
Гуморальная теория темперамента
Гиппократ
(460-377 гг. до н. э.)
«…Люди различаются соотношением четырёх основных соков организма: крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи.»
10 слайд
Гуморальная теория темперамента
Клавдий Гален
(130 – 200 гг.)
Сангвиник (от лат. sanguis – кровь)
Флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота
Холерик (от греч. сhole – желчь)
Меланхолик (от греч. melas chole – чёрная желчь)
11 слайд
Конституциональная теория темперамента
Эрнст Кречмер
(1888- 1964)
12 слайд
Конституциональные типы
13 слайд
14 слайд
15 слайд
3. Физиологическая теория темперамента
Иван Петрович Павлов
(1849-1936 гг.)
«К фундаментальным свойствам нервных процессов относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность»
16 слайд
Сила возбуждения - работоспособность нервной системы.
Уравновешенность – равновесие процессов возбуждения и торможения
Подвижность – быстрота перехода одного нервного процесса в другой. (Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов).
Свойства нервных процессов
17 слайд
Тип ВНД
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Инертный
Неуравновешенный
Слабый
18 слайд
Тип ВНД
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
САНГВИНИК
Инертный
ФЛЕГМАТИК
Неуравновешенный
ХОЛЕРИК
Слабый
МЕЛАНХОЛИК
19 слайд
Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врождённые и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.
20 слайд
21 слайд
Определи тип темперамента
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Сангвиник
22 слайд
4. Психологическая характеристика типов темперамента
23 слайд
Первая строка: одно слово – тема стихотворения.
Вторая строка: опишите это слово – тему двумя прилагательными.
Третья строка: опишите действия этой темы тремя словами – глаголами.
Четвёртая строка: фраза из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме.
Пятая строка: слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).
Синквейн по типу темперамента
24 слайд
Если ребёнок - сангвиник
важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка;
необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством ;
целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;
учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
25 слайд
Если ребёнок - холерик
с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка;
необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание;
воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками – “Замри”, где он будет подчиняться);
приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
необходимо строго соблюдать режим дня.
26 слайд
Если ребёнок - флегматик
нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
следует чаще хвалить его за быстрые действия;
необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
27 слайд
Если ребёнок - меланхолик
нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
ребенку полезно заниматься спортом;
необходимо разнообразить жизнь ребенка;
надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
развивать у него общительность;
необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
28 слайд
Благодарю за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация предназначена для студентов колледжей.
Из неё можно узнать различные теории возникновения темпераментов: гуморальные, конституциональные и физиологические, а также представителей данных теорий.
Презентация будет полезна и в работе школьных психологов для общего интеллектуального развития школьников.
В презентации содержатся упражнения , с помощью которых можно потренироваться в определении типов темпераментов.
Она поможет в создании рекомендаций для учителей и родителей "Учёт темперамента детей в учебно-воспитательном процессе".
6 610 036 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чернонебова Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.