Урок по познанию мира в 1 классе.
Тема: «Насекомые»
Дата: ______
Цель: Дать понятие о насекомых, среде их
обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.
Задачи:
Познакомить учащихся с насекомыми, как
классом членистоногих животных.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать познавательную активность, любовь
к животным.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Повторение изученного.
1.Как называют животных, которые кормят своих
детей молоком? (млекопитающие)
2. Как называется группа животных, имеющих
оперенья? (птицы)
3. Почему лягушек называют земноводными?
(могут жить и в воде и на суше)
4. .Как называют животные, которые
передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
5. Как называют животных, у которых есть
плавники и жабры? (рыбы)
Игра « Найди лишнее животное»
Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное,
а остальные домашние травоядные млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в
группу пресмыкающихся)
Работа с календарём природы.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь
февраль)
- Какие изменения происходят в неживой природе
с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче,
солнце светит, но не греет)
- Какие изменения происходят в живой природе?(
звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой
животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.
III. Изучение нового материала
Игра «Отгадай насекомое»
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка
(кузнечик) Не
змея, а жалит (оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
(стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает
(пчела)
Насекомые- маленькие,
большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие
– один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от
жарких стран до границ льдов на севере.
-Назовите вредных насекомых (жук листогрыз,
комары, муха цеце)
- Назовите полезных насекомых.
(жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)
Сказка «Спор животных» собрались все животные
в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных
вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи
только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют.
Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе
комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша
пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили
животные?
Вывод: насекомые все нужны.
Насекомые от слова насекать (на теле есть
полоски как насечки)
Определение признаков насекомых.
По мере определения признаков на доску
выставляются таблички с надписью признака.
1 признак «6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для
различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную
пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для
охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки,
спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других
групп животных? ( наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от
других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите?
(голова,тело,лапки…)
Выставляются таблички.
«голова» «грудь» «брюшко»
- Так в чём же вы видите особенность
строения тела насекомых?(тело разделено)
Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
Питание насекомых
- А чем питаются насекомые? (растениями,
личинками других насекомых, пыльцой)
- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы
думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то,
как питаются насекомые)
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает
траву, действуют как кусачки
- Самка комара хоботком, словно шприцем,
протыкает кожу и высасывает кровь
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как
губка
- Могут ли так же питаться звери? рыбы?
птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых (наличие усиков)
- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь
ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им
помогает запах).
- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают
запахи с помощью усиков.
- Усики характерный признак многих насекомых
(появляется табличка на доске).
4 признак (наличие двух пар крыльев)
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на
вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног, две пары
, есть усики, строение тела другое)
- Что помогает их передвижению? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у
птиц) Сколько их?(пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4
крылышка)
Появляется табличка «две пары»
- А теперь перечислите все признаки животных,
которые относятся к группе «насекомые»
Узнай животных по описанию.
Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать
себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в
мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук –
жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным
хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и
умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе.
(Муха).
- А теперь подумайте, как же зимуют
насекомые? ( прячутся в кору деревьев)
Как только лето начинает идти на убыль,
насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке.
Происходит это по-разному.
Оказывается, большинство взрослых насекомых
до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких
месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и
отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся
кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо
дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды,
конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они
вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
Работа в парах.
Дополните потешку и соедините с нужной
картинкой:
Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
Кроссворд.
Ответы:
1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук,
7.муравьи, 8.муравейник
В выделенных клетках — таракан
Индивидуальная работа по карточкам.
Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты
посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).
(Ответы: 1,3,4,2)
Беседа по охране насекомых.
-Вопрос об охране редких насекомых в
общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не
были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же
время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а
ряд видов, возможно, даже исчез.
-Почему? (люди их уничтожают, ловят для
собственной забавы, уничтожают их среду обитания)
-Да, в основном в результате хозяйственной
деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих.
Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и
паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также
опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие
и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая
голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.
- В последнее время набирает обороты движение
по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности
насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым
шагом к их реальной охране.
-Что мы с вами можем сделать для охраны
насекомых? (рассматривание иллюстраций)
( не ловить насекомых, не наступать, создать
свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах
поведения в природе)
Работа по учебнику. Чтение, обсуждение
вопросов и заданий.
IV Итог урока .
Продолжите предложение
«Я узнал», (новое о насекомых)
«Я повторил», ( группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от
других животных, необходимо их охранять)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.