Главная / Начальные классы / Презентация по познанию мира

Презентация по познанию мира

Урок по познанию мира в 1 классе.

Тема: «Насекомые»

Дата: ______

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.

Задачи:

Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.

Развивать речь, память, внимание.

Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.


Ход урока:


I. Организационный момент.

1.Повторение изученного.


1.Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)

2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)

3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)

4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)

5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)


Игра « Найди лишнее животное»

Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)

Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)

Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)


Работа с календарём природы.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)


- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)


- Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)


II. Сообщение темы и цели урока.


– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.

III. Изучение нового материала

Игра «Отгадай насекомое»

От цветка к цветку летает,

Утомится – отдыхает (бабочка)


Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь (жук)


С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка

Зелёная спинка

(кузнечик) Не змея, а жалит (оса)


Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик

(стрекоза)


Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает

(пчела)


Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.


-Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)

- Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)


Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?

Вывод: насекомые все нужны.


Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)


Определение признаков насекомых.


По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак «6 ног»


- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания


- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? ( наличием 6 ног)

2 признак

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.


- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

Выставляются таблички.

«голова» «грудь» «брюшко»


- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)


Физминутка «Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

1,2 сели,

Травушку поели

Тихо, тихо высоко

Прыгаем на носках легко


Питание насекомых

- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)


3 признак насекомых (наличие усиков)

- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).


4 признак (наличие двух пар крыльев)

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног, две пары , есть усики, строение тела другое)

- Что помогает их передвижению? (крылья)

- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»


Узнай животных по описанию.

Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).


- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые? ( прячутся в кору деревьев)

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.


Работа в парах.


Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:


Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)

Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)

Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)


Кроссворд.


hello_html_m1f0eb655.png

hello_html_55b7780f.png

Ответы:

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

В выделенных клетках — таракан



Индивидуальная работа по карточкам.


Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).




(Ответы: 1,3,4,2)

Беседа по охране насекомых.


-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.


-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)


-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.


- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.


-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)


( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

Работа по учебнику. Чтение, обсуждение вопросов и заданий.

IV Итог урока .

Продолжите предложение

«Я узнал», (новое о насекомых)

«Я повторил», ( группы животных)

«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)


5


Презентация по познанию мира
  • Начальные классы
Описание:

 По познанию мира в 1 классе.

 

Тема: «Насекомые»

 

Дата: ______

 

  Цель:  Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.

 

Задачи:

 

 Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.

 

 Развивать речь, память, внимание.

 

 Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.

 

 

 

Ход урока:

 

 

 

I. Организационный момент.

 

1.Повторение изученного.

 

 

 

1.Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)

 

 2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)

 

 3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)

 

 4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)

 

 5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)

 

 

 

Игра « Найди лишнее животное»

 

 Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)

 

 Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)

 

 Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)

 

 

 

  Работа с календарём природы.

 

- Какое сейчас время года? (зима)

 

 - Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)

 

 

 

- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)

 

 

 

- Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)

 

 

 

II. Сообщение темы и цели урока.

 

 

 

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.

 

III. Изучение нового материала

 

  Игра «Отгадай насекомое»

 

 От цветка к цветку летает,

 

 Утомится – отдыхает (бабочка)

 

 

 

Не жужжу, когда сижу,

 

 Не жужжу, когда хожу,

 

 Если в воздухе кружусь

 

 Тут уж вволю нажжужжусь (жук)

 

 

 

С ветки на тропинку

 

 С травки на былинку

 

 Прыгает пружинка

 

 Зелёная спинка

 

 (кузнечик)                                        Не змея, а жалит  (оса)

 

 

 

Голубой аэропланчик

 

 Сел на белый одуванчик

 

 (стрекоза)

 

 

 

Не птица, а с крыльями

 

 Над цветком летает,

 

 Медок собирает

 

 (пчела)

 

 

 

Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

 

 

 

 -Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)

 

 - Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)

 

 

 

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?

 

 Вывод: насекомые все нужны.

 

 

 

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

 

 

 

Определение признаков насекомых.

 

 

 

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

 

1 признак  «6 ног»

 

 

 

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

 

 

 

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? ( наличием 6 ног)

 

2 признак

 

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

 

 

 

- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

 

Выставляются таблички.

 

«голова»        «грудь»                      «брюшко»

 

 

 

  - Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)

 

 

 

Физминутка «Кузнечики»

 

 Поднимаем плечики,

 

 Прыгают кузнечики

 

 1,2 сели,

 

 Травушку поели

 

 Тихо, тихо высоко

 

 Прыгаем на носках легко

 

 

 

Питание насекомых

 

- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

 

- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

 

- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

 

 - Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

 

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

 

- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)

 

 

 

3 признак насекомых (наличие усиков)

 

- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

 

- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

 

- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

 

- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

 

 

 

4 признак (наличие двух пар крыльев)

 

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног, две пары , есть усики, строение тела другое)

 

- Что помогает их передвижению? (крылья)

 

- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

 

- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

 

Появляется табличка «две пары»

 

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

 

 

 

Узнай животных по описанию.

 

 Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).

 

 

 

  - А теперь подумайте, как же зимуют насекомые? ( прячутся в кору деревьев)

 

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

 

 Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

  Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

 

 

 

Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)

 

 Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)

 

 Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)

 

 

 

 

 

 Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

 

 

 

В выделенных клетках — таракан

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа по карточкам.

 

 

 

Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы: 1,3,4,2)

 

  Беседа по охране насекомых.

 

 

 

-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.

 

 

 

-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)

 

 

 

 -Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.

 

 

 

- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.

 

 

 

-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)

 

 

 

 

 

( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

 

Работа по учебнику. Чтение, обсуждение вопросов и заданий.

 

IV Итог урока .

 

 Продолжите предложение

 

 «Я узнал», (новое о насекомых)

 

«Я повторил», ( группы животных)

 

«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)

 

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Канапина Бибигуль Аскеровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 526
Номер материала 52629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓