Главная / Другое / Презентация по Основам философии

Презентация по Основам философии

ТЕМА: Философия Нового времени
Цель занятия: раскрыть особенности философии Нового времени и ее значение в р...
XVII век открывает следующий период в развитии философии, период буржуазных р...
Основные направления
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно котор...
Рене Декарт (1596 — 1650) французский философ и ученый-математик. обосновал в...
В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например...
Учение о субстанции Cубстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво...
Все сотворенные субстанции Декарт делит на: Материальные (вещи, обладающие пр...
Дуализм Декарта Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойс...
Дедуктивный метод Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, ...
Учение «О врожденных идеях» Существует особый род знаний, который не нуждаетс...
Представители рационалистического направления: Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) ...
Эмпиризм направление в философии, сторонники которого считают, что в основе п...
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) Важнейшую задачу науки видел в покорении природы ...
Основные положения: в основе познания лежит исключительно опыт; чем больше о...
Пути познавательной деятельности: “Путь паука” Получение знаний рационалистич...
« Путь муравья » Такой способ получения знаний, когда во внимание принимаетс...
«Путь пчелы» По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, ...
“Призраки”(“идолы”), препятствующие человеку (человечеству) в получении истин...
Классифицировал имеющиеся науки на основе свойств человеческого ума: памяти с...
Представители эмпирического направления: Томас Гоббс (1588 — 1679)ученик и пр...
Локк Джон «Двадцать поступков можно простить скорее ,чем одно нарушение правд...
Джон Локк рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойст...
Субъективный идеализм направление в философии, сторонники которого отрицают с...
Джордж Беркли (1685 — 1753) английский философ нового времени, субъективный и...
основные идеи его философии: само понятие материи ложно; существуют отдельные...
Дэвид Юм (1711 — 1776) английский философ, субъективный идеалист Его философс...
придерживался следующих взглядов: • проблема отношения бытия и духа неразреши...
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : Раскройте сущность эмпиризма и определите его...
Гимнастика удлиняет молодость человека. Двадцать проступков можно простить с...
Словарь
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина,...
Сенсуализм (фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — н...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
1 из 37

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ТЕМА: Философия Нового времени
Описание слайда:

ТЕМА: Философия Нового времени

№ слайда 2 Цель занятия: раскрыть особенности философии Нового времени и ее значение в разв
Описание слайда:

Цель занятия: раскрыть особенности философии Нового времени и ее значение в развитии науки и медицины. Задачи: 1. раскрыть проблематику основных направлений философии Нового времени; 2. рассмотреть значение философии в формировании мировоззрения в условиях современного общества. Требования к знаниям и умениям: Знать: отличие идей средневековья от философских учений эпохи Возрождения и Нового времени, принципы решения гносеологических проблем в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта, о роли философской концепции Нового времени в формировании буржуазной демократии. Иметь представление об основных понятиях, сформулированных в рамках философии данного периода.

№ слайда 3 XVII век открывает следующий период в развитии философии, период буржуазных рево
Описание слайда:

XVII век открывает следующий период в развитии философии, период буржуазных революций и формирования индустриальной цивилизации Развитие производства вызывает острую необходимость в формировании научных методов, которые могли бы способствовать формированию естественных наук и прогрессу техники. Новое общество требовало новых социальных теорий, которые способствовали бы утверждению равенства перед законом и свободы людей. На первый выходят гносеология и социальная философия. В гносеологии формируются два направления — эмпиризм и рационализм.

№ слайда 4 Основные направления
Описание слайда:

Основные направления

№ слайда 5 Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому
Описание слайда:

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. в основе бытия лежит разумное начало – онтологический Р. В основе познания также лежит разум - гносеологический Р. в основе этики, поведения лежит разум – этический Р.

№ слайда 6 Рене Декарт (1596 — 1650) французский философ и ученый-математик. обосновал веду
Описание слайда:

Рене Декарт (1596 — 1650) французский философ и ученый-математик. обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма; выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях". «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять»

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например: е
Описание слайда:

В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.). За то абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Рационализм предполагает первичность разума по отношению к бытию и познанию: "Я мыслю, следовательно, я существую".

№ слайда 9 Учение о субстанции Cубстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего
Описание слайда:

Учение о субстанции Cубстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций. Единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.

№ слайда 10 Все сотворенные субстанции Декарт делит на: Материальные (вещи, обладающие протя
Описание слайда:

Все сотворенные субстанции Декарт делит на: Материальные (вещи, обладающие протяженностью); Модусы( другие свойства: форма, движение и др.); Духовные (идеи); Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей), и это позволило ему возвыситься над природой.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Дуализм Декарта Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойстве
Описание слайда:

Дуализм Декарта Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойственен. C точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

№ слайда 13 Дедуктивный метод Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, исп
Описание слайда:

Дедуктивный метод Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы. В том числе: Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание. Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным. Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

№ слайда 14 Учение «О врожденных идеях» Существует особый род знаний, который не нуждается н
Описание слайда:

Учение «О врожденных идеях» Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны ("врожденные идеи"), они существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов:

№ слайда 15 Представители рационалистического направления: Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) Бен
Описание слайда:

Представители рационалистического направления: Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677)

№ слайда 16 Эмпиризм направление в философии, сторонники которого считают, что в основе позн
Описание слайда:

Эмпиризм направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах). Получило широкое распространение в Англии в XVIIв., и в последующем - в США.

№ слайда 17 Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и ц
Описание слайда:

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Среди работ Ф. Бэкона - «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597), эссе на различные темы, от морально-бытовых до политических английский философ и политический деятель, лорд-канцлер Великобритании, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. «Знание есть сила, сила есть знания»

№ слайда 18 Основные положения: в основе познания лежит исключительно опыт; чем больше опыт
Описание слайда:

Основные положения: в основе познания лежит исключительно опыт; чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию; истинное знание не может быть самоцелью; главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой; главным методом познания должна стать индукция.

№ слайда 19 Пути познавательной деятельности: “Путь паука” Получение знаний рационалистическ
Описание слайда:

Пути познавательной деятельности: “Путь паука” Получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из своего ума”.

№ слайда 20 « Путь муравья » Такой способ получения знаний, когда во внимание принимается и
Описание слайда:

« Путь муравья » Такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы “снаружи”, “со стороны”, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

№ слайда 21 «Путь пчелы» По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, нео
Описание слайда:

«Путь пчелы» По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему “снаружи”) и, используя возможности разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

№ слайда 22 “Призраки”(“идолы”), препятствующие человеку (человечеству) в получении истинног
Описание слайда:

“Призраки”(“идолы”), препятствующие человеку (человечеству) в получении истинного знания Призраки рода – преломление познания через культуру человека (рода) в целом, то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Призраки пещеры – влияние личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – “пещера”) отражается в конечном результате познания. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века). Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

№ слайда 23 Классифицировал имеющиеся науки на основе свойств человеческого ума: памяти соот
Описание слайда:

Классифицировал имеющиеся науки на основе свойств человеческого ума: памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия , рассудку- философия Философию Бэкон определяет как науку о Боге; природе; человеке.

№ слайда 24 Представители эмпирического направления: Томас Гоббс (1588 — 1679)ученик и продо
Описание слайда:

Представители эмпирического направления: Томас Гоббс (1588 — 1679)ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса

№ слайда 25 Локк Джон «Двадцать поступков можно простить скорее ,чем одно нарушение правды»
Описание слайда:

Локк Джон «Двадцать поступков можно простить скорее ,чем одно нарушение правды» Основные положения философии (сенсуализм) Мир материалистичен В основе познания может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было бы в чувствах”) Сознание – пустое помещение (empty cabinet),которое в течение жизни заполняется опытом (представление о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa) Источником опыта выступает внешний мир.

№ слайда 26 Джон Локк рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства
Описание слайда:

Джон Локк рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.

№ слайда 27 Субъективный идеализм направление в философии, сторонники которого отрицают суще
Описание слайда:

Субъективный идеализм направление в философии, сторонники которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности

№ слайда 28 Джордж Беркли (1685 — 1753) английский философ нового времени, субъективный идеа
Описание слайда:

Джордж Беркли (1685 — 1753) английский философ нового времени, субъективный идеалист. В своих сочинениях «Трактат о принципах человеческого знания» и «Три разговора между Гиласом и Филонусом» Беркли открыто выступает против материализма и атеизма. «Существовать- значит, быть воспринимаемым»

№ слайда 29 основные идеи его философии: само понятие материи ложно; существуют отдельные ве
Описание слайда:

основные идеи его философии: само понятие материи ложно; существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее; наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца; единственная очевидная реальность есть сознание человека; со смертью человека и его сознания исчезает все; идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи; высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

№ слайда 30 Дэвид Юм (1711 — 1776) английский философ, субъективный идеалист Его философском
Описание слайда:

Дэвид Юм (1711 — 1776) английский философ, субъективный идеалист Его философскому перу принадлежат сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали», «Диалоги о естественной религии».

№ слайда 31 придерживался следующих взглядов: • проблема отношения бытия и духа неразрешима;
Описание слайда:

придерживался следующих взглядов: • проблема отношения бытия и духа неразрешима; • человеческое сознание склонно к идеям; • сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств); • без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; • человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти; • аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

№ слайда 32 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : Раскройте сущность эмпиризма и определите его эв
Описание слайда:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : Раскройте сущность эмпиризма и определите его эволюцию. В чем сущность индуктивного метода Ф. Бэкона? От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя? Дайте анализ философии рационализма. Проведите сравнительный анализ индукции и дедукции. Раскройте специфическую направленность философии Дж. Беркли и Д. Юма. Как решается проблема человека в философии Нового времени (Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк и Ж. Ламетри, Б. Паскаль и другие)?  

№ слайда 33 Гимнастика удлиняет молодость человека. Двадцать проступков можно простить скор
Описание слайда:

Гимнастика удлиняет молодость человека. Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды. Действия людей — лучшие переводчики их мыслей. Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. Дж.Локк Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею. Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться. Ф.Бэкон Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений. Р.Декарт Хрестоматия

№ слайда 34 Словарь
Описание слайда:

Словарь

№ слайда 35 Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, за
Описание слайда:

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Модус Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека

№ слайда 36 Сенсуализм (фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — напр
Описание слайда:

Сенсуализм (фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания Эмпиризм

№ слайда 37 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Презентация по Основам философии
  • Другое
Описание:

Презентация по Основам философии к теме "Философия Нового времени" позволит познакомить студентов с проблематикой основных направлений философии данного периода и рассмотреть значение философии в формировании мировоззрения в условиях современного общества. 

В презентации указаны цели и задачи занятия, требования к знаниям и умениям студентов. Изложен основной материал по теме, сформулированы вопросы и задания для самоконтроля, в конце - содержится Словарь и Хрестоматийный материал (высказывани философов эпохи Нового времени).

Данная презентация может быть использована как на занятии, так и при самостоятельной подготовке по теме.

 

Автор Басистая Елена Витальевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 11844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓