Главная / Начальные классы / Презентация по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация по ОРКСЭ "Добро и зло"


hello_html_m2e8ba4d7.gifГорлова Светлана Георгиевна ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

Тема: "Добро и зло". 4-й класс

Цель: - формирование представлений о добре и зле, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «добро», «зло», «поступок».  

Познавательные УУД: учиться структурировать знания, контролировать и оценивать деятельность; высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

Регулятивные УУД: анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

Личностные УУД:  воспитывать стремление к совершению добрых поступков;

совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения;

Коммуникативные УУД: развивать коммуникативные способности учащихся; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе. 

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.


Содержание урока (Презентация)

  1. Оргмомент (Слайд1-2)

- Здравствуйте, встаньте, пожалуйста, в круг. Сегодня я передаю вам свою доброту, и пусть каждый из вас станет на капельку добрее.

- Давайте улыбнёмся друг другу, пожмём руки, спасибо вам. Я думаю, улыбки и тепло ваших рук сегодня будут поддержкой в нашей совместной работе на уроке.

2. Подготовка к восприятию нового материала

Послушайте притчу, и определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло. (Слайд 3)

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

3.Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- О чем мы сегодня будем говорить, с какими понятиями познакомимся?

4. Изучение нового материала. (Слайд 5)

Работа в парах. (Правила работы) Приложение1.

1.Поворачиваюсь лицом к соседу, вижу и слышу его.

2.Договариваюсь, не перебиваю.

3.Стараюсь понять, выражаю согласие или несогласие.

4.Могу обосновать.

5.Благодарю за сотрудничество.

-«Добро и зло - это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? 
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро обычно ассоциируют со  светом, добротой, отзывчивостью. Всё что хорошее есть на Земле…

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным, коварным, жестоким…

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний, наших поступков. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

- Давайте вместе порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в парах, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло».

Запишите добрые и плохие поступки людей.

(Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей)

5.Работа со словарём. (Слайд 6)

ДОБРО | Толковый словарь Ожегова


1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).


ЗЛО | Толковый словарь Ожегова
1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3ло берет. Иметь (держать) зло на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.)

Поступок (Слайд 7)

Совершённое кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был поступок.

6.Работа по учебнику с.12-13 (Слайд 8)

Притча о добре и зле (рассказывает учитель или подготовленный ученик) (Слайд 9)

Был у Гнева сын. Звали его — Зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он Радость и женил на ней свое Зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — Злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди! (Слайд 10)


Вывод: (Слайд 11-12)

Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу, называется добром.

Добро связано с миром и любовью к родным, к стране, к любимому делу.

Добрый человек – это значит делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро. В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу.

В противоположность добру всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью, является злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Нечасто встретишь человека, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. В споре следует быть тактичным и сдержанным, разговаривать без упреков.

Старайтесь избегать резких споров и ссор, необдуманных поступков. Но если все же ссора состоялась, то поскорее помиритесь, не помня до бесконечности нанесенную вам обиду. Умение прощать является началом доброго отношения к людям. Выбор только за тобой.

7. Физкультминутка (Слайд 13)

По тропинкам доброты вместе мы шагаем,

И про добрые дела никогда не забываем.

Всем всегда поможем дружно,

Потому что это нужно.

Добрым быть веселей,

Улыбнись нам скорей.

Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.

На наши добрые дела посмотри.

8. Обсуждение сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева (Приложение 2)

Сказка Катаева «Цветик-семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток, Женечка могла загадывать любое желание, и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она нашла нового друга... Какое последнее желание загадала Женя?

Все ли желания девочки были добрыми, необходимыми?

А вы совершали добрые поступки?

9.Работа в группах (Приложение 3) (Слайд 14)

- Вам предстоит сделать свой цветок Доброты. На разноцветных лепестках напишите свои добрые дела. (Каждая группа получает лист – А-3, клей-карандаш, разноцветные лепестки; на лепестках учащиеся записывают свои добрые дела; лепестки склеивают в виде цветка; работу выполняют по музыку «Лети, лепесток», музыка К.Костина, слова И.Григорьевой, клип сделала на основе мультфильма «Цветик-семицветик»)

10.Выставка творческих работ «Цветы Доброты»

11.Работа на интерактивной доске. Найди вторую половину, объясни пословицу.

(Слайд 15)

Не одежда красит человек, а его добрые дела.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

В ком добра нет, в том правды мало.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слова и железные ворота открывают.

Злоба лишает человека силы.

За  недобрым пойдешь - на беду набредешь

Добро побеждает зло. Так и должно быть. Потому что зло разрушает взаимоотношения  людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

Как здорово, что у нас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает. (просмотр фрагментов фильма-притчи «Волшебные очки» http://happy-school.ru/publ/volshebnye_ochki_film_pritcha/6-1-0-)


Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром в жизни. И если каждый из вас научится видеть доброе в других, то и сам всегда будет совершать добрые поступки и станет добрее. Выбор зависит от вас.

(Слайд 16)

12.Рефлексия (Слайд 17)

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Продолжите предложения:

- Сегодня я на уроке узнал…

- Я понял…

- Мне (не) понравилось…

- Мне хотелось бы…

13.Домашнее задание (на выбор) (Слайд 18)

- нарисуй сказочные персонажи добрые и злые,

- сочини сказку,

- расскажи о своих поступках,

- проект «Кто я?»


(Слайд 19)










Приложение 1


Правила работы в парах.

1.Поворачиваюсь лицом к соседу, вижу и слышу его.

2.Договаривабсь, не перебиваю.

3.Стараюсь понять, выражаю согласие или несогласие.

4.Могу обосновать.

5.Благодарю за сотрудничество.
























Приложение 2


В.Катаев «Сказка Цветик-семицветик»

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.

Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.

- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

- Значит, не принимаете?

- Не принимаем. Уходи!

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

- Ну и где же твой Северный полюс?

- Я там была.

- Мы не видели. Докажи!

- Смотрите - у меня еще висит сосулька.

- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: "папа-мама", "папа-мама". Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.

Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.

За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили... Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Приложение3

C:\Users\Book\Desktop\image0071.jpgЛепестки вырезать из цветной бумаги,

на них ребята напишут свои добрые поступки.


Круг приклеиваем в середину цветка. Можно приклеить стебель и листочки. C:\Users\Book\Desktop\112_tsvetik_semitsvetik_2.jpg

15


Презентация по ОРКСЭ "Добро и зло"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Тема: "Добро и зло". 4-й класс

Цель: - формирование представлений о добре и зле, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «добро», «зло», «поступок».  

Познавательные УУД:учиться структурировать знания, контролировать и оценивать деятельность; высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

 Регулятивные УУД: анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

Личностные УУД:  воспитывать стремление к совершению добрых поступков;

    совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения;

 

   Коммуникативные УУД: развивать коммуникативные способности учащихся; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе. 

Автор Горлова Светлана Георгиевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 714
Номер материала 21849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓