Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация по окружающему миру на тему

Презентация по окружающему миру на тему

Скачать материал

План-конспект  урока

по окружающему миру. 1 класс.

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема. Где зимуют птицы? 

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
  2. Познакомить местами их зимовки.
  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:

           - усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

           - научиться приводить примеры птиц каждой группы.

План урока

1.      Организационный момент.

2.      Проверка домашнего задания.

3.      Мотивация и организация целеполагания.

4.      Изучение нового материала:

а)      знакомство с зимующими и перелётными птицами: разгадывание загадок, работа с учебником;

б)      практическая работа с  картой;

5.      Первичная проверка понимания: беседа по прочитанному.

6.      Закрепление знаний и способов действий: выполнение задания «Подумай!», «Третий лишний», «Узнай птицу».

7.      Обобщение и систематизация знаний по теме: беседа.

8.      Контроль и самопроверка знаний: задание «Проверим себя».

9.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10.  Рефлексия.

11.  Подведение итогов занятия.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию.
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Тесты по предмету « Окружающий мир». В 2-х частях. Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012.
  5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, – М.: Просвещение, 2011.
  6. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012
  7. Цветные карандаши.
  8. Карточки для групповой работы.
  9. Призы.

Методическая литература:

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: поуроч. разработки: 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006. – 142 с. – (Зелёный дом).
  2. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +  Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2011. – 173-181с. – (Зелёный дом).

Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                               Ход урока:

Название этапа урока

Содержание

Использование презентации

 Орг. Момент

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

 

 

    Слайд 1

Проверка выполнения домашнего задания

1. Беседа.

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О холодных и тёплых районах Земли)

- Назовите холодные районы (Северный Ледовитый океан и Антарктида), тёплые районы (Саванна и Тропический лес)

- Кто подготовил рассказ о интересном к сегодняшнему уроку?

2. Самостоятельная работа в тетради «Тесты».

3. Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.

4. Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока.

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

Мотивация и организация

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и способов действий

(Продолжение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы и

целеполагания

·         Вступительная беседа.

Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

- Ребята,  у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.

Муравьишка, наш Вопросник

Очень –очень сильно просит

Разыскать ему подружку,

Ласточку Танюшку.    

Подружился летом с ней

И соскучился по ней.    Ребята, какая проблема у Вопросника? ( Не может найти подружку)

Побежал он к ….(воробью)

Рассказать беду свою. Воробей ему в ответ:

«У кормушек я летаю

Ничего «чирик» не знаю.

Зиму здесь я провожу

От холода я дрожу».

 

Так ответил Муравьишке воробей.

Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно (Если воробей распушил свои пёрышки - быть сильному морозу).

 

Муравьишка к другой птице

По названию…..(синица)

«Никуда не улетала

И танюшку не видала

В городе вороны, галки,

Голуби и воробьи.

Знают может … (снигири)

Ты сходи у них спроси.

 

«Ласточку твою не знаем

Летом здесь мы не бываем.

Не боимся мы простуды

С первым снегом тут как тут мы»

Ребята, а где проводят лето снегири? (Снегирь - птица кочующая. В течении зимы она постоянно движется к югу. В марте-апреле снегири возвращаются обратно к северу. Поэтому их называют кочующими).

Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом.

- Вы еще знаете таких птиц? (белые совы, клесты, снегири, чиж, чечётка)

 

Не нашёл Вопросник свою подругу, отправился в лес.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

В яркой шапке пёстрый …(дятел)

Барабанит мёрзлый ствол.

Ловко-ловко по стволам

Верх и вниз, и тут и там,

Он мелькает целый день

Эта птица …(поползень)

 

Эта птица клювом шишки потрошит

В еловых ветках всё шуршит  (клёст)

Трещит…(сорока) по утрам

Пора, пора, а что пора?

А пора нам отдохнуть

Чтоб продолжить дальше путь

 

  • Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

Стоп.

Немного отдохнём

И работать вновь начнём.

 

  • Продолжение работы по теме.

Да не просто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь? ( Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом).

-А чем они питаются? Составьте меню для птиц

- Что нужно помнить при составлении меню для птиц?

(Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного- не годятся. Можно давать кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину!

 

  • Работа с парами. . (Приложение 1) Составляют меню для птиц.

Не встретил ласточку

Дружок наш, Муравей.

Решил спросить у вас,

Умненьких детей.

- Ребята, о каких птицах мы говорили? (О зимующих).

-Почему их так называют? (Они остаются зимовать в наши края. У них образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. По - другому их называют оседлыми). - Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).

- С какими ещё птицами мы уже знакомы? (С перелётными). Вы их знаете? Отгадайте загадки, о ком идёт речь?

  • Ученики читают загадки о птицах, отгадывают их.

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица (грач).

На шесте дворец,

Во дворце певец, а зовут его (скворец).

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт (соловей)

- Почему их называют перелётными? ( Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).  

·   Сообщение темы. Знакомство с планом. Совместное формулирование цели и задач урока.

- Ребята, какой вопрос стоит перед  Вопросником? ( Где зимует ласточка?)

Значит, как называется тема нашего урока? ( Где зимуют  птицы?)

- Какая цель стоит перед нами? (Узнать, все ли птицы зимуют одинаково или по-разному).

- Сегодня мы говорим о птицах, которые встречаются в природе; узнаем, где зимуют перелётные птицы и как об этом узнали учёные.

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

Слайд 9

 

 Слайд 10

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

Слайд 18

Усвоение новых знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания

  -Ребята, может ли Муравьишка найти зимой свою подружку?  (Нет). Почему? (Она улетела в тёплые края).  Где именно, зимуют перелётные птицы? (В Африке). Докажите.  (Ответы детей).

  В прошлом, люди думали, что птицы улетают на Луну, и они добираются туда, как будто за 60 дней и погружаются в спячку.

  Некоторые думали, что маленькие птицы летят, пристроившись на спинах больших птиц. А ласточки будто бы никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

    Сейчас известно, что птицы улетают в тёплые края.

- Как вы думаете, как люди узнали об этом?

  • Работа с учебником.

Открывайте учебник на с. 17. Фотографии и рисунок подскажут вам, как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы.  

    Учёные надевали на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом районе, об этом сообщают учёным, которые окольцевали птицу.

·         Работа с учебником, картой и глобусом.

   Таким образом, выяснили, что скворцы и грачи зимуют во  Франции, утки в Северной Америке; мухоловка, горихвостка, жаворонок и наша подружка Муравьишки - ласточка в Африке.  Птицы осенью разлетаются по всем материкам, даже до Австралии и Южной Америки.

       Последние годы для изучения перелётных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

    Сейчас учёные используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также учёные задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются.  Они ставили опыты: перевозили птиц в самолёте, перевозили птенцов, но они всё равно возвращались домой и на следующий год опять повторяли свой путь. Оказывается, птицы летящие днём ориентируются на солнце, а летящие ночью – на звёзды.

 

Ученики рассматривают рисунки зимующих птиц, читают их названия и отмечают синими  фишками возле тех птиц, которых они видели зимой, а  остальные красными фишками. Далее самостоятельно проверяют себя с. 84-85 ()

·          Самостоятельная работа с рабочей тетрадью. (задание № 2.)

Затем рассматриваются карты   в рабочей тетради, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли. Синими стрелками отмечают направление осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными направление их весенних перелётов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

 

 

 

Слайд  20

 

 

Слайд 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

Обобщение и систематизация знаний

Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. (На доске:                                  Птицы

                                                   Зимующие                                Перелётные

                                       Оседлые      Кочующие               

Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы?  (Зимующие и перелётные)

На какие группы можно разделить зимующих птиц? (Оседлые и кочующие). Почему? (Оседлые – остаются, никуда не улетают, кочующие – кочуют в поисках  пищи)

- Где зимуют перелётные птицы?

Слайд 23

Контроль и самопроверка знаний

1. Задание «Проверим себя» (работа в группах)

Ученики в группах выполняют задания по карточкам (приложение 2, 3), затем работа проверяется, отмечаются группы, выполнившие работу быстро и правильно.

(Ответы детей с объяснениями)

Слайд 24

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рабочая тетрадь с. 14-15, в дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о перелётных птицах, приготовьте сообщение на следующий урок, что показалось вам самым интересным. Не забудьте покормить птиц!

Учитель даёт каждому ребёнку «Рекомендации для занятий в семье». (Приложение 4)

Слайд 25

Рефлексия

 -Что же мы посоветуем Вопроснику Муравьишке, как ему увидеться с  Танюшей?

Скоро придёт весна остаётся чуть-чуть подождать. А пока давайте представим, что весна уже пришла. Закройте глазки. (звучит пение птиц)

Слайд 26

Подведение итогов урока

Муравьишка благодарит вас за помощь и дарит вам маленький подарок с изображением птиц. (Приложение 5).

Молодцы, все хорошо поработали. Много отвечал сегодня ……

Спасибо за урок.

 

Слайд 27

 

 

Примеры вопросов:

Какая птица выше всех летает?

(орёл)

Какая птица быстрее всех летает?

(стриж)

Какая птица самая большая в мире?

(страус)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране?

(королёк)

Какая птица имеет длинный хвост?

(павлин, сорока)

Какую птицу называют лесным доктором?

(дятел)

                                                                                                                                                                                                       Приложение 1                     

Меню:

Арбузные семечки

Солёное сало

Дынные семечки

Жевательную резинку

Семечки подсолнуха

Просо

Крошки белого хлеба

 

 

Меню:

                                                                                       Пшено

Конфеты

Овес

Кедровые орешки

Ягоды рябины, бузины, черемухи

 Крошки чёрного хлеба

Кусочки сала (несоленого)

 

 

 

 

 

 

 

                        

                                                                                                                                                                                                  Приложение 2

 

 


  vorobey.jpg                   

 

 


               

 

 


                              

 

 

 

 


Приложение 3

Проверим себя.

Где   ЗИМУЮТ   ПТИЦЫ?

1. Муравей нарисовал картину "Перелётные птицы". Всё ли на ней верно? Обведи "лишнюю" птицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какая из птиц может съесть комаров, а какая — лягушку?   Покажи стрелками этих птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

                                  Рекомендации для занятий в семье

1.     Прочитайте ребёнку о птицах. Можно воспользоваться атласом-определителем.

  1. С приближением весны наблюдайте с ребёнком за птицами. Обратите внимание, как оживились и бодро чирикают воробьи, как звонко перекликаются синицы.

 

                                                                                                                 

                                                                                                                                Приложение 5

                                        

                                              Подарки от Мудрой Черепахи

 

 

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по окружающему миру на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект  урока

по окружающему миру. 1 класс.

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема. Где зимуют птицы? 

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
  2. Познакомить местами их зимовки.
  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:

           - усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

 

           - научиться приводить примеры птиц каждой группы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 435
    • DOCX 484 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федорова Лариса Николаевна
    Федорова Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4901
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе