Главная / Начальные классы / Презентация по окружающему миру на тему

Презентация по окружающему миру на тему

План-конспект урока

по окружающему миру. 1 класс.

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема. Где зимуют птицы?

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.

  2. Познакомить местами их зимовки.

  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.

  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:

- усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

- научиться приводить примеры птиц каждой группы.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Мотивация и организация целеполагания.

  4. Изучение нового материала:

    1. знакомство с зимующими и перелётными птицами: разгадывание загадок, работа с учебником;

    2. практическая работа с картой;

  5. Первичная проверка понимания: беседа по прочитанному.

  6. Закрепление знаний и способов действий: выполнение задания «Подумай!», «Третий лишний», «Узнай птицу».

  7. Обобщение и систематизация знаний по теме: беседа.

  8. Контроль и самопроверка знаний: задание «Проверим себя».

  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  10. Рефлексия.

  11. Подведение итогов занятия.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.

  2. Презентация к занятию.

  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Тесты по предмету « Окружающий мир». В 2-х частях. Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012.

  5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, – М.: Просвещение, 2011.

  6. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012

  7. Цветные карандаши.

  8. Карточки для групповой работы.

  9. Призы.

Методическая литература:

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: поуроч. разработки: 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006. – 142 с. – (Зелёный дом).

  2. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006.

  3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2011. – 173-181с. – (Зелёный дом).

Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.

  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.








Ход урока:

Название этапа урока

Содержание

Использование презентации

Орг. Момент








Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.



Слайд 1

Проверка выполнения домашнего задания

1. Беседа.

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О холодных и тёплых районах Земли)

- Назовите холодные районы (Северный Ледовитый океан и Антарктида), тёплые районы (Саванна и Тропический лес)

- Кто подготовил рассказ о интересном к сегодняшнему уроку?

2. Самостоятельная работа в тетради «Тесты».

3. Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.

4. Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока.




Слайд 2


Мотивация и организация









Закрепление знаний и способов действий





















Закрепление знаний и способов действий

























Физкульминутка













Закрепление знаний и способов действий

(Продолжение)




















Закрепление знаний и способов действий














Сообщение темы и

целеполагания

  • Вступительная беседа.

Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

- Ребята, у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.

Муравьишка, наш Вопросник

Очень –очень сильно просит

Разыскать ему подружку,

Ласточку Танюшку.

Подружился летом с ней

И соскучился по ней. Ребята, какая проблема у Вопросника? ( Не может найти подружку)

Побежал он к ….(воробью)

Рассказать беду свою. Воробей ему в ответ:

«У кормушек я летаю

Ничего «чирик» не знаю.

Зиму здесь я провожу

От холода я дрожу».

Так ответил Муравьишке воробей.

Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно (Если воробей распушил свои пёрышки - быть сильному морозу).


Муравьишка к другой птице

По названию…..(синица)

«Никуда не улетала

И танюшку не видала

В городе вороны, галки,

Голуби и воробьи.

Знают может … (снигири)

Ты сходи у них спроси.


«Ласточку твою не знаем

Летом здесь мы не бываем.

Не боимся мы простуды

С первым снегом тут как тут мы»

Ребята, а где проводят лето снегири? (Снегирь - птица кочующая. В течении зимы она постоянно движется к югу. В марте-апреле снегири возвращаются обратно к северу. Поэтому их называют кочующими).

Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом.

- Вы еще знаете таких птиц? (белые совы, клесты, снегири, чиж, чечётка)


Не нашёл Вопросник свою подругу, отправился в лес.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь.

В яркой шапке пёстрый …(дятел)

Барабанит мёрзлый ствол.

Ловко-ловко по стволам

Верх и вниз, и тут и там,

Он мелькает целый день

Эта птица …(поползень)


Эта птица клювом шишки потрошит

В еловых ветках всё шуршит (клёст)

Трещит…(сорока) по утрам

Пора, пора, а что пора?

А пора нам отдохнуть

Чтоб продолжить дальше путь


  • Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

Стоп.

Немного отдохнём

И работать вновь начнём.


  • Продолжение работы по теме.

Да не просто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь? ( Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом).

-А чем они питаются? Составьте меню для птиц

- Что нужно помнить при составлении меню для птиц?

(Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного- не годятся. Можно давать кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину!


  • Работа с парами. . (Приложение 1) Составляют меню для птиц.

Не встретил ласточку

Дружок наш, Муравей.

Решил спросить у вас,

Умненьких детей.

- Ребята, о каких птицах мы говорили? (О зимующих).

-Почему их так называют? (Они остаются зимовать в наши края. У них образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. По - другому их называют оседлыми). - Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).

- С какими ещё птицами мы уже знакомы? (С перелётными). Вы их знаете? Отгадайте загадки, о ком идёт речь?

  • Ученики читают загадки о птицах, отгадывают их.

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица (грач).

На шесте дворец,

Во дворце певец, а зовут его (скворец).

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт (соловей)

- Почему их называют перелётными? ( Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).

  • Сообщение темы. Знакомство с планом. Совместное формулирование цели и задач урока.

- Ребята, какой вопрос стоит перед Вопросником? ( Где зимует ласточка?)

Значит, как называется тема нашего урока? ( Где зимуют птицы?)

- Какая цель стоит перед нами? (Узнать, все ли птицы зимуют одинаково или по-разному).

- Сегодня мы говорим о птицах, которые встречаются в природе; узнаем, где зимуют перелётные птицы и как об этом узнали учёные.


Слайд 3










Слайд 4







Слайд 5




Слайд 6









Слайд 7








Слайд 8





Слайд 9


Слайд 10





Слайд 11



Слайд 12


















Слайд 13









Слайд 14












Слайд 15





Слайд 16



Слайд 17





Слайд 18

Усвоение новых знаний и способов действий


























Первичная проверка понимания

-Ребята, может ли Муравьишка найти зимой свою подружку? (Нет). Почему? (Она улетела в тёплые края). Где именно, зимуют перелётные птицы? (В Африке). Докажите. (Ответы детей).

В прошлом, люди думали, что птицы улетают на Луну, и они добираются туда, как будто за 60 дней и погружаются в спячку.

Некоторые думали, что маленькие птицы летят, пристроившись на спинах больших птиц. А ласточки будто бы никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно, что птицы улетают в тёплые края.

- Как вы думаете, как люди узнали об этом?

  • Работа с учебником.

Открывайте учебник на с. 17. Фотографии и рисунок подскажут вам, как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы.

Учёные надевали на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом районе, об этом сообщают учёным, которые окольцевали птицу.

  • Работа с учебником, картой и глобусом.

Таким образом, выяснили, что скворцы и грачи зимуют во Франции, утки в Северной Америке; мухоловка, горихвостка, жаворонок и наша подружка Муравьишки - ласточка в Африке. Птицы осенью разлетаются по всем материкам, даже до Австралии и Южной Америки.

Последние годы для изучения перелётных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

Сейчас учёные используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также учёные задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолёте, перевозили птенцов, но они всё равно возвращались домой и на следующий год опять повторяли свой путь. Оказывается, птицы летящие днём ориентируются на солнце, а летящие ночью – на звёзды.


Ученики рассматривают рисунки зимующих птиц, читают их названия и отмечают синими фишками возле тех птиц, которых они видели зимой, а остальные красными фишками. Далее самостоятельно проверяют себя с. 84-85 ()

  • Самостоятельная работа с рабочей тетрадью. (задание № 2.)

Затем рассматриваются карты в рабочей тетради, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли. Синими стрелками отмечают направление осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными направление их весенних перелётов.









Слайд 19




Слайд 20



Слайд 21















Слайд 22

Обобщение и систематизация знаний

Уhello_html_6fabc694.gifhello_html_3bcae0a1.gifчитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. (На доске: Птицы

hello_html_3345915f.gifhello_html_m740bedaa.gifЗимующие Перелётные

Оседлые Кочующие

Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы? (Зимующие и перелётные)

На какие группы можно разделить зимующих птиц? (Оседлые и кочующие). Почему? (Оседлые – остаются, никуда не улетают, кочующие – кочуют в поисках пищи)

- Где зимуют перелётные птицы?

Слайд 23

Контроль и самопроверка знаний

1. Задание «Проверим себя» (работа в группах)

Ученики в группах выполняют задания по карточкам (приложение 2, 3), затем работа проверяется, отмечаются группы, выполнившие работу быстро и правильно.

(Ответы детей с объяснениями)

Слайд 24

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рабочая тетрадь с. 14-15, в дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о перелётных птицах, приготовьте сообщение на следующий урок, что показалось вам самым интересным. Не забудьте покормить птиц!

Учитель даёт каждому ребёнку «Рекомендации для занятий в семье». (Приложение 4)

Слайд 25

Рефлексия

-Что же мы посоветуем Вопроснику Муравьишке, как ему увидеться с Танюшей?

Скоро придёт весна остаётся чуть-чуть подождать. А пока давайте представим, что весна уже пришла. Закройте глазки. (звучит пение птиц)

Слайд 26

Подведение итогов урока

Муравьишка благодарит вас за помощь и дарит вам маленький подарок с изображением птиц. (Приложение 5).

Молодцы, все хорошо поработали. Много отвечал сегодня ……

Спасибо за урок.


Слайд 27



Примеры вопросов:

Какая птица выше всех летает?

(орёл)

Какая птица быстрее всех летает?

(стриж)

Какая птица самая большая в мире?

(страус)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране?

(королёк)

Какая птица имеет длинный хвост?

(павлин, сорока)

Какую птицу называют лесным доктором?

(дятел)

Приложение 1

Меню:

Арбузные семечки

Солёное сало

Дынные семечки

Жевательную резинку

Семечки подсолнуха

Просо

Крошки белого хлеба



Меню:

Пшено

Конфеты

Овес

Кедровые орешки

Ягоды рябины, бузины, черемухи

Крошки чёрного хлеба

Кусочки сала (несоленого)














Приложение 2

hello_html_7bf4671e.gif

hello_html_d121c9a.gifhello_html_7bf4671e.gifhello_html_54f4c0a6.gifhello_html_m740663b7.gif

hello_html_m3f034c8a.jpghello_html_664a9e44.jpghello_html_m323887f.jpghello_html_m2ddc2a67.pnghello_html_m5f67afe5.jpg

hello_html_m4b1ea17b.gifhello_html_4a1211e4.gifhello_html_m34b7750c.gifhello_html_63ef2ac7.gifhello_html_2d2e8631.gif


hello_html_m4b73de5a.jpghello_html_8f47b2e.jpghello_html_m2ba236bf.jpghello_html_43ec074c.jpghello_html_m60efc7c8.jpg

hello_html_4a1211e4.gifhello_html_4a1211e4.gifhello_html_d121c9a.gifhello_html_m4626c845.gifhello_html_m134f9e53.gif


hello_html_m10b00cec.jpghello_html_m43a2be1c.pnghello_html_1e413575.jpghello_html_m6eae71b5.jpghello_html_m48ae9dff.jpg






Приложение 3

Проверим себя.

Где ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

1. Муравей нарисовал картину "Перелётные птицы". Всё ли на ней верно? Обведи "лишнюю" птицу.



















2. Какая из птиц может съесть комаров, а какая — лягушку? Покажи стрелками этих птиц.

hello_html_124357d3.gif











hello_html_1c622e9a.gif















Приложение 4

Рекомендации для занятий в семье

  1. Прочитайте ребёнку о птицах. Можно воспользоваться атласом-определителем.

  2. С приближением весны наблюдайте с ребёнком за птицами. Обратите внимание, как оживились и бодро чирикают воробьи, как звонко перекликаются синицы.



Приложение 5

Подарки от Мудрой Черепахи


hello_html_48bdcc12.jpghello_html_4e73e42b.jpghello_html_m5742fa90.gif






2


Презентация по окружающему миру на тему
  • Начальные классы
Описание:

План-конспект  урока

по окружающему миру. 1 класс.

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема. Где зимуют птицы? 

Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
  2. Познакомить местами их зимовки.
  3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:

           - усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края

 

           - научиться приводить примеры птиц каждой группы.

Автор Федорова Лариса Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 990
Номер материала 18367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓