Главная / Музыка / Презентация по музыке на тему "Древнейшая песнь материнства" (3 класс)

Презентация по музыке на тему "Древнейшая песнь материнства" (3 класс)

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «...
3). «Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, ско...
Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жен...
Рафаэль Сикстинская Мадонна
 В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
«Утоли мои печали»
«Неувядаемый цвет»
«Нечаянная радость»
«Милостивая»
«Всех скорбящих радость»
«Умиление»
	Богоматерь Владимирская
ТРОПАРЬ – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое ...
Не на троне – на Её руке, Левой ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой п...
1. Поднялась луна украдкой, озарила небосвод. Малыши в своих кроватках отдыха...
Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «люб
Описание слайда:

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» - слово святое, То трижды священное –женщина-мать!» Л. Рогожников

№ слайда 2 3). «Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбя
Описание слайда:

3). «Ave Maria – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей! Ave Maria – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. ( Афанасий Фет) 1). Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А.С. Пушкин) 2). А вот и лунный шар: лампада зажжена, В молельню тихую земля превращена; Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва! (Владимир Бенедиктов)

№ слайда 3 Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами
Описание слайда:

Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.

№ слайда 4 Рафаэль Сикстинская Мадонна
Описание слайда:

Рафаэль Сикстинская Мадонна

№ слайда 5  В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
Описание слайда:

В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Описание слайда:

«Благовещение Пресвятой Богородицы»

№ слайда 8 «Утоли мои печали»
Описание слайда:

«Утоли мои печали»

№ слайда 9 «Неувядаемый цвет»
Описание слайда:

«Неувядаемый цвет»

№ слайда 10 «Нечаянная радость»
Описание слайда:

«Нечаянная радость»

№ слайда 11 «Милостивая»
Описание слайда:

«Милостивая»

№ слайда 12 «Всех скорбящих радость»
Описание слайда:

«Всех скорбящих радость»

№ слайда 13 «Умиление»
Описание слайда:

«Умиление»

№ слайда 14 	Богоматерь Владимирская
Описание слайда:

Богоматерь Владимирская

№ слайда 15 ТРОПАРЬ – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое про
Описание слайда:

ТРОПАРЬ – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

№ слайда 16 Не на троне – на Её руке, Левой ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой прип
Описание слайда:

Не на троне – на Её руке, Левой ручкой, обнимая шею, - Взор во взор, щекой припав к щеке… В мире нет слепительнее чуда Откровенья вечной Красоты! Максим Волошин

№ слайда 17 1. Поднялась луна украдкой, озарила небосвод. Малыши в своих кроватках отдыхают
Описание слайда:

1. Поднялась луна украдкой, озарила небосвод. Малыши в своих кроватках отдыхают от хлопот, А заботливые мамы До полуночи не спят И сидят тихонько рядом, материнским добрым взглядом На детей своих глядят. 2. Мамы , ласковые мамы Счастье, что вы есть у нас. Доверяем вам тайны И секреты без прикрас. Достижениями своими Вас порадовать спешим. За любовь и пониманье, За терпенье и вниманье Вам спасибо говорим. ПРИПЕВ Спасибо мамы, за доброту, За нежность ласку и теплоту! За жизнь, что подарили нам. Спасибо, мамы, вам!

№ слайда 18 Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь ка
Описание слайда:

Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, посвященные Богоматери ДОСТОИНСТВО ВЕЛИЧИЕ БЛАГОРОДСТВО МИР ТИШИНА ПРОСТОТА КРАСОТА ЛЮБОВЬ СПОКОЙСТВИЕ РАДОСТЬ

Презентация по музыке на тему "Древнейшая песнь материнства" (3 класс)
  • Музыка
Описание:

 

Урок музыки в 3 классе

 по программе  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел учебника «О России петь – что стремиться в храм»

ЦЕЛИ УРОКА:

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику

ЗАДАЧИ: 

 1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ матери.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «AveMaria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице.  «Спасибо, мамы» сл. И муз. Татьяны Музыкантовой

Дополнительный материал к уроку:  Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина,  достоинство).

 

I Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить,  вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

  Введение в тему урока

(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)

У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Ответы детей:…

У.: Почему?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

Д.:  (выводы детей)

У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие  великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.  (Слайд 2)

Актуализация темы урока

«Древнейшая песнь материнству. Образ матери в музыке, поэзии  и изобразительном искусстве»  вот тема нашего урока сегодня.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:  

 Я верю, что женщина – чудо такое,

            Какого на Млечном пути не сыскать,

            И если «любимая» - слово святое,

           То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)

(Звучит православная молитва)

У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом

У - А где обычно звучат молитвы?

У  - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то,  которое больше подходит  к молитве: (Слайд 3 )

 Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства

1). Унылая пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!

(Владимир Бенедиктов)

3).          «Ave Maria – лампада тиха,

               В сердце готовы четыре стиха:

               Чистая дева, скорбящая мать,

               Душу проникла твоя благодать.

               Неба царица, не в блеске лучей,

               В тихом предстань сновидении ей!

               Ave Maria – лампада тиха,

               Я прошептал все четыре стиха

                                                                  ( Афанасий Фет)

 (Слайд 4)

У.: -   “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам  на несколько минут стать «композиторами» и  подобрать музыку для этого стихотворения. Можно воспользоваться словарем.

Д.: -  (  выбирают характер,  темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

  Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти

У.: -  Давайте послушаем молитву  “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта  в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку,  всмотритесь в картину, которая перед вами (репродукция картины «Сикстинская Мадонна » Рафаэля Санти)  (Слайд 5)

У.: - Слушая молитву, перед глазами у вас была  картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

(Слайд 6)

Посмотрите на изображение простое ли это изображение? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

У.: -  Это  икона русского  художника  В.Васнецова  «Богоматерь  с младенцем»   

IV Беседа по картинам

Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

(Слайд 7)

У.: Кто изображен на картинах?

У - Откуда явилась Мария?

У: - Куда направляет стопы?

У.: - Куда устремила взгляд?

У.:- Какие краски на холстах художников?

У.: - Какого цвета больше?

У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

У.:  Где происходит действие?

У.: - Перед кем стоит Дева Мария?

У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?

Д.: - …

У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери. (Слайд 8  изображение из Библии)

Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует   праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,  в основе которого лежит евангельская история

 (Читаю текст из библии)  

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели  Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

 Однажды, читая священное писание, перед  Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

 — Он сказал ей:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

 Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу?   Дева Мария молчала и ждала...

«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна   Ты   между  жёнами»,   -  этот же,   только   несколько   измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.

 Слушание «Богородице, Дево,  радуйся»

- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова,

У.: - Что вы почувствовали?

У.: -  Опишите эту музыку? Какая она?

У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

У.: - Чем?

Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание,  красота)

У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.

Д.: -  У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

У.: Кто-нибудь знает почему?    

Д.: - …

У.: - Это    из-за    веры.    В    православных    церквях    нет    музыкальных инструментов, а в католических - есть.

 Динамическая пауза.

Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в  Австрию на Родину  Франца Шуберта (Звучит запись  шума  моря)

   Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!

                     Стало палубу качать!

                     Ногу к полу прижать!

                     Крепче ногу прижимаем,

                     А другую расслабляем.

Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.

Вернулись из нашего «путешествия» домой и с новыми силами продолжаем урок.

У.: - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями (слайд 9-15) «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость», «Умиление». Каждая из этих икон получила название о того, о чем молятся этой иконе.

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь икона попала из Византии в начале XII века. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: (Слайд 9)

Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:

«Странная история России

 Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (Максим  Волошин)

У.: В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения.

( слушание тропарь Владимирской иконе Божией Матери)

У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?

Д.:(возможный ответ:  Похожа на молитву.)

У.: Это тропарь.

(Слайд 16)

Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника. По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и  иконы Богоматерь Владимирская. (Слайд 17)

  Не на троне – на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке…

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

                                 Максим Волошин

У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?

Художник  Игорь Грабарь, принимавший участие  в реставрации иконы, так говорил о ней: «Древнейшая песнь материнства».

Развитие вокально-хоровых навыков.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Я думаю, что каждый хочет сказать слова благодарности своему единственному и любимому человеку на земле.

Разучивание песни «Спасибо, мамы».  

(Слайд 18)

Итог урока.

У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

Д.: - …

У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери. Слайд 19

Д.: - (выбирают слова,  придумывают свои)

У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в   любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.  Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  

Домашнее задание.

 

 У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания  музыки на уроке,  остались свои впечатления   найдите   стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок. 

Автор Булычева Наталия Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2631
Номер материала 41959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓