Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПрезентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры"

Презентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выполнил:
Котрухов Юрий
Культурология, 5 курс
Поволжская государственная соци...

    1 слайд

    Выполнил:
    Котрухов Юрий
    Культурология, 5 курс

    Поволжская государственная социально гуманитарная академия
    Факультет художественного образования
    Православная икона
    как явление русской культуры

  • Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ»,...

    2 слайд


    Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
    Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова.
    Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.



    Святитель Николай

    Время создания: XII век
    Размеры: Диаметр 45 см
    Материал/техника: дерево, темпера
    Описание: икона

    Место хранения/создания: Никольский собор на Ярославовом Дворище, Новгород

  • Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое в...

    3 слайд

    Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое выражение христианского миросозерцания, умозрение в красках.
    Основная мысль иконопочитания:
    «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

    Отцы Церкви

    Время создания: XI век
    Описание: мозаика в апсиде собора
    Место хранения/создания: Киев, собор св. Софии

  • "Евхаристия. Апостол Марк"
Собор Святой Софии. Киев. 11 век
Мозаика, смальта...

    4 слайд

    "Евхаристия. Апостол Марк"
    Собор Святой Софии. Киев. 11 век
    Мозаика, смальта (цветное, непрозрачное
    (глушёное) стекло,
    применяемое для
    изготовления мозаик.
    Святая Троица икона. 
    Скульптура. Рельеф.

  • 5 слайд

  • Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобраз...

    6 слайд

    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.


    Успение Пресвятой Богородицы
    Время создания: XV век
    Описание: икона
    Место хранения/создания: Иверонский монастырь

  • В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второс...

    7 слайд

    В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

  • «Изображение» времени Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и поним...

    8 слайд

    «Изображение» времени
    Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время?

    В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

  • В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных мест...

    9 слайд

    В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
    Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

  • Символика цветаЦвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола....

    10 слайд

    Символика цвета
    Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.

    В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

  • Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царск...

    11 слайд

    Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
    Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения

  • Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви,...

    12 слайд

    Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
    Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
    В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
    Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

  • Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простот...

    13 слайд

    Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
    На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
    Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

  • .
    Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры...

    14 слайд

    .
    Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
    В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
    Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек.

  • Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе...

    15 слайд

    Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

  • Троица Ветхозаветная

    Автор: Прп. Андрей Рублев
    Школа: Московская ш...

    16 слайд



    Троица Ветхозаветная

    Автор: Прп. Андрей Рублев
    Школа: Московская школа

    Время создания: 1422 - 1427 гг.
    Размеры: 142 x 114 см
    Материал/техника: доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера
    Описание: икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря

    Место хранения/создания: Москва,
    Государственная Третьяковская Галерея

  • Изображение архитектуры

    17 слайд

    Изображение архитектуры

  • Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изобр...

    18 слайд

    Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

  • Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их наз...

    19 слайд

    Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.

    Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.


  • Изображение света

    20 слайд

    Изображение света

  • Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур...

    21 слайд


    Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
    Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

  • Охрид,
 собор святой Софии Фреска,
 фрагментФрагмент барабана центрального ку...

    22 слайд

    Охрид,
    собор святой Софии Фреска,
    фрагмент
    Фрагмент барабана центрального купола с утраченными
    фресками

  • 10.06.202223иконостасалтарь

    23 слайд

    10.06.2022
    23
    иконостас
    алтарь

  • В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христиа...

    24 слайд

    В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христианства – о Святой Троице, о Боговоплощении, о спасении человека.

  • Изображение ликаСреди основ русской культуры одно из главных мест принадлежит...

    25 слайд

    Изображение лика
    Среди основ русской культуры одно из главных мест принадлежит иконе.

  • Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого....

    26 слайд

    Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

  • К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в...

    27 слайд

    К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

  • Каковы же были требования к иконописцам? Должен быть праведником;
Иметь тала...

    28 слайд

    Каковы же были требования к иконописцам?

    Должен быть праведником;
    Иметь талант художника;
    Знание богослова;
    Иконописцем не могла быть женщина;
    Не мог быть иконописцем человек другой веры;
    Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.

    10.06.2022
    28

  • В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением...

    29 слайд

    В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту . Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой

  • Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел...

    30 слайд

    Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Златые власы", некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с еще более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность.


    Время создания: конец XII века
    Материал/техника: доска липовая. Ковчег, левкас, яичная темпера
    Описание: икона. Из оглавного деисусного чина

    Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

  • На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит суще...

    31 слайд

    На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский».

  • XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской ик...

    32 слайд

    XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, которая резко падает во второй половине XVI века . Это время дает наибольшее количество православных святых, особенно XV век: с 1429 по 1500 годы число прославленных, скончавшихся в этот период достигает 50 человек.

  • Икона письма 
Дионисия 
Глушицкого, 1424(?)
     Рождение:	
1337 год
Смерть:...

    33 слайд

    Икона письма
    Дионисия
    Глушицкого, 1424(?)
    Рождение:
    1337 год
    Смерть:
    1427 год
    Почитается:
    в Русской православной церкви
    Канонизирован:
    в 1547 году
    В лике:
    преподобного

  • В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того...

    34 слайд

    В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться в иллюстрированных Минологиях, на эпистилях (длинные горизонтальные иконы для алтарных преград), на створках складней-триптихов, то теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).

  • Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным маст...

    35 слайд

    Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером - Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью, характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, плавный рисунок.
    Великомученица Варвара

  • Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчи...

    36 слайд

    Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архитектурному замыслу. Подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном архитектурном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.
    Икона.
    Святой Дмитрий – царевич
    XVIII век

  • Икона с утратами красочного слоя. Под олифой .  Икона Древняя 17 век Оранта н...

    37 слайд

    Икона с утратами красочного слоя. Под олифой . 
    Икона Древняя 17 век Оранта на Золоте 17х20

  • «Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с кото...

    38 слайд

    «Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории, про которую сложено много красивых легенд. Доподлинно неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 года она была установлена в Успенском соборе Владимира, а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. Сейчас – в Третьяковской галерее.

  • По преданию, первые иконы Божией Матери написаны апостолом евангелистом Лукой...

    39 слайд

    По преданию, первые иконы Божией Матери написаны апостолом евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери первый написанный им образ, Она произнесла:
    «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

  • Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах е...

    40 слайд

    Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. Из Киева икону перенес в новую столицу, город Владимир, князь Андрей Боголюбский.
    Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма князем Андреем Боголюбским. Миниатюра Радзивилловской Летописи, конец 15 века.

  • С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и...

    41 слайд

    С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и помещается в Успенском соборе Московского Кремля. Собор с того времени называют Домом Богородицы, а за иконой закрепляется название «Владимирской».

  • После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Трет...

    42 слайд

    После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Третьяковскую галерею. С 2000 г. главная святыня России находится в храме Николы в Толмачах при Третьяковской картинной галерее.

  • Икона Божией Матери «Державная»
1917 год

    43 слайд

    Икона Божией Матери «Державная»
    1917 год

  • Иконы  в музее

    44 слайд

    Иконы в музее

  • Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образ...

    45 слайд

    Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех иконах он облекает Христа в блистающие золотом одежды. Иконописец вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы. Икона «Спас» из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне его мастерства и производит необычайно сильное впечатление.
    Икона Андрея Рублева
    «Спас из Звенигородского чина»

  • Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «...

    46 слайд

    Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного».
    Фреска «Нерукотворный Спас»
    Симона Ушакова

  • Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру...

    47 слайд

    Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение: эта композиция – след поновления стенописи собора не позже середины XVI в.

  • Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изобра...

    48 слайд

    Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица. В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были при жизни («яко живы»).
    Ушаков Симон Федорович
    1657 г. Государственная Третьяковская Галерея

  • Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь...

    49 слайд

    Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь, в иконах Спаса Нерукотворного. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты.
    Ушаков Симон Федорович
    1678 г. Государственная Третьяковская Галерея

  • Донская икона
 Божией Матери.
14 век 

    50 слайд

    Донская икона
    Божией Матери.
    14 век 

  • Используемые  источники1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразит...

    51 слайд

    Используемые источники
    1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразительное искусство. 1984.
    2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Просвещение, М., 1993.
    3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.. Изобрази тельное искусство. 1970.
    4. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с.67.
    5. Лепахин В.В. Икона и образ, иконичность и словесность [Текст] / В.В. Лепахин. М.: Паломник, 2007. С. 368.
    6. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.. Просвещение, 1974.
    7. Тарабукин Н.М. Смысл иконы [Текст] / Н.М. Тарабукин. М.: Изд. Православного братства святителя Филарета Московского, 1999. С. 224.
    8. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе [Текст] / Е. Трубецкой. М.: ИнфоАрт, 1991. С. 112.
    9. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция // Избранные произведения [Текст] / Е. Трубецкой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 511.
    10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987. с.73.
    11. Успенский Л.А Иконы православной церкви
    12. Директмедиа CD-ROM Православная икона
    Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Слайд 1 Титульный лист   Слайд 2         Ико́на (от ср.-греч.εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).       Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова.       Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.  

Слайд 3

 

 Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое выражение христианского миросозерцания, умозрение в красках.   Слайд 4

 

Слайд 5 таблица

 

Слайд 6

    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

 

Слайд 7

    В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).   Слайд 8 «Изображение» времени       Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время?         В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

 

Слайд 9

           В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.            Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.  

Слайд 10

Символика цвета       Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.         В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

 

Слайд 11

      Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.        Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения  

Слайд 12

     Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.      Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.     В красных одеждах изображали на иконах мучеников.     Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.   Слайд 13       Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.       На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".       Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.   Слайд 14       Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.     В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.     Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек.      Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Слайд 15 Слайд 16     Слайд 17 Изображение архитектуры Слайд 18

 

      Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Слайд 19     Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.       Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Слайд 20 Изображение света Слайд 21-24                Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.                         Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

Слайд 25 Изображение лика Слайд 26        Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. Слайд 27       К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д   Слайд 28   Каковы же были требования к иконописцам?

 

 

 

 

      Слайд 29

 

     В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту . Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой   Слайд 30          Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Златые власы", некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с еще более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность. Слайд 31

 

На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский».   Слайд 32-33

 

     XIV, XVи первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, которая резко падает во второй половине XVI века . Это время дает наибольшее количество православных святых, особенно XV век: с 1429 по 1500 годы число прославленных, скончавшихся в этот период достигает 50 человек.   Слайд 34

 

В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться в иллюстрированных Минологиях, на эпистилях (длинные горизонтальные иконы для алтарных преград), на створках складней-триптихов, то теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).

 

Слайд 35         Вторая половина XVи начало XVIвека связаны с другим гениальным мастером - Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью, характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, плавный рисунок. Слайд 36-37          Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архитектурному замыслу. Подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном архитектурном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.   Слайд 38-50      «Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории, про которую сложено много красивых легенд. Доподлинно неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 года она была установлена в Успенском соборе Владимира, а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. Сейчас – в Третьяковской галерее.   Используемые  источники        1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразительное искусство. 1984.        2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Просвещение, М., 1993.        3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.. Изобрази тельное искусство. 1970.        4. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с.67.         5. Лепахин В.В. Икона и образ, иконичность и словесность [Текст] / В.В. Лепахин. М.: Паломник, 2007. С. 368.        6. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.. Просвещение, 1974.        7. Тарабукин Н.М. Смысл иконы [Текст] / Н.М. Тарабукин. М.: Изд. Православного братства святителя Филарета Московского, 1999. С. 224.        8. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе [Текст] / Е. Трубецкой. М.: ИнфоАрт, 1991. С. 112.        9.  Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция // Избранные произведения [Текст] / Е. Трубецкой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 511.        10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987. с.73.        11. Успенский Л.А Иконы православной церкви         12. Директмедиа CD-ROM Православная икона

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 991
    • PPTX 11.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Котрухов Юрий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Котрухов Юрий Александрович
    Котрухов Юрий Александрович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5988
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 308 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 385 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Мировая художественная культура")

Учитель мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе