Главная / ИЗО, МХК / Презентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры"

Презентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры"

Выполнил: Котрухов Юрий Культурология, 5 курс Поволжская государственная соци...
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ»,...
Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое в...
"Евхаристия. Апостол Марк" Собор Святой Софии. Киев. 11 век Мозаика, смальта ...
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном...
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстеп...
«Изображение» времени Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и поним...
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах....
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. ...
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царск...
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизн...
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простот...
. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - си...
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе че...
Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время...
Изображение архитектуры
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображени...
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назнач...
Изображение света
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глуб...
Охрид, собор святой Софии Фреска, фрагмент Фрагмент барабана центрального куп...
* * иконостас алтарь
В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христиа...
Изображение лика Среди основ русской культуры одно из главных мест принадлежи...
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особ...
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в ик...
Каковы же были требования к иконописцам? Должен быть праведником; Иметь талан...
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на о...
Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел...
На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит суще...
XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконоп...
Икона письма Дионисия Глушицкого, 1424(?) Рождение:	 1337 год Смерть:	 1427 г...
В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того ...
Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером - ...
Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена а...
Икона с утратами красочного слоя. Под олифой .  Икона Древняя 17 век Оранта н...
«Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой ...
По преданию, первые иконы Божией Матери написаны апостолом евангелистом Лукой...
Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах е...
С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и...
После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Трет...
Икона Божией Матери «Державная» 1917 год
Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образ...
Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «...
Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру ...
Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изобра...
Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь...
Донская икона Божией Матери. 14 век 
Используемые источники 1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразит...
1 из 51

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Выполнил: Котрухов Юрий Культурология, 5 курс Поволжская государственная социаль
Описание слайда:

Выполнил: Котрухов Юрий Культурология, 5 курс Поволжская государственная социально гуманитарная академия Факультет художественного образования

№ слайда 2 Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «и
Описание слайда:

Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Святитель Николай Время создания: XII век Размеры: Диаметр 45 см Материал/техника: дерево, темпера Описание: икона Место хранения/создания: Никольский собор на Ярославовом Дворище, Новгород

№ слайда 3 Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое выра
Описание слайда:

Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое выражение христианского миросозерцания, умозрение в красках. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Отцы Церкви Время создания: XI век Описание: мозаика в апсиде собора Место хранения/создания: Киев, собор св. Софии

№ слайда 4 "Евхаристия. Апостол Марк" Собор Святой Софии. Киев. 11 век Мозаика, смальта (цв
Описание слайда:

"Евхаристия. Апостол Марк" Собор Святой Софии. Киев. 11 век Мозаика, смальта (цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик. Святая Троица икона.  Скульптура. Рельеф.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном по
Описание слайда:

Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина. Успение Пресвятой Богородицы Время создания: XV век Описание: икона Место хранения/создания: Иверонский монастырь

№ слайда 7 В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенн
Описание слайда:

В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

№ слайда 8 «Изображение» времени Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понимало
Описание слайда:

«Изображение» времени Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время? В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

№ слайда 9 В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Вз
Описание слайда:

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

№ слайда 10 Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В и
Описание слайда:

Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

№ слайда 11 Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.
Описание слайда:

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения

№ слайда 12 Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни,
Описание слайда:

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

№ слайда 13 Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Описание слайда:

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

№ слайда 14 . Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - симво
Описание слайда:

. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек.

№ слайда 15 Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черно
Описание слайда:

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

№ слайда 16 Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время со
Описание слайда:

Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1422 - 1427 гг. Размеры: 142 x 114 см Материал/техника: доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера Описание: икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея

№ слайда 17 Изображение архитектуры
Описание слайда:

Изображение архитектуры

№ слайда 18 Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в
Описание слайда:

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

№ слайда 19 Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначени
Описание слайда:

Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

№ слайда 20 Изображение света
Описание слайда:

Изображение света

№ слайда 21 Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины
Описание слайда:

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

№ слайда 22 Охрид, собор святой Софии Фреска, фрагмент Фрагмент барабана центрального купола
Описание слайда:

Охрид, собор святой Софии Фреска, фрагмент Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

№ слайда 23 * * иконостас алтарь
Описание слайда:

* * иконостас алтарь

№ слайда 24 В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христианст
Описание слайда:

В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христианства – о Святой Троице, о Боговоплощении, о спасении человека.

№ слайда 25 Изображение лика Среди основ русской культуры одно из главных мест принадлежит и
Описание слайда:

Изображение лика Среди основ русской культуры одно из главных мест принадлежит иконе.

№ слайда 26 Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое
Описание слайда:

Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

№ слайда 27 К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе
Описание слайда:

К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

№ слайда 28 Каковы же были требования к иконописцам? Должен быть праведником; Иметь талант х
Описание слайда:

Каковы же были требования к иконописцам? Должен быть праведником; Иметь талант художника; Знание богослова; Иконописцем не могла быть женщина; Не мог быть иконописцем человек другой веры; Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу. * *

№ слайда 29 В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обор
Описание слайда:

В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту . Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой

№ слайда 30 Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Зл
Описание слайда:

Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Златые власы", некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с еще более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность. Время создания: конец XII века Материал/техника: доска липовая. Ковчег, левкас, яичная темпера Описание: икона. Из оглавного деисусного чина Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

№ слайда 31 На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существ
Описание слайда:

На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский».

№ слайда 32 XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи
Описание слайда:

XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, которая резко падает во второй половине XVI века . Это время дает наибольшее количество православных святых, особенно XV век: с 1429 по 1500 годы число прославленных, скончавшихся в этот период достигает 50 человек.

№ слайда 33 Икона письма Дионисия Глушицкого, 1424(?) Рождение:	 1337 год Смерть:	 1427 год
Описание слайда:

Икона письма Дионисия Глушицкого, 1424(?) Рождение: 1337 год Смерть: 1427 год Почитается: в Русской православной церкви Канонизирован: в 1547 году В лике: преподобного

№ слайда 34 В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или
Описание слайда:

В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться в иллюстрированных Минологиях, на эпистилях (длинные горизонтальные иконы для алтарных преград), на створках складней-триптихов, то теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).

№ слайда 35 Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером - Дио
Описание слайда:

Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером - Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью, характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, плавный рисунок. Великомученица Варвара

№ слайда 36 Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архи
Описание слайда:

Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архитектурному замыслу. Подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном архитектурном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова. Икона. Святой Дмитрий – царевич XVIII век

№ слайда 37 Икона с утратами красочного слоя. Под олифой .  Икона Древняя 17 век Оранта на З
Описание слайда:

Икона с утратами красочного слоя. Под олифой .  Икона Древняя 17 век Оранта на Золоте 17х20

№ слайда 38 «Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой свя
Описание слайда:

«Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории, про которую сложено много красивых легенд. Доподлинно неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 года она была установлена в Успенском соборе Владимира, а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. Сейчас – в Третьяковской галерее.

№ слайда 39 По преданию, первые иконы Божией Матери написаны апостолом евангелистом Лукой. К
Описание слайда:

По преданию, первые иконы Божией Матери написаны апостолом евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери первый написанный им образ, Она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

№ слайда 40 Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее и
Описание слайда:

Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. Из Киева икону перенес в новую столицу, город Владимир, князь Андрей Боголюбский. Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма князем Андреем Боголюбским. Миниатюра Радзивилловской Летописи, конец 15 века.

№ слайда 41 С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и по
Описание слайда:

С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в Москву и помещается в Успенском соборе Московского Кремля. Собор с того времени называют Домом Богородицы, а за иконой закрепляется название «Владимирской».

№ слайда 42 После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Третьяк
Описание слайда:

После революции 1917 г. Владимирская икона Божией Матери была помещена в Третьяковскую галерею. С 2000 г. главная святыня России находится в храме Николы в Толмачах при Третьяковской картинной галерее.

№ слайда 43 Икона Божией Матери «Державная» 1917 год
Описание слайда:

Икона Божией Матери «Державная» 1917 год

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45 Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом
Описание слайда:

Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех иконах он облекает Христа в блистающие золотом одежды. Иконописец вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы. Икона «Спас» из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне его мастерства и производит необычайно сильное впечатление. Икона Андрея Рублева «Спас из Звенигородского чина»

№ слайда 46 Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спа
Описание слайда:

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного». Фреска «Нерукотворный Спас» Симона Ушакова

№ слайда 47 Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Сим
Описание слайда:

Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение: эта композиция – след поновления стенописи собора не позже середины XVI в.

№ слайда 48 Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображен
Описание слайда:

Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица. В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были при жизни («яко живы»). Ушаков Симон Федорович 1657 г. Государственная Третьяковская Галерея

№ слайда 49 Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь, в
Описание слайда:

Эту теорию он последовательно воплотил в своем творчестве, и в первую очередь, в иконах Спаса Нерукотворного. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Ушаков Симон Федорович 1678 г. Государственная Третьяковская Галерея

№ слайда 50 Донская икона Божией Матери. 14 век 
Описание слайда:

Донская икона Божией Матери. 14 век 

№ слайда 51 Используемые источники 1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразитель
Описание слайда:

Используемые источники 1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразительное искусство. 1984. 2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Просвещение, М., 1993. 3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.. Изобрази тельное искусство. 1970. 4. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с.67. 5. Лепахин В.В. Икона и образ, иконичность и словесность [Текст] / В.В. Лепахин. М.: Паломник, 2007. С. 368. 6. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.. Просвещение, 1974. 7. Тарабукин Н.М. Смысл иконы [Текст] / Н.М. Тарабукин. М.: Изд. Православного братства святителя Филарета Московского, 1999. С. 224. 8. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе [Текст] / Е. Трубецкой. М.: ИнфоАрт, 1991. С. 112. 9. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция // Избранные произведения [Текст] / Е. Трубецкой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 511. 10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987. с.73. 11. Успенский Л.А Иконы православной церкви 12. Директмедиа CD-ROM Православная икона Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа.

Презентация по МХК на тему: "Православная икона как явление русской культуры"
  • ИЗО, МХК
Описание:
Слайд 1 Титульный лист   Слайд 2         Ико́на (от ср.-греч.εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).       Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова.       Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.  

Слайд 3

 

 Икона в православной традиции - не просто произведение искусства, но яркое выражение христианского миросозерцания, умозрение в красках.   Слайд 4

 

Слайд 5 таблица

 

Слайд 6

    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

 

Слайд 7

    В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).   Слайд 8 «Изображение» времени       Как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время?         В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

 

Слайд 9

           В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.            Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.  

Слайд 10

Символика цвета       Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.         В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

 

Слайд 11

      Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.        Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения  

Слайд 12

     Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.      Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.     В красных одеждах изображали на иконах мучеников.     Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.   Слайд 13       Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.       На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".       Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.   Слайд 14       Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.     В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.     Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек.      Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Слайд 15 Слайд 16     Слайд 17 Изображение архитектуры Слайд 18

 

      Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Слайд 19     Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.       Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Слайд 20 Изображение света Слайд 21-24                Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.                         Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

Слайд 25 Изображение лика Слайд 26        Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. Слайд 27       К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д   Слайд 28   Каковы же были требования к иконописцам?

 

 

 

 

      Слайд 29

 

     В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту . Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой   Слайд 30          Небольшая оглавная икона архангела Гавриила (ГРМ), получившая название "Ангел Златые власы", некогда являлась частью деисусного чина. Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с еще более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность. Слайд 31

 

На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский».   Слайд 32-33

 

     XIV, XVи первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости, которая резко падает во второй половине XVI века . Это время дает наибольшее количество православных святых, особенно XV век: с 1429 по 1500 годы число прославленных, скончавшихся в этот период достигает 50 человек.   Слайд 34

 

В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться в иллюстрированных Минологиях, на эпистилях (длинные горизонтальные иконы для алтарных преград), на створках складней-триптихов, то теперь сцены жития («клейма») стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).

 

Слайд 35         Вторая половина XVи начало XVIвека связаны с другим гениальным мастером - Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи века. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью, характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, плавный рисунок. Слайд 36-37          Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена архитектурному замыслу. Подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном архитектурном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова.   Слайд 38-50      «Богоматерь Владимирская – одна из самых почитаемых икон на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории, про которую сложено много красивых легенд. Доподлинно неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 года она была установлена в Успенском соборе Владимира, а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. Сейчас – в Третьяковской галерее.   Используемые  источники        1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.. Изобразительное искусство. 1984.        2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Просвещение, М., 1993.        3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.. Изобрази тельное искусство. 1970.        4. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с.67.         5. Лепахин В.В. Икона и образ, иконичность и словесность [Текст] / В.В. Лепахин. М.: Паломник, 2007. С. 368.        6. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.. Просвещение, 1974.        7. Тарабукин Н.М. Смысл иконы [Текст] / Н.М. Тарабукин. М.: Изд. Православного братства святителя Филарета Московского, 1999. С. 224.        8. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе [Текст] / Е. Трубецкой. М.: ИнфоАрт, 1991. С. 112.        9.  Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция // Избранные произведения [Текст] / Е. Трубецкой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 511.        10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987. с.73.        11. Успенский Л.А Иконы православной церкви         12. Директмедиа CD-ROM Православная икона
Автор Котрухов Юрий Александрович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 35699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓