Главная / ИЗО, МХК / Презентация по МХК на тему "Готический стиль"

Презентация по МХК на тему "Готический стиль"

Готический стиль в архитектуре Выполнила Учитель музыки Красновская А.В. МОАУ...
Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианско...
Готика в своем развитии подразделяется на: Раннюю готику Период расцвета Позд...
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церкве...
Конструктивные элементы готики Аркбутан — это наружная каменная упорная арка,...
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, собо...
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается п...
Собор Парижской Богоматери- легенда готики
Собор Парижской Богоматери ночью Главными создателями Нотр-Дам считаются два ...
Интерьер Нотр-Дам де Пари 	 В интерьере собора доминирует серый цвет камня, и...
Кёльнский собор Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. С высотой в 157 м...
В 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в ...
Реликвии и сокровища собора В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фр...
Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонн...
Распятие Геро 	 Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископо...
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен...
Ка' д’Оро или палаццо Санта-София Дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе ...
Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годам...
Кентерберийский собор Готический собор в Кентербери. Официальное название — С...
Центральный неф собора 	 Композиция здания очень сложна, она состоит из больш...
Огромные стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов - одни...
Готика - художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства ...
Спасибо за внимание!
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Готический стиль в архитектуре Выполнила Учитель музыки Красновская А.В. МОАУ СО
Описание слайда:

Готический стиль в архитектуре Выполнила Учитель музыки Красновская А.В. МОАУ СОШ № 26 г.Благовещенск Готика - венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла... 

№ слайда 2 Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского
Описание слайда:

Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли... Слово происходит от итал.  «gotico» — непривычный, варварский; сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

№ слайда 3 Готика в своем развитии подразделяется на: Раннюю готику Период расцвета Позднюю
Описание слайда:

Готика в своем развитии подразделяется на: Раннюю готику Период расцвета Позднюю готику Ранняя готика. Церковь Св. Елизаветы Период расцвета. Собор в Солсбери Поздняя готика. Собор святых Петра и Павла в Нанте

№ слайда 4 Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей,
Описание слайда:

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Для готики характерны: -арки с заострённым верхом, -узкие и высокие башни и колонны, -богато украшенный фасад с резными деталями и -многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

№ слайда 5 Конструктивные элементы готики Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, ко
Описание слайда:

Конструктивные элементы готики Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта. Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной. Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий. Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн». Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

№ слайда 6 C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы
Описание слайда:

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, - оригинального художественного образа.

№ слайда 7 Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается перв
Описание слайда:

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик… Витражное убранство

№ слайда 8 Собор Парижской Богоматери- легенда готики
Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери- легенда готики

№ слайда 9 Собор Парижской Богоматери ночью Главными создателями Нотр-Дам считаются два арх
Описание слайда:

Собор Парижской Богоматери ночью Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.

№ слайда 10 Интерьер Нотр-Дам де Пари 	 В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из к
Описание слайда:

Интерьер Нотр-Дам де Пари В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

№ слайда 11 Кёльнский собор Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. С высотой в 157 метр
Описание слайда:

Кёльнский собор Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира.

№ слайда 12 В 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в осн
Описание слайда:

В 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора…

№ слайда 13 Реликвии и сокровища собора В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридр
Описание слайда:

Реликвии и сокровища собора В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кельн из Милана… С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов... Короны трех волхвов по сей день украшают городской герб. Золотой реликварий с мощами трех волхвов

№ слайда 14 Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны,
Описание слайда:

Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Миланская мадонна

№ слайда 15 Распятие Геро 	 Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Г
Описание слайда:

Распятие Геро Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.). Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Христос изображен не в минуту триумфа, а в момент смерти, которое принесет избавление человеческому роду.

№ слайда 16 Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен пр
Описание слайда:

Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир. Легенды Кёльнского собора Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.

№ слайда 17 Ка' д’Оро или палаццо Санта-София Дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Кан
Описание слайда:

Ка' д’Оро или палаццо Санта-София Дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Каннареджо. Второе название дворца — «Золотой дом», так как при первоначальной отделке было использовано сусальное золото. Дворец считается образцом венецианской готики.

№ слайда 18 Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годами,
Описание слайда:

Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годами, по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео Бона по заказу патриция Марино Контарини. Считается самым элегантным из дворцов, построенных в венецианском стиле. С 1927 года и по сей день в дворце располагается галерея Франкетти.

№ слайда 19 Кентерберийский собор Готический собор в Кентербери. Официальное название — Собо
Описание слайда:

Кентерберийский собор Готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери (Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury). Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.

№ слайда 20 Центральный неф собора 	 Композиция здания очень сложна, она состоит из большого
Описание слайда:

Центральный неф собора Композиция здания очень сложна, она состоит из большого числа следующих друг за другом помещений. Собор окружен пристройками,  поэтому снаружи не производит цельного впечатления. Над множеством разновременных построек царит огромная четырехгранная башня над средокрестием. Еще две башни возвышаются над собором с западной стороны. Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух сторон стройными колоннадами.

№ слайда 21 Огромные стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов - одни из
Описание слайда:

Огромные стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов - одни из самых высоких в Англии. Здесь находятся гробницы архиепископов Кентерберийских и многих выдающихся деятелей средневековой Англии. В Кентерберийском соборе похоронен знаменитый “Черный Принц” Эдуард (умер в 1376 году), выдающийся английский полководец, одержавший ряд крупных побед над французами в начальный период Столетней войны.

№ слайда 22 Готика - художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в З
Описание слайда:

Готика - художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме! Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля.

№ слайда 23 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Презентация по МХК на тему "Готический стиль"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Готика - художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

 

   Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами  башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

   Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки  с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и  внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи,  но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.

Словом, готический собор - это целый мир.

   Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

   Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

   Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

   Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля.

   Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

   Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным.

Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи  используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили  чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая  граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

   Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

   Во многих городах возникли университеты.

   Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго — десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная  энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский — посвящался богоматери, и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

   Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.

   Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более  органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

   В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому — неподходящими для фресок.

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех  странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной  живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия.

   В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было  закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Автор Красновская Алёна Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1619
Номер материала 22764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓