Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПрезентация по МХК на тему:

Презентация по МХК на тему:

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по МХК на тему:"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Князь Ярополк Святославич

    1 слайд

    Князь Ярополк Святославич

  • Святослав, отец Ярополка, перед последним походом на Балканы в 970 году, выде...

    2 слайд

    Святослав, отец Ярополка, перед последним походом на Балканы в 970 году, выделил своим сыновьям несколько волостей. На киевском столе он посадил Ярополка, в Овруче (город в Древлянской земле, на правобережье Днепра) – Олега. Новгородцы заполучили себе в князья Владимира.
    По сообщениям некоторых византийских историков, в Таврической Руси Святослав оставил четвертого своего сына, Сфенга, о котором Иоанн Скилица и Георгий Кедрин пишут, что этот «брат Владимира» в 1016 г. помог Византии восстановить ее власть над крымскими землями. Наши летописи знают только Ярополка, Олега и Владимира, поэтому Сфенга мы дальше упоминать не будем.

  • Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: с...

    3 слайд

    Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

  • Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Пове...

    4 слайд

    Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

  • Ярополк в детстве находились на попечении их бабки, княгини Ольги; у Святосл...

    5 слайд

    Ярополк в детстве находились на попечении их бабки, княгини Ольги; у Святослава после 965 г. просто не было возможности заниматься их воспитанием, так как его почти не видели в Киеве. Влияние Ольги на духовное развитие внуков, надо полагать, было весьма сильным. Но после ее смерти в 969 г. христианское воспитание Ярополка было резко и грубо оборвано. Святослав был воинствующий язычник: убивая перешедших в христианство Ольгиных «вельмож» и разрушая церкви, он не остановился даже перед тем, чтобы казнить брата-христианина Глеба. Конечно, он не поцеремонился и с сыновьями, заставив их вернуться к языческому культу.
    Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

  • С правлением Ярополка связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси,...

    6 слайд

    С правлением Ярополка связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы – т.н. «псевдодирхемы Ярополка» (известно 13 экземпляров).

  • Ярополк и христианствоПравление Ярополка — время дипломатических контактов с...

    7 слайд

    Ярополк и христианство
    Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.
    По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал... Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую.». Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых.

  • Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они по...

    8 слайд

    Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам – немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, – пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра – святого покровителя Ярополка. Успешная эксгумация останков Ярополка и Олега могла состояться только в том случае, если их тела при захоронении не подверглись языческому сожжению. Следовательно, можно утверждать, что Ярополк похоронил погибшего брата тем же обычаем, каким впоследствии был погребен и сам, – в подкурганной могиле, головой на запад, то есть совершенно так же, как во второй половине X в., согласно археологическим материалам, было погребено большинство жителей Русской/ Киевской земли, – в полном соответствии с требованиями христианской религии.

  • Особой наклонностью Ярополка  к христианству  можно объяснить загадочную лето...

    9 слайд

    Особой наклонностью Ярополка к христианству можно объяснить загадочную летописную запись под 1044 г., когда по приказу племянника погибших, князя Ярослава I Владимировича, состоялось перезахоронение и крещение (!) их останков: «выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею и положиша я в церкви святыя Богородица». Успешная эксгумация останков Ярополка и Олега могла состояться только в том случае, если их тела при захоронении не подверглись языческому сожжению. Следовательно, можно утверждать, что Ярополк похоронил погибшего брата тем же обычаем, каким впоследствии был погребен и сам, – в подкурганной могиле, головой на запад, то есть совершенно так же, как во второй половине X в., согласно археологическим материалам, было погребено большинство жителей Русской/ Киевской земли, – в полном соответствии с требованиями христианской религии.

  • Киевская Русь в правление Ярополка

    10 слайд

    Киевская Русь в правление Ярополка

  • Предпосылки к дроблению Русской землиСо смертью Святослава Русская земля (в...

    11 слайд

    Предпосылки к дроблению Русской земли

    Со смертью Святослава Русская земля (включая теперь и территорию новгородских словен) превратилась в своего рода семейный союз, основанный на кровнородственных связях четырех братьев, представителей династии. При отсутствии живого отца отношения между братьями регулировал родовой принцип старейшинства, который заключался в том, что Ярополка, сидевшего на «отнем столе», остальные Святославичи должны были чтить «в отца место», то есть как родителя. Фактически по отношению к старейшему брату, киевскому князю, прочие братья продолжали числиться подчиненными ему «посадниками», обязанными выплачивать дань в дни мира и оказывать силовую поддержку в случае войны. Так, про сына Владимира князя Ярослава, посаженного позднее отцом в Новгороде, известно, что он должен был платить ежегодный «урок» Киеву в 2000 гривен; «и тако даху вси [прежние] посаднице новьгородстии», – добавляет летопись (статья под 1014 г.). Из этих слов можно заключить, что ранее то же самое правило распространялось на самого Владимира – первого киевского посадника в Новгороде.

  •    Единство страны, обеспечиваемое подобным образом, было конечно же чисто фо...

    12 слайд

       Единство страны, обеспечиваемое подобным образом, было конечно же чисто формальным. Принцип старейшинства был скорее морально-этической нормой, нежели правовым установлением. Общепризнанного политического прецедента, который помог бы Святославичам выстроить их отношения на основе государственного права, не существовало. Семейное же право не давало никаких преимуществ старшему брату перед другими14.
       Чтить старшего брата «в отца место» было естественно и похвально, но этого требовала традиция, а не закон, поэтому на деле послушание меньших братьев старейшему покоилось исключительно на их доброй воле. Хрупкость семейно-иерархических связей между братьями после смерти отца вела к ослаблению и практически полному разрушению системы политического вассалитета.
       Таким образом, распределение столов между сыновьями Святослава открывало путь к дроблению Русской земли на ряд независимых друг от друга княжеств. Для того, чтобы собрать их вновь в одно государственное целое, нужно было уничтожить сам факт раздела, а сделать это можно было только посредством кровавой братоубийственной борьбы.

  • Начало усобицыЕсли верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время м...

    13 слайд

    Начало усобицы
    Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси – «тишина».
    А в 977 году началась усобица между сыновьями Святослава. 

    У Ярополка был воевода по имени Свенельд. Это был старый и могущественный боярин. Он ходил в походы еще с дедом Ярополка, князем Игорем и с отцом - князем Святославом.
    Однажды сын Свенельда по имени Лют отправился на охоту и оказался в землях древлян, которыми владел князь Олег Святославич. А Олег и сам в это время был на охоте. Увидел он, что чужак вторгся в его владения, рассердился, напал на Люта и убил его.
    Когда Свенельд узнал о смерти сына, то возненавидел Олега. И стал требовать от Ярополка: "Пойди на своего брата и захвати земли его".

  • Убийство Люта древлянским князем Олегом Святославичем.   Миниатюра Радзивилл...

    14 слайд

    Убийство Люта древлянским князем Олегом Святославичем.
       Миниатюра Радзивилловской летописи

  • Ярополк послушался своего боярина, собрал дружину и пошел войной на брата. Ол...

    15 слайд

    Ярополк послушался своего боярина, собрал дружину и пошел войной на брата. Олег же во главе войска вышел навстречу Ярополку. И началась сеча, и победил в сражении Ярополк Олега. Олег со своими воинами бежал с поля битвы в город. Через ров перед городскими воротами был перекинут узкий мост. Испуганные воины Олега устроили на мосту давку, стали теснить друг друга и сталкивать в ров. И Олега в ров столкнули, а сверху на него попадало много людей с конями, и кони давили людей. Так и погиб князь Олег Святославич.
    Смерть Олега. 977 год. Ярополк укоряет Свенельда в смерти брата своего Олега

  • Бегство и гибель древлянского князя Олега Святославовича.




Миниатюра Радзи...

    16 слайд

    Бегство и гибель древлянского князя Олега Святославовича.




    Миниатюра Радзивилловской летописи

  • Ярополк же, захватив город и узнав о страшной гибели брата, горько оплакал ег...

    17 слайд

    Ярополк же, захватив город и узнав о страшной гибели брата, горько оплакал его, ибо не желал смерти Олега.
    Весть об этих событиях вскоре донеслась до Новгорода. Князь Владимир в страхе бежал из русских земель, а Ярополк прислал сюда своих посадников, чтобы они управляли Новгородом
    В.П. Верещагин
    Ярополк оплакивает гибель брата своего Олега

  • В это время в городе Полоцке у кривичей правил князь Рогволод. Правил он само...

    18 слайд

    В это время в городе Полоцке у кривичей правил князь Рогволод. Правил он самостоятельно, не подчиняясь ни Ярополку, ни Владимиру. И была у Рогволода дочь - Рогнеда. И пришли в Полоцк послы от Владимира из Новгорода, и стали просить Рогнеду в жены Владимиру. Князь Рогволод спросил Рогнеду: "Хочешь ли пойти замуж за Владимира?" А та ответила гордо: "Не хочу я идти за сына рабыни, но хочу стать женой Ярополка". Когда Владимир узнал об этом ответе, то собрал он дружину и отправился воевать с Рогволодом. Напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду взял в жены.
    Но Владимир не собирался отдавать власть Ярополку. За год Владимир собрал войско из варягов, в 978 г. вернулся в Новгород, а посадников Ярополка выгнал. И отправил Ярополку весть: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться".

  • А потом Владимир с большим войском отправился к Киеву. Ярополк же, не имея бо...

    19 слайд

    А потом Владимир с большим войском отправился к Киеву. Ярополк же, не имея большой дружины, затворился в городе. Но и у Владимира не хватало сил, чтобы взять Киев штурмом. Тогда послал Владимир весть воеводе Ярополка Блуду: "Будь мне другом!" И согласился Блуд, ответив: "Буду с тобой в любви и дружбе". И начал Блуд вредить Ярополку.
    Придумал Блуд такую хитрость. Уверил он Ярополка, что киевляне готовы предать его, и потому Ярополку надо бежать из города. Ярополк послушался своего воеводу, выбежал из Киева и укрылся в городе Родне. А Владимир беспрепятственно вошел в Киев, но чтобы добиться полной победы, он начал осаду Родни.

  • Подступ князя Владимира к КиевуОтъезд киевского князя Ярополка из Киева в гор...

    20 слайд

    Подступ князя Владимира к Киеву
    Отъезд киевского князя Ярополка из Киева в город Родно

  • А Блуд продолжал обманывать Ярополка. "Видишь, - говорил он князю, - сколько...

    21 слайд

    А Блуд продолжал обманывать Ярополка. "Видишь, - говорил он князю, - сколько воинов у брата твоего. Нам их не перебороть. Мирись с братом своим". И снова согласился Ярополк: "Пусть будет так!" Блуд же послал Владимиру известие: "Сбывается замысел твой: приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его". Ярополк, ничего не зная о коварном замысле, пришел во дворец к Владимиру. И едва он вошел в двери, как два варяга, затаившиеся неподалеку, ударили его мечами, и убили. С тех пор князь Владимир Святославич стал княжить в Киеве один. А жену Ярополка, гречанку, Владимир взял себе. В то время эта гречанка уже была беременна и вскоре у нее родился Святополк, который официально считался сыном Владимира, а на самом деле был сыном Ярополка. Впоследствии, Святополк станет печально известным на Руси, получив прозвание Окаянный.

    Убийство князя Ярополка двумя варягами

  • Данная презентация выполнена преподавателем МХК Захаровой Альбиной Рафаиловн...

    22 слайд

    Данная презентация выполнена преподавателем МХК
    Захаровой Альбиной Рафаиловной,
    МБОУ «СОШ №27 с УИОП»
    г. Старый Оскол
    2014 г.






    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: www.portal-slovo.ru;
    www.bankgorodov.ru;
    zolotuhakompah.ru;
    www.litres.ru.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ярополк Святославич (ум. 11 июня 978) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».


Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - т. н. "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 388 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 767
    • PPTX 2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Альбина Рафаиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарова Альбина Рафаиловна
    Захарова Альбина Рафаиловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 840
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 366 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек