Тема. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ (составление числовых выражений,
уравнений)
1.
Повторение.
- Вычислите устно примеры, записанные на доске.
(дети решают примеры. В тех примерах, где допущена ошибка, предлагается
сделать проверку в обратном порядке от ответа)
- Найдите значение выражений, применив сочетательный и
распределительный закон. Соедините стрелкой примеры из двух столбиков.
(428 × 25) × 4 (а × в) × с =
а × (в × с)
(273×38 - 38×237) а×(в+с) = а×в +
а×с
(26×52 + 48×26) а×(в - с) = а×в -
а×с
- Учитель показывает числа вразнобой, учащиеся должны умножить их на 15
и записать результаты в тетрадь.
- Теперь вы должны решить примеры, записанные на доске.
98 : 14 105 : 15 56 : 14 75
: 5
90 : 15 126 : 9 75 : 15
120 : 15
84 : 6 98 : 7 42 :
3 60 : 15
56 : 4 112 : 14 135 : 9
84 : 14
45 : 15 90 : 6 60 :
4 135 : 15
2.
Тема урока.
- Какие величины участвуют в задачах на движение?
- Как найти скорость, время, расстояние?
- Предлагаю задачи – разминки. Решать их мы будем устно.
·
Голубь улетел на
расстояние 420км. Через сколько часов он вернется, если его скорость равна 60км/ч?
·
Из двух городов вышли
навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой – в 10 часов.
Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи?
·
Когда автомобиль
движется точно со скоростью поезда?
·
От двух пристаней, находящихся
на расстоянии 510км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная
лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19км/ч. С какой
скоростью шла моторная лодка?
(учитель делает на доске чертеж к данной задаче; потом идет устный
анализ задачи, а решение в виде выражения записывает на доске один ученик
510 : 15 – 19 = 15км/ч)
- Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени,
расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и
расскажите устно. (решение записывать выражением)
1. ______, 15км/ч, 15ч, 510км
2. 19км/ч, 15км/ч, _____, 510км
3. 19км/ч, 15км/ч, 15ч, ______
- А теперь с этими же данными составьте
задачу на движение в противоположном направлении.
4.
- Сравним 2 и 4 задачи! Почему выражения, составленные по задачам,
получились одинаковые? (скорость сближения и удаления находим сложением)
- Сравните схемы двух задач и скажите, чем они отличаются друг от
друга?
□ : (○ + ⌂ ) = ◊
□ : (○ - ⌂ ) = ▲
(первая схема подходит к задачам на движение навстречу и в
противоположном направлении, а вторая – к задачам на движение вдогонку)
3.
Самостоятельная
работа.
Рассмотрите таблицу, записанную на доске. Найдите скорости кита, акулы
и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных
млекопитающие, а кто рыбы. (акула – рыба, а кит и дельфин – млекопитающие)
I вариант найдет скорость акулы, II вариант – кита, III вариант –
дельфина.
параметры
животные
|
v
|
t
|
S
|
Акула
|
?
|
2ч
|
72
км
|
Кит
|
?
|
6ч
|
240
км
|
Дельфин
|
?
|
3ч
|
180
км
|
(х • 2 = 72 х • 6 = 240 х • 3 = 180)
- Назовите самую большую скорость и самую маленькую.
- На сколько скорость акулы меньше, чем скорости кита и дельфина?
- Какими правилами пользовались при решении уравнений?
- Теперь работаем в парах. Задание сложное, можно друг с другом
советоваться. (учитель читает задание, а дети составляют и решают уравнения)
·
Произведение разности 148
и с и числа 15 равна 135.
(148 – с ) • 15 = 135 с = 139
·
Частное числа 126 и
разности чисел у и 130 равно 9.
126 : ( у – 130 ) = 9 у = 144
·
Частное суммы чисел х
и 59 и числа 14 равно 8.
( х + 59 ) : 14 = 8 х = 53
- Что такое уравнение? (равенство, содержащее неизвестное число)
- Что значит решить уравнение? (найти его корень)
- Что такое корень уравнения? (значение неизвестного, при котором
получается верное числовое равенство)
4.
Решение примеров
на деление с проверкой.
35910 : 378 (95) 259080 : 635 (408) 263344 : 436 (604)
5.
Решение задачи.
Одна мастерская переплыла 1920 книг, другая – 1935.
Первая переплетала в день 640 книг. Вторая – 215. Какая мастерская выполнила
работу скорее и во сколько раз?(решение
задачи записывается выражением, а потом выполняется по действиям)
- Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием выполнялось
вычитание.
6.
Дополнительное
задание. (если останется время)
(5 + 8) • а = (9 – 4) • х =
в • (7 + 6) =
8в – 4в = n • 6 + n • 8
= (а + 8) • 4
(n + m) • 13 = 9 • y – 9 • z =
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.