Главная / Математика / Презентация по математике на тему"Прямоугольный параллелепипед"(5 класс)

Презентация по математике на тему"Прямоугольный параллелепипед"(5 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямоугольный параллелепипед


ФИО (полностью)

Загитова Айгуль Робертовна

Место работы

МБОУ СОШ №5 города Учалы

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Прямоугольный параллелепипед (первый из двух)


Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009


  1. Цель урока: формировать представление о прямоугольном параллелепипеде, кубе и их элементами. Научить чертить эти фигуры.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «прямоугольный параллелепипед, куб, кубик, грани»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в устной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение граней, вершин прямоугольного параллелепипеда, формулу объема;

-работают с текстом учебника;

-работают с макетами прямоугольного параллелепипеда;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, макеты прямоугольного параллелепипеда

14.Структура и ход урока





Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1

Организацион-ный момент

презентация

слайд 1

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.



Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Слайд 2

Вступительное слово учителя. Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Изучение нового материала

Презентация

Слайд 3,4,5,6,7,8,9

Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР

-строят вместе с учителем

-прямоугольный параллелепипед

-видимые и невидимые линии

-записывают выводы в тетрадь

каждый учащийся рассматривает свою фигуру

и делает выводы



7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог


4

Физпауза

Презентация

Слайд 10

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

1





5

Первичное осмысление и закрепление знаний.


Презентация

Слайды 11,12

Комментирует, направляет работу учащихся

Учащиеся выполняют задания 1-3 из технологической карты

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.


7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

6

Изучение нового материала

Презентация Cлайд13,14,15



7

Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы;

Развитие навыка сотрудничества

осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач.

Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.


7

Закрепление изученного, решение задач

Презентация

Слайды 16,17


Практическая работа в парах

Учащиеся выполняют задания результаты записывают в технологическую карту

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.


10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

8

Практическое применение



Ребята записывают решение в тетрадях

3





8

Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний

- Презентация

Слайды 18

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся .Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

нравственно-этическая ориентация

11

Домашнее задание

Презентация

Слайд 19

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Проводит инструктаж по работе с технологической картой:

Добрый день, дорогие ребята!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке? ( cлайд1)

Послушай- и ты узнаешь

Посмотри- и ты поймешь,

Сделай и ты научишься.

На сегодняшнем уроке вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+».


Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1. Мотивация

Учитель: Ребята, а познакомиться с новой темой нам помогут загадки ( слайд2)

1. Эти чудо-кирпичи 
Я в подарок получил. 
Что сложу из них – сломаю, 
Все сначала начинаю.

(кубики)

2. Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире.

(
телевизор)

3. Что за дом такой, что даже летом стужа в нем?
 (
холодильник)

-Что объединяет эти предметы?

-Правильно -они все имеют форму прямоугольного параллелепипеда.

- Какие предметы из нашей жизни вы можете привести?

-Так какая у нас сегодня тема

В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д.

Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа - двери, но если не обращать внимания на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед.

Оглянитесь вокруг себя.

Задание. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

Ответ: тумбочка, системный блок, ящик.

Рассмотрим прямоугольный параллелепипед. (показать)


















Отвечают на загадки и вопросы:

Записывают тему урока в тетрадях

(Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в технологических картах:

Ребята, что бы вы хотели узнать о прямоугольном параллелепипеде?

1. Чем отличается прямоугольник от прямоугольного параллелепипеда?

2. Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

3. От какого слова произошло название параллелепипед?

4 Где в нашей жизни применяется прямоугольный параллелепипед/

5 Какие профессии связаны с этой фигурой?

Это и будет нашими целями на урок.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

1

2

3

4

5






111. Изучение нового материала

1. Работа над определением «прямоугольный параллелепипед»

Итак, что же такое прямоугольный параллелепипед ?

2. Построение (слайд3)

3. Элементы прямоугольного параллелепипеда (слайд4)

А сейчас давайте познакомимся с его элементами. Если внимательно посмотреть на это тело, то мы заметим,

что вся поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются его гранями. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? (слайд5)

Рассмотрим грани параллелепипеда. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Вывод:

-Прямоугольный параллелепипед состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями.

-Противоположные грани равны (слайд 6)

Стороны граней называются рёбрами (слайд7), а вершины граней – вершинами параллелепипеда.(cлайд8)

Вывод:

- Прямоугольный параллелепипед состоит из 12 ребер и 8 вершин

Вопрос: Покажите в классной комнате противоположные грани.

А от какого слова произошло название параллелепипед, расскажет нам Даша


Параллелепипед


Название «параллелепипед» происходит от греческого слова «параллелос», означающего «параллельный», и греческого слова «эпипедос», означающего «плоскость», «поверхность». Слово встречалось у древнегреческих ученых Евклида и Герона.(слайд9)









Учащиеся выполняют в тетрадках построение.















Учащиеся записывают в тетрадях вывод.





Даша рассказывает о происхождение слова

Параллелепипед.

V. Физкультминутка

А) Учитель: Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Теперь глаза мы открываем .

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

(слайд 10)




Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.















.VI Изучение нового материала

Вид прямоугольного параллелепипеда- куб. Куб- это прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. Вешин-8, ребер-12, граней-6. (слайд11)

VII. Решение задач


  1. Решение задач Нарисуйте в технологических картах куб. (слайд 11,12).

2.Отметьте, синим карандашом все вершины куба, красным карандашом все ребра куба.

3. Раскрасьте зеленым цветом верхнюю и нижнюю грани куба, cиним цветом- правую и левую грани куба.

VIII Изучение нового материала (cлайд 13)

Посмотрите, из каждой вершины выходят три ребра, все они различны и длины этих рёбер принято называть: длина, ширина, высота. Или по - другому их принято называть измерениями прямоугольного параллелепипеда. Длину обозначают - а, ширину - в, высоту – с.


Вы знаете единицы измерения длин и площадей. Назовите их.

А что же принято за единицу измерения объема?

(слайд 14)

Единица измерения объёма – куб со стороной 1

Если сторона куба 1см, то объём равен 1см3

Если сторона куба 1мм, то объём равен 1мм3

Ребро нашего куба 1дм. Скажите, чему равен его объём?

Кубический дециметр называют литром


Как можно определить вместимость коробки?

( слайд 15)

Для этого сложим модели кубиков в коробку.

Коробка заполнена. Сколько кубиков в неё поместилось?

Скажите, чему равен объём нашей коробки?


Но коробка также имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Как найти его объем, зная три его измерения?

Сколько слоёв? (3)

Сколько столбиков? (20)

Сколько кубиков в каждом столбике?

Сделайте вывод?


Выведем формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

(слайд 15)

IX Решение задач

( cлайд 16)

1)Этот пример на внимательность и на поверку усвоенного материала. Нужно найти объем фигур и запомнить порядок выхода фигур на экран. В технологических картах записываем ответы

А теперь проверьте себя (слайд17)

2) У вас у всех на партах лежат макеты прямоугольного параллелепипеда. Вам нужно будет вычислить объемы ваших фигур и результаты записать в ваших технологических картах.


2. Практическое применение понятия « Прямоугольный параллелепипед»


Ребята, помогите решить проблему.

Нам необходимо рассчитать количество воды в литрах для аквариума: длиной 80 см, шириной 45 см, высотой 55 см ,чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 5 см Что для этого нужно знать?

(Размеры аквариума, высоту аквариума ).


Для чего нужны размеры аквариума?

(Чтобы найти объем аквариума)

(Ребята записывают размеры в тетрадь:

длина 80см ,

ширина 45м, высота 50см,.

Выполняют необходимые вычисления в тетрадях, а один из учащихся записывает решение на доске).


Молодцы ребята, с вашей помощью проблема решена.

Информирование учащихся о домашнем задании.

Дома выполните необходимые измерения своей комнаты и найдите её объём,




Учащиеся в технологических картах решают задачи, один ученик решает задачу у доски.









.



Единицы измерения длины мм, см, дм, м, км

Единицы измерения площади мм2, см2, дм2, м2, км2

1 литр=1дм3











Вместимость коробки зависит от ее размеров.



4*5*3=60

V=а*в*с





Учащиеся в технологических картах решают задачи











V=80*45*50=180000hello_html_m636bb35d.gif=180hello_html_19e9b352.gif=180л



Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок



VII. Этап оценивания знаний учащихся

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):



Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.



Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.







Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VII1. Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности на уроке

Ребята, ответьте на вопросы.

Что нового узнали на уроке?

Что знали плохо, а теперь разобрались лучше?

Что помогло подняться на вершину горы Знаний?

Что понравилось на сегодняшнем уроке?

(Знание формул, умение решать задачи, помощь товарищей).

А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?






А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.





Дети рисуют в тетрадях один из смайликов( cлайд 18)

1X. Информирования учащихся о домашнем задании (слайд 19)


Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем: п.30 № 815,№ 816,№ 817(а) выучить определение.

  2. По желанию: Найти объем вашей комнаты.



Презентация по математике на тему"Прямоугольный параллелепипед"(5 класс)
  • Математика
Описание:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Прямоугольный параллелепипед

 

1.     

ФИО (полностью)

Загитова Айгуль Робертовна

2.     

Место работы

МБОУ СОШ №5 города Учалы

3.     

Должность

Учитель математики

4.     

Предмет

математика

5.     

Класс

5

6.     

Тема и номер урока в теме

Прямоугольный параллелепипед (первый из двух)

 

7.     

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009

 

8.      Цель  урока: формировать представление о прямоугольном параллелепипеде, кубе и их элементами. Научить чертить эти фигуры.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «прямоугольный параллелепипед, куб, кубик, грани»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в устной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение граней, вершин прямоугольного параллелепипеда, формулу объема;

-работают с текстом учебника;

-работают с макетами  прямоугольного  параллелепипеда;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, макеты  прямоугольного  параллелепипеда

14.Структура и ход  урока

 

 


 

Этап урока

Название используемых ЭОР

 

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

Формируемые УУД

 

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

 

1

2

3

5

6

7

8

9

10

 

 

1

Организацион-ный момент

презентация

слайд 1

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

 

 

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

 

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Слайд 2

Вступительное слово учителя. Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

 

3

Изучение нового материала

Презентация

Слайд 3,4,5,6,7,8,9

Вместе с учениками определяет цель урока.  Демонстрирует ЭОР

-строят вместе с учителем

-прямоугольный параллелепипед

-видимые и невидимыелинии

-записывают выводы в тетрадь

каждый учащийся рассматривает свою фигуру

и делает выводы

 

 

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

 

 

4

Физпауза

Презентация

Слайд 10

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

1

 

 

 

 

 

5

Первичное осмысление и закрепление знаний.

 

Презентация

Слайды11,12

Комментирует,   направляет работу учащихся

Учащиеся выполняют задания 1-3 из технологической карты

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

 

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

 

6

Изучение нового материала

Презентация Cлайд13,14,15

 

 

7

Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы;

Развитие навыка сотрудничества

 

осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении практических задач.

Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем. 

 

 

7

Закрепление изученного, решение задач

Презентация

Слайды 16,17

 

Практическая работа в парах

Учащиеся выполняют задания результаты записывают в технологическую карту

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

 

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

8

Практическое применение

 

 

Ребята записывают решение в тетрадях

3

 

 

 

 

8

Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний

- Презентация

Слайды18

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся .Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке

2

 

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

нравственно-этическая ориентация

11

Домашнее задание

Презентация

Слайд 19

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Проводит инструктаж по работе с технологической картой:

Добрый день, дорогие ребята!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке? ( cлайд1)

Послушай- и ты узнаешь

Посмотри- и ты поймешь,

Сделай и ты научишься.

На сегодняшнем уроке  вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания,  поставить знак «+».

 

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1.  Мотивация

Учитель: Ребята, а  познакомиться с новой темой нам помогут загадки ( слайд2)

1.  Эти чудо-кирпичи 
Я в подарок получил. 
Что сложу из них – сломаю, 
Все сначала начинаю.

(кубики)

2.   Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире.
(телевизор)

3.  Что за дом такой, что даже летом стужа в нем?
 (холодильник)

-Что объединяет эти предметы?

-Правильно -они все имеют форму прямоугольного параллелепипеда.

- Какие предметы из нашей жизни вы можете привести?

-Так какая у нас сегодня тема

В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д.

Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа - двери, но если не обращать внимания  на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед.

Оглянитесь  вокруг  себя.

Задание.  Назовите  три  предмета,  имеющие  форму  прямоугольного  параллелепипеда.

Ответ:  тумбочка,  системный  блок,  ящик.

Рассмотрим    прямоугольный  параллелепипед.  (показать)

 

 

 

                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на загадки и  вопросы:

 Записывают тему урока в тетрадях

 (Учащиеся отвечают на вопросы,  заполняют таблицу в технологических картах:

Ребята, что бы вы  хотели  узнать  о  прямоугольном  параллелепипеде?

1. Чем   отличается  прямоугольник  от  прямоугольного  параллелепипеда?

            2. Как  найти  объем  прямоугольного  параллелепипеда?

3. От  какого  слова  произошло  название  параллелепипед?

4 Где в нашей жизни применяется прямоугольный параллелепипед/

5 Какие профессии связаны с этой фигурой?

Это и будет нашими целями на урок.

 

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1

2

3

4

5

 

 

 

111. Изучение нового материала

1. Работа над определением «прямоугольный параллелепипед»

 Итак, что же такое прямоугольный параллелепипед ?

2. Построение (слайд3)

3. Элементы прямоугольного параллелепипеда (слайд4)

А сейчас давайте познакомимся с его элементами. Если внимательно посмотреть на это тело, то мы заметим,

что вся поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются его гранями. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? (слайд5)

Рассмотрим грани параллелепипеда. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.  Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Вывод:

-Прямоугольный параллелепипед состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями.

-Противоположные грани равны (слайд 6)

Стороны  граней  называются  рёбрами (слайд7),  а  вершины  граней – вершинами  параллелепипеда.(cлайд8)

Вывод:

- Прямоугольный параллелепипед состоит из 12 ребер и 8 вершин

Вопрос: Покажите  в  классной  комнате  противоположные  грани.

 А  от  какого  слова  произошло  название  параллелепипед, расскажет нам Даша

 

Параллелепипед

 

Название «параллелепипед» происходит от греческого слова «параллелос», означающего «параллельный», и греческого слова «эпипедос», означающего «плоскость», «поверхность». Слово встречалось у древнегреческих ученых Евклида и Герона.(слайд9)

 

 

 

 

Учащиеся выполняют в тетрадках построение.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадях вывод.

 

 

Даша рассказывает о происхождение слова

Параллелепипед.

V. Физкультминутка

А)  Учитель:  Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Теперь глаза мы открываем .

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

(слайд 10)

 

 

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

.VI Изучение нового материала

Вид  прямоугольного  параллелепипеда- куб. Куб- это прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.  Вешин-8, ребер-12, граней-6. (слайд11)

VII.  Решение задач

 

1.      Решение задач                  Нарисуйте в технологических картах куб.(слайд 11,12).

2.Отметьте, синим карандашом все вершины куба, красным карандашом все ребра куба.

3. Раскрасьте зеленым цветом верхнюю и нижнюю грани куба,  cиним  цветом- правую и левую грани куба.

VIII Изучение нового материала (cлайд 13)

 

Посмотрите,  из  каждой  вершины  выходят  три  ребра,  все  они  различны   и  длины  этих  рёбер  принято  называть:  длина,  ширина,  высота.  Или  по - другому  их  принято  называть  измерениями  прямоугольного  параллелепипеда.  Длину обозначают - а,  ширину -  в,  высоту –  с.

 

Вы знаете единицы измерения длин и площадей. Назовите их.

 А что же принято за единицу измерения объема?

(слайд 14)

Единица измерения объёма – куб со стороной 1

Если сторона куба 1см, то объём  равен 1см3

Если сторона куба 1мм, то объём  равен 1мм3

Ребро нашего куба 1дм. Скажите, чему равен его объём?

Кубический дециметр называют литром

 

Как можно определить вместимость коробки?

( слайд 15)

Для этого сложим  модели кубиков в коробку.

Коробка заполнена. Сколько    кубиков в неё поместилось?

Скажите, чему равен объём нашей коробки?

 

Но коробка также имеет форму  прямоугольного параллелепипеда.

Как найти его объем,  зная три его измерения?

Сколько слоёв? (3)

Сколько столбиков? (20)

Сколько  кубиков в каждом столбике?

Сделайте вывод?

 

Выведем формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

(слайд 15)

IX  Решение задач

( cлайд 16)

1)Этот пример на внимательность  и на поверку усвоенного материала. Нужно найти объем  фигур и запомнить порядок выхода фигур на экран.  В технологических картах записываем  ответы

А теперь проверьте себя (слайд17)

2) У вас у всех на партах лежат макеты прямоугольного параллелепипеда. Вам нужно будет вычислить объемы ваших фигур и результаты записать в ваших  технологических  картах.

 

    2. Практическое применение понятия « Прямоугольный параллелепипед»

 

Ребята, помогите решить проблему.

Нам необходимо рассчитать количество воды в литрах  для аквариума: длиной 80 см, шириной 45 см, высотой 55 см ,чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 5 см  Что для этого нужно знать?

(Размеры аквариума, высоту аквариума ).

 

Для чего нужны размеры аквариума?

(Чтобы найти объем аквариума)

 (Ребята записывают размеры в тетрадь:

длина 80см ,

ширина 45м, высота 50см,.

Выполняют необходимые вычисления в тетрадях, а один из учащихся записывает решение на доске).

 

Молодцы ребята, с вашей помощью проблема решена.

 Информирование учащихся о домашнем задании.

Дома выполните необходимые измерения своей комнаты и найдите её объём,

 

 

Учащиеся в технологических картах  решают задачи,  один ученик решает задачу у доски.

 

 

 

 

.         

 

Единицы измерения длины мм, см, дм, м, км

 Единицы измерения площади мм2, см2, дм2, м2, км2

1 литр=1дм3        

 

 

 

 

 

Вместимость коробки зависит от ее размеров.

 

4*5*3=60

V=а*в*с

 

 

Учащиеся в технологических картах  решают задачи

 

 

 

 

 

V=80*45*50=180000=180=180л

 

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок

 

VII. Этап оценивания знаний учащихся 

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

 

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

 

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

 

 

 

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VII1. Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности на уроке

Ребята, ответьте на вопросы.

Что нового узнали на уроке?

Что знали плохо, а теперь разобрались лучше?

Что помогло подняться на вершину горы Знаний?

Что понравилось на сегодняшнем уроке?

(Знание формул, умение решать задачи, помощь товарищей).

 А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 

 

 

А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

Дети рисуют в тетрадях один из  смайликов( cлайд 18)

1X.  Информирования учащихся о домашнем задании  (слайд 19)

 

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

1)Всем:  п.30 № 815,№ 816,№ 817(а) выучить определение.

2)По желанию: Найти объем вашей комнаты.

 

 

Автор Загитова Айгуль Робертовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1552
Номер материала 11240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓