Главная / Математика / Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс

Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс

Название документа римская нумерация.doc

Тема: Римские цифры.

Цели:

- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;

- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные

арифметические действия;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать логическое мышление, наблюдательность;

- воспитывать навыки коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование: учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал (наборы счётных палочек, предметные картинки – рыбки, сигнальные круги, карточки для работы в парах, индивидуальные «карты ученика»), мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

Ход урока.

I.Организационный момент.


У нас сейчас важная работа.

Ведь математики урок не может быть без устного счёта.

II.Устный счёт.

1. Прочитай числа.

350, 256, 444, 799, 602, 829.

- Как называются эти числа?

- Почему их называют трёхзначные?

1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.

2. Игра «Цепочка» (продолжи ряд чисел). Проблемная ситуация.

202, 204…

333, 343…

ХХIV, ХХIII

- Все ли задания вы смогли выполнить?

- Какое задание не смогли выполнить?

- Почему?

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.

- Кто знает, как они называются? (римские)

- А знаете, почему?

- Называются они так потому, что появились в Риме.

- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Я уверена, что вы встречались с этими числами.

- Где вы встречались такими числами? (Слайд - Использование чисел римской нумерации)

- Я хочу знать, много ли вы знаете о римских числах?

- Покажите это при помощи кругов: жёлтый – я умею работать с римскими числами, красный – знаю о них мало.

- Что бы вы хотели узнать о римских числах?

(познакомиться с римскими цифрами, научиться их читать, записывать, решать примеры)

- Хорошо! Для этого я предлагаю вам побывать в Древнем Риме, познакомиться с его жителями, узнать историю о том, как появились римские цифры.
III. Изучение нового материала.

1.Открытие новых знаний.

Сообщение учителя.

- Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада, запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по – разному. Порой цифры были очень забавные. Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд - Древняя Азия). В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд - Древний Египет). Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Первыми у них цифрами стали пользоваться арабы. Древние арабы упростили эти значки. Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране. Все вы их хорошо знаете.

- Жители Древнего Рима пошли по самому простому пути. Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд - Древний Рим)

- Оказывается это не сложно.

- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».

- Какие римские цифры вы умеете записывать? (I, II, III)

- Как их показать на пальцах? (показывают)

- Запишите цифры 1, 2, 3 (на доске).

- Кто знает, как записать число 4?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.

- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).

Рисунок был прост. V – так изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)

(Работа с раздаточным материалом - палочки).

- Постройте из палочек цифру 5.

- Как записать цифру 4?

- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.

- От 5 вычитаем 1 получается 4. Записывается число так IV.

- Справа к цифре 5 (V) приставьте ещё одну палочку. Это цифра 6.

- Приставьте ещё одну палочку. Это цифра 7.

- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?

- На каком математическом действии основано образование чисел? 6, 7, 8?

(на прибавлении) (Слайд - Учимся записывать римские числа).

(На доске под арабскими числами пишут ряд римских чисел)

- Кто догадался, как можно записать число 10?

- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.

- Сколько пальцев на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)

- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е . это две перекрещенные палочки.

- Постройте цифру 10 с помощью 2 палочек.

- Кто догадался, как можно записать число 9?

- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)

- Как получить число 12,число 13?

2. Вывод:

- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).

Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием прибавления, стоящая слева –действием вычитания.

4. Первичное закрепление.

- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажете верный ответ с помощью карточек с римскими цифрами.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Сколько дней в неделе?(7)

5) – Какое число на один больше 10? (11)

6) – Частное 25 и 5. (5)

IV.Физминутка.

Гимнастика для глаз «Звёздное небо» (электронная).

- Во все времена люди любили наблюдать за ночным небом.

Давайте и мы понаблюдаем.

V. Закрепление.

1. Сравни числа, назови знаки > < = (Слайд)

2.Найдите ошибку в примерах (Слайд – Найди ошибки и исправь) – (взаимопроверка)

IX + I = X

VII + I = IX

X + II =XI

3. Задача

4.Запишите выражения римскими цифрами и решите (Слайд)

( Работа по парам, самопроверка по образцу).

12 : 3 + 5= 15 : 5 + 9 =

8. Игра «Соединялки»

VI. Домашнее задание.

- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.

VII. Итог. Оценки за работу на уроке.

- С какими цифрами познакомились на уроке?

- Где используются римские числа.

- Покажите с помощью кругов, научились ли вы работать с этими числами (Я научился работать с римскими числами – жёлтые круги, я затрудняюсь - красные).

VIII. Рефлексия.

- А вам понравилось работать с римскими цифрами?

- С каким настроением уходите с урока?

6


Название документа римская нумерация.ppt

 Прочитай числа 350, 256, 444, 799, 602.
 Игра «Цепочка» 202, 204… 333, 343… 125, 225… IV, III…
Мои знания о римской нумерации Я умею работать с римскими числами. Я знаю о ...
 Использование чисел римской нумерации.
Один - много Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. ...
Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.
 Древняя Азия
 Древний Египет
 Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
 Древний Рим
 «Счётные машинки» I II III ? 4
 V Цифра 5
Учимся записывать римские числа. 1 2 3 4 5 6 7 8 I II III IV V VI VII VIII
 Цифра 10 X
Учимся записывать римские числа. 9 10 11 12 13 14 15 16 IX X XI XII XIII XIV ...
Образование римских чисел. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV...
IX + I = X VII + I = IX X + II =XII Найди ошибку и исправь.
 Проверь! IX + I = X VII + I =VIII X + II =XII
В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой том...
Запиши выражение римскими числами и реши: Работа в парах. 12 : 3 + 5 = 15 : 5...
 Проверь! XII : III + V =IX XV : V + IX =XII
 Игра «Соединялки». 5 X VIII 18 XX 20 V
Мои знания о римской нумерации Я затрудняюсь. Я научился работать с римскими...
Рефлексия - Вам понравилось работать с римскими цифрами? - С каким настроени...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2  Прочитай числа 350, 256, 444, 799, 602.
Описание слайда:

Прочитай числа 350, 256, 444, 799, 602.

№ слайда 3  Игра «Цепочка» 202, 204… 333, 343… 125, 225… IV, III…
Описание слайда:

Игра «Цепочка» 202, 204… 333, 343… 125, 225… IV, III…

№ слайда 4 Мои знания о римской нумерации Я умею работать с римскими числами. Я знаю о них
Описание слайда:

Мои знания о римской нумерации Я умею работать с римскими числами. Я знаю о них мало.

№ слайда 5  Использование чисел римской нумерации.
Описание слайда:

Использование чисел римской нумерации.

№ слайда 6 Один - много Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Есл
Описание слайда:

Один - много Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много».

№ слайда 7 Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.
Описание слайда:

Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.

№ слайда 8  Древняя Азия
Описание слайда:

Древняя Азия

№ слайда 9  Древний Египет
Описание слайда:

Древний Египет

№ слайда 10  Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Описание слайда:

Арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

№ слайда 11  Древний Рим
Описание слайда:

Древний Рим

№ слайда 12  «Счётные машинки» I II III ? 4
Описание слайда:

«Счётные машинки» I II III ? 4

№ слайда 13  V Цифра 5
Описание слайда:

V Цифра 5

№ слайда 14 Учимся записывать римские числа. 1 2 3 4 5 6 7 8 I II III IV V VI VII VIII
Описание слайда:

Учимся записывать римские числа. 1 2 3 4 5 6 7 8 I II III IV V VI VII VIII

№ слайда 15  Цифра 10 X
Описание слайда:

Цифра 10 X

№ слайда 16 Учимся записывать римские числа. 9 10 11 12 13 14 15 16 IX X XI XII XIII XIV XV
Описание слайда:

Учимся записывать римские числа. 9 10 11 12 13 14 15 16 IX X XI XII XIII XIV XV XVI

№ слайда 17 Образование римских чисел. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XV
Описание слайда:

Образование римских чисел. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX Цифра, стоящая справа от основной, образуется действием прибавления, стоящая слева – действием вычитания.

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 IX + I = X VII + I = IX X + II =XII Найди ошибку и исправь.
Описание слайда:

IX + I = X VII + I = IX X + II =XII Найди ошибку и исправь.

№ слайда 20  Проверь! IX + I = X VII + I =VIII X + II =XII
Описание слайда:

Проверь! IX + I = X VII + I =VIII X + II =XII

№ слайда 21 В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома и
Описание слайда:

В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг.

№ слайда 22 Запиши выражение римскими числами и реши: Работа в парах. 12 : 3 + 5 = 15 : 5 +
Описание слайда:

Запиши выражение римскими числами и реши: Работа в парах. 12 : 3 + 5 = 15 : 5 + 9 =

№ слайда 23  Проверь! XII : III + V =IX XV : V + IX =XII
Описание слайда:

Проверь! XII : III + V =IX XV : V + IX =XII

№ слайда 24  Игра «Соединялки». 5 X VIII 18 XX 20 V
Описание слайда:

Игра «Соединялки». 5 X VIII 18 XX 20 V

№ слайда 25 Мои знания о римской нумерации Я затрудняюсь. Я научился работать с римскими чи
Описание слайда:

Мои знания о римской нумерации Я затрудняюсь. Я научился работать с римскими числами.

№ слайда 26 Рефлексия - Вам понравилось работать с римскими цифрами? - С каким настроением
Описание слайда:

Рефлексия - Вам понравилось работать с римскими цифрами? - С каким настроением уходите с урока?

№ слайда 27
Описание слайда:

Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс
  • Математика
Описание:

Тема: Римские цифры.

Цели:

- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;

- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные

арифметические действия;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать логическое мышление, наблюдательность;

- воспитывать навыки  коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование:  учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал (наборы счётных палочек, предметные картинки – рыбки, сигнальные круги, карточки для работы в парах, индивидуальные «карты ученика»),  мультимедийный проектор, доска, компьютер,  презентация к уроку.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

 

   У нас сейчас важная работа.

   Ведь математики урок не может быть без устного счёта.

II.Устный счёт.

1. Прочитай числа.

350,  256, 444, 799, 602, 829. 

- Как называются эти числа?

- Почему их называют трёхзначные?

1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.

2.Игра «Цепочка» (продолжи ряд  чисел). Проблемная ситуация.

202, 204…

333, 343…

ХХIV, ХХIII

- Все ли задания вы смогли выполнить? 

- Какое задание  не смогли выполнить?

- Почему? 

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.

- Кто знает, как они называются? (римские)

- А знаете, почему?

- Называются они так потому, что появились в Риме.

- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Я уверена, что вы встречались с этими числами.

- Где вы встречались такими числами? (Слайд - Использование чисел римской нумерации)

- Я хочу знать, много ли вы знаете о римских числах?

- Покажите это при помощи  кругов: жёлтый – я умею работать с римскими числами, красный – знаю о них мало.

- Что бы вы хотели узнать о римских числах?

(познакомиться с римскими цифрами,  научиться их читать, записывать, решать примеры)

- Хорошо! Для этого я предлагаю вам побывать в Древнем Риме, познакомиться с его жителями, узнать историю о том, как появились римские цифры.
III. Изучение нового материала.

1.Открытие новых знаний.

Сообщение учителя.

- Сначала люди  просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте  стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада,  запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по –  разному.  Порой  цифры были очень забавные.  Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд  - Древняя Азия).  В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд  - Древний Египет).  Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Первыми у них  цифрами стали пользоваться  арабы. Древние арабы упростили эти значки.  Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране.  Все вы их хорошо знаете.

- Жители  Древнего Рима пошли по самому простому пути.  Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд  - Древний Рим)

- Оказывается это не сложно.

- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».

- Какие римские цифры вы  умеете записывать?  (I, II, III)

- Как их показать на пальцах? (показывают)

- Запишите цифры 1, 2, 3 (на доске).

- Кто знает, как записать число 4?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.

- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).

  Рисунок был прост.      V – так  изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)

 (Работа с раздаточным материалом - палочки).

- Постройте из палочек цифру 5.

- Как записать цифру 4?

- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.

- От 5 вычитаем  1 получается  4. Записывается число так IV.

- Справа к цифре 5 (V)  приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 6.

- Приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 7.

- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?

- На каком математическом  действии основано образование чисел? 6, 7, 8? 

(на прибавлении) (Слайд  -  Учимся записывать римские числа).               

(На доске под арабскими числами пишут ряд римских чисел)

- Кто догадался,  как можно записать число 10?

- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.

- Сколько пальцев  на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)

- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е .  это две перекрещенные палочки.

- Постройте цифру 10 с помощью 2 палочек.

- Кто догадался,  как можно записать число 9?

- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)

- Как получить число 12,число 13?

2. Вывод:

- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).

Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием  прибавления, стоящая слева –действием вычитания.

4. Первичное закрепление.

- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажете верный ответ с помощью карточек с римскими цифрами.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Сколько дней в неделе?(7)

5) – Какое число на один больше 10? (11)

6) – Частное 25 и 5. (5)

IV.Физминутка.

                     Гимнастика для глаз «Звёздное небо» (электронная).

                - Во все времена люди любили наблюдать за ночным небом.

                  Давайте и мы понаблюдаем. 

V. Закрепление.

1.Сравни числа,  назови знаки > < = (Слайд)

2.Найдите ошибку в примерах (Слайд – Найди ошибки и исправь) – (взаимопроверка)       

IX + I = X

         VII + I = IX                         

         X + II =XI

3. Задача

4.Запишите выражения римскими цифрами и решите (Слайд)

( Работа по парам, самопроверка по образцу).

12 : 3 + 5=                      15 : 5 + 9 =

8. Игра «Соединялки»

VI. Домашнее задание.

- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.

VII. Итог. Оценки за работу на уроке.       

- С  какими цифрами  познакомились на уроке?

- Где используются римские числа.

- Покажите с помощью  кругов, научились ли вы работать с этими числами (Я научился работать с римскими числами – жёлтые круги, я  затрудняюсь - красные).

VIII. Рефлексия.

- А вам понравилось работать с римскими цифрами?

- С каким настроением уходите с урока?

Автор Секинаева Ирма Руслановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1378
Номер материала 34412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓