Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс

Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ римская нумерация.doc

Тема: Римские цифры.

Цели:

- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;

- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные

арифметические действия;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать логическое мышление, наблюдательность;

- воспитывать навыки  коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование:  учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал (наборы счётных палочек, предметные картинки – рыбки, сигнальные круги, карточки для работы в парах, индивидуальные «карты ученика»),  мультимедийный проектор, доска, компьютер,  презентация к уроку.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

 

   У нас сейчас важная работа.

   Ведь математики урок не может быть без устного счёта.

II.Устный счёт.

1. Прочитай числа.

350,  256, 444, 799, 602, 829. 

- Как называются эти числа?

- Почему их называют трёхзначные?

1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.

2. Игра «Цепочка» (продолжи ряд  чисел). Проблемная ситуация.

202, 204…

333, 343…

ХХIV, ХХIII

- Все ли задания вы смогли выполнить? 

- Какое задание  не смогли выполнить?

- Почему? 

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.

- Кто знает, как они называются? (римские)

- А знаете, почему?

- Называются они так потому, что появились в Риме.

- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Я уверена, что вы встречались с этими числами.

- Где вы встречались такими числами? (Слайд - Использование чисел римской нумерации)

- Я хочу знать, много ли вы знаете о римских числах?

- Покажите это при помощи  кругов: жёлтый – я умею работать с римскими числами, красный – знаю о них мало.

- Что бы вы хотели узнать о римских числах?

(познакомиться с римскими цифрами,  научиться их читать, записывать, решать примеры)

- Хорошо! Для этого я предлагаю вам побывать в Древнем Риме, познакомиться с его жителями, узнать историю о том, как появились римские цифры.
III. Изучение нового материала.

1.Открытие новых знаний.

Сообщение учителя.

- Сначала люди  просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте  стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада,  запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по –  разному.  Порой  цифры были очень забавные.  Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд  - Древняя Азия).  В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд  - Древний Египет).  Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Первыми у них  цифрами стали пользоваться  арабы. Древние арабы упростили эти значки.  Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране.  Все вы их хорошо знаете.

- Жители  Древнего Рима пошли по самому простому пути.  Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд  - Древний Рим)

- Оказывается это не сложно.

- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».

- Какие римские цифры вы  умеете записывать?  (I, II, III)

- Как их показать на пальцах? (показывают)

- Запишите цифры 1, 2, 3 (на доске).

- Кто знает, как записать число 4?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.

- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).

  Рисунок был прост.      V – так  изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)

 (Работа с раздаточным материалом - палочки).

- Постройте из палочек цифру 5.

- Как записать цифру 4?

- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.

- От 5 вычитаем  1 получается  4. Записывается число так IV.

- Справа к цифре 5 (V)  приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 6.

- Приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 7.

- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?

- На каком математическом  действии основано образование чисел? 6, 7, 8? 

(на прибавлении) (Слайд  -  Учимся записывать римские числа).               

(На доске под арабскими числами пишут ряд римских чисел)

- Кто догадался,  как можно записать число 10?

- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.

- Сколько пальцев  на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)

- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е .  это две перекрещенные палочки.

- Постройте цифру 10 с помощью 2 палочек.

- Кто догадался,  как можно записать число 9?

- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)

- Как получить число 12,число 13?

2. Вывод:

- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).

Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием  прибавления, стоящая слева –действием вычитания.

4. Первичное закрепление.

- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажете верный ответ с помощью карточек с римскими цифрами.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Сколько дней в неделе?(7)

5) – Какое число на один больше 10? (11)

6) – Частное 25 и 5. (5)

IV.Физминутка.

                     Гимнастика для глаз «Звёздное небо» (электронная).

                - Во все времена люди любили наблюдать за ночным небом.

                  Давайте и мы понаблюдаем. 

V. Закрепление.

1. Сравни числа,  назови знаки > < = (Слайд)

2.Найдите ошибку в примерах (Слайд – Найди ошибки и исправь) – (взаимопроверка)       

IX + I = X

         VII + I = IX                         

         X + II =XI

3. Задача

4.Запишите выражения римскими цифрами и решите (Слайд)

( Работа по парам, самопроверка по образцу).

12 : 3 + 5=                      15 : 5 + 9 =

8. Игра «Соединялки»

VI. Домашнее задание.

- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.

VII. Итог. Оценки за работу на уроке.      

- С  какими цифрами  познакомились на уроке?

- Где используются римские числа.

- Покажите с помощью  кругов, научились ли вы работать с этими числами (Я научился работать с римскими числами – жёлтые круги, я  затрудняюсь - красные).

VIII. Рефлексия.

- А вам понравилось работать с римскими цифрами?

- С каким настроением уходите с урока?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ римская нумерация.ppt

Скачать материал "Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  •               Прочитай числа

     

     350,  256, 444, 799, 602.

    2 слайд

    Прочитай числа




    350, 256, 444, 799, 602.

  • Игра «Цепочка»              202, 204…
           333, 343…...

    3 слайд

    Игра «Цепочка»
    202, 204…
    333, 343…
    125, 225…
    IV, III…



  • Мои знания о римской нумерацииЯ умею работать 
с римскими числами....

    4 слайд

    Мои знания о римской нумерации
    Я умею работать
    с римскими числами.




    Я знаю о них мало.

  •                Использование чисел                римской нумерации.

    5 слайд

    Использование чисел
    римской нумерации.

  • Один - много  Сначала люди  просто различали один пре...

    6 слайд

    Один - много
    Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много».

  • Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.

    7 слайд

    Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.

  •              Древняя Азия

    8 слайд

    Древняя Азия

  •         Древний Египет

    9 слайд

    Древний Египет

  •           Арабские цифры             

         0 1  2  3  4  5  6  7  8  9

    10 слайд

    Арабские цифры


    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  •            Древний Рим

    11 слайд

    Древний Рим

  •       «Счётные машинки»IIIIII?4

    12 слайд

    «Счётные машинки»
    I
    II
    III
    ?
    4

  •         
                           VЦифра 5

    13 слайд





    V
    Цифра 5

  • Учимся записывать римские числа.  
       
      1  2   3   4     5     6...

    14 слайд

    Учимся записывать римские числа.


    1 2 3 4 5 6 7 8
    I II III


    IV V VI VII VIII




  •              Цифра  10X

    15 слайд

    Цифра 10
    X

  • Учимся записывать римские числа.           9  10  11   12   13   14    15   1...

    16 слайд

    Учимся записывать римские числа.
    9 10 11 12 13 14 15 16


    IX X XI XII XIII XIV XV XVI

  • Образование римских чисел.         I   II   III    

         IV    V...

    17 слайд

    Образование римских чисел.
    I II III

    IV V VI VII VIII


    IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
    Цифра, стоящая справа от основной, образуется действием прибавления,
    стоящая слева – действием вычитания.

  • 18 слайд

  • IX + I = X
                  
VII + I = IX
                  
X + II =XII...

    19 слайд

    IX + I = X

    VII + I = IX

    X + II =XII

    Найди ошибку и исправь.

  • Проверь!
IX + I = X
              
VII + I =VIII
             
 X +...

    20 слайд

    Проверь!

    IX + I = X

    VII + I =VIII

    X + II =XII

  • В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой том...

    21 слайд

    В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг.
    XV XIX XXI XXIII XXIV XXVI

  • Запиши выражение  римскими числами и реши:...

    22 слайд

    Запиши выражение римскими числами
    и реши:

    Работа в парах.

    12 : 3 + 5 = 15 : 5 + 9 =

  • Проверь!                  
XII : III + V =IX         


 XV : V...

    23 слайд

    Проверь!

    XII : III + V =IX


    XV : V + IX =XII

  • Игра «Соединялки».       5                                 X VIII...

    24 слайд

    Игра «Соединялки».
    5 X VIII

    18 XX

    20 V

  • Мои знания о римской нумерации       
 Я  затрудняюсь.





Я научился рабо...

    25 слайд

    Мои знания о римской нумерации

    Я затрудняюсь.





    Я научился работать
    с римскими числами.









  • Рефлексия 
- Вам понравилось работать с римскими цифрами?

- С каким нас...

    26 слайд

    Рефлексия

    - Вам понравилось работать с римскими цифрами?

    - С каким настроением уходите с урока?

  • Спасибо за урок

    27 слайд

    Спасибо за урок

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Римские цифры.

Цели:

- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;

- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные

арифметические действия;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать логическое мышление, наблюдательность;

- воспитывать навыки  коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование:  учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал (наборы счётных палочек, предметные картинки – рыбки, сигнальные круги, карточки для работы в парах, индивидуальные «карты ученика»),  мультимедийный проектор, доска, компьютер,  презентация к уроку.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.

 

   У нас сейчас важная работа.

   Ведь математики урок не может быть без устного счёта.

II.Устный счёт.

1. Прочитай числа.

350,  256, 444, 799, 602, 829. 

- Как называются эти числа?

- Почему их называют трёхзначные?

1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.

2.Игра «Цепочка» (продолжи ряд  чисел). Проблемная ситуация.

202, 204…

333, 343…

ХХIV, ХХIII

- Все ли задания вы смогли выполнить? 

- Какое задание  не смогли выполнить?

- Почему? 

- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.

- Кто знает, как они называются? (римские)

- А знаете, почему?

- Называются они так потому, что появились в Риме.

- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Я уверена, что вы встречались с этими числами.

- Где вы встречались такими числами? (Слайд - Использование чисел римской нумерации)

- Я хочу знать, много ли вы знаете о римских числах?

- Покажите это при помощи  кругов: жёлтый – я умею работать с римскими числами, красный – знаю о них мало.

- Что бы вы хотели узнать о римских числах?

(познакомиться с римскими цифрами,  научиться их читать, записывать, решать примеры)

- Хорошо! Для этого я предлагаю вам побывать в Древнем Риме, познакомиться с его жителями, узнать историю о том, как появились римские цифры.
III. Изучение нового материала.

1.Открытие новых знаний.

Сообщение учителя.

- Сначала люди  просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте  стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада,  запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по –  разному.  Порой  цифры были очень забавные.  Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд  - Древняя Азия).  В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд  - Древний Египет).  Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Первыми у них  цифрами стали пользоваться  арабы. Древние арабы упростили эти значки.  Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране.  Все вы их хорошо знаете.

- Жители  Древнего Рима пошли по самому простому пути.  Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд  - Древний Рим)

- Оказывается это не сложно.

- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».

- Какие римские цифры вы  умеете записывать?  (I, II, III)

- Как их показать на пальцах? (показывают)

- Запишите цифры 1, 2, 3 (на доске).

- Кто знает, как записать число 4?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.

- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).

  Рисунок был прост.      V – так  изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)

 (Работа с раздаточным материалом - палочки).

- Постройте из палочек цифру 5.

- Как записать цифру 4?

- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.

- От 5 вычитаем  1 получается  4. Записывается число так IV.

- Справа к цифре 5 (V)  приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 6.

- Приставьте ещё одну палочку.  Это цифра 7.

- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?

- На каком математическом  действии основано образование чисел? 6, 7, 8? 

(на прибавлении) (Слайд  -  Учимся записывать римские числа).               

(На доске под арабскими числами пишут ряд римских чисел)

- Кто догадался,  как можно записать число 10?

- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.

- Сколько пальцев  на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)

- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е .  это две перекрещенные палочки.

- Постройте цифру 10 с помощью 2 палочек.

- Кто догадался,  как можно записать число 9?

- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)

- Как получить число 12,число 13?

2. Вывод:

- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).

Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием  прибавления, стоящая слева –действием вычитания.

4. Первичное закрепление.

- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажете верный ответ с помощью карточек с римскими цифрами.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Сколько дней в неделе?(7)

5) – Какое число на один больше 10? (11)

6) – Частное 25 и 5. (5)

IV.Физминутка.

                     Гимнастика для глаз «Звёздное небо» (электронная).

                - Во все времена люди любили наблюдать за ночным небом.

                  Давайте и мы понаблюдаем. 

V. Закрепление.

1.Сравни числа,  назови знаки > < = (Слайд)

2.Найдите ошибку в примерах (Слайд – Найди ошибки и исправь) – (взаимопроверка)       

IX + I = X

         VII + I = IX                         

         X + II =XI

3. Задача

4.Запишите выражения римскими цифрами и решите (Слайд)

( Работа по парам, самопроверка по образцу).

12 : 3 + 5=                      15 : 5 + 9 =

8. Игра «Соединялки»

VI. Домашнее задание.

- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.

VII. Итог. Оценки за работу на уроке.       

- С  какими цифрами  познакомились на уроке?

- Где используются римские числа.

- Покажите с помощью  кругов, научились ли вы работать с этими числами (Я научился работать с римскими числами – жёлтые круги, я  затрудняюсь - красные).

VIII. Рефлексия.

- А вам понравилось работать с римскими цифрами?

- С каким настроением уходите с урока?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1240
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 7777
    • RAR 7.7 мбайт
    • 3032 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Секинаева Ирма Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Секинаева Ирма Руслановна
    Секинаева Ирма Руслановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 23986
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе