Главная / Начальные классы / Презентация по математике на тему «Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути: s = v ∙ t». (3 класс)

Презентация по математике на тему «Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути: s = v ∙ t». (3 класс)

Документы в архиве:

1.04 МБ урок формула пути.notebook
Презентация по математике на тему «Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути: s = v ∙ t». (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок математики. 3 класс.

Тип урока: ОНЗ.

Тема:

«Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути: s = v  t».

Основные цели:

1) познакомить с графической моделью движения на числовом луче;

2) ввести буквенные обозначения s, v, t , построить формулу пути, на основе взаимосвязи между компонентами умножения вывести формулы нахождения скорости и времени;

3) формировать умение применять формулы для решения задач на движение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности:

1 слайд

- Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.

 Начинаем урок математики.

Есть желание открыть что-то новое? Тогда давайте построим ракету и на ней отправимся добывать новые знания в галактику под названием Математика.

Кто желает быть конструктором?

(Один ученик конструирует из геометрических фигур ракету на интерактивной доске).

И так, мы отправляемся в путешествие к открытию новых знаний.

(Ракета улетает по щелчку)

2 слайд.

- Прочитайте стихотворение. (Читает ученик)

- Объясните, как связано это стихотворение с уроком математики?

- О чём идёт речь в стихотворении?

 (В стихотворении речь идет о формуле.)

- Что такое формула?

 (Формула – это верное равенство, устанавливающее связь между величинами)

- Какие формулы вам известны?

(Формула  площади прямоугольника, формула  периметра прямоугольника, формула объёма параллелепипеда, формула деления с остатком).

 

3 слайд.

- Соедините формулы.

(Дети по очереди выходят к доске и соединяют формулы, называя их).

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

   (Мы узнаем новую формулу.)

- У вас  есть Лист исследователя, задания в котором нам помогут сегодня на уроке открыть новую формулу. Запишите дату, фамилию и имя.

- В задании №1 необходимо произвести вычисления и расположить ответы в порядке возрастания. Вы узнаете, какую формулу мы с вами откроем. Вычисляем и переносим значение выражения.

(Ученики по очереди выходят к доске  – коллективная работа).

И    (1000-680)х3=   960

Ф    240:60ч40=       160

У    48х10=               480

Р     400:50х40=       320

П     980+20-280=    720

М    400-360+360=   400

А     640-560х0=       640

У     1000:5х4=         800

О     (320-80)х1=      240

Л     720-480+320=  560

Т    (940-720)х4=     880

Располагаем ответы в порядке возрастания. (У доски один ученик).

Ф

О

Р

М

У

Л

А

П

У

Т

И

160

240

320

400

480

560

640

720

800

880

960

 

-  Какую формулу мы сегодня будем открывать?

(Формулу пути)

- Какие шаги вы предпримете, чтобы сделать новые открытия? Вспомните два шага учебной деятельности.

 (Учащиеся проговаривают шаги учебной деятельности: выясним то, что мы не знаем и сами найдем способ.)

- Начнём подготовку к открытию нового знания.

 

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Слайд 5

- Для чего вам нужны формулы? (С помощью формул мы решаем задачи.)

- Я предлагаю решить задачи по известным вам формулам.

- Задание 2 на листах исследователя.

(Коллективная работа. Ученик читает задачу и объясняет решение).

1.     Длина прямоугольника 90 см, а ширина 30 см. Чему равна площадь прямоугольника?

- Какой формулой надо воспользоваться? (S=axb)

- Какое выражение составили? 90 ∙  30

- Чему равно его значение? (2700 см2 или 27 дм2)

2.Найдите периметр квадрата со стороной 80 м.

- Какой формулой воспользовались? (P=ax4)

- Какое выражение составили? (80 х 4 = 320 м)

- Посмотрите на записи, обобщите, что вы сейчас повторили?

 (Мы повторили решение задач с использованием формул.)

- А теперь выполним задание на пробное действие.(Открывается затемнение-шторка)

 Я вам предлагаю решить задачу, которую надо решить при помощи известной формулы. Попробуйте выполнить задание самостоятельно.

3.Автомобиль, двигаясь со скоростью 70 км/ч, ехал 7 часов. Какой путь проехал автомобиль?

 (Дети самостоятельно работают на листах.)

- Время закончилось. У кого нет ответа? (Дети поднимают руки.)

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить задачу.)

- Кто получил ответ, вы выполнили все условия задания?

 (Нет. Мы не можем решить задачу при помощи формулы).

 

3. Выявление места и причины затруднения.

- У вас возникло затруднение, что необходимо сделать?

 (Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить задание.)

- Какое задание вам надо было выполнить?

(Нам надо было решить задачу при помощи формулы.)

- Что вы не смогли найти?

(Мы не смогли найти, какой путь прошел автомобиль.)

- Какое еще затруднение возникло?

Задачу надо было решить при помощи формулы, а у нас нет  формулы для нахождения пути.)

- Почему вы не воспользовались формулами, которые у вас уже есть?

(В этих формулах другие величины, нам они не подходят.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей дальнейшей работы. (Вывести формулу пути.)

- Сформулируйте тему урока. (Формула пути.)

- А для чего вам нужна эта формула? (Для решения задач на движение.)

- Так какая же вторая цель? Чему ещё мы должны научиться?

 (Научиться решать задачи с помощью формулы.)

- Что вам помогает решить задачу? (Схема, формула, таблица.)

- Схема и таблица вам помогут построить формулу. Но схема к задачам на движение будет другого вида.

Слайд 6.

Давайте разберемся, выполним задание №1 на странице 4 учебника. Прочитайте задачу.

(Один ученик читает вслух)

- Рассмотрите схему движения аэросаней. (Показ движения аэросаней).

- Что обозначает стрелка? (Куда движутся аэросани.)

- В математике принято говорить – направление движения.

- Что показывает величина 45 км/ч?

 (Скорость движения аэросаней.  Аэросани движутся со скоростью 45 км/ч.)

Высвечивается слово «скорость» - обозначается буквой v. (Нажимаю на квадрат).

- Объясните смысл, что значит 45 км/ч.

(Это значит, что за один час аэросани проходят 45 км.)

- Как вы думаете, где на схеме отмечен путь или расстояние, пройденное аэросанями?

(Путь отмечен на числовом луче.)

Высвечивается слово «расстояние» - обозначается буквой s.

-  Как на схеме обозначено движение аэросаней за 1 час? (Движение аэросаней за 1 час обозначено дугой.)

Высвечивается слово «время» - обозначается буквой t.

- Проговорите запись на доске.

 (Буквой sобозначается расстояние (путь), буквойv- скорость, tобозначает время).

Слайд 7.

- Давайте составим план работы для достижения цели. Расставьте предложения в нужном порядке. (Один ученик выходит к доске).

1. Закончить изображение движения на числовом луче.

 2. Заполнить таблицу.

 3. Записать формулу для решения данной задачи.

4. Построить общую формулу.

( План фиксируется на доске.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Я предлагаю вам работу в парах. Каждая пара должна представить общую формулу пути и вывесить результат своей работы в таблицу.

Слайд 8.

Проверка самостоятельной работы в парах.

(Ученик отвечает. Результат работы записывается на доске во время проверки учителем).

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

s = vt

 

Назовите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния  s от времениt.

Показ  формулы пути (опускается шторка)

- Прочитайте формулу. (Расстояние равно произведению скорости на время.)

- Используя правило нахождения неизвестного множителя и  новую формулу, какие величины еще вы сможете найти и как?

(Мы можем найти скорость, для этого надо расстояние разделить на время можем найти время.)

Слайд 9.

Составим эталон формул пути на листе исследователя: s=vt,  v = s : t; t = s : v.

(Учитель записывает на доске).

- Как проверить правильность построенной формулы.

(Прочитать  в учебнике правило.)

- Прочитайте правило на стр. 4-5.

Дети прочитывают правило в учебнике.

- Что вы можете сказать о своей работе? (Мы построили правильно формулу пути.)

- У вас осталось незаконченное дело, какое?

(Мы не решили задачу для пробного действия.)

- Вернёмся к заданию 2. Прочитаем ещё раз задачу. Кто готов объяснить решение задачи?

(В задаче надо найти какой путь прошел автомобиль.  Пользуюсь формулой: чтобы найти путь, надо скорость автомобиля - 70 км/ч умножить на время его движения 7 ч. Получается: 490 км расстояние, которое прошел автомобиль.)

- Вы справились с затруднением? (Да.)

- Запишите решение на листе исследователя.

 

Физкультминутка.

А теперь давайте немножко отдохнём и понаблюдаем за полётом нашей ракеты. Наблюдаем глазками за движением объектов.

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Слайд 10.

- Для тренировки предлагаю вам решить 4 (а) стр. 5.

- Как называется формула? (Формула пути.)

- Что обозначает каждая буква?

 (sрасстояние или пройденный путь,  v  - …) Учащиеся проговаривают и по одному заполняют таблицы у доски.

·     Известна v –скорость 5 м/с и tвремя 9 с. Надо найтиs - расстояние. По формуле пути, чтобы найтирасстояние, надо скорость умножить на время 5 ∙9 = 45. Ответ: расстояние равно 45 километров.

·     Известно s – расстояние 48 км и t – время 6 ч. Надо найтиv - скорость. По формуле пути, чтобы найти скорость надо путь разделить на время 48 : 6 = 8. Ответ: скорость равна 8 км/ч.

·     Известно s – путь 21 м и  v– скорость 7 м/мин. Надо найти t – время. По формуле пути, чтобы найти время надо расстояние разделить  на скорость

21 : 7 = 3. Ответ: время равно 3 минуты.

- Какие единицы измерения вы использовали для обозначения пути.

- Для обозначения расстояния, скорости (…), времени? (…)

Слайд 11.

Заполним в листе исследователя Единицы величин, в которых измеряется расстояние, скорость и время. (Дети переносят величины, выходя к доске).

Предлагаю вам самостоятельно поработать в парах.

5 (а, б) стр. 112.

Задачи решают в парах, с проверкой по образцу .

Слайд 12.

При проверке комментируется решение задач.

 (Ученик читает задачу и объясняет решение).

- Оцените свою работу в парах. Поставьте +, если вы всё выполнили верно.

?, если у вас есть ошибки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)

Учащимся предлагается решить задачу 5(в), стр. 5.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.

Слайд 13.

Проверка проводится по этапам, обосновывая каждый шаг в решении.

(Один ученик проговаривает вслух).

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

- В чем причина?

- У кого все верно?

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 14.

- Пора возвращаться из путешествия, для этого нам необходимо по схеме и таблице составить и решить задачу, чтобы наша ракета благополучно приземлилась на Землю.

(Один ученик работает у доски, все остальные на листах исследователя. Задание 3).

- О каком объекте вы составите задачу. Что известно? Что надо найти

(Ракета летит со скоростью 9 м/с. Какое расстояние она пролетит за 7 с?)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 15.

Мы возвращаемся на Землю. (Щелчком ракету привожу в движение).

- Какую формулу вы сегодня вывели? (Формулу пути.)

- Вы достигли цели?

- Какие величины вы можете находить по этой формуле? (Скорость, время и расстояние.)

- Как найти расстояние? (…)

- Какой буквой обозначено в формуле расстояние? (…) Напишите в воздухе.

- Как найти скорость?

- Какой буквой обозначена скорость? (…) Напишите в воздухе.

- Как найти время?

- Какой буквой обозначено время? (…) Напишите в воздухе.

- Как вы думаете, чему будет посвящён следующий урок?

 (Мы будем проверять свои знания по умению решать задачи с использованием формулы пути.)

Слайд 16.

- Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполняя таблицу на листе исследователя.

 

 

 

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

 

2) Я достиг цели урока.

 

3) Я знаю, как найти расстояние

 

4) Я знаю, как найти скорость

 

5) Я знаю, как найти время

 

6) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

 

А теперь оценим свою работу на уроке, кто с какой скоростью двигался к новым знаниям. Если у вас все плюсы, то вы летели на ракете. Если у вас один вопрос, то вы летели на вертолёте. А если у вас два и более вопросов, то вы ехали на аэросанях.

Слайд 17.

Выходите к доске по цепочке и перемещайте смайликов к тому транспорту, на котором вы сегодня двигались к новым знаниям.

Домашнее задание: №6 на стр.5 (решите задачи на новое знание).

 

 

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 643
Номер материала 19557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓