Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация по математике на тему: "Цилиндр. Конус. Шар"

Презентация по математике на тему: "Цилиндр. Конус. Шар"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по математике на тему: "Цилиндр. Конус. Шар""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выполнила ученица 11 «А» класса
	(____)Тихонова Юлия Леонидовна
Г. Челябинск...

    1 слайд

    Выполнила ученица 11 «А» класса
    (____)Тихонова Юлия Леонидовна
    Г. Челябинск МОУ СОШ №30, 11 класс /Ул. Володарского 20, 263-14-54/
    Полезная модель: Электронное приложение к учебнику Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселёва, Э. Г. Позняк. Геометрия 10-11. «Просвещение», 2008.
    Научный руководитель: Змаева Елена Адольфовна, учитель математики высшей категории МОУ СОШ №30 /д.т. 795-15-60, моб. 8-908-046-69-06/

    Адрес автора работы: 454080 г. Челябинск, ул. Энгельса, 39-70 /моб. 89634614142,/

    Паспорт:
    Серия 75 05 номер 716236
    Выдан УВД Калининского Района города Челябинска 21.12.2005

  • Цилиндр, конус 
и сфера

    2 слайд

    Цилиндр, конус
    и сфера

  • Содержание:Цилиндр
 Понятие цилиндра
Сечения цилиндра
Различные виды цилиндро...

    3 слайд

    Содержание:
    Цилиндр
    Понятие цилиндра
    Сечения цилиндра
    Различные виды цилиндров
    Площадь поверхности цилиндра
    Конус
    Понятие конуса
    Площадь поверхности конуса
    Усеченный конус
    Сфера и шар
    Уравнение сферы
    Взаимное расположение сферы и плоскости
    Касательная плоскость к сфере.



    Площадь сферы

  • Цилиндр

    4 слайд

    Цилиндр

  • Понятие цилиндра    Рассмотрим две параллельные плоскости α и β и окружность...

    5 слайд

    Понятие цилиндра
    Рассмотрим две параллельные плоскости α и β и окружность L с центром О радиуса r, расположенную в α.(Рис.1)
    А1
    А
    М1
    М
    L
    О
    r
    α
    β
    Образующие
    Цилиндрическая поверхность
    Через каждую точку окружности L проведём прямые ┴ α.
    Отрезки этих прямых, заключённые между α и β, образуют цилиндрическую поверхность. АА1 и ММ1 называются образующими цилиндрической поверхности.
    Рис. 1
    содержание

  • А1АО1М1МLОrL1αβОснование цилиндраОбразующиеОсь цилиндраОснование цилиндра...

    6 слайд

    А1
    А
    О1
    М1
    М
    L
    О
    r
    L1
    α
    β
    Основание цилиндра
    Образующие
    Ось цилиндра
    Основание цилиндра
    При параллельном переносе на вектор ОО1 окружность L перейдёт в равную ей окружность L1 радиуса r с центром в точке О1.(Рис 2)
    Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1 , называется цилиндром.
    Цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра, а круги - основаниями цилиндра.
    Образующие цилиндрической поверхности называются образующими цилиндра, прямая ОО1 – осью цилиндра.
    Цилиндрическая поверхность
    Рис. 2
    содержание

  • Сечения цилиндра      Рассмотрим сечения цилиндра различными плоскостями....

    7 слайд

    Сечения цилиндра
    Рассмотрим сечения цилиндра различными плоскостями.
    Если секущая плоскость перпендикулярна к оси цилиндра, то сечение является кругом.
    (Рис. 3)

    α
    γ
    О
    О1
    ОО1 ┴ α
    ОО1 ┴ γ
    Рис. 3
    содержание

  • Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение предст...

    8 слайд

    Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник.
    Две стороны прямоугольника – образующие, а две другие – диаметры оснований цилиндра. Такое сечение называется осевым.
    (Рис. 4)

    Рис. 4
    содержание

  • Различные виды цилиндров       На практике встречаются цилиндры, имеющие боле...

    9 слайд

    Различные виды цилиндров
    На практике встречаются цилиндры, имеющие более сложную форму.
    На рисунке 5 изображён цилиндр, основания которого – круги, но образующие не перпендикулярны к плоскостям оснований. Такой цилиндр называется наклонным.

    Окружность
    Рис. 5
    содержание

  • На рисунке 6 изображён цилиндр, каждое основание которого представляет с...

    10 слайд

    На рисунке 6 изображён цилиндр, каждое основание которого представляет собой фигуру, ограниченную частью параболы и отрезком.
    парабола
    Рис. 6
    содержание

  • Площадь поверхности цилиндра
         Прямоугольник АВВ'А' называется развёрт...

    11 слайд

    Площадь поверхности цилиндра

    Прямоугольник АВВ'А' называется развёрткой боковой поверхности цилиндра.(Рис. 8)
    h
    r
    A
    B
    h
    2πr
    A
    B
    α
    B'
    A'
    Рис. 7
    Рис. 8
    На рисунке 7 изображён цилиндр. Представим себе, что его боковую поверхность разрезали по образующей АВ и развернули в плоскость α.

    содержание

  • За площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь её развёрт...

    12 слайд

    За площадь боковой поверхности цилиндра принимается площадь её развёртки.
    Т.к. площадь прямоугольника АВВ'А' равна АА' * АВ = 2πrh, то
    Sбок = 2πrh.


    h
    2πr
    A
    B
    α
    B'
    A'
    Рис. 8

    Площадь боковой поверхности цилиндра равна произведению длины окружности основания на высоту цилиндра.
    Площадью полной поверхности цилиндра называется сумма площадей боковой поверхности и двух оснований. Т.к. Sосн = πr2, то
    Sцил = 2πrh + 2πr2 = 2πr*(r+h)

    содержание

  •  Конус содержание

    13 слайд

    Конус
    содержание

  • Понятие конуса       Рассмотрим окружность L с центром О и прямую ОP, перпенд...

    14 слайд

    Понятие конуса
    Рассмотрим окружность L с центром О и прямую ОP, перпендикулярную к плоскости этой окружности. Каждую точку окружности соединим отрезком с точкой P. Поверхность, образованная этими отрезками, называется конической поверхностью, а сами отрезки – образующими конической поверхности.(Рис 9)
    Рис. 9
    О
    r
    P
    Коническая поверхность
    Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом. Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса, а круг основанием конуса. Точка P называется вершиной конуса, а образующие конической поверхности – образующими конуса. Прямая OP, проходящая через центр основания и вершину, называется осью конуса. Отрезок OP называется высотой конуса.
    r
    О
    P
    ось конуса
    вершина конуса
    образующие
    основание конуса
    боковая поверхность
    Рис. 10
    содержание

  • Площадь поверхности конуса       За площадь боковой поверхности конуса 
    п...

    15 слайд

    Площадь поверхности конуса
    За площадь боковой поверхности конуса
    принимается площадь её развёртки.
    Выразим площадь Sбок боковой поверхности конуса через его образующую l и радиус основания r.(Рис. 10)
    Площадь кругового сектора – развёртки боковой поверхности конуса – равна (πl 2/360)*α, где α – градусная мера дуги АВА', поэтому Sбок = (πl 2/360)*α.
    Выразим α через l и r. Так как длина дуги АВА' равна 2πr (длине окружности основания конуса), то 2πr= (πl /180)*α, откуда α=360r/l .
    Подставив это выражение в формулу, получим
    Sбок = πrl
    Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины длины окружности основания на образующую.
    Площадь полной поверхности конуса называется сумма площадей боковой поверхности и основания.
    Sкон= πr (l + r)
    содержание
    P
    A
    B
    A
    B
    A'
    P
    Рис. 10

  • Усеченный конус        Возьмём произвольный конус и проведём секущую плоскост...

    16 слайд

    Усеченный конус
    Возьмём произвольный конус и проведём секущую плоскость, перпендикулярную к его оси. Одна из частей представляет собой конус, а другая называется усеченным конусом. Основание исходного конуса и круг, полученный в сечении этого конуса плоскостью, называются основаниями усеченного конуса, а отрезок, соединяющий их центры, - высотой усеченного конуса.
    (Рис. 11)
    Часть конической поверхности, ограничивающая усеченный конус, называется его боковой поверхностью. А отрезки образующих, заключенные между основаниями называются образующими усеченного конуса.

    содержание
    О
    О1
    r
    P
    основание конуса
    основание конуса
    боковая поверхность
    образующая
    r1
    Рис. 11

  • Выразим площадь Sбок боковой поверхности усеченного конуса через обра...

    17 слайд

    Выразим площадь Sбок боковой поверхности усеченного конуса через образующую l и радиусы r и r1 оснований.
    Пусть P – вершина конуса, из которого получен усеченный конус, АА1 – одна из образующих, О и О1 – центры оснований, тогда Sбок = πr *PA- πr1*PA1= πr (PA1+AA1) - πr1*PA1. Отсюда, учитывая, что АА1=l, находим Sбок = πrl + π(r-r1)PA1.(Рис. 12)
    Выразим PA1 через l , r и r1. Прямоугольные треугольники PO1A1 и POA подобны, так как имеют общий угол P, поэтому PA1/PA=r1/r или PA1/PA+l =r1/r.
    Отсюда получаем PA1=l r1/r-r1.
    Итак, приходим к формуле Sбок = π(r+r1)l.
    Таким образом, площадь боковой поверхности усеченного конуса равна произведению полусуммы длин окружностей оснований на образующую.

    содержание
    О
    О1
    r
    P
    r1
    Рис. 12

  • Сферасодержание

    18 слайд

    Сфера
    содержание

  • Сфера и шар       Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек прос...

    19 слайд

    Сфера и шар
    Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки (Рис. 13)
    Данная точка называется центром сферы
    (точка О на рисунке 13), а данное расстояние радиусом сферы.
    Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий чрез её центр, называется диаметром сферы.
    Тело, ограниченное сферой, называется шаром. Центр, радиус и диаметр сферы называются также центром, радиусом и диаметром шара.
    содержание
    R
    Рис. 13
    О

  • Уравнение сферы        Пусть задана прямоугольная система координат Oxyz и да...

    20 слайд

    Уравнение сферы
    Пусть задана прямоугольная система координат Oxyz и дана некоторая поверхность F. Уравнение с тремя переменными x, y, z называется уравнением поверхности F.
    Выведем уравнение сферы радиуса R с центром С(x0;y0;z0) (Рис. 14). Расстояние от произвольной точки M (x;y;z;) до точки С вычисляется по формуле
    МС=√(x-x0)2+(y-y0)2+(z-z0)2.

    содержание
    R
    x
    y
    z
    Если точка М лежит на данной сфере, то МС=R или МС2=R2, т.е. координаты точки М равны (x-x0)2+(y-y0)2+(z-z0)2= R2. Если же точка М не лежит на данной сфере, то МС2≠R2.
    Следовательно, в прямоугольной системе координат уравнение сферы радиуса R с центром С(x0;y0;z0), имеет вид
    (x-x0)2+(y-y0)2+(z-z0)2= R2

    С(x0;y0;z0)
    M(x;y;z;)
    Рис. 14

  • Взаимное расположение сферы и плоскости       Исследуем взаимное расположение...

    21 слайд

    Взаимное расположение сферы и плоскости
    Исследуем взаимное расположение сферы и плоскости в зависимости от отношения между радиусом сферы и расстоянием от её центра до плоскости.
    Обозначим радиус сферы буквой R, а расстояние от её центра до плоскости α – буквой d. Введём систему координат Oxyz.
    Возможны три случая.
    1) d<R. Тогда R2-d2>0 и уравнение сферы является уравнением окружности радиуса r=√R2-d2 с центром в точке О на плоскости Оxy.
    Итак, если расстояние то центра сферы до плоскости меньше радиуса сферы, то сечение сферы есть окружность.(Рис. 15)
    содержание
    x
    y
    z
    С(0;0;d)
    R
    α
    Рис. 15
    d<R
    О

  • 2) d=R. Тогда  R2-d2=0. Следовательно точка О (0;0;0) – единственная точка сф...

    22 слайд

    2) d=R. Тогда R2-d2=0. Следовательно точка О (0;0;0) – единственная точка сферы и плоскости. Итак, если расстояние от центра сферы до плоскости равно радиусу сферы, то сфера и плоскость имеют одну общую точку. (Рис. 16)

    3) d>R. R2-d2<0, и уравнению не удовлетворяют координаты никакой точки. Следовательно, если расстояние от центра сферы до плоскости больше радиуса сферы, то сфера и плоскость не имеют общих точек. (Рис. 17)
    содержание
    x
    x
    y
    y
    z
    z
    О
    О
    С(0;0;d)
    С(0;0;d)
    α
    α
    Рис. 16
    Рис. 17
    d=R
    d>R

  • Касательная плоскость к сфере.      Плоскость, имеющая со сферой только одну...

    23 слайд

    Касательная плоскость к сфере.
    Плоскость, имеющая со сферой только одну общую точку, называется касательной плоскостью к сфере, а их общая точка называется точкой касания плоскости и сферы.(Рис. 18)
    Теорема № 1
    Радиус сферы, проведённый в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.

    содержание
    α
    О
    А
    Рис. 18
    Доказательство
    Рассмотрим плоскость α, касающуюся сферы с центром О в точке А, расстояние от центра сферы до плоскости α =d Докажем, что радиус ОА┴α.
    Предположим, что это не так. Тогда ОА – наклонная к α, и, сл-но d<R. Поэтому сфера и плоскость пересекаются по окружности. Противоречие с условием теоремы, следовательно теорема доказана.

  • Теорема № 2
       Если радиус сферы перпендикулярен к плоскости, про...

    24 слайд

    Теорема № 2
    Если радиус сферы перпендикулярен к плоскости, проходящей через его конец, лежащий в сфере, то эта плоскость является касательной к сфере.
    Доказательство
    Из условия теоремы следует, что данный радиус является перпендикуляром, проведенным из центра сферы к данной плоскости. Поэтому расстояние от центра сферы до плоскости равно радиусу сферы, и, следовательно, сфера и плоскость имеют только одну общую точку. Это и означает, что данная плоскость является касательной к сфере. Теорема доказана. (Рис. 19)


    содержание
    α
    О
    А
    Рис. 19

  • Площадь сферы       Для сферы непригоден способ определения площади поверхнос...

    25 слайд

    Площадь сферы
    Для сферы непригоден способ определения площади поверхности с помощью развёртки. Для определения её площади воспользуемся понятием описанного многогранника. Многогранник называется описанным около сферы, если сфера касается всех его граней. (Рис.20)
    За площадь сферы примем предел последовательности площадей поверхностей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани.
    Формула для вычисления площади сферы радиуса R: S=4πR2
    содержание
    Рис. 20

  • содержаниеРешение 
задач

    26 слайд

    содержание
    Решение
    задач

  • Задача №1      Найдите градусную меру угла φ кругового сектора, который являе...

    27 слайд

    Задача №1
    Найдите градусную меру угла φ кругового сектора, который является развёрткой поверхности конуса высотой 12 м и с радиусом основания 5 см.
    Решение:
    1) ∆AOP – прямоугольный
    AP2=OA2+OP2 – по т. Пифагора
    АP2 = 52+ 122=169
    AP=13 (м)
    2) Sбок =πrl=π*5*13=65π (м2)
    Развёртка боковой поверхности представляет собой сектор – часть круга, центральный угол которого φ
    3) Найдём φ : (πl2/360)*φ= πrl
    φ=360r/l=360*5/13=138º28‘
    Ответ: φ=138º28‘


    P
    А
    О
    P
    А
    А'
    13
    13
    φ
    12
    5

  • Задача № 2 (Для самостоятельного решения)      Высота конуса PO разделена то...

    28 слайд

    Задача № 2
    (Для самостоятельного решения)
    Высота конуса PO разделена точками деления на три части PA=AB=BO, где P – вершина конуса, О – центр круга основания. Через точки А и В проведены плоскости, параллельные основанию. Найдите площади оснований, если S – площадь основания круга.
    P
    О
    А
    В

  • Задача №3Найдите площадь сечения шара радиусом 22 см, если плоскость сечения...

    29 слайд

    Задача №3
    Найдите площадь сечения шара радиусом 22 см, если плоскость сечения находится на расстоянии 18 см от центра.
    Решение:
    1) ∆ ОАО1 - прямоугольный
    x – радиус сечения
    x2= 222 – 182= 160 (cм2)
    2) Площадь сечения:
    S=πx2= π160 (cм2)
    Ответ: 160 π см2
    О
    х
    22
    18

  • Задача № 4 (Для самостоятельного решения)     Через точку касания проведена...

    30 слайд

    Задача № 4
    (Для самостоятельного решения)
    Через точку касания проведена плоскость под углом 30º к касательной плоскости в этой же точке. Найдите площадь сечения, если площадь сечения шара диаметральной плоскостью равна 5.
    О
    α
    О1
    30º

  • Список использованных источников.
Геометрия 10-11: Учеб. Для общеобразоват. у...

    31 слайд

    Список использованных источников.

    Геометрия 10-11: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселёва, и др.- 12-е изд.- М.: «Просвещение», 2003.-206 с.: ил.
    Решение задач по математике. Справочник школьника / Сост. Г. М. Якушева, при участии О. А. Смирнова. Под ред. А. С. Барашкова.-М.: Филологич. Общество «Слово», компания «Ключ-С», АСТ, Центр гуманитар. Наук при фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.-640 с.
    Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Глав. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998.-688 с.: ил.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация выполнена в рамках проектной деятельности:"Электронное приложение к учебнику Л. С. Атанасян Геометрия 10-11" учащихся при изучении геометрии в десятом классе. Содержание:цилиндр,понятие цилиндра, виды цилиндров, сечения цилиндров.Вывод формулы площади поверхности цилиндра.Определение конуса, виды конусов. Вывод площадей боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса. Определение сферы и шара. Вывод уравнения сферы и шара, взаимное расположение сферы и плоскости. Доказательство теоремы о свойстве касательной плоскости к сфере.Вывод формулы площади сферы. Решение задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 205 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок математики в 4 классе "Умножение двузначных чисел на круглые десятки" Урок -исследование.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
  • Тема: Умножение двузначного числа на круглые десятки
  • 30.09.2020
  • 1219
  • 19
«Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Контрольная работа № 2 по математике по теме "Умножение и деление на 2 и 3" 3 класс УМК "Школа России"
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Умножение и деление (продолжение)
Рейтинг: 1 из 5
  • 30.09.2020
  • 4615
  • 597
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 958
    • PPTX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Змаева Елена Адольфовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Змаева Елена Адольфовна
    Змаева Елена Адольфовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36453
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1247 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 794 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 327 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 861 человек

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе