Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Математика в жизни и в искусстве
2 слайд
Цель:
1) Показать связь математики с природой;
2)Показать связь математики с искусством
3 слайд
Задачи:
Изучить литературу по этой теме.
Найти факты подтверждающие связь математики с жизнью и с искусством.
4 слайд
Актуальность:
Многие ребята, выбирая профессию не представляют с какими школьными предметами она связана.
Моя работа показывает необходимость изучения математики людям творческих профессий – архитектора, дизайнера, художника, скульптора, мастеров прикладного творчества и т.д.
После того, как я покажу связь математики с природой и искусством, к математике будет отношение не просто как к школьному предмету, а как к способу описания окружающего нас мира.
5 слайд
Симметрия
6 слайд
Поворотная симметрия
Фигуры, образующиеся в результате поворота своей части вокруг вертикальной оси на угол в 360/n (n=2,3..) обладают поворотной симметрией n-го порядка.
5-го порядка
4-го порядка
7 слайд
Симметрия 5-го порядка
Морская звезда-пример живого организма с поворотной симметрией 5-го порядка. Этот тип симметрии наиболее распространен в живой природе (цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т д) и невозможен в кристаллических решетках неживой природы.
Симметрию 5-го порядка называют симметрией жизни.
8 слайд
Примерами могут служить морская звезда и панцирь морского ежа.
Поворотная симметрия 5-го порядка.
9 слайд
Поворотная симметрия 5-го порядка.
10 слайд
Однако в отличие от мира растений поворотная симметрия в животном мире наблюдается редко.
Для насекомых, рыб, птиц, животных характерно несовместимое с поворотной симметрией различие между направлениями «вперед» и «назад».
11 слайд
Билатеральная симметрия
Бабочка парусник
Махаон – прекрасный
Пример билатеральной
симметрии в природе.
Билатеральная симметрия
определяется векторами
силы тяжести и
направления движения.
12 слайд
Кроме направления движения симметрию живых существ определяет еще одно направление – направление силы тяжести.
Эта симметрия хорошо
видна у бабочки.
Симметрия левого и
правого крыла
проявляются здесь
с почти математической строгостью.
13 слайд
Единство в многообразии -поворотная симметрия 6-го порядка
14 слайд
Зеркальная симметрия
Озеро горных духов. Алтай.
Отражение в воде- единственный пример горизонтальной симметрии в природе.
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Пример осевой симметрии, бордюры и розетки. Павловский дворец.
18 слайд
19 слайд
Паркет в Павловске, построен на квадратной решетке.
20 слайд
21 слайд
Трехцветная симметрия, построенная на шестиугольной решетке.
Ящерицы, рыбы и летучие мыши (нижний орнамент).
22 слайд
Поворотная симметрия 12-го порядка.
Мозаика купола баптистерия в Равенне. 5 век.
23 слайд
Пропорция
или симметрия подобия
24 слайд
Это слово в употребление ввел Цицерон в 1 в до н э переведя на латынь платоновский термин, означавший соответствие, соотношение.
С тех пор, вот уже 2000 лет пропорцией в математике называют равенство между отношениями 4 величин: a:b=c:d.
25 слайд
Например
раковины
аммонита
Раковины дальневосточных
моллюсков.
26 слайд
Пропорция. Пропорциональные отрезки.
A
B
C
D
A'
B'
C'
D'
Говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам A‘B'и C‘D‘, если
27 слайд
Матрешки- хороший пример
переносной симметрии подобия.
Отношение высот матрешек или «угол роста» матрешек является той неизменной постоянной, которая характеризует данную симметрию подобия.
Вообще, все растущее
в природе обладает
симметрией подобия.
28 слайд
Золотое сечение
Это деление на две части так, чтобы отношение целого к большей части равнялось отношению большей части к меньшей.
29 слайд
Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.
Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
30 слайд
В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
Золотое сечение в живой природе
Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.
31 слайд
Золотое сечение
Боттичели. Рождение Венеры. Это воплощение идеи гармонии золотого сечения, господствующего в природе.
Ок. 1483-1484гг.
Важнейшую роль в искусстве
играет пропорция золотого
сечения.
Золотая пропорция определяется
как деление отрезка на две
неравные части, при котором
меньшая часть так относится к
большей ,как большая ко всей
длине отрезка.
32 слайд
Неповторима младенческая чистота Венеры и кроткая печаль ее взора.
Неповторим льнущий к телу клубок золотых волос, в котором, как в клубке змей, таится роковое коварство этого безгрешного существа.
Глядя на пропорциональный анализ Венеры, мы видим, что колени,
поясница и шея являются и точками деления целого в пропорции
Золотого сечения.
Главная точка золотого сечения приходится на точку рождения новой жизни- пуп человека.
33 слайд
Микеланджело. Сотворение Адама.1508-1512гг. Дарующий жизнь перст Бога-демиурга и еще инертную руку Адама отделяет ничтожное пространство, сжавшееся до точки. В этой точке весь динамизм композиции, электрический разряд творящей энергии, сладостный миг рождения жизни. Неудивительно, что эта главная смысловая точка есть точка золотого сечения композиции.
34 слайд
Поликлет. Дорифор (копьеносец),или канон (прорисовка). Ок. 440г до н э
В прорисовке скульптур и картин требуется математический расчет и знания пропорционирования.
Мне любо изречение древнего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начали обучаться живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии. Наши наметки, в которых изложено всё искусство живописи во всём безусловном совершенстве, будут легко поняты всяким геометром, но невежда в геометрии не поймёт ни этих, ни каких-либо иных правил живописи. Поэтому я и утверждаю, что живописцу необходимо обучаться геометрии.
А. Альберти
35 слайд
Вывод:
Закону золотого сечения подчинено искусство и все живое в природе.
Пропорцию и различные виды симметрии мы видим в природе и в искусстве.
А значит математику необходимо изучать не только инженерам, конструкторам, летчикам, военным, морякам, но и людям творческих профессий.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Работа заняла 1 место на "Купчинских чтениях" в 2013-2014 уч.году. Данная работа расширяет кругозор учащихся и повышает интерес к математике. Рассказывает о золотом сечении в природе, в искусстве, рассматривается это на конкретных примерах; о золотой пропорции в природе и архитектуре, в изобразительном искусстве.Многие ребята, выбирая профессию не представляют с какими школьными предметами она связана.Моя работа показывает необходимость изучения математики людям творческих профессий – архитектора, дизайнера, художника, скульптора, мастеров прикладного творчества и т.д.
После того, как я покажу связь математики с природой и искусством, к математике будет отношение не просто как к школьному предмету, а как к способу описания окружающего нас мира.
6 656 271 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Быданова Ника Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.