Главная / Логопедия / Презентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу

Презентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу

Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу «Морфемный соста...
Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО В школьной программе ...
В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей орфогра...
При изучении раздела «Слово» у учеников формируется навык обозначать родствен...
Дети должны усвоить: чувство языка, чувство слова; базу   для   формирования ...
Чему должен научить логопед: умению выделять морфему из слова; умению самосто...
Содержание коррекционной работы по теме «Морфемный анализ слова» ПОЭТАПНО
На первом этапе научить различать: Форму слова и родственные слова Родственны...
Форма слова и родственные слова Родственные (однокоренные) слова - лес, лесн...
Слова с омонимичными корнями 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обн...
Игры на развитие представлений о «сложных словах» 1. Способ сложения основ. Д...
Закрепление темы «Родственные слова » «Вставить в овал слово-отгадку» Детям п...
После изучения темы «Родственные слова» можно переходить к изучению суффиксов...
Развитие навыков морфемного анализа на логопедических занятиях Система упражн...
Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленьк...
Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленьки...
Упражнения для закрепления при изучении суффиксов, образующих имена прилагате...
«Суффиксы пошутили» Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слов...
Закрепление темы «Состав слова » Шла коза по мостику И виляла … (хвостиком) –...
Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав прово...
 Приставочный способ словообразования изучается позже. . Он действует в рамка...
Упражнения и игры для развития и закрепления умения выделять приставочный спо...
Морфемный анализ слова Разбор слова по составу производится с целью - определ...
Упражнения на моделирование в словообразовании Для развития навыков морфемног...
Модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами
Модели составления словообразовательных цепочек: эффективны для речевого разв...
С помощью таких упражнений школьники: - усваивают различие между словоизменен...
Упражнение «Улитка»: Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети ...
3. Закрепление темы «Состав слова» Подбираем слова к схемам в предложении. Вы...
«За кем последнее слово?» Игра учит образовывать слово от данного корня и нах...
«Образуй новые слова» Здесь от детей требуется определить, какой корень проп...
Оценка деятельности учащихся. Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихот...
Работа в специальной тетради для улучшения запоминания родственных слов закре...
Учащиеся записывают на каждой из частей изучаемые в ходе занятий морфемы, а н...
Таким образом закрепляются практические навыки по моделированию и конструиров...
Метод лингвистического эксперимента В ходе него учащиеся осуществляют «пример...
Упражнения для закрепления Образование существительных при помощи суффикса: Н...
Занимательные упражнения для создания положительного эмоционального настроя н...
1 Результат У учащихся формируются речемыслительные операции по сравнению сло...
2 Результат У учащихся формируются навыки толкования значений слов, подбора с...
3 Результат Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный ...
4 Результат Дети учатся выявлять морфемы как значащие элементы слова. Формиру...
Обратная связь Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в слова...
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ: Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных на...
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
1 из 45

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу «Морфемный состав с
Описание слайда:

Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу «Морфемный состав слова» ШМО учителей-логопедов г.Чебоксары, 11.2014 Докладчик: Шишулина С.Н., МБОУ «СОШ № 48» г.Чебоксары Чувашской Республики

№ слайда 2 Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО В школьной программе изу
Описание слайда:

Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО В школьной программе изучение морфемного состава слова начинается во 2 классе. Дети должны научиться: -различать изменяемые и неизменяемые слова -различать родственные слова и формы слова -находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, оценивать правильность проведения разбора слов по составу. /Из программы по русскому языку начальных классов/

№ слайда 3 В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей орфографич
Описание слайда:

В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования:  в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части;  знакомятся с корнем, однокоренными словами,   суффиксом, приставкой, графическим  обозначением этих частей слова;  наблюдают за  приставочным и суффиксальным способами образования слов.

№ слайда 4 При изучении раздела «Слово» у учеников формируется навык обозначать родственные
Описание слайда:

При изучении раздела «Слово» у учеников формируется навык обозначать родственные слова Важнейшим  разделом в курсе  русского языка начальной школы является  раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков  буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

№ слайда 5 Дети должны усвоить: чувство языка, чувство слова; базу   для   формирования  
Описание слайда:

Дети должны усвоить: чувство языка, чувство слова; базу   для   формирования   орфографической зоркости, для развития орфографических умений. Наша задача - помочь детям с ОНР освоить  школьную программу. У нас свои методы и приемы

№ слайда 6 Чему должен научить логопед: умению выделять морфему из слова; умению самостояте
Описание слайда:

Чему должен научить логопед: умению выделять морфему из слова; умению самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава; умению объяснить роль морфемы в слове; умению правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами

№ слайда 7 Содержание коррекционной работы по теме «Морфемный анализ слова» ПОЭТАПНО
Описание слайда:

Содержание коррекционной работы по теме «Морфемный анализ слова» ПОЭТАПНО

№ слайда 8 На первом этапе научить различать: Форму слова и родственные слова Родственные с
Описание слайда:

На первом этапе научить различать: Форму слова и родственные слова Родственные слова и слова с омонимичными корнями

№ слайда 9 Форма слова и родственные слова Родственные (однокоренные) слова - лес, лесной,
Описание слайда:

Форма слова и родственные слова Родственные (однокоренные) слова - лес, лесной, лесник, лесничий, лесовичок.  Форма одного и того же слова - лес, леса, лесом, о лесе, в лесу. Только приставки и суффиксы (или их отсутствие) образуют новые однокоренные слова, а окончание - показатель формы: Тетрадь – тетрадИ – словоизменение (одно и то же слово) Тетрадь – тетрадНый – тетрадКа - словообразование (образовалось новое слово) – однокоренные слова.

№ слайда 10 Слова с омонимичными корнями 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноск
Описание слайда:

Слова с омонимичными корнями 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»); 2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос». Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

№ слайда 11 Игры на развитие представлений о «сложных словах» 1. Способ сложения основ. Дети
Описание слайда:

Игры на развитие представлений о «сложных словах» 1. Способ сложения основ. Дети указывают, из каких корней образованы сложные слова, находят соединительную гласную Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо». листья падают – листопад сам ходит – самоход снег падает – снегопад мед носит – медонос вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон звезды падают – звездопад сено косит – сенокос разводит сады – садовод везде ходит – вездеход разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход сам летит – самолет пыль сосет – пылесос воду возит – водовоз. Слова подбираются понятные для детей.

№ слайда 12 Закрепление темы «Родственные слова » «Вставить в овал слово-отгадку» Детям пред
Описание слайда:

Закрепление темы «Родственные слова » «Вставить в овал слово-отгадку» Детям предлагается прочитать получившиеся слова, задаётся вопрос «Как можно назвать такие слова?»: Весной одевается, осенью раздевается.         (     )-ник (     )-ок (     )-ной         (     )-очек (     )-ничий

№ слайда 13 После изучения темы «Родственные слова» можно переходить к изучению суффиксов. Т
Описание слайда:

После изучения темы «Родственные слова» можно переходить к изучению суффиксов. Так как суффиксы обладают более четким, узким, а нередко и специальным значением по сравнению с другими аффиксами, то их изучение проводится в первую очередь.

№ слайда 14 Развитие навыков морфемного анализа на логопедических занятиях Система упражнени
Описание слайда:

Развитие навыков морфемного анализа на логопедических занятиях Система упражнений на моделирование морфемного состава  спо-собствует эффективному обучению младших школьников.

№ слайда 15 Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький
Описание слайда:

Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький – очень большой (подбор подходящих слов) Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря (вариант – «Найди хозяина – Великан, Дровосек, гномик. Чья вещь?»): Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь Иванушка Иван Рубашечка рубашища сапожки сапожища кармашек карманище ремешок ремнище топорик топорище сабелька саблища ножка ножища ручка ручища глазик глазище усики усищи голосок голосище носик носище силушка силища.

№ слайда 16 Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький –
Описание слайда:

Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький – очень большой (подбор подходящих слов) 1) Игра «Большой - маленький». Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения. Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

№ слайда 17 Упражнения для закрепления при изучении суффиксов, образующих имена прилагательн
Описание слайда:

Упражнения для закрепления при изучении суффиксов, образующих имена прилагательные от имен существительных: Предлагается образовать от слова — названия предмета «дождь» слово — название признака предмета. Сначала дети перечисляют соответствующие словообразующие суффиксы, которые были изучены ранее, а затем «примеривают» их к корню. Значения образованных паронимов «дождевой» и «дождливый» уточняются при составлении с ними словосочетаний и предложений. (Паронимы - слова, близкие по звучанию, но разные по значению)

№ слайда 18 «Суффиксы пошутили» Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слово с
Описание слайда:

«Суффиксы пошутили» Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слово с неправильным суффиксом, дети читают его, а затем подставляют в него требуемый суффикс:           дубик – домок, лесяк – морник, садник – ледик и т.д.

№ слайда 19 Закрепление темы «Состав слова » Шла коза по мостику И виляла … (хвостиком) – вы
Описание слайда:

Закрепление темы «Состав слова » Шла коза по мостику И виляла … (хвостиком) – выделить в этом слове корень, суффикс и окончание.

№ слайда 20 Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав проводит
Описание слайда:

Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав проводится в течение всего второго этапа С использованием различных игровых приемов «загадай слово другу», «отгадай слово», а также заданий на подбор к заданным словам однокоренных слов, но из других частей речи. Например: грибной – гриб, рёв – реветь.   Детям это даётся на карточках типа: Какой? Что делает? двор – дворовый дым – дымит зуб – гудок – зима – игра – и т.д.

№ слайда 21  Приставочный способ словообразования изучается позже. . Он действует в рамках в
Описание слайда:

 Приставочный способ словообразования изучается позже. . Он действует в рамках всех частей речи, но более всего присущ глаголам. Так как у детей с ОНР возникают трудности при осознании звукового образа слова или морфемы, продолжается работа по совершенствованию фонематических процессов, развитию слухового восприятия (например, упражнение в выделении слов с заданной морфемой из предложения или текста, сравнение похожих по звучанию, но различных по структуре и смыслу слов и др.).  

№ слайда 22 Упражнения и игры для развития и закрепления умения выделять приставочный способ
Описание слайда:

Упражнения и игры для развития и закрепления умения выделять приставочный способ образования На примере приставок с противоположным значением. Выбираем подходящие по значению приставки. Логопед вывешивает на доску таблицу приставок, кроме приставок, оканчивающихся на з, с. Под таблицей пишет одно слово. Ученики устно образовывают слова.

№ слайда 23 Морфемный анализ слова Разбор слова по составу производится с целью - определени
Описание слайда:

Морфемный анализ слова Разбор слова по составу производится с целью - определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

№ слайда 24 Упражнения на моделирование в словообразовании Для развития навыков морфемного а
Описание слайда:

Упражнения на моделирование в словообразовании Для развития навыков морфемного анализа, для развития умений вычленять приставки и суффиксы не формально – по догадке, по месту в слове, что нередко случается в начальной школе, а по значению

№ слайда 25 Модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами
Описание слайда:

Модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами

№ слайда 26 Модели составления словообразовательных цепочек: эффективны для речевого развити
Описание слайда:

Модели составления словообразовательных цепочек: эффективны для речевого развития младших школьников

№ слайда 27 С помощью таких упражнений школьники: - усваивают различие между словоизменением
Описание слайда:

С помощью таких упражнений школьники: - усваивают различие между словоизменением и словообразованием; - развивают языковую интуицию.

№ слайда 28 Упражнение «Улитка»: Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети быс
Описание слайда:

Упражнение «Улитка»: Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети быстрее запоминают морфемы слов; данное упражнение полезно для детей – кинестетиков.

№ слайда 29 3. Закрепление темы «Состав слова» Подбираем слова к схемам в предложении. Выдел
Описание слайда:

3. Закрепление темы «Состав слова» Подбираем слова к схемам в предложении. Выделить сложные слова (с двумя корнями). Игра «Живые слова»: сначала выходит ученик, у которого на карточке корень слова (названного учителем), затем, у которых карточки с суффиксом и окончанием, занимают соответствующее место. У доски ученики поднимают карточки на одном уровне. Все прочитывают получившееся слово.

№ слайда 30 «За кем последнее слово?» Игра учит образовывать слово от данного корня и находи
Описание слайда:

«За кем последнее слово?» Игра учит образовывать слово от данного корня и находить корень в родственных словах. Принцип игры таков: один из участников называет слово. Второй называет слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с данным корнем. При этом играть можно командами.

№ слайда 31 «Образуй новые слова» Здесь от детей требуется определить, какой корень пропуще
Описание слайда:

«Образуй новые слова» Здесь от детей требуется определить, какой корень пропущен в словах и выписать слова в два столбика, выделяя корни. - ник - ок пере – ок

№ слайда 32 Оценка деятельности учащихся. Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотвор
Описание слайда:

Оценка деятельности учащихся. Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка) Составьте слова из отгадок головоломок. Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень, как у слова КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА. Что это такое? (подкова) Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ Корень такой же, как в слове ХОДОК. Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ А окончание, как в слове МАМА. Это слово - (походка). Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.

№ слайда 33 Работа в специальной тетради для улучшения запоминания родственных слов закрепля
Описание слайда:

Работа в специальной тетради для улучшения запоминания родственных слов закрепляются практические навыки по моделированию и конструированию слов в соответствии с их морфемным составом.

№ слайда 34 Учащиеся записывают на каждой из частей изучаемые в ходе занятий морфемы, а на о
Описание слайда:

Учащиеся записывают на каждой из частей изучаемые в ходе занятий морфемы, а на обратной их стороне слова, в которых эта морфема присутствует.

№ слайда 35 Таким образом закрепляются практические навыки по моделированию и конструировани
Описание слайда:

Таким образом закрепляются практические навыки по моделированию и конструированию слов в соответствии с их морфемным составом. Например, по теме «Суффиксы»: суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. Найдите их в словах: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель Вставь суффикс -ик- или -ек-: Ключ… Ик Комоч… Ек

№ слайда 36 Метод лингвистического эксперимента В ходе него учащиеся осуществляют «примерива
Описание слайда:

Метод лингвистического эксперимента В ходе него учащиеся осуществляют «примеривание», «прилаживание» морфем в каждом конкретном случае. Метод позволяет воспроизводить способы освоения словопроизводства в онтогенезе.

№ слайда 37 Упражнения для закрепления Образование существительных при помощи суффикса: Напр
Описание слайда:

Упражнения для закрепления Образование существительных при помощи суффикса: Например, записывается корень «трав». У учащихся к этому времени «накоплены» уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Детям даётся задание: подобрать из данных частиц уменьшительно-ласкательные суффиксы к корню. Дети «примеривают» различные суффиксы к корню и выясняют, что корень «трав» сочетается с суффиксами –ушк– и –к-.

№ слайда 38 Занимательные упражнения для создания положительного эмоционального настроя на з
Описание слайда:

Занимательные упражнения для создания положительного эмоционального настроя на занятиях Учащимся следует прочитать слова, из первого слова записать приставку, из второго – корень, из третьего – суффикс и окончание. Затем дети должны ответить на вопрос «Какое слово получилось?»  повёл         дарит        цветок – ...  побежал    садовник   пилотка - …        вывез         рубит          ручка – ...

№ слайда 39 1 Результат У учащихся формируются речемыслительные операции по сравнению слов,
Описание слайда:

1 Результат У учащихся формируются речемыслительные операции по сравнению слов, их морфемного состава, выявлению схожего и отличного, классификации и обобщения.

№ слайда 40 2 Результат У учащихся формируются навыки толкования значений слов, подбора сино
Описание слайда:

2 Результат У учащихся формируются навыки толкования значений слов, подбора синонимов, антонимов, без соскальзывания на звуковые ассоциации

№ слайда 41 3 Результат Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный сос
Описание слайда:

3 Результат Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав активизирует работу со словарем и развивает способность правильного толкования слов детьми.

№ слайда 42 4 Результат Дети учатся выявлять морфемы как значащие элементы слова. Формируютс
Описание слайда:

4 Результат Дети учатся выявлять морфемы как значащие элементы слова. Формируются устойчивые звукобуквенные обобщения — одинаковые морфемы пишутся одинаково, независимо от изменений в их звучании при произнесении слова, что служит базой для формирования орфографически правильного письма.

№ слайда 43 Обратная связь Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?
Описание слайда:

Обратная связь Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах? (Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, чтобы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

№ слайда 44 ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ: Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных навык
Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ: Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных навыков у учащихся с ОНР», публикация; ЕфименковаЛ.Н.,МисаренкоГ.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991; Курдюмова Г.В., разработка логопедического занятия по теме «Состав слова», публикация; Шелестова М.А. «Работа над составом слова в начальных классах как средство речевого развития младших школьников», публикация.

№ слайда 45 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу
  • Логопедия
Описание:

Презентация подготовлена для ШМО учителей-логопедов г.Чебоксары, 11.2014.

В презентации представлены методы и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию у учащихся словообразовательных навыков»

Автор презентации – Шишулина С.Н.

Использованные источники:

·  Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных навыков у учащихся с ОНР», публикация;

·  ЕфименковаЛ.Н.,МисаренкоГ.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991;

·  Курдюмова Г.В., разработка логопедического занятия по теме «Состав слова», публикация;

·  Шелестова М.А. «Работа над составом слова в начальных классах как средство речевого развития младших школьников», публикация

 

 

Автор Шишулина Светлана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 25609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы