Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПрезентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу

Презентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по логопедии Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу «Морфемный сост...

    1 слайд

    Содержание работы по формированию знаний и умений по разделу
    «Морфемный состав слова»

    ШМО учителей-логопедов г.Чебоксары, 11.2014
    Докладчик: Шишулина С.Н.,
    МБОУ «СОШ № 48» г.Чебоксары Чувашской Республики

  • Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО
В школьной программе...

    2 слайд

    Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО

    В школьной программе изучение морфемного состава слова начинается во 2 классе. Дети должны научиться:
    -различать изменяемые и неизменяемые слова
    -различать родственные слова и формы слова
    -находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
    - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, оценивать правильность проведения разбора слов по составу.
    /Из программы по русскому языку
    начальных классов/

  • В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей орфогра...

    3 слайд

    В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей орфографической зоркости.

    Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: 
    в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части;
     знакомятся с корнем, однокоренными словами,  
    суффиксом, приставкой, графическим  обозначением этих частей слова; 
    наблюдают за  приставочным и суффиксальным способами образования слов.

  • При изучении раздела «Слово» у учеников формируется навык обозначать родствен...

    4 слайд

    При изучении раздела «Слово» у учеников формируется навык обозначать родственные слова
    Важнейшим  разделом в курсе 
    русского языка начальной школы является 
    раздел «Слово».
    Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
    1) звукового состава и обозначения звуков 
    буквами;
    2) морфемного состава и словообразования;
    3) грамматического значения;
    4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

  • Дети должны усвоить:
чувство языка, чувство слова;
базу   для   формирования ...

    5 слайд

    Дети должны усвоить:

    чувство языка, чувство слова;
    базу   для   формирования  
    орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
    Наша задача - помочь детям с ОНР освоить  школьную программу.
    У нас свои методы и приемы

  • Чему должен научить логопед:умению выделять морфему из слова;
умению самостоя...

    6 слайд

    Чему должен научить логопед:
    умению выделять морфему из слова;
    умению самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;
    умению объяснить роль морфемы в слове;
    умению правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами

  • Содержание коррекционной работы по теме «Морфемный анализ слова»ПОЭТАПНО

    7 слайд

    Содержание коррекционной работы по теме
    «Морфемный анализ слова»
    ПОЭТАПНО

  • На первом этапе научить различать:Форму слова и родственные слова




Родстве...

    8 слайд

    На первом этапе научить различать:
    Форму слова и родственные слова




    Родственные слова и слова с омонимичными корнями

  • Форма слова и родственные слова Родственные (однокоренные) слова - лес, лесн...

    9 слайд

    Форма слова и родственные слова
    Родственные (однокоренные) слова - лес, лесной, лесник, лесничий, лесовичок. 
    Форма одного и того же слова - лес, леса, лесом, о лесе, в лесу.
    Только приставки и суффиксы (или их отсутствие) образуют новые однокоренные слова, а окончание - показатель формы:
    Тетрадь – тетрадИ – словоизменение (одно и то же слово)
    Тетрадь – тетрадНый – тетрадКа - словообразование (образовалось новое слово) – однокоренные слова.

  • Слова с омонимичными корнями
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обн...

    10 слайд

    Слова с омонимичными корнями

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

  • Игры на развитие представлений о  «сложных словах» 1. Способ сложения основ....

    11 слайд

    Игры на развитие представлений о «сложных словах»
    1. Способ сложения основ. Дети указывают, из каких корней образованы сложные слова, находят соединительную гласную
    Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
    листья падают – листопад сам ходит – самоход
    снег падает – снегопад мед носит – медонос
    вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
    звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
    разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
    разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
    перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
    сам летит – самолет пыль сосет – пылесос
    воду возит – водовоз.
    Слова подбираются понятные для детей.

  • Закрепление темы «Родственные слова » «Вставить в овал слово-отгадку»Детям...

    12 слайд

    Закрепление темы «Родственные слова »
    «Вставить в овал слово-отгадку»

    Детям предлагается прочитать получившиеся слова, задаётся вопрос «Как можно назвать такие слова?»:
    Весной одевается,
    осенью раздевается.
           
    (     )-ник (     )-ок (     )-ной
            (     )-очек (     )-ничий

  • После изучения темы «Родственные слова»можно переходить к изучению суффиксов....

    13 слайд

    После изучения темы «Родственные слова»
    можно переходить к изучению суффиксов. Так как суффиксы обладают более четким, узким, а нередко и специальным значением по сравнению с другими аффиксами, то их изучение проводится в первую очередь.

  • Развитие навыков морфемного анализа на логопедических занятияхСистема упражне...

    14 слайд

    Развитие навыков морфемного анализа на логопедических занятиях
    Система упражнений на моделирование морфемного состава  спо-собствует эффективному обучению младших школьников.

  • Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленьк...

    15 слайд

    Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький – очень большой (подбор подходящих слов)

    Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря (вариант – «Найди хозяина – Великан, Дровосек, гномик. Чья вещь?»):
    Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь
    Иванушка Иван
    Рубашечка рубашища
    сапожки сапожища
    кармашек карманище
    ремешок ремнище
    топорик топорище
    сабелька саблища
    ножка ножища
    ручка ручища
    глазик глазище
    усики усищи
    голосок голосище
    носик носище
    силушка силища.

  • Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленьки...

    16 слайд

    Суффиксальный способ: объясняем на примерах значение суффиксов очень маленький – очень большой (подбор подходящих слов)

    1) Игра «Большой - маленький».
    Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
    Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
    Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
    Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

  • Упражнения для закрепления при изучении суффиксов, образующих имена прилагате...

    17 слайд

    Упражнения для закрепления при изучении суффиксов, образующих имена прилагательные от имен существительных:

    Предлагается образовать от слова — названия предмета «дождь» слово —
    название признака предмета.
    Сначала дети перечисляют соответствующие словообразующие суффиксы, которые были изучены ранее,
    а затем «примеривают» их к корню.
    Значения образованных паронимов «дождевой» и «дождливый» уточняются при составлении с ними словосочетаний и предложений.
    (Паронимы - слова, близкие по звучанию,
    но разные по значению)


  • «Суффиксы пошутили»Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слово...

    18 слайд

    «Суффиксы пошутили»
    Играющие имеют на руках суффиксы. Ведущий показывает слово с неправильным суффиксом, дети читают его, а затем подставляют в него требуемый суффикс:
              дубик – домок, лесяк – морник, садник – ледик и т.д.


  • Закрепление темы «Состав слова »Шла коза по мостику 
И виляла … 
(хвостиком)...

    19 слайд

    Закрепление темы «Состав слова »
    Шла коза по мостику
    И виляла …
    (хвостиком) – выделить в этом слове корень, суффикс и окончание.

  • Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав прово...

    20 слайд

    Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав проводится в течение всего второго этапа
    С использованием различных игровых приемов «загадай слово другу», «отгадай слово»,
    а также заданий на подбор к заданным словам однокоренных слов, но из других частей речи. Например: грибной – гриб, рёв – реветь.
     
    Детям это даётся на карточках типа:
    Какой?Что делает?
    двор – дворовыйдым – дымит
    зуб –гудок –
    зима –
    игра – и т.д.

  •  Приставочный способ словообразования изучается позже. . 
Он действует в рамк...

    21 слайд

     Приставочный способ словообразования изучается позже.
    .


    Он действует в рамках всех частей речи, но более всего присущ глаголам.
    Так как у детей с ОНР возникают трудности при осознании звукового образа слова или морфемы, продолжается работа по совершенствованию фонематических процессов, развитию слухового восприятия (например, упражнение в выделении слов с заданной морфемой из предложения или текста, сравнение похожих по звучанию, но различных по структуре и смыслу слов и др.).
     

  • Упражнения и игры для развития и закрепления умения выделять приставочный спо...

    22 слайд

    Упражнения и игры для развития и закрепления умения выделять приставочный способ образования
    На примере приставок с противоположным значением. Выбираем подходящие по значению приставки. Логопед вывешивает на доску таблицу приставок, кроме приставок, оканчивающихся на з, с. Под таблицей пишет одно слово. Ученики устно образовывают слова.

  • Морфемный анализ словаРазбор слова по составу производится с целью - определе...

    23 слайд

    Морфемный анализ слова
    Разбор слова по составу производится с целью - определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

  • Упражнения на моделирование в словообразованииДля развития навыков морфемного...

    24 слайд

    Упражнения на моделирование в словообразовании
    Для развития навыков морфемного анализа,
    для развития умений вычленять приставки и суффиксы не формально – по догадке, по месту в слове, что нередко случается в начальной школе, а по значению

  • Модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами

    25 слайд

    Модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами

  • Модели составления словообразовательных цепочек: эффективны для речевого разв...

    26 слайд

    Модели составления словообразовательных цепочек: эффективны для речевого развития младших школьников


  • С помощью таких упражнений школьники:- усваивают различие между словоизменен...

    27 слайд

    С помощью таких упражнений школьники:
    - усваивают различие между словоизменением и словообразованием;
    - развивают языковую интуицию.


  • Упражнение «Улитка»: Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети...

    28 слайд

    Упражнение «Улитка»: Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети быстрее запоминают морфемы слов; данное упражнение полезно для детей – кинестетиков.

  • 3. Закрепление темы «Состав слова»Подбираем слова к схемам в предложении. Выд...

    29 слайд

    3. Закрепление темы «Состав слова»
    Подбираем слова к схемам в предложении. Выделить сложные слова (с двумя корнями).
    Игра «Живые слова»: сначала выходит ученик, у которого на карточке корень слова (названного учителем), затем, у которых карточки с суффиксом и окончанием, занимают соответствующее место. У доски ученики поднимают карточки на одном уровне. Все прочитывают получившееся слово.

  • «За кем последнее слово?»
Игра учит образовывать слово от данного корня и нах...

    30 слайд

    «За кем последнее слово?»

    Игра учит образовывать слово от данного корня и находить корень в родственных словах.
    Принцип игры таков: один из участников называет слово. Второй называет слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с данным корнем. При этом играть можно командами.

  • «Образуй новые слова»
Здесь от детей требуется определить, 
какой корень про...

    31 слайд

    «Образуй новые слова»

    Здесь от детей требуется определить,
    какой корень пропущен в словах
    и выписать слова в два столбика, выделяя корни.
    - ник - ок пере – ок


  • Оценка деятельности учащихся.Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихот...

    32 слайд

    Оценка деятельности учащихся.

    Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.
    Корень мой находится в цене.
    В очерке найди приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке все встречали,
    Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)



    Составьте слова из отгадок головоломок.
    Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
    Корень, как у слова КОВАТЬ.
    Окончание в слове СОВА.
    Что это такое? (подкова)
    Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
    Корень такой же, как в слове ХОДОК.
    Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
    А окончание, как в слове МАМА.
    Это слово - (походка).
    Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.

  • Работа в специальной тетради для улучшения запоминания родственных слов закре...

    33 слайд

    Работа в специальной тетради для улучшения запоминания родственных слов
    закрепляются практические навыки по моделированию и конструированию слов в соответствии с их морфемным составом.

  • Учащиеся записывают на каждой из частей изучаемые в ходе занятий морфемы, а н...

    34 слайд

    Учащиеся записывают на каждой из частей изучаемые в ходе занятий морфемы, а на обратной их стороне слова, в которых эта морфема присутствует.

  • Таким образом закрепляются практические навыки по моделированию и конструиров...

    35 слайд

    Таким образом закрепляются практические навыки по моделированию и конструированию слов в соответствии с их морфемным составом.
    Например, по теме «Суффиксы»: суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. Найдите их в словах:
    Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель
    Вставь суффикс -ик- или -ек-:
    Ключ… Ик
    Комоч… Ек

  • Метод лингвистического экспериментаВ ходе него учащиеся осуществляют «примери...

    36 слайд

    Метод лингвистического эксперимента
    В ходе него учащиеся осуществляют «примеривание», «прилаживание» морфем в каждом конкретном случае.

    Метод позволяет воспроизводить способы освоения словопроизводства в онтогенезе.

  • Упражнения для закрепления Образование существительных при помощи суффикса:...

    37 слайд

    Упражнения для закрепления Образование существительных при помощи суффикса:


    Например, записывается корень «трав».
    У учащихся к этому времени «накоплены» уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.
    Детям даётся задание: подобрать из данных частиц уменьшительно-ласкательные суффиксы к корню. Дети «примеривают» различные суффиксы к корню и выясняют, что корень «трав» сочетается с суффиксами –ушк– и –к-.

  • Занимательные упражнения для создания положительного эмоционального настроя н...

    38 слайд

    Занимательные упражнения для создания положительного эмоционального настроя на занятиях
    Учащимся следует прочитать слова, из первого слова записать приставку, из второго – корень, из третьего – суффикс и окончание.
    Затем дети должны ответить на вопрос «Какое слово получилось?»
     повёл         дарит        цветок – ...
     побежал    садовник   пилотка - …       
    вывез         рубит          ручка – ...

  • 1 РезультатУ учащихся формируются речемыслительные операции по сравнению слов...

    39 слайд

    1 Результат
    У учащихся формируются речемыслительные операции по сравнению слов, их морфемного состава, выявлению схожего и отличного, классификации и обобщения.

  • 2 Результат У учащихся формируются навыки толкования значений слов, подбора с...

    40 слайд

    2 Результат
    У учащихся формируются навыки толкования значений слов, подбора синонимов, антонимов, без соскальзывания на звуковые ассоциации

  • 3 РезультатРабота по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный с...

    41 слайд

    3 Результат
    Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав активизирует работу со словарем и развивает способность правильного толкования слов детьми.

  • 4 РезультатДети учатся выявлять морфемы как значащие элементы слова.
Формирую...

    42 слайд

    4 Результат
    Дети учатся выявлять морфемы как значащие элементы слова.
    Формируются устойчивые звукобуквенные обобщения — одинаковые морфемы пишутся одинаково, независимо от изменений в их звучании при произнесении слова,
    что служит базой для формирования орфографически правильного письма.


  • Обратная связьРебята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах...

    43 слайд

    Обратная связь
    Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?
    (Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, чтобы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)


  • ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ:Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных на...

    44 слайд

    ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ:

    Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных навыков у учащихся с ОНР», публикация;
    ЕфименковаЛ.Н.,МисаренкоГ.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991;
    Курдюмова Г.В., разработка логопедического занятия по теме «Состав слова», публикация;
    Шелестова М.А. «Работа над составом слова в начальных классах как средство речевого развития младших школьников», публикация.

  • БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

    45 слайд

    БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена для ШМО учителей-логопедов г.Чебоксары, 11.2014.

В презентации представлены методы и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию у учащихся словообразовательных навыков»

Автор презентации – Шишулина С.Н.

Использованные источники:

·  Григорьева Е.А. «Формирование словообразовательных навыков у учащихся с ОНР», публикация;

·  ЕфименковаЛ.Н.,МисаренкоГ.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991;

·  Курдюмова Г.В., разработка логопедического занятия по теме «Состав слова», публикация;

·  Шелестова М.А. «Работа над составом слова в начальных классах как средство речевого развития младших школьников», публикация

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 328 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 851
    • PPTX 2.8 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шишулина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шишулина Светлана Николаевна
    Шишулина Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4534
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основные аспекты деятельности мастера по производству масла

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие навыков успешного чтения с листа и выучивания наизусть нотного текста на уроках фортепиано в младших и старших классах ДМШ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 97 человек

Курс повышения квалификации

Базовая сердечно-легочная реанимация с использованием автоматического наружного дефибриллятора (АНД)

36/72 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе