Главная / Логопедия / Презентация по логопедии на тему: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Презентация по логопедии на тему: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Мастер-класс:

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях:

нетрадиционные формы работы».


Цель: показать нетрадиционные формы работы в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Обучить приёмам нетрадиционной формы работы и передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий..

2. Показать взаимодействие речевых центров коры головного мозга и мелкой моторики рук

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы, поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. На лекциях по нейропсихологии и невропатологии не раз преподаватели говорили о взаимодействии между речевыми центрами коры головного мозга и развитием мелкой моторики рук. Придя работать в школу, я обратила внимание на то, что дети, которым удается повторить изолированное движение пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые, ватные, не делают отдельных движений.- у детей плохо развита устная и письменная речь.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, развить речь ребенка не удается.

Почему так важно для детей развитие моторики рук?

Небольшая справка

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В..А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук детей.

Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!



hello_html_m7eba2bea.png hello_html_43a36ee3.png

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательный центр речи расположен рядом с областью контролирующую произвольные движения.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Поэтому свой мастер-класс я назвала : «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях: нетрадиционные формы работы».

Одним из направлений такой работы является развитие мелкой моторики рук.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых применяю японскую методику массажа Йосиро Цуцуми.

массаж пальчиков бельевой прищепкой,

Су-Джок терапию,

пескотерапию ,

сухой бассейн.


Давайте начнём.


Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1.Массаж стеклянными шариками (марблс)

Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблс) : их нужно

- вертеть в руках;

- щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;


2 Самомассаж рук

На занятиях обучаю детей элементам самомассажа кистей рук с помощью прищепки, орехов, шишек, мячей и т.д.

Мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет и на общее развитие.

hello_html_7607db56.gif

Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.


3.Массаж прищепками

Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой.


hello_html_m38fd7bf8.gifhello_html_m5889e6fa.gif

4.Массаж грецкими орехами

Этот массаж с грецкими орехами поможет развить ловкость рук, укрепит суставы, а благодаря рефлекторным зонам будет влиять на все органы и системы организма.

1. В каждую руку надо взять по два ореха и одновременно сжимать их и перекатывать в ладонях.

2 . Четыре ореха положите на ладонь правой руки. Левой рукой катайте их, хорошо вдавливая в ладонь, сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

  1. Четыре ореха положите на тыльную сторону правой руки, а левой выполняйте те же движения, что и в предыдущем упражнении.

  2. "Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".


Эти упражнения надо выполнять до появления чувства тепла в руках и легкого покраснения.

Для ребенка массаж можно делать меньшим количеством орехов или подобрать меньший их размер. Подойдут и плоды каштана.

hello_html_d66e76.gif


5.Массаж шестигранными карандашами.

- пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;

- удерживать в определенном положении в правой и левой руке

hello_html_m2d26740.gif

6. Массаж четками.

Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом прямым и обратным


Сухой бассейн

Особый интерес вызывают у детей “сухие бассейны” - это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Развивает хорошо координацию пальцев. Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

hello_html_m74db47b6.gif



Су-Джок терапия

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия.


hello_html_m6f005bd9.gif





Пескотерапия

"Поздороваться с песком", то есть разными способами дотронуться до песка. Например, поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

hello_html_m4009d63.png


Также для развития мелкой моторики использую:

Лабиринт

Волчок искрящий

Аппликатор Кузнецова

ЙО - _ЙО

Цыкада (магниты)

Шнуровка

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие упражнений на кисти рук и пальцы в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыком письма.— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение, налаживание эмоционального контакта педагога и учащегося заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с ребенком забав.














Презентация по логопедии на тему: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"
  • Логопедия
Описание:

 

§- нарушение дыхания и голосообразования;
§- нарушения общей и мелкой моторики;
§- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
§- повышенная утомляемость;
§- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
§- нарушение темпоритмической организации движений.
 
 §
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
§- неустойчивость внимания;
§- расстройство памяти (особенно слуховой);
§- несформированность мышления;
§- задержка развития воображения.
Автор Жаданова Татьяна Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Презентации
Просмотров 2250
Номер материала 2788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓