Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)

Презентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)

Загадки.
ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительно...
Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе с...
В основе загадки: сопоставление предметов; указание признаков или действия то...
Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Ест...
Типы загадок. Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, за...
Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной дея...
Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о вн...
Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быт...
Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравни...
Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как из...
Скрипица – это телега, царица – хлеб; царица рассказывает, что станет со сноп...
В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятс...
Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно переда...
Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – ...
Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствов...
Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенны...
Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходи...
Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этог...
Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о рад...
Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детски...
Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Загадки.
Описание слайда:

Загадки.

№ слайда 2 ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности
Описание слайда:

ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» - «думать», «рассуждать». Загадки в своем большинстве рифмованы и ритмизированы.

№ слайда 3 Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе скры
Описание слайда:

Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе скрытый вопрос: кто это? или что это? Что краше света белого? (солнце) Что у нас чаще леса? (звезды)

№ слайда 4 В основе загадки: сопоставление предметов; указание признаков или действия того
Описание слайда:

В основе загадки: сопоставление предметов; указание признаков или действия того предмета, который нужно угадать. Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.

№ слайда 5 Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Есть м
Описание слайда:

Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?». Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы).

№ слайда 6 Типы загадок. Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запут
Описание слайда:

Типы загадок. Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста) Загадки-описания Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река) Загадки-вопросы Что на свете всего мягче? (ладонь) Загадки-задачи Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось? (убитый)

№ слайда 7 Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятел
Описание слайда:

Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Композиция всех загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешн
Описание слайда:

Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Это своеобразный курс народного мироведения. Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретных деталях.

№ слайда 10 Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте –
Описание слайда:

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова. Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными.

№ слайда 11 Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивае
Описание слайда:

Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над водой, качает бородой».

№ слайда 12 Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как изобр
Описание слайда:

Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как изображалась подвозка снопов к овину: Скрипит скрипица, Едет царица, Просится ночевать, «Мне не век вековать, Одну ночку ночевать: Придут растопорщики, Разложат мои косточки, Тело в вал бросят, А душу в рай стащат».

№ слайда 13 Скрипица – это телега, царица – хлеб; царица рассказывает, что станет со снопами
Описание слайда:

Скрипица – это телега, царица – хлеб; царица рассказывает, что станет со снопами во время молотьбы.

№ слайда 14 В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся н
Описание слайда:

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична. Что за зверь: В зиму ест, а летом спит, Тело тепло, крови нет, Сесть на него сядешь, А с места не свезет? (Русская печь)

№ слайда 15 Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно передать
Описание слайда:

Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась так: Бела, как снег, Зелена, как лук, Черна, как жук.

№ слайда 16 Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – ант
Описание слайда:

Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – антитеза. Например, в загадке о сверчке: «маленькая птичка, а громко поет». Нередко противопоставление строилось на отрицании. Без рук, без ног – через тын ползет. (Месяц) Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Санные полозья)

№ слайда 17 Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали
Описание слайда:

Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали гиперболы. Рассыпался горох по сто дорог; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (Звезды)

№ слайда 18 Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным я
Описание слайда:

Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. Она использовалась в военных, дипломатических делах, в повседневной жизни. В XIX веке были записаны фрагменты такой речи: «Ерзунь – от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!». Что значила такая фраза? Всего-навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»

№ слайда 19 Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходимос
Описание слайда:

Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, не знание – гибель. Знание всегда было признаком зрелости. Недаром у многих народов на свадьбе загадывали загадки – чаще всего жениху и его друзьям. Обнаруживая знание загадок, жених и сопровождавшие его поезжане как бы говорили: «Мы – близкие вам люди, мы понимаем вашу речь, мы – свои люди».

№ слайда 20 Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этого з
Описание слайда:

Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этого загадки. Загадки воспитывали у подростков поэтическое видение мира, учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно. Сказанное не означает, разумеется, что все загадки, известные нам, возникли в глубокой древности. Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. О загадках как таковых до нас дошли сведения начиная с XVII века.

№ слайда 21 Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о радио,
Описание слайда:

Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о радио, о самолете, о тракторе, о новых видах оружия. Однако каждая новая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Загадки и сегодня остаются одним из популярных жанров литературного творчества.

№ слайда 22 Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детский п
Описание слайда:

Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детский писатель С.Я. Маршак является автором загадки о пиле: «Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб». Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной.

№ слайда 23 Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская ср
Описание слайда:

Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская средняя школа» Токаревой Т.В. на материале книги Ю.Г. Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», М. «Просвещение» 1990, стр. 4-18 и Энциклопедического словаря юного литературоведа, М. «Педагогика».1988, стр.92-94.

Презентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация «Загадки» может быть использована на уроке литературы в 5 классе при изучении малых жанров фольклора.

Она знакомит с понятием «загадка», с происхождением, строением и особенностями загадок, их природой. Также рассказывает о художественных средствах, используемых в загадках (метафоре, сравнении, антитезе, гиперболе), о современном состоянии популярного жанра детского фольклора.

Презентация позволит учителю глубже изложить теоретический материал по данной теме.

Автор Токарева Татьяна Викторовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2681
Номер материала 12048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓