Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)

Презентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по литературе на тему "Загадки" (5 класс)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 
Загадки.

    1 слайд



    Загадки.

  • ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительно...

    2 слайд

    ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.
    Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» - «думать», «рассуждать».
    Загадки в своем большинстве рифмованы и ритмизированы.

  • Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе с...

    3 слайд

    Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе скрытый вопрос: кто это? или что это?
    Что краше света белого? (солнце)
    Что у нас чаще леса? (звезды)

  • В основе загадки:
сопоставление предметов;
указание признаков или действия то...

    4 слайд

    В основе загадки:
    сопоставление предметов;
    указание признаков или действия того предмета, который нужно угадать.

    Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.

  • Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. 
Ес...

    5 слайд

    Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
    Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?». Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы).

  • Типы загадок.Загадки-иносказанияСтоит матрешка на одной ножке, закутана, запу...

    6 слайд

    Типы загадок.
    Загадки-иносказания
    Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
    (капуста)
    Загадки-описания
    Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
    (река)
    Загадки-вопросы
    Что на свете всего мягче?
    (ладонь)
    Загадки-задачи
    Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось?
    (убитый)

  • Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной...

    7 слайд

    Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
    Композиция всех загадок двухчастная:
    первая часть – вопрос,
    вторая – ответ.

  • С момента своего появления
загадка стремилась через свое
«поэтическое» окошеч...

    8 слайд

    С момента своего появления
    загадка стремилась через свое
    «поэтическое» окошечко
    познакомить человека с окружающим
    его миром. О чем были загадки?

  • Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о...

    9 слайд

    Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Это своеобразный курс народного мироведения.
    Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретных деталях.

  • Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быт...

    10 слайд

    Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.
    Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными.

  • Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравни...

    11 слайд

    Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над водой, качает бородой».

  • Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как из...

    12 слайд

    Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как изображалась подвозка снопов к овину:
    Скрипит скрипица,
    Едет царица,
    Просится ночевать,
    «Мне не век вековать,
    Одну ночку ночевать:
    Придут растопорщики,
    Разложат мои косточки,
    Тело в вал бросят,
    А душу в рай стащат».

  • Скрипица – это телега, царица – хлеб;
царица рассказывает, что станет со сноп...

    13 слайд

    Скрипица – это телега, царица – хлеб;
    царица рассказывает, что станет со снопами во время молотьбы.

  • В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятс...

    14 слайд

    В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична.
    Что за зверь:
    В зиму ест, а летом спит,
    Тело тепло, крови нет,
    Сесть на него сядешь,
    А с места не свезет?
    (Русская печь)

  • Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно пере...

    15 слайд

    Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась так:
    Бела, как снег,
    Зелена, как лук,
    Черна, как жук.

  • Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление...

    16 слайд

    Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – антитеза. Например, в загадке о сверчке: «маленькая птичка, а громко поет». Нередко противопоставление строилось на отрицании.

    Без рук, без ног – через тын ползет.
    (Месяц)
    Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают.
    (Санные полозья)

  • Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствов...

    17 слайд

    Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали гиперболы.
    Рассыпался горох по сто дорог; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица.
    (Звезды)

  • Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенны...

    18 слайд

    Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. Она использовалась в военных, дипломатических делах, в повседневной жизни. В XIX веке были записаны фрагменты такой речи: «Ерзунь – от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!». Что значила такая фраза? Всего-навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»

  • Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходи...

    19 слайд

    Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, не знание – гибель.
    Знание всегда было признаком зрелости. Недаром у многих народов на свадьбе загадывали загадки – чаще всего жениху и его друзьям. Обнаруживая знание загадок, жених и сопровождавшие его поезжане как бы говорили: «Мы – близкие вам люди, мы понимаем вашу речь, мы – свои люди».

  • Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для э...

    20 слайд

    Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этого загадки. Загадки воспитывали у подростков поэтическое видение мира, учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно. Сказанное не означает, разумеется, что все загадки, известные нам, возникли в глубокой древности. Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. О загадках как таковых до нас дошли сведения начиная с XVII века.

  • Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о р...

    21 слайд

    Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о радио, о самолете, о тракторе, о новых видах оружия. Однако каждая новая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так.
    Загадки и сегодня остаются одним из популярных жанров литературного творчества.

  • Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детск...

    22 слайд

    Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детский писатель С.Я. Маршак является автором загадки о пиле: «Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб».
    Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной.

  • Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская...

    23 слайд

    Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская средняя школа» Токаревой Т.В. на материале книги Ю.Г. Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», М. «Просвещение» 1990, стр. 4-18 и Энциклопедического словаря юного литературоведа, М. «Педагогика».1988, стр.92-94.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация «Загадки» может быть использована на уроке литературы в 5 классе при изучении малых жанров фольклора.

Она знакомит с понятием «загадка», с происхождением, строением и особенностями загадок, их природой. Также рассказывает о художественных средствах, используемых в загадках (метафоре, сравнении, антитезе, гиперболе), о современном состоянии популярного жанра детского фольклора.

Презентация позволит учителю глубже изложить теоретический материал по данной теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 5127
    • PPTX 1017 кбайт
    • 172 скачивания
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Токарева Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Токарева Татьяна Викторовна
    Токарева Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 114632
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека