Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему "Судьба Мцыри как отражение судьбы автора"

Презентация по литературе на тему "Судьба Мцыри как отражение судьбы автора"

Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас о...
В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за и...
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года...
Лермонтов был сослан на Кавказ. Он служил, как и подобает русскому офицеру, ...
Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дорог...
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэ...
В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодо...
Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради д...
Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят, страданье спит / В холодной, в...
Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого становитс...
«Одна, но пламенная страсть»
Романтический идеал свободы
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характ...
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное ...
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2. Герой – челов...
«Ты слушать исповедь мою сюда пришёл? Благодарю»
У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от ...
Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было нап...
Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая с...
Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Ф...
Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.
Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел сво...
Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие начало...
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»
«Я был чужой для них навек!»
«И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!..»
Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя...
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к к...
Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную ...
Найдите сравнения в поэме 1. Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри 2....
. Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуг...
Найдите метафоры и олицетворения 1. передают: душевное настроение, глубину чу...
Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу...
. Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное...
. Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает...
Рефлексия Задание: составьте синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinq...
Рефлексия сегодня я узнал… на уроке было … для меня было сложным… я выполнял ...
Домашнее задание Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопро...
1 из 42

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обма
Описание слайда:

Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны. М.Ю.Лермонтов

№ слайда 2 В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за испо
Описание слайда:

В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».

№ слайда 3 На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. А
Описание слайда:

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». Замысел поэмы в форме лирического монолога восходит к юношескому периоду творчества поэта. Так, ряд стихов целиком перенесены из юношеской поэмы «Исповедь» (1829–1830) в поэму «Мцыри».

№ слайда 4 Лермонтов был сослан на Кавказ. Он служил, как и подобает русскому офицеру, с ч
Описание слайда:

Лермонтов был сослан на Кавказ. Он служил, как и подобает русскому офицеру, с честью, храбростью. Но насильственность этой службы, острое ощущение несвободы томили поэта. Так появились первые строки поэмы, герой которой испытывает те же чувства. Это ещё не была в полном объеме известная нам поэма, это были подступы к ней. Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.      Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.     

№ слайда 5 Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге.
Описание слайда:

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.      Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет.

№ слайда 6 В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт р
Описание слайда:

В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе.     В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:     Которых надпись говорит      О славе прошлой — и о том,     Как, удручен своим венцом,     Такой-то царь в такой-то год     Вручал России свой народ.

№ слайда 7 В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого
Описание слайда:

В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”      Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.      Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.

№ слайда 8 Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради дост
Описание слайда:

Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради достижения свободы человек — об этом можно было только мечтать. Так появляется лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят, страданье спит / В холодной, вечн
Описание слайда:

Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят, страданье спит / В холодной, вечной тишине», — ему жаль расстаться с жизнью, ему хочется вдоволь насладиться молодостью, узнать «разгульной юности мечты». Cвободы, настоящей человеческой жизни Мцыри хоть и немного, но все же отведал, и он несказанно счастлив от этого. А вот достигнуть родины ему не удалось. Почему так случилось? Ответ прост: той идеальной родины, того прекрасного края, который взлелеял в своих мечтах вольнолюбивый Мцыри, просто не существует.

№ слайда 11 Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого становится о
Описание слайда:

Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого становится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже обречённости. Мотив сиротства - один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова, обусловленный, как уже было сказано, объективными обстоятельствами его собственной жизни.

№ слайда 12 «Одна, но пламенная страсть»
Описание слайда:

«Одна, но пламенная страсть»

№ слайда 13 Романтический идеал свободы
Описание слайда:

Романтический идеал свободы

№ слайда 14 Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характери
Описание слайда:

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

№ слайда 15 Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стр
Описание слайда:

Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

№ слайда 16 1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2. Герой – человек,
Описание слайда:

1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2. Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою. Почему Мцыри – романтический герой?

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 «Ты слушать исповедь мою сюда пришёл? Благодарю»
Описание слайда:

«Ты слушать исповедь мою сюда пришёл? Благодарю»

№ слайда 19 У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от име
Описание слайда:

У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

№ слайда 20 Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написа
Описание слайда:

Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.

№ слайда 21 Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситу
Описание слайда:

Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.

№ слайда 22 Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форм
Описание слайда:

Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.

№ слайда 23 Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.
Описание слайда:

Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.

№ слайда 24 Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое в
Описание слайда:

Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.

№ слайда 25 Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось,
Описание слайда:

Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

№ слайда 26 «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»
Описание слайда:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»

№ слайда 27 «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»
Описание слайда:

«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»

№ слайда 28 «Я был чужой для них навек!»
Описание слайда:

«Я был чужой для них навек!»

№ слайда 29 «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!..»
Описание слайда:

«И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!..»

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бу
Описание слайда:

Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы

№ слайда 32 Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к комп
Описание слайда:

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие

№ слайда 33 Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную рол
Описание слайда:

Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.

№ слайда 34 Найдите сравнения в поэме 1. Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри 2. Ср
Описание слайда:

Найдите сравнения в поэме 1. Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри 2. Сравнения отражают мечтательность юноши 3. С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней, так и отчужденность Мцыри от людей

№ слайда 35 . Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив
Описание слайда:

. Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

№ слайда 36 Найдите метафоры и олицетворения 1. передают: душевное настроение, глубину чувст
Описание слайда:

Найдите метафоры и олицетворения 1. передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв 2. поэтическое восприятие мира 3. олицетворения

№ слайда 37 Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и
Описание слайда:

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств( бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).

№ слайда 38 . Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное сл
Описание слайда:

. Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность( дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

№ слайда 39 . Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ри
Описание слайда:

. Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.

№ слайда 40 Рефлексия Задание: составьте синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquai
Описание слайда:

Рефлексия Задание: составьте синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

№ слайда 41 Рефлексия сегодня я узнал… на уроке было … для меня было сложным… я выполнял зад
Описание слайда:

Рефлексия сегодня я узнал… на уроке было … для меня было сложным… я выполнял задания… я понял, что… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось…. я смог… я задумался… мне захотелось …

№ слайда 42 Домашнее задание Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопрос:
Описание слайда:

Домашнее задание Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопрос: «Какова цель побега Мцыри»? Стр. 165 – 181 читать Стр. 181 вопрос № 7 письменно

Презентация по литературе на тему "Судьба Мцыри как отражение судьбы автора"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю Вашему вниманию презентацию к уроку литературы в 8 классе на тему "Судьба Мцыри как отражение судьбы автора". Данный материал будет полезен учителям-предметникам, работающим на 8 классах. Урок направлен на усвоение новой темы и воспитание любви к урокам русской литературы, писателям и поэтам нашей страны.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает разнообразные современные приемы обучения, разноуровневые задания к уроку и проблематике урока.

Урок включает историю создания поэмы "Мцыри", работу с литературоведческими понятиями, работу с текстом и др.

Автор Новикова Анастасия Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 32671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓