Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Судьба Мцыри как
отражение судьбы автора.
Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
М.Ю.Лермонтов
2 слайд
В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
3 слайд
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».
Замысел поэмы в форме лирического монолога восходит к юношескому периоду творчества поэта. Так, ряд стихов целиком перенесены из юношеской поэмы «Исповедь» (1829–1830) в поэму «Мцыри».
История создания "Мцыри"
4 слайд
История создания "Мцыри"
Лермонтов был сослан на Кавказ. Он служил, как и подобает русскому офицеру, с честью, храбростью. Но насильственность этой службы, острое ощущение несвободы томили поэта. Так появились первые строки поэмы, герой которой испытывает те же чувства. Это ещё не была в полном объеме известная нам поэма, это были подступы к ней.
Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.
Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.
5 слайд
Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.
Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет.
6 слайд
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе.
В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь в такой-то год
Вручал России свой народ.
7 слайд
В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”
Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
8 слайд
Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради достижения свободы человек — об этом можно было только мечтать. Так появляется лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов.
9 слайд
В чем сжодство судеб автора
и его героя?
10 слайд
Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят, страданье спит / В холодной, вечной тишине», — ему жаль расстаться с жизнью, ему хочется вдоволь насладиться молодостью, узнать «разгульной юности мечты».
Cвободы, настоящей человеческой жизни Мцыри хоть и немного, но все же отведал, и он несказанно счастлив от этого. А вот достигнуть родины ему не удалось. Почему так случилось? Ответ прост: той идеальной родины, того прекрасного края, который взлелеял в своих мечтах вольнолюбивый Мцыри, просто не существует.
11 слайд
Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого становится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже обречённости. Мотив сиротства - один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова, обусловленный, как уже было сказано, объективными обстоятельствами его собственной жизни.
12 слайд
«Одна, но пламенная страсть»
13 слайд
Романтический идеал свободы
14 слайд
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
15 слайд
Что узнал о себе Мцыри на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
16 слайд
"Мцыри" - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.
2. Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Почему Мцыри – романтический герой?
17 слайд
18 слайд
«Ты слушать исповедь мою сюда пришёл? Благодарю»
19 слайд
У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
20 слайд
Род, жанр, творческий метод
Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности.
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением
Противоречие между идеалом и действительностью.
Исповедальное начало.
Символичные сюжет и образы.
Поэма написана в виде страстной исповеди героя.
21 слайд
Сюжет и композиция
В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
22 слайд
Сюжет и композиция
В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть.
Авторское вступление
Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.
23 слайд
Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря.
24 слайд
Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.
25 слайд
Композиционное построение имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.
26 слайд
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»
27 слайд
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»
28 слайд
«Я был чужой для них навек!»
29 слайд
«И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!..»
30 слайд
Мцыри – романтическая душа автора.
31 слайд
Художественное своеобразие
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы
32 слайд
Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Художественное своеобразие
33 слайд
Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».
Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.
34 слайд
Найдите сравнения в поэме
1. Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри
2. Сравнения отражают мечтательность юноши
3. С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней, так и отчужденность Мцыри от людей
35 слайд
.
Сравнения
Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал).
Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом).
С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
36 слайд
Найдите метафоры и олицетворения
1. передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв
2. поэтическое восприятие мира
3. олицетворения
37 слайд
Метафорические эпитеты
передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул).
Метафоры
передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств( бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).
38 слайд
.
Развернутые олицетворения
С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры)
Риторические вопросы, восклицания, обращения
являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность( дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
39 слайд
.
Анафора
способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм.
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал…
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!
В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
40 слайд
Рефлексия
Задание: составьте синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
41 слайд
Рефлексия
сегодня я узнал…
на уроке было …
для меня было сложным…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось….
я смог…
я задумался…
мне захотелось …
42 слайд
Домашнее задание
Выписать в тетрадь цитаты, которые помогут ответить на вопрос: «Какова цель побега Мцыри»?
Стр. 165 – 181 читать
Стр. 181 вопрос № 7 письменно
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Предлагаю Вашему вниманию презентацию к уроку литературы в 8 классе на тему "Судьба Мцыри как отражение судьбы автора". Данный материал будет полезен учителям-предметникам, работающим на 8 классах. Урок направлен на усвоение новой темы и воспитание любви к урокам русской литературы, писателям и поэтам нашей страны.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает разнообразные современные приемы обучения, разноуровневые задания к уроку и проблематике урока.
Урок включает историю создания поэмы "Мцыри", работу с литературоведческими понятиями, работу с текстом и др.
6 654 221 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Новикова Анастасия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.