Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс

Презентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс

Историческая тема в творчестве С.А. Есенина Поэма «Пугачев»
фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого Замок временем скрыт и укутан, укрыт В...
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обраща...
Хронология… Век XIX… 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание ...
Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему,...
Хронология… Век ХХ… 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая кре...
Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями...
Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современни...
Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немал...
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писал...
рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина Надо мною - тишина,  Небо, п...
Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной П...
В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уяс...
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский б...
фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. Да, нас ненависть в плен захвати...
В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагед...
В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три му...
- Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя Стоим глядим? - Да вот гляд...
Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысл...
Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хр...
“Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать...
В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет...
В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой. У осеннего месяца ...
Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как спос...
“Песня о времени” В. Высоцкого. И вовеки веков, и во все времена Трус, предат...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Историческая тема в творчестве С.А. Есенина Поэма «Пугачев»
Описание слайда:

Историческая тема в творчестве С.А. Есенина Поэма «Пугачев»

№ слайда 2 фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого Замок временем скрыт и укутан, укрыт В не
Описание слайда:

фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов, Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло - И оно свои тайны отдаст.

№ слайда 3 В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращаетс
Описание слайда:

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам…

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Хронология… Век XIX… 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание дек
Описание слайда:

Хронология… Век XIX… 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина. 1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории. 1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”. 19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

№ слайда 6 Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, не
Описание слайда:

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

№ слайда 7 Хронология… Век ХХ… 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая кресть
Описание слайда:

Хронология… Век ХХ… 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю. 1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова. 1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

№ слайда 8 Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями со
Описание слайда:

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в 1920-м.

№ слайда 9 Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике,
Описание слайда:

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве? Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство”.

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую
Описание слайда:

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

№ слайда 12 Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала:
Описание слайда:

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала: “ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты. Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” - это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.

№ слайда 13 рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина Надо мною - тишина,  Небо, полн
Описание слайда:

рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина Надо мною - тишина,  Небо, полное дождя,  Дождь проходит сквозь меня,  Но боли больше нет. Под холодный шепот звезд  Мы сожгли последний мост,  И все в бездну сорвалось.  Свободным стану я  От зла и от добра…

№ слайда 14 Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пуга
Описание слайда:

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая. “У Пушкина Пугачёв получается какой-то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во зле – неповинный”, - пишет М. Цветаева… Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём его предназначение: Каждый платит за лепту лептою… Это буйствуют россияне! Не беда, а нежданная радость Упадёт на мужицкую Русь!

№ слайда 15 В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним
Описание слайда:

В чём же предназначение Пугачёва? Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий. Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем.

№ слайда 16 В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт
Описание слайда:

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам? Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

№ слайда 17 фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. Да, нас ненависть в плен захватила
Описание слайда:

фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. Да, нас ненависть в плен захватила сейчас, Но не злоба нас будет из плена вести. Не слепая, не черная ненависть в нас,- Свежий ветер нам высушит слезы у глаз Справедливой и подлинной ненависти! Ненависть - пей, переполнена чаша! Ненависть - требует выхода, ждет. Но благородная ненависть наша Рядом с любовью живет! Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью?

№ слайда 18 В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии
Описание слайда:

В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий. запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого. Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников. Как можно объяснить этот режиссёрский ход?

№ слайда 19 В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужик
Описание слайда:

В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

№ слайда 20 - Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя Стоим глядим? - Да вот глядим,
Описание слайда:

- Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя Стоим глядим? - Да вот глядим, Чего орут, - Понять хотим, Про что поют… - Теперь уж вовсе Не понять: И там висять - И тут висять! Им только б здесь Повоевать! И главный есть - Емелькой звать!... - Да что ж они –  Как мухи мрут, Друг дружку бьют, Калечут, жгут!... - Ну что, Кузьма? - А что, Максим? - Чего стоймя  Стоим, глядим? - Вопрос открыт:  И не смекнём, Что за помост И кто на нём? Мы тоже так – Не плачь, Кузьма, - Кругом - бардак И кутерьма! И это – жисть, Земной наш рай?! Нет, хоть ложись  И помирай!

№ слайда 21 Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленн
Описание слайда:

Каково отношение народа (зевак) к происходящему? Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”? Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства?

№ слайда 22 Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст
Описание слайда:

Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…) Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть! Эти птицы напрасно над нами вьются. Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь, Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца. Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом? Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня! Я хочу жить, жить, жить, Жить до страха и боли! Хоть карманником, хоть золоторотцем, Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце. Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!

№ слайда 23 “Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать св
Описание слайда:

“Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя. Презирает ли Пугачёв предавших его соратников? Как же решается в трагедии вопрос о бунте? “Смерть иль исцеление”?

№ слайда 24 В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет лю
Описание слайда:

В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал: “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам”. Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине, ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.

№ слайда 25 В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой. У осеннего месяца тож
Описание слайда:

В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет, И опять и живу и надеюсь На любовь, которой уж нет. Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка, И измятая чья-то невинность, И кому-то родная тоска. Потому и навеки не скрою, Что любить не отдельно, не врозь - Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось. С. Есенин

№ слайда 26 Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа
Описание слайда:

Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история. Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.

№ слайда 27 “Песня о времени” В. Высоцкого. И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель
Описание слайда:

“Песня о времени” В. Высоцкого. И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель - всегда презираем, Враг есть враг, и война все равно есть война, И темница тесна, и свобода одна - И всегда на нее уповаем. Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт - И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут на нас. Ныне, присно, во веки веков, старина,- И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена, Если другом надежно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки - из прошлого тащим, - Потому, что добро остается добром - В прошлом, будущем и настоящем!

Презентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

                                                                                                               Данная разработка содеожит в себе презентацию с музыкальным и аудиосопровождением к уроку литературы в 8 классе по теме "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев".                                                                     

Автор Самохина Евгения Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2779
Номер материала 36651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓