Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс

Презентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по литературе на тему "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев" 8 класс"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Историческая тема в творчестве С.А. ЕсенинаПоэма «Пугачев»

    1 слайд

    Историческая тема
    в творчестве С.А. Есенина
    Поэма «Пугачев»

  • фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого
Замок временем скрыт и укутан, укрытВ...

    2 слайд

    фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого

    Замок временем скрыт и укутан, укрыт
    В нежный плед из зеленых побегов,
    Но развяжет язык молчаливый гранит,
    И холодное прошлое заговорит
    О походах, боях и победах.
    Время подвиги эти не стерло.
    Оторвать от него верхний пласт
    Или взять его крепче за горло -
    И оно свои тайны отдаст.

  • В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обраща...

    3 слайд

    В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
    Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
    Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

    Обратимся к датам…

  • 4 слайд

  • Хронология… Век XIX…1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
1825 г. – восстание д...

    5 слайд

    Хронология… Век XIX…
    1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
    1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.
    1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.
    1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.
    19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

  • Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? 
Почему...

    6 слайд

    Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты?
    Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему?
    Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?


    Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

  • Хронология… Век ХХ…1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крес...

    7 слайд

    Хронология… Век ХХ…
    1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
    1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.
    1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

  • Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиям...

    8 слайд



    Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности. Чтобы уяснить, какие вопросы встали перед Есениным во время создания произведения, попробуем понять, чем вызвано крестьянское выступление в 1920-м.

  • Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? 
Почему пишет не о современн...

    9 слайд

    Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии?
    Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?
    Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство”.

  • 10 слайд

  • Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немал...

    11 слайд

    Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина.

    В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

    Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

  • Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писал...

    12 слайд

    Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала:
    “ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

    Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину. “Почти гениальный человек” - это ли не “страсть к преступившему”? Один, против всех и без всех, осознавший свою свободу принимать решения, вести за собой и платить собой.

  • рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. ПушкинаНадо мною - тишина, Небо, по...

    13 слайд

    рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина
    Надо мною - тишина, 
    Небо, полное дождя, 
    Дождь проходит сквозь меня, 
    Но боли больше нет.
    Под холодный шепот звезд 
    Мы сожгли последний мост, 
    И все в бездну сорвалось. 
    Свободным стану я 
    От зла и от добра…

  • Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной П...

    14 слайд

    Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Она же воспета Горьким в “Песне о Соколе”. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина.
    Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.
    “У Пушкина Пугачёв получается какой-то зверский ребёнок, в себе – неповинный, во зле – неповинный”, - пишет М. Цветаева…
    Столь же бесполезно обвинять во зле ветер… У Есенина человек тоже часть стихии, но иначе. Он знает, в чём его предназначение:
    Каждый платит за лепту лептою…
    Это буйствуют россияне!
    Не беда, а нежданная радость
    Упадёт на мужицкую Русь!

  • В чём же предназначение Пугачёва?
 Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уя...

    15 слайд

    В чём же предназначение Пугачёва?
    Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.
    Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.
    Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
    Бунтовщик – участник бунта.
    Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
    Разбойник – человек, занимающийся разбоем.

  • В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский б...

    16 слайд

    В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
    Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
    Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
    Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
    Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

  • фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”. 
Да, нас ненависть в плен захват...

    17 слайд

    фрагмент В. Высоцкий “Баллада о ненависти”.
    Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
    Но не злоба нас будет из плена вести.
    Не слепая, не черная ненависть в нас,-
    Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
    Справедливой и подлинной ненависти!

    Ненависть - пей, переполнена чаша!
    Ненависть - требует выхода, ждет.
    Но благородная ненависть наша
    Рядом с любовью живет!

    Можно ли назвать то чувство, которое движет мятежниками у Есенина, благородной ненавистью?

  • В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагед...

    18 слайд

    В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. (Автор обращался к Мейерхольду, но постановка так и не состоялась). В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.
    запись монолога Хлопуши в исп. В. Высоцкого.

    Знаменитый монолог сопровождался броском голого тела на железную цепь, которая тут же отбрасывает его назад, на другую цепь. Это соприкосновение живой человеческой плоти с холодным металлом и есть знак трагедии. Весь монолог звучит под жуткий кандальный звон, а держат цепь не стражники, а орда вольных пугачёвских соратников.
    Как можно объяснить этот режиссёрский ход?

  • В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три му...

    19 слайд

    В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

  • - Ну что, Кузьма?- А что, Максим?- Чего стоймяСтоим глядим?

- Да вот гл...

    20 слайд



    - Ну что, Кузьма?
    - А что, Максим?
    - Чего стоймя
    Стоим глядим?

    - Да вот глядим,
    Чего орут, -
    Понять хотим,
    Про что поют…

    - Теперь уж вовсе
    Не понять:
    И там висять -
    И тут висять!





    Им только б здесь
    Повоевать!
    И главный есть -
    Емелькой звать!...

    - Да что ж они – 
    Как мухи мрут,
    Друг дружку бьют,
    Калечут, жгут!...

    - Ну что, Кузьма?
    - А что, Максим?
    - Чего стоймя 
    Стоим, глядим?





    - Вопрос открыт: 
    И не смекнём,
    Что за помост
    И кто на нём?

    Мы тоже так –
    Не плачь, Кузьма, -
    Кругом - бардак
    И кутерьма!

    И это – жисть,
    Земной наш рай?!
    Нет, хоть ложись 
    И помирай!

  • Каково отношение народа (зевак) к происходящему? 
Пушкин назвал бунт бессмыс...

    21 слайд


    Каково отношение народа (зевак) к происходящему?
    Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный.
    Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала.
    В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она?
    Можно ли есенинского Пугачёва назвать “зверским ребёнком”?
    Почему гибнет Пугачёв?
    Емельян предан своими казаками и казнён.
    Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель?
    Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её?
    Оправдывает ли цель средства?

  • Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хр...

    22 слайд

    Что побудило казаков предать своего вожака? (Творогов: Это не тяжелее, чем хруст ломаемых в теле костей…)
    Очень значим в понимании ответа на этот вопрос монолог Бурнова:
    Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
    Эти птицы напрасно над нами вьются.
    Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
    Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
    Как же смерть?
    Разве мысль эта в сердце поместится,
    Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
    Жалко солнышко мне, жалко месяц,
    Жалко тополь над низким окном.
    Только для живых ведь благословенны
    Рощи, потоки, степи и зеленя.
    Слушай, плевать мне на всю вселенную,
    Если завтра здесь не будет меня!
    Я хочу жить, жить, жить,
    Жить до страха и боли!
    Хоть карманником, хоть золоторотцем,
    Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
    Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
    Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
    В синее пламя ветер глаза раздул.
    Ради бога, научите меня,
    Научите меня, и я что угодно сделаю,
    Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!

  • “Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать...

    23 слайд

    “Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.
    Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?
    Как же решается в трагедии вопрос о бунте?
    “Смерть иль исцеление”?

  • В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет...

    24 слайд

    В романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой размышлял над тем, “что заставляет людей сжигать дома и убивать себе подобных” и, осознав закон исторической необходимости, писал:
    “Мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам”.
    Нет сомнения, что писатель говорит о нравственных законах. Признание ценности чужой жизни, любовь к Родине, ответственность за её судьбу – важнейшая необходимость.

  • В этом мире я только прохожий,Ты махни мне весёлой рукой.У осеннего месяца...

    25 слайд

    В этом мире я только прохожий,
    Ты махни мне весёлой рукой.
    У осеннего месяца тоже
    Свет ласкающий, тихий такой.
    В первый раз я от месяца греюсь,
    В первый раз от прохлады согрет,
    И опять и живу и надеюсь
    На любовь, которой уж нет.
    Это сделала наша равнинность,
    Посоленная белью песка,
    И измятая чья-то невинность,
    И кому-то родная тоска.
    Потому и навеки не скрою,
    Что любить не отдельно, не врозь -
    Нам одною любовью с тобою
    Эту родину привелось.
    С. Есенин

  • Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как спос...

    26 слайд

    Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.

    Русский философ Н. Бердяев писал:
    “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”.

  • “Песня о времени” В. Высоцкого.
И вовеки веков, и во все временаТрус, предат...

    27 слайд

    “Песня о времени” В. Высоцкого.
    И вовеки веков, и во все времена
    Трус, предатель - всегда презираем,
    Враг есть враг, и война все равно есть война,
    И темница тесна, и свобода одна -
    И всегда на нее уповаем.
    Время эти понятья не стерло,
    Нужно только поднять верхний пласт -
    И дымящейся кровью из горла
    Чувства вечные хлынут на нас.
    Ныне, присно, во веки веков, старина,-
    И цена есть цена, и вина есть вина,
    И всегда хорошо, если честь спасена,
    Если другом надежно прикрыта спина.
    Чистоту, простоту мы у древних берем,
    Саги, сказки - из прошлого тащим, -
    Потому, что добро остается добром -
    В прошлом, будущем и настоящем!

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                                                                                                               Данная разработка содеожит в себе презентацию с музыкальным и аудиосопровождением к уроку литературы в 8 классе по теме "С.А. Есенин. Поэма "Пугачев".                                                                     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 462 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1917
    • PPTX 224 кбайт
    • 154 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Выходцева Евгения Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Выходцева Евгения Васильевна
    Выходцева Евгения Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6174
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе