Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов"

Презентация по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов"

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814- 1841) Родился 3 (15) октября 1814 в Москве. П...
РАННЕЕ ДЕТСТВО Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньево...
тарханы Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии...
В доме своей бабушки Е.А Арсентьевой юный Миша Лермонтов получил превосходно...
Отрочество. Московский университет М. Ф. Казаков. Московский университет на М...
Оставив Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и по...
Погиб Поэт! - невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и...
Ссылка на кавказ М.Ю.Лермонтов «Автопортрет» Прощай, немытая Россия, Страна р...
«бородино» «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой...
РОМАН «Герой нашего времени» 1838-40 написан роман «Герой нашего времени. В р...
5 апреля 1840 года суд приговорил Лермонтова к лишению чинов и прав состояни...
М. Ю. Лермонтов. «Вид Крестовой горы». 1838. «Тифлис на фоне гор» рисунок М. ...
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Местом дуэли было выбрано подножие горы ...
ТАРХАНЫ. МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В январе 1842 года было разрешено ...
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ Стихи разных лет Нет, я не Байрон, я другой, Еще нев...
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник ме...
И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонко...
Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувш...
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и сн...
«ПАРУС» Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране дал...
Тучки небесные, вечные странники1 Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы...
«утес» Ночевала тучка золотая На груди утеса великана; Утром в путь она умчал...
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни...
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель...
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пус...
сказка «Ашик-кериб»
Листок» Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестоко...
И СКУЧНО И ГРУСТНО… И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевно...
РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью? Не победит ее рассудок мой Ни сл...
МОЛИТВА Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Н...
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА... Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес...
ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Кора...
Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника сын...
1 из 33

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814- 1841) Родился 3 (15) октября 1814 в Москве. Поги
Описание слайда:

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814- 1841) Родился 3 (15) октября 1814 в Москве. Погиб 15 (27) июля 1841 у подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области. Мать лермонтова происходила из старинного дворянского рода столыпиных. Отец происходил от древней шотландской фамилии лермонт, пересилившйся в россию в 16 веке. Мама миши - марья михайловна рано умерла и воспитанием занялась его бабушка- елизавета алексеевна. Значимы для формирования лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода — шотландском поэте томасе лермонте.

№ слайда 2 РАННЕЕ ДЕТСТВО Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (
Описание слайда:

РАННЕЕ ДЕТСТВО Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Бабушка стремилась сделать всё, чтобы мальчик не чувствовал себя одиноким. В доме постоянно были соседские дети. Вместе они гуляли и купались, играли. Миша всегда старался быть впереди всех. Его ценили за находчивость, смелость, силу и ловкость. Миша Лермонтов 1820-18 год Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной «Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать... Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой... В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души... Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению». Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой.

№ слайда 3 тарханы Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии Ле
Описание слайда:

тарханы Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825). Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэ был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в «Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного раба губернских дам и муз», «парижского Адониса». Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

№ слайда 4 В доме своей бабушки Е.А Арсентьевой юный Миша Лермонтов получил превосходное д
Описание слайда:

В доме своей бабушки Е.А Арсентьевой юный Миша Лермонтов получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Когда Лермонтову было 11 лет, бабушка, беспокоясь о его слабом здоровье , привезла его на Кавказ, в Пятигорск. Увлечения юности – Живопись, музыка, поэзия Конный горец. Акварель м.Ю. Лермонтова . Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который он читает своей поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»).

№ слайда 5 Отрочество. Московский университет М. Ф. Казаков. Московский университет на Мохо
Описание слайда:

Отрочество. Московский университет М. Ф. Казаков. Московский университет на Моховой (1786-1793). Акварель М. М. Казакова (конец 18 в.). В 1828 году бабушка привезла Мишу в Москву с целью определить в благородный пансион при Московском университете. Он был принят и учился блестяще - был вторым учеником. В 1830 году Лермонтов был принят на словесный факультет Московского университета. С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них — «Утренней Заре» — Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму — «Индианка». Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных — Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать «в уме своем мир иной, и образов иных существование». Грезы его «удручены ношею обманов»; он живет, «не веря ничему и ничего не признавая». В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в их основе несомненно лежит духовный разлад с окружающей жизнью Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов — от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами — от откровенно подражательных « Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки

№ слайда 6 Оставив Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и посту
Описание слайда:

Оставив Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой осенью1834 г. выпускается корнетом Лейб-гвардии гусарского полка. санкт-петербург Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он сам выражается. Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе «разгул». Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: «Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, вроде «Уланши», «Петергофского праздника», помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками». Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт «уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи». В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных мечтаниях. По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней». К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее взаимности; обращался с нею публично, «как если бы она была ему близка», и когда заметил, «что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление». Как ни сильны, однако, его увлечения «светом» и его желание создать себе в нем «пьедестал» — все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости свои интимные чувства и настроения.

№ слайда 7 Погиб Поэт! - невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жа
Описание слайда:

Погиб Поэт! - невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести. Поникнув гордой головой!.. …Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять, Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. ( 1837 г.) Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев царя Николая I. «Смерть поэта» Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами пр. Смерть Пушкина показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его гениального таланта. Лермонтов был болен, когда разнеслась по городу весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Лермонтов отправлялся в изгнание, сопровождаемый общими сочувствиями; на него смотрели как на жертву, невинно пострадавшую.отив высшей аристократии вызвали гнев Николая I.

№ слайда 8 Ссылка на кавказ М.Ю.Лермонтов «Автопортрет» Прощай, немытая Россия, Страна рабо
Описание слайда:

Ссылка на кавказ М.Ю.Лермонтов «Автопортрет» Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей 25 февраля 1837 года Лермонтов был переведён корнетом в Нижегородский драгунский полк- на Кавказ. . Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться, на время прийти в довольно устойчивое равновесие. Начинают яснее намечаться проблески какой-то новой тенденции в его творчестве, которая проявилась с таком красотой и силой в его «Песне про царя Ивана Васильевича Грозного», на Кавказе законченной, и в таких стихотворениях, как «Я, матерь Божия...» и «Когда волнуется желтеющая нива». Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. последовал приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде. Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом и подумывал даже об отставке. Он медлил отъездом и конец года провел в Ставрополе, где перезнакомился с бывшими там декабристами, в том числе с князем Александром Ивановичем Одоевским, с которым близко сошелся РОДИНА   Люблю отчизну я, но странною любовью? Не победит ее рассудок мой Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям, Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

№ слайда 9 «бородино» «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Ф
Описание слайда:

«бородино» «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» посвящено одному из самых героических событий в истории России – Бородинскому сражению. 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 г. 124 км от Москвы на Бородинском поле русская армия противостояла армии французского императора Наполеона. Стихотворение М.ю.лермонтова «Бородино» посвящено одному из самых героических событий в истории России – Бородинскому сражению. 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 г. 124 км от Москвы на Бородинском поле русская армия противостояла армии французского импрератора Наполеона. Впоследствии Наполеон писал: «Из вскех моих сражений саоме ужасное то, котрое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достйными одержать победу, а руские стяжали право быть непобедимыми». Стихотворение написанго в январе 1837 г. как отклик на 25-летие Отечественной войны 1812 г. В это время молодой корнет (младший офицерский чин в кавалерии) Лермонтиов служил в лейб-гвардейском Гусарском полку, которы отличился в Бородинском сражении. В стихотворении поэт воспроизводит бородинские события: о них рассказывает ветеран-артиллерист, участник боя, молодым солдатам, родившимся уже после сражения. Ранний вариан стихотворения «Поле Бородина» Лермониов написал в ранней юности, когда ему было всчего 17 лет.

№ слайда 10 РОМАН «Герой нашего времени» 1838-40 написан роман «Герой нашего времени. В рома
Описание слайда:

РОМАН «Герой нашего времени» 1838-40 написан роман «Герой нашего времени. В романе пристально исследуется феномен современного человека, как пишет сам Лермонтов: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в Материалом для романа «Герой нашего времени» (1838-1840) послужили Лермонтову личные впечатления от Кавказа. Развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с историей знакомства автора с героем, то есть с «историей» раскрытия характера героя. В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»:Материалом для романа «Герой нашего времени» (1838-1840) послужили Лермонтову личные впечатления от Кавказа.Развитие сюжета связано не с историей жизни героя, а с историей знакомства автора с героем, то есть с «историей» раскрытия характера героя. Лишь мысленно переставив повести, можно восстановить хронологическую последовательность фактов жизни Печорина. первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

№ слайда 11 5 апреля 1840 года суд приговорил Лермонтова к лишению чинов и прав состояния:
Описание слайда:

5 апреля 1840 года суд приговорил Лермонтова к лишению чинов и прав состояния: «Поручика Лермонтова для дальнейшего прохождения службы перевести на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк». Дуэль с де Барантом и вторая ссылка на Кавказ В 1839 году Лермонтову было разрешено вернуться в Петербург. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль Лермонтов получил вызов на дуэль от француза де Баранта. Дуэль состоялась за Чёрной речкой. Противники не пострадали. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта. В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы: «любительницы знаменитостей и героев». Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, — пишет о нем А.Ф. Смирнова, — наверно кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это — странная натура». Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, — говорит Тургенев, — что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января». На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, Барантом. В результате — дуэль, на этот раз, окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону, Н. Сатина, но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский пришел в восторг «и от личности и от художественных воззрений поэта». Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его почувствовалось «столько истины, глубины и простоты». В этот период петербургской жизни Лермонтова он написал последний, пятый, очерк «Демона» (первые четыре — 1829, 1830, 1831 и 1833 года), «Мцыри», «Сказку для детей», «Герой нашего времени»; стихотворения «Дума», «В минуту жизни трудную», «Три пальмы», «Дары Терека» и др. В день отъезда из Санкт-Петербурга Лермонтов был у Карамзиных; стоя у окна и любуясь тучами, плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое стихотворение «Тучки небесные, вечные странники». Когда он кончил читать его, передает очевидец, «глаза его были влажны от слез».

№ слайда 12 М. Ю. Лермонтов. «Вид Крестовой горы». 1838. «Тифлис на фоне гор» рисунок М. Ю.
Описание слайда:

М. Ю. Лермонтов. «Вид Крестовой горы». 1838. «Тифлис на фоне гор» рисунок М. Ю. Лермонтова Годы жизни на Кавказе «Приветствую тебя, Кавказ седой! Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы, просторы вечные природы…» (из поэмы «Измаил-бей») поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая он вместе с Тургеневым, Вяземским, Загоскиным и другими присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего «Мцыри». 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира командующего войсками Кавказской линии. В двух походах — в Малую и Большую Чечни — Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость». В половине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург.

№ слайда 13 Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Местом дуэли было выбрано подножие горы Маш
Описание слайда:

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Местом дуэли было выбрано подножие горы Машука. После выстрела Мартынова Лермонтов сразу упал замертво. По воспоминаниям секундантов и свидетелей Мартынов тотчас бросился к нему со словами: «Миша, прости меня!..». 17 июля состоялись похороны поэта на пятигорском кладбище. Пятигорск. Последняя дуэль Возвращаясь на Кавказ из отпуска, проведенного в Петербурге, весной 1841 г., Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к дуэли и гибели поэта. В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта. Последние дни На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. «Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы», сочли «неприличным и дерзким»; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об отсрочке, и ему разрешено было остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф, которого тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как Лермонтов. На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание свои изумительные по силе стихи: «Прощай немытая Россия». В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи — все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика — вспоминает князь А.И. Васильчиков, — жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью Лермонтовские места Пятигорска Многое в городе связано с именем М. Ю. Лермонтова, который провел здесь последние годы жизни. Сорок лет спустя на месте гибели поэта установили небольшую каменную пирамиду, в 1901 — временный памятник из гипса и дерева, а в 1915 — каменный обелиск с горельефом поэта. Другое памятное место — грот Лермонтова — естественная пещера, которую в 1851 декорировали архитекторы братья Бернардацци. В 60-ю годовщину гибели поэта была открыта Лермонтовская галерея, представляющая собой два павильона из стекла и металла. В ее стенах выступали такие известные деятели культуры, как Маяковский, Шаляпин, Ермолова, Собинов. Музей «Домик Лермонтова» представляет экспозицию, рассказывающую о последних днях жизни поэта, а также картины и иллюстрации художников к лермонтовским произведениям и рисунки самого поэта. В Пятигорске ежегодно проводятся Дни поэзии. Действует дом-музей Лермонтова. Со времен Лермонтова сохранились беседка-ротонда «Эолова арфа» на отроге горы Машук (1831) и оформленный дорическими колоннами грот Дианы (1830-31). Оба памятника сделаны по проекту братьев Бернардацци. В каменный пол беседки «Эолова арфа» был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами. Флюгер взаимодействовал со специальным устройством, касавшимся струн. Так, при малейшем ветерке рождались мелодичные звуки. Беседка упоминается в повести Лермонтова «Княжна Мери». Теперь «Эолова арфа» оборудована электромузыкальным инструментом. Грот Дианы — искусственная пещера, созданная в честь первого восхождения на Эльбрус экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами, рассказывающими об этом памятном событии, на русском и арабском языках.

№ слайда 14 ТАРХАНЫ. МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В январе 1842 года было разрешено выв
Описание слайда:

ТАРХАНЫ. МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В январе 1842 года было разрешено вывезти тело Лермонтова в Пензенское имение Тарханы, для погребения на фамильном кладбище. ˘ЕРМОНТОВО (до 1917 Тарханы), село в Российской Федерации, Пензенская обл. Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы» в бывшем поместье Е. А. Арсеньевой (урожденной Столыпиной), бабушки поэта. Могила М. Ю. Лермонтова (прах М. Ю. Лермонтова был перевезен из Пятигорска в Тарханы в 1842). Площадь музея-заповедника равняется 98,8 га. Музей открыт в 1939. В 1960 включен в список памятников истории и культуры республиканского значения; в 1969 преобразован в Государственный музей-заповедник; в 1995 отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В 1997 Указом президента музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В состав музея-заповедника входят: арсеньевская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала 19 в. (барский дом, усадебная церковь Марии Eгипетской, восстановленные людская и дом ключника, заповедный парк, три сада, четыре пруда, дубовая роща); фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых (часовня-усыпальница, где покоится прах М. Ю. Лермонтова, его матери, деда и бабушки; находящаяся рядом могила отца поэта; расположенная здесь же мемориальная церковь Михаила Архистратига, построенная при Лермонтове); усадьба Апалиха.

№ слайда 15 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ Стихи разных лет Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведо
Описание слайда:

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ Стихи разных лет Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто! Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. «В ней, по выражению Белинского, все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад». .

№ слайда 16 В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между
Описание слайда:

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" «Три пальмы» (Восточное сказание) августе 1839 года В.Г. Белинский писал А.А. Краевскому: «Стихотворение Лермонтова, «Три пальмы» чудесно, божественно. Боже мой! Какой роскошный талант! Право, в нем таится что-то великое...». Стихотворение написано около 150 лет тому назад, но в конце 20 века получило новое звучание — для современных школьников оно является уроком бережного отношения к природе. А Н.Г. Чернышевскому трагическая судьба пальм представлялась оправданной — ведь, сгорев в костре, они согрели ночью арабов-кочевников. Стихотворение даже приводится в качестве аргумента в современных политических спорах. К примеру, израильтяне охотно цитируют его, указывая, что Лермонтов выявил некоторые отрицательные черты менталитета арабов. Но последние утверждают, что Лермонтов ошибся — никогда араб не срубит живую пальму, тем более, в оазисе посреди пустыни. ТРИ ПАЛЬМЫ (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склоняйся под кущей зеленой. И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетни! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.        

№ слайда 17 И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков р
Описание слайда:

И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку.

№ слайда 18 Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины
Описание слайда:

Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетни! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетни! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.  

№ слайда 19 На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снего
Описание слайда:

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. «На севере диком…»

№ слайда 20 «ПАРУС» Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далеко
Описание слайда:

«ПАРУС» Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Пейзажно-символичное стихотворение «Парус» (1832) — своего рода предельное выражение романтического мироощущения и поэтики Лермонтова. Вместе с тем в нем содержится попытка переосмыслить с романтическим максимализмом поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни. Для стихотворения характерна резко подчеркнутая система повторов-контрастов, одновременных отождествлений и противопоставлений, их принципиальная смысловая однозначность, между которыми находится и от которых равно отталкивается субъект лирического высказывания.

№ слайда 21 Тучки небесные, вечные странники1 Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, б
Описание слайда:

Тучки небесные, вечные странники1 Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. ТУЧи

№ слайда 22 «утес» Ночевала тучка золотая На груди утеса великана; Утром в путь она умчалась
Описание слайда:

«утес» Ночевала тучка золотая На груди утеса великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Стихотворение «Утес» было написано поэтом в 1841. Как и многие стихотворения Лермонтова последних лет, оно представляет собой своего рода завершение отдельных мотивов, мелькающих в ранней лирике. Здесь действия, свойства и переживания человека перенесены на двух персонажей: «старый утес» и «золотую тучку». Темы утесов и туч эпизодично проходят через всю лирику поэта, служа при этом аллегорическими выражениями отдельных эмоций.

№ слайда 23 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников
Описание слайда:

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили ее на старинный лад, Мы певали ее под гуслярский звон И причитывали да присказывали. Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднес меду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое. Угощали нас три дни. три ночи И все слушали не наслушались. Полное название поэмы М.Ю. Лермонтова — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). Она написана в особом жанре. Лермонтов стремится приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом — семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».

№ слайда 24 Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель тв
Описание слайда:

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю. Казачья колыбельная В стихотворении «Казачья колыбельная песня», написанном в 1838, Лермонтов поэтизирует народную жизнь. Поэт настолько вживается в мир чувств биографически удаленного от него лирического персонажа, что говорит от его имени. В.Г. Белинский так писал об этом стихотворении: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте».

№ слайда 25 Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустын
Описание слайда:

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. «Выхожу один я на дорогу…»

№ слайда 26 сказка «Ашик-кериб»
Описание слайда:

сказка «Ашик-кериб»

№ слайда 27 Листок» Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою б
Описание слайда:

Листок» Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных", "На что мне тебя? - отвечает младая чинара, - Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара. Ты много видал - да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море".

№ слайда 28 И СКУЧНО И ГРУСТНО… И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной н
Описание слайда:

И СКУЧНО И ГРУСТНО… И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... И СКУЧНО И ГРУСТНО И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...

№ слайда 29 РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью? Не победит ее рассудок мой Ни слава
Описание слайда:

РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью? Не победит ее рассудок мой Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям, Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. РОДИНА   Люблю отчизну я, но странною любовью? Не победит ее рассудок мой Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям, Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

№ слайда 30 МОЛИТВА Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о
Описание слайда:

МОЛИТВА Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. МОЛИТВА   Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

№ слайда 31 КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА... Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шу
Описание слайда:

КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА... Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...   Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...

№ слайда 32 ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль
Описание слайда:

ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки глядят. Не слышно на нем капитана, Не видно матросов на нем; Но скалы, и тайные мели, И бури ему нипочем. Есть остров на том океане - Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт. Зарыт он без почестей бранных Врагами в сыпучий песок, Лежит на нем камень тяжелый, Чтоб встать он из гроба не мог. И в час его грустной кончины, В полночь, как свершается год, К высокому берегу тихо Воздушный корабль пристает. Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук. Скрестивши могучие руки, Главу опустивши на грудь, Идет и к рулю он садится И быстро пускается в путь.

№ слайда 33 Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника сына И
Описание слайда:

Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника сына И старую гвардию он. И только что землю родную Завидит во мраке ночном, Опять его сердце трепещет И очи пылают огнем. На берег большими шагами Он смело и прямо идет, Соратников громко он кличет И маршалов грозно зовет. Но спят усачи-гренадеры - В равнине, где Эльба шумит, Под снегом холодной России, Под знойным песком пирамид. И маршалы зова не слышат: Иные погибли в бою, Другие ему изменили И продали шпагу свою. И, топнув о землю ногою, Сердито он взад и вперед По тихому берегу ходит, И снова он громко зовет: Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию только себе. Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один – Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодной песок, Потом на корабль свой волшебный, Главу опустивши на грудь, Идет и, махнувши рукою, В обратный пускается путь.

Презентация по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов"
  • Русский язык и литература
Описание:

Лермонтов Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).


Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.


Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.


Эмилия, героиня драмы 'Испанцы' (В. Лопухина). Акварель Лермонтова Сушкова Е.А. Миниатюра неизвестного художника


Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.


Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.


Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.


Крестовая гора. М.Ю. Лермонтов
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.


С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".


В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).


Перестрелка в горах Дагестана. М.Ю. Лермонтов
В 1838-40 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.


Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).


Памятник на могиле М.Ю.Лермонтова В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).


Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Автор Байдакова Оксана Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 19153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓