Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов"

Презентация по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов"

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) П...
Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пр...
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно я...
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский ...
Воспоминание о Кавказе (март -апрель 1838). Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы»....
Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, ...
Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемно...
Домик в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни Пер...
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на...
 Спасибо за внимание!
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) През
Описание слайда:

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) Презентация ученика 9 «Б» класса Иванова Артёма

№ слайда 2 Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-проро
Описание слайда:

Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг Лермонт, был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. Своим шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». В юности Лермонтов ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой, эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы». Есть мнение, что непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в семи вёрстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским (на самом деле, хутор Михайловский был основан ещё до рождения внука Арсеньевой).

№ слайда 3 В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко
Описание слайда:

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. «Эльбрус при восходе солнца»

№ слайда 4 В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цик
Описание слайда:

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы.  Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. — Что́ ищет он в стране далекой? Что́ кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы! — он счастия не ищет И не от счастия бежит! — Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: — А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

№ слайда 5 Воспоминание о Кавказе (март -апрель 1838). Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Пр
Описание слайда:

Воспоминание о Кавказе (март -апрель 1838). Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину Кавказ занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу». Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа … вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас, да о небе…». Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Вспоминая, через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку свою: «Говорят, что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки».

№ слайда 6 Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пла
Описание слайда:

Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, Лермонтов мог бы стать настоящим художником. Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. Присущая Лермонтову мятежность, тревога звучит и в его пейзажной лирике, посвященной Кавказу. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

№ слайда 7 Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном ч
Описание слайда:

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. После возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы» В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума"), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт"; "Не верь себе"), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно..."), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича..."), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня"), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...") или человека, сохранившего детское мировосприятие .

№ слайда 8 Домик в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни Первое
Описание слайда:

Домик в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни Первое захоронение Место дуэли Лермонтова

№ слайда 9 Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на вс
Описание слайда:

Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу в семейный склеп села Тарханы.

№ слайда 10  Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Презентация по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов"
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация может быть использована в качестве демонстрационного материала для проведения уроков, посвященных творчеству и судьбе М.Ю.Лермонтова. Размещенные в ней рисунки и картины позволят учителю провести интегрированный урок с учителем изобразительного искусства. Данная работа содержит достаточно объемный теоретический материал и демонстрационный. Соизмеримость информации позволяет избежать перегрузки обучающихся и сохранить заинтересованность в материале.

Презентация составлена учеником 9 класса. Информация, помещенная в ней, является результатом работы с архивными материалами, с различными публикациями и дневниковыми записями. Презентация может быть использована в качестве демонстрационного материала для проведения уроков, посвященных творчеству и судьбе М.Ю.Лермонтова. Размещенные в ней рисунки и картины позволят учителю провести интегрированный урок с учителем изобразительного искусства

Автор Мара-Новик Ольга Николаевна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 758
Номер материала 6921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓