Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему

Презентация по литературе на тему

Стихосложение Русский народный стих – тонический Силлабический стих (XVII –XV...
Силлабическое стихосложение (слог) Симеон Полоцкий, Кантемир, Феофан Прокопов...
Силлабическое стихосложение (слог) Кантемир Уме недозрелый, плод недолгой нау...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) В основе чередование ударны...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Вольные стихи - стихи разно...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифма: Мужская Женская Дакт...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифмовка: Парная (смежная) ...
Определите организацию стиха: 	В чужбине свято наблюдаю 	Родной обычай старин...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Двустишие (дистих)...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Восьмистишие (окта...
Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Триолет (аб аа аб ...
Тоническое стихосложение (ударение) 	 	А й тут славныя богатырь святорусския ...
Тоническое стихосложение (ударение) 	В основе одинаковое число ритмических уд...
Трехсложник 	Зачем я не птица, не ворон степной, 	Пролетевший сейчас надо мно...
Анакруза – ритмический зачин, включающий в себя безударные слоги Клаузула – р...
Трехсложник с чередованием односложных и двусложных анакруз 	Зачем я не птиц...
Русский гекзаметр 	Древня размера стихом пою отцелюбного сына… 	В.К. Тредиак...
XX век 		Дольник 		Тактовик 		Акцентный стих 		Верлибр
XX век 		Дольник – размер, в котором стопу заменяет доля. 	 Икты (сильные сло...
Дольник 		Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое...
Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое чудо, 	...
Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое чудо, 	...
Тактовик Интервалы между иктами колеблются от одного до трех слогов (2/0) -1/...
Акцентный стих Ритмичность определяется только счетом ударных слогов, количес...
Акцентный стих 	Мадмуазель молчала, 					грохот наваливал 	на трактир, 				на...
Мадмуазель молчала, 					грохот наваливал 	на трактир, 				на потолок, 					...
Верлибр (свободный стих) Форма стиха, лишенная рифмы и упорядоченного ритма. ...
Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Вам, проживающим за оргие...
Определите стихотворный размер тонического стиха Если бы я был 	маленький, 	к...
Определите стихотворный размер тонического стиха Барка жизни встала На большо...
Определите стихотворный размер тонического стиха Она пришла с мороза, Раскрас...
В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болто...
1.Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом ...
14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16.Чтобы я читал ей вслух ...
1.Она пришла с мороза, Посмотрим: строка 1 — чистейший 3-стопный ямб. Более ...
строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. П...
Это лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой верлибр с...
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ...
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на ч...
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ...
Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Армия пролетариев, встань...
1 из 41

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Стихосложение Русский народный стих – тонический Силлабический стих (XVII –XVIII
Описание слайда:

Стихосложение Русский народный стих – тонический Силлабический стих (XVII –XVIII вв.) Силлабо-тонический (от реформы Ломоносова и Тредиаковского в 18 веке до конца 19 века) XX век – силлабо-тонический стих и тонический

№ слайда 2 Силлабическое стихосложение (слог) Симеон Полоцкий, Кантемир, Феофан Прокопович
Описание слайда:

Силлабическое стихосложение (слог) Симеон Полоцкий, Кантемир, Феофан Прокопович В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке (11-13), с отчетливым ударением в середине строки (6-7 слог) перед цезурой (паузой) и на предпоследнем слоге.

№ слайда 3 Силлабическое стихосложение (слог) Кантемир Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Описание слайда:

Силлабическое стихосложение (слог) Кантемир Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

№ слайда 4 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) В основе чередование ударных и
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) В основе чередование ударных и безударных слогов Двусложные метры: |--| хорей |--| ямб Трехсложные метры: |---| дактиль |---| амфибрахий |---| анапест

№ слайда 5 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Вольные стихи - стихи разной д
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Вольные стихи - стихи разной длины чередуются неупорядоченно Пиррихий – облегченная стопа Спондей – утяжеленная стопа Усеченная стопа (один ударный слог, или ударный + безударный) Удлиненная стопа (безударные)

№ слайда 6 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифма: Мужская Женская Дактили
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифма: Мужская Женская Дактилическая Гипердактилическая

№ слайда 7 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифмовка: Парная (смежная) Пер
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Рифмовка: Парная (смежная) Перекрестная Кольцевая (опоясывающая)

№ слайда 8 Определите организацию стиха: 	В чужбине свято наблюдаю 	Родной обычай старины:
Описание слайда:

Определите организацию стиха: В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

№ слайда 9 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Двустишие (дистих) Тр
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Строфа: Двустишие (дистих) Трехстишие (терцет, терцина) Четверостишие (катрен) Пятистишие (одна рифма удвоена) Шестистишие (секстина) Семистишие (септима)

№ слайда 10 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Восьмистишие (октава
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Строфа: Восьмистишие (октава – абабабвв) Девятистишие (нона) Десятистишие (децима, одическая строфа)

№ слайда 11 Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) 	Строфа: Триолет (аб аа аб аб)
Описание слайда:

Силлабо-тоническое стихосложение (слог, ударение) Строфа: Триолет (аб аа аб аб) Сонет: итальянский (абаб+абаб+ вгв+ гвг) французский (абба +абба+ввг+ддг) английский (абаб+абаб+вгвг+дд) Онегинская строфа (14-стишие абабввггдееджж)

№ слайда 12 Тоническое стихосложение (ударение) 	 	А й тут славныя богатырь святорусския А й
Описание слайда:

Тоническое стихосложение (ударение) А й тут славныя богатырь святорусския А й Самсон-то ведь Самойлович Пробудился-то Самсон от крепка сна, Пораскинул свои очи ясные - Да как снята крыша со бела шатра, Пролетела стрелка по белой груди. Она царапинку сделала да по белой груди. Й он скорёшенько стал на резвы ноги.

№ слайда 13 Тоническое стихосложение (ударение) 	В основе одинаковое число ритмических ударе
Описание слайда:

Тоническое стихосложение (ударение) В основе одинаковое число ритмических ударений независимо от числа слогов в строке и количества безударных между ударениями XIX век: Трехсложник (с переменной анакрузой) Русский гекзаметр

№ слайда 14 Трехсложник 	Зачем я не птица, не ворон степной, 	Пролетевший сейчас надо мной?
Описание слайда:

Трехсложник Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? (М.Ю.Лермонтов)

№ слайда 15 Анакруза – ритмический зачин, включающий в себя безударные слоги Клаузула – ритм
Описание слайда:

Анакруза – ритмический зачин, включающий в себя безударные слоги Клаузула – ритмическая концовка, включающая в себя безударные слоги

№ слайда 16 Трехсложник с чередованием односложных и двусложных анакруз 	Зачем я не птица,
Описание слайда:

Трехсложник с чередованием односложных и двусложных анакруз Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? (М.Ю.Лермонтов)

№ слайда 17 Русский гекзаметр 	Древня размера стихом пою отцелюбного сына… 	В.К. Тредиаковс
Описание слайда:

Русский гекзаметр Древня размера стихом пою отцелюбного сына… В.К. Тредиаковский («дактилохореический витязь» -Радищев)

№ слайда 18 XX век 		Дольник 		Тактовик 		Акцентный стих 		Верлибр
Описание слайда:

XX век Дольник Тактовик Акцентный стих Верлибр

№ слайда 19 XX век 		Дольник – размер, в котором стопу заменяет доля. 	 Икты (сильные слоги)
Описание слайда:

XX век Дольник – размер, в котором стопу заменяет доля. Икты (сильные слоги) Интервалы между иктами колеблются от одного до двух слогов (2/0)-2/1- 2/1 –(2/0)

№ слайда 20 Дольник 		Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое чу
Описание слайда:

Дольник Его встречали повсюду На улицах в сонные дни. Он шел и нес свое чудо, Спотыкаясь в морозной тени. А. Блок

№ слайда 21 Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое чудо, 		Сп
Описание слайда:

Его встречали повсюду На улицах в сонные дни. Он шел и нес свое чудо, Спотыкаясь в морозной тени.

№ слайда 22 Его встречали повсюду 		На улицах в сонные дни. 		Он шел и нес свое чудо, 		Сп
Описание слайда:

Его встречали повсюду На улицах в сонные дни. Он шел и нес свое чудо, Спотыкаясь в морозной тени. 2-2-1-1 1-1-2-1- 1-2-1-1-1-1 1-1-1-2- 3-иктный дольник с переменными анакрузами и клаузулами, перекрестная рифмовка с ж. и м. рифмами. Интервалы между иктами переменны (1-2)

№ слайда 23 Тактовик Интервалы между иктами колеблются от одного до трех слогов (2/0) -1/3-1
Описание слайда:

Тактовик Интервалы между иктами колеблются от одного до трех слогов (2/0) -1/3-1/3 –(2/0) Эти слезы листвы упоенной Где сквозится лазурная муть Лепестки, что раскрыты удивленно, Испуганно даже чуть-чуть (И.Сельвинский)

№ слайда 24 Акцентный стих Ритмичность определяется только счетом ударных слогов, количество
Описание слайда:

Акцентный стих Ритмичность определяется только счетом ударных слогов, количество безударных между ними неопределенно. X-X-X-X-X (X – от 0 до 8) Единица ритма – слово(2-ударные, 3-ударные, 4-ударные, неравноударные)

№ слайда 25 Акцентный стих 	Мадмуазель молчала, 					грохот наваливал 	на трактир, 				на по
Описание слайда:

Акцентный стих Мадмуазель молчала, грохот наваливал на трактир, на потолок, на нас. Это, кружа веселье карнавалово, весь в парижанках гудел Монпарнас.

№ слайда 26 Мадмуазель молчала, 					грохот наваливал 	на трактир, 				на потолок, 						на
Описание слайда:

Мадмуазель молчала, грохот наваливал на трактир, на потолок, на нас. Это, кружа веселье карнавалово, весь в парижанках гудел Монпарнас. 3-1-1-2-2 неравноударное, с дактилической 2-3-1- и мужской рифмой -2-1-3-2 с перекрестной рифмовкой -2-2-2-

№ слайда 27 Верлибр (свободный стих) Форма стиха, лишенная рифмы и упорядоченного ритма. Ест
Описание слайда:

Верлибр (свободный стих) Форма стиха, лишенная рифмы и упорядоченного ритма. Есть только один признак стихотворной речи – разделенность текста на ограниченные поэтом строчки Читатели третьего тысячелетия Откроют повесть С тем же отрешенным вниманием С каким мы Рассматриваем евангельские сюжеты Мастеров Возрождения (Д. Самойлов)

№ слайда 28 Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Вам, проживающим за оргией о
Описание слайда:

Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..

№ слайда 29 Определите стихотворный размер тонического стиха Если бы я был 	маленький, 	как
Описание слайда:

Определите стихотворный размер тонического стиха Если бы я был маленький, как океан,- на цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы. Где любимую найти мне, Такую, как и я? Такая не уместилась бы в крохотное небо!

№ слайда 30 Определите стихотворный размер тонического стиха Барка жизни встала На большой м
Описание слайда:

Определите стихотворный размер тонического стиха Барка жизни встала На большой мели. Громкий крик рабочих Слышен издали. Песни и тревога На пустой реке. Входит кто-то сильный В сером армяке.

№ слайда 31 Определите стихотворный размер тонического стиха Она пришла с мороза, Раскраснев
Описание слайда:

Определите стихотворный размер тонического стиха Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.

№ слайда 32 В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовне
Описание слайда:

В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовней или И совсем неуважительной к занятиям болтовней — и кроется стиховая суть верлибра

№ слайда 33 1.Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воз
Описание слайда:

1.Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воздуха и духов, 5. Звонким голосом 6. И совсем неуважительной к занятиям 7. Болтовней. 8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места. 13. Все это было немножко досадно

№ слайда 34 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16.Чтобы я читал ей вслух «Ма
Описание слайда:

14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16.Чтобы я читал ей вслух «Макбета». 17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей. 24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески.

№ слайда 35 1.Она пришла с мороза, Посмотрим: строка 1 — чистейший 3-стопный ямб. Более тог
Описание слайда:

1.Она пришла с мороза, Посмотрим: строка 1 — чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из стихов «второго тома»: Она пришла с заката. Был плащ ее заколот Цветком нездешних стран. Звала меня куда-то В бесцельный зимний холод И в северный туман. Разбираемое стихотворение находится в начале «третьего тома». Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, над Прекрасной Дамой;

№ слайда 36 строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Перв
Описание слайда:

строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет в русской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую от стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» — «динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни» Теперь сравним строку 16 с лермонтовскими стихами: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Вновь метрическая цитата (Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным) 5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них «Макбет», разумеется: Земля, как и вода, имеет пары. И это были пузыри земли.

№ слайда 37 Это лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой верлибр сост
Описание слайда:

Это лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой верлибр состоит из строк, соответствующих, «омонимичных» различным стихотворным размерам, — в этом суть верлибра как системы систем. У Борхеса в рассказе «Утопия усталого человека» есть следующий пассаж: «- Это цитата? — спросил я его. — Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык — система цитат». Система цитат — интертекст , определяющее понятие поэтики модернизма и постмодернизма . Вот почему верлибр стал символом поэзии ХХ в.

№ слайда 38 Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, уше
Описание слайда:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

№ слайда 39 И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужб
Описание слайда:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

№ слайда 40 Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, уше
Описание слайда:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

№ слайда 41 Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Армия пролетариев, встань ст
Описание слайда:

Определите стихотворный размер тонического стиха 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это - единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия:

Презентация по литературе на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация "Особенности русского стихосложения" показывает историю развития русского стихосложения, особенности силлабического, силлабо-тонического ( двусложные метры - ямб, хорей, трехсложные метры - дактиль, амфибрахий, анапест, рифма, особенности рифмовки, вольный стих, виды строф, пиррихий, спондей) , тонического стихосложения ( трехсложник, русский гекзаметр, дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр)  с примерами текстов, авторами, пользующимися той или иной системой, схемами определения организации стиха, заданиями для самостоятельной работы. 

Автор Бекурина Галина Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 444
Номер материала 30902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓